Коленченко Е.М. Техкарта урока "Деятельность. Предпринимательство"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Коленченко Елена Миргасимовна

Урок способствует ориентации на профессиональное самоопределение в условиях сельского поселения и с учетом требований регионального рынка труда, современной экономической ситуации, ориентирует на  предпринимательство  через проектную деятельность, способствует развитию личностных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коленченко Е.М. МАОУ «Гимназия№1»

  1. Тема урока. Многообразие деятельности человека. Предпринимательство. 2ч.

        

2.

Место урока: в системе уроков;  в системе профориентационной работы

1.Урок закрепления, углубления и практического применения знаний  раздела 3 «Деятельность как способ существования людей»  курса обществознания. 10 кл.  Межпредметные связи с   экономикой и правом. УМК Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. Профильный уровень .10-11кл. М., Просвещение.

2.Коррекция профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со своими способностями и возможностям, требованиями и особенностями регионального  рынка труда; получение знания о возможностях для самореализации в разных видах деятельности, условиях достижения жизненного успеха; оценка готовности к избранной деятельности.

3.

Профессиональные ориентиры

Урок способствует ориентации на профессиональное самоопределение в условиях сельского поселения и с учетом требований регионального рынка труда, современной экономической ситуации, ориентирует на  предпринимательство  

4.

Цель и задачи авторского урока

Цели:

-   закрепить,  углубить  и практически применить  знания  в новых условиях по теме «Деятельность. Предпринимательство», способствовать осознанному профессиональному выбору, ответственности, формированию конкурентноспособной жизненной позиции.

Задачи:

-    привлечь внимание и исследовать  предпринимательскую деятельность  и качества предпринимателя и представить в форме проектного продукта.

-     показать значение обществоведческих знаний в профессиональном самоопределении, развивать возможности их применения в жизни, в самообразовании

-     повышать мотивацию к учению, способствовать осознанию своих качеств и приобретения необходимых для будущей профессии,

-    формировать умения анализировать и оценивать моральные и экономические проблемы предпринимательской деятельности, свои возможности и перспективы

 

5.

Ключевые тематические акценты авторского урока

Деятельность – форма активности человека, направленная на получение продукта или результата, в ходе которой происходит изменение внешней среды и самого человека. Деятельность разнообразна. Особую роль в жизни человека и общества играет трудовая деятельность. Мотивы деятельности. Роль образования, квалификации и профессионализма в будущей профессии. Большая Россия и малая Родина. Предпринимательство, его формы и виды. Правовые основы предпринимательства. Цели и возможности предпринимательства. Предпринимательские идеи. Основные черты предпринимателя. Предпринимательство и стартап.

6.

 Используемые приемы, методы, образовательные технологии

Проблемное, личностно-ориентированное, дифференцированное обучение.

Проектная технология.

Мозговая атака, диспут, деловая игра, кейс-технология, компьютерные технологии;

Метод эвристических вопросов; метод активного диалога, прием создания проблемных ситуаций.

7.

Развитие ключевых компетенций учащихся

Познавательные  - овладение навыками познавательной рефлексии, формирование умения использовать средства ИКТ в решении познавательных задач.

Регулятивные – самостоятельно формулировать тему и цель занятия, совершенствовать навыки самоконтроля и рефлексии  

Социальные: выполнение разных социальных ролей

Коммуникативные – отработка умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами, формирование  умения использовать средства ИКТ в решении познавательных, коммуникативных и организационных задач.

Предметные – углубить знания о деятельности,  о предпринимательстве на практической основе.

Ценностно - смысловые: формирование гражданского патриотизма.

Компетенции личностного самосовершенствования, осмысление: развитие личных качеств в ходе  работы в группе, дискуссии.

8.

Предполагаемые результаты

Продуктивное усвоение  знаний, анализ фактов, информации, умение применять знания на практике, формулирование собственного мнения, творческий подход к учебному материалу и решению учебных задач, проявление своей индивидуальности.

Формирование профессионально-значимых качеств, ценностно-смысловых компетенций.

Реальная социализация учащихся через интерес к будущей профессии.

Развитие способностей к жизненной и профессиональной социализации.

9.

Содержательная часть

Предварительная подготовка к уроку:

1.Задание группам учеников: а) анкетирование учащихся 9-11 классов об образовательном и профессиональном самоопределении  и презентация результатов социологического опроса;

б) создание презентации «Моя малая Родина - Мулино: достижения и проблемы»

2.Домашнее задание:  повторить темы «Деятельность», «Предпринимательство», «Правовые основы предпринимательства» в соответствующих главах курсов «Обществознания»,  «Экономики», «Права».

3.Подобрать материал из Интернета о предпринимателях, о местных предпринимателях, чьи идеи успешно реализованы.

Структурный план  урока.

1.Мобилизующий этап урока – включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность.

Учитель: Ребята, что у меня в руках?  Орешек  знаний – эмблема наших уроков. Чтоб расколоть его сегодня, мы будем истину искать.

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу  спускался хозяин таверны: вот ты гордишься своими учениками, Сократ,  но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, а я веду их вверх, к вершинам.» Вот и мы с вами сегодня поднимемся еще на  одну ступеньку вверх.

2.Мотивационный этап:  создание учебной ситуации, с помощью которой определить учебные действия на уроке.

1.Выступление 1 группы с презентацией результатов социологического опроса.  2. Выступление 2 группы с презентацией  мини-проекта «Моя малая Родина – Мулино: достижения и проблемы» 3. Эвристический  диалог с учениками: 1)Какие выводы мы можем сделать из анализа соцопроса?  2)Какие проблемы нашего поселения вы считаете самыми актуальными сегодня?  3).Как вы думаете, кто должен их решать? 4).Какая проблема актуальна лично для вас сегодня? Какие ваши образовательные планы? Профессиональные ориентиры?  5). А кто должен дать работу и сделать людей обеспеченными? Государство? Местные предприниматели? 6)какую проблему вы видите?  ( ответы: мы любим Мулино, есть много хорошего  (природа, красота, родные и т д. Но нет практически возможностей для дальнейшего качественного образования, получения интересной профессии, найти работу, которая бы удовлетворяла материальные и личностные потребности.)

Выделение проблемы и целеполагание:  давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.  Проблема:  некоторые выпускники хотели бы остаться в родном поселении, но не видят условий для профессионального выбора.   Цель урока выяснить, есть ли в нашем поселении возможности для предпринимательства. Что мы должны вспомнить? Узнать? Научиться?

3.Информационно-деятельностный этап.

1)Активный диалог, используя  презентацию, раздаточный материал, задания 25, 27 ЕГЭ по обществознанию, отработка понятий : деятельность и ее виды, мотивы и потребности, образование, профессия, квалификация, профессионализм, предпринимательство, его формы и виды, правовые основы предпринимательства Самопроверка, рефлексия, сверяясь с презентацией.

4.Этап деятельности и коммуникации, исследование и решение проблемы с помощью проектной технологии.

Ученики делятся на группы и приступают к работе над минипроектами, результаты представляют на всеобщее обсуждение.

 1группа: Предпринимательская деятельность привлекательна для многих молодых людей. Но нет такой профессии «успешный бизнесмен». Дайте оценку  деятельности  предпринимателей нашего поселения : успешна, неуспешна. Что помогло им добиться успеха. Выделите главные черты, которыми должен обладать успешный предприниматель? Какими из них обладаете вы?  Проект   «Черты и качества современного предпринимателя»:

           целеустремлённость

  • изобретательность
  • упорство и настойчивость в достижении поставленной цели
  • нацеленность на успех и получение прибыли
  • понимание своих сильных и слабых сторон
  • аналитический склад ума
  • полная уверенность в своем бизнесе
  • способность своим примером увлечь за собой других
  • практичность
  • внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе
  • стремление постоянно развивать своё дело
  • готовность пойти на риск

Среди личностных качеств можно выделить шесть наиболее важных:

  • самостоятельность
  • амбициозность
  • настойчивость
  • трудолюбие
  • стойкость
  • ответственность)

2группа. Проект «Кодекс современного предпринимателя».

Современные предприниматели большой любовью в народе не пользуются. В какой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успеху других. Но во многом для таких отзывов есть основания: некоторые предприниматели часто ведут свое дело, используя нечестные методы. В связи с этим интересно обратиться к опыту «старых предпринимателей» - тех, кто строил капитализм до 1917 года.  «Семь принципов ведения дел в России» - документ, выработанный промышленниками в 1912 году. Изучите документ и на его основе выработайте кодекс современного российского предпринимателя.

Ответы:( Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок.

  1. Будь честен и правдив – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.
  2. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский промышленник обязан трудиться на благо Отчизны.
  3. Люби и уважай человека – подобное отношение со стороны предпринимателя рождает ответное чувство. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждающая людей проявить себя во всем блеске.
  4. Будь верен своему слову. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
  5. Живи по средствам, всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.
  6. Будь целеустремлен. Предпринимателю как воздух нужна ясная цель. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не заменит моральные ценности.)

   3группа: Проект «Предпринимательские идеи сегодня» ( представление бизнес-идеи «Школьная фирма «Досуговый клуб для родителей»).

5.Рефлексия.1) Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности  ( соотнесения со своими возможностями) 2) заполнить таблицу «Плюс-минус-интересно».  В графу ««плюс» - запишите все, что понравилось вам на уроке, может быть полезны вам.В графу - «минус» - запишите все, что не понравилось, осталось непонятным, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу  - «интересно» - запишите, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  6.Итоги и домашнее задание

Учитель: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь. К сожалению, не всем удаётся достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что профессиональные, личные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учёта своих способностей и возможностей, которые находятся совсем рядом. Предпринимательская деятельность – один из интересных вариантов.

Д.З.:        (по выбору)

1.Разработать бизнес-идеи  для нашего сельского поселения.

2.Информационный проект « Стартап!?!? Отличия  от предпринимательства.»

3.Информационный проект  «Меры поддержки малого предпринимательства в сельской местности в Нижегородском крае» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коленченко Е.М. Экологические проекты на уроках обществознания.

Представлен практический опыт организации проектной деятельности учащихся на уроках и внеурочное время....

Техкарта урока обществознания "Образ жизни подростка" 7 класс Коленченко Е.М.

Урок посвящен важной  для социализации, самоопределения и самовоспитания учащихся теме.  Особенностью урока является повышенный интерес и мотивация урока, интеграция с историей. Находкой...

Коленченко Е.М. Алгоритм деятельности учителя истории в условиях нового культурно-исторического стандарта

Представлен алгоритм деятельности учителя в новых условиях, основанный на практическом опыте...

Проект "Победа" МАОУ "Гимназия №1" Коленченко Е.М.

Проект посвящен актуальной теме 75 летию великой Победы советского народа в ВОВ...

Коленченко Е.М. Диагностика "Навыки 21 века"

Эта диагностика направлена на определение учащимися 9-11классов понимания главных компетенций 21в, способности выделить определяющие для них навыки, продиагностировать уровень важных для себя компетен...

Коленченко Е.М. Проблемная ситуация на уроках истории

Предлагаются приемы создания проблемных ситуаций на уроке истории, которые подведут учащихся к необходимости решить проблему с помощью проектов на примере темы "Движение декабристов....