Структура и содержание ЕГЭ по обществознанию 2020
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Калачев Роман Владимирович

В презентации представлен анализ структуры и содержания КИМ ЕГЭ по Обществознанию в 2020 году. Приведены примеры возможных ответов. Материал составлен на основе открытых данных ФИПИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обществознание 2020

Демонстрационный вариант (по материалам демоверсии ФИПИ)

        Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом.

        Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. При выполнении заданий 4-9, 11, 13-20 с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл.

        На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

        Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ записывается в соответствии с приведенными в КИМе образцами без пробелов, запятых, и других дополнительных символов.

        Задания части 2 (21-29) требуют полного ответа (привести цитату из текста; дать объяснение, описание или обоснование; подтвердить/опровергнуть теоретическое положение на абстрактном или конкретном примере; высказать и аргументировать собственное мнение).

Часть 1.

№1. Запишите слово (словосочетание), пропущенное в таблице.

Форма духовной культуры

Характеристика

Религия

Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное

Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости.

Ответ:______________________________.

№2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Прибыль, доход (факторный доход), зарплата, процент, рента.

Ответ:______________________________.

№3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают формы политического участия граждан.

1) выборы; 2) регистрация юридического лица; 3) уплата налогов; 4) обращение в органы государственной власти; 5) референдум; 6) членство в политической партии.

Найдите два термина, «выпадающих» (т.е., не соответствующих условиям задания) из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ:______________________________.

№4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2. Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3. Человек наследует моральные ценности и нормы.

4. Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5. Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Ответ:______________________________.

№5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) развитие высоких технологий

1) традиционное (аграрное)

Б) механизация промышленного производства

2) индустриальное

В) выдвижение на первый план сферы услуг

3) информационное (постиндустриальное)

Г) натуральный характер хозяйства

Д) общинный уклад, коллективизм

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

№6. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. увеличение количества учебных предметов

2. сокращение времени изучения естественных наук

3. ориентация на интересы и склонности ученика

4. применение технологий, сберегающих здоровье

5. уделение особого внимания нравственному воспитанию

6. компьютеризация образовательного процесса

Ответ:______________________________.

№7. Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

2. Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.

3. Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4. Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Ответ:______________________________.

№8. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Виды издержек

А) оклады администрации

1) постоянные

Б) сдельная оплата труда рабочих

2) переменные

В) арендная плата за помещение

Г) приобретение сырья

Д) проценты по кредитам

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

№9. Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. привлечение кредитов

2. налоговые отчисления

3. повышение производительности труда

4. прибыль от реализации продукции предприятия

5. совершенствование производственных технологий

6. выпуск и размещение акций предприятия

Ответ:______________________________.

№10. На графике изображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. увеличение количества производителей автомобилей

2. снижение возраста получения водительского удостоверения

3. снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей

4. рост тарифов на электроэнергию

5. повышение процентов по автокредитам

Ответ:______________________________.

№11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

2. Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

3. Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.

4. Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

5. Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

Ответ:______________________________.

№12. Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.

2. Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.

3. Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.

4. Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5. Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Ответ:______________________________.

№13. Выберите верные суждения о функциях политической партии в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политические партии участвуют в организации, подготовке и проведении парламентских выборов.

2. Политические партии участвуют в судопроизводстве.

3. Политические партии мобилизуют граждан на осуществление политических действий.

4. Политические партии участвуют в формировании правоохранительных органов.

5. Политические партии проводят организационные мероприятия среди партийного актива.

Ответ:______________________________.

№14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

1) Президент РФ

Б) управление федеральной собственностью

2) Совет Федерации

В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации

3) Государственная Дума

Г) разработка федерального бюджета

4) Правительство РФ

Д) осуществление помилования

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

№15. Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.

Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе

2. двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов

3. включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией

4. действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции

5. наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан

6. политический плюрализм

Ответ:______________________________.

№16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. указание своей национальности

2. сохранение исторического и культурного наследия

3. участие в выборах органов власти

4. уплата налогов

5. свободное распоряжение своими способностями к труду

Ответ:______________________________.

№17. Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.

2. Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.

3. Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

4. Гражданское право относят к частному праву.

5. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.

Ответ:______________________________.

№18. Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Действия

Элементы статуса налогоплательщика

А) требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны

1) права

Б) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

2) обязанности

В) уплачивать законно установленные налоги и сборы

Г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах

Д) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

№19. Автомеханик Иван нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Иван должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. паспорт гражданина РФ

4. налоговое уведомление

5. диплом о профильном образовании

6. выписку из финансово-лицевого счёта

Ответ:______________________________.

№20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

        

        «Мотивом __________ (А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________ (Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________ (В), социальной группы, общества в целом.

        __________ (Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________ (Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) потребность

2) деятельность

3) природа

4) социальный

5) естественный

6) подлинный (разумный)

7) индивидуальность

8) индивид

9) идеальный (духовный)

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

        (21)Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно и нам было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты… Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются… профессиональные организации…

        Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. (21)Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие учёные, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актёры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоёв, достигших ещё более высоких социальных позиций.

        Среди 829 британских гениев, исследованных X. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих, поднявшимися до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу… В США из 1000 писателей, по крайней мере, 187 достигли известности благодаря этому каналу. 4% наиболее известных учёных России (академиков), достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды.

        Здесь должна быть упомянута печать, особенно газеты, как специфический вид профессиональных институтов, как важный канал вертикальной циркуляции. В настоящее время роль прессы в этом отношении значительно увеличилась. (22)Она может обеспечить, по крайней мере, на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности либо разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Прямо или косвенно она выполняет громадную роль «социального лифта». «Известность» – это то, без чего сейчас быстрое продвижение чрезвычайно затруднено. Она приносит славу часто на пустом месте, она открывает или губит талант, она может «преобразовать» средние способности в гениальные, может она и задушить истинного гения. Поэтому те социальные группы, которые контролируют прессу, играют большую роль в социальной циркуляции, ибо она представляет собой один из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции.

(П.А. Сорокин)

21. Как автор характеризует вертикальную социальную мобильность? Какой фактор является, по мнению автора, определяющим для продвижения по социальной лестнице посредством профессиональных организаций?

22. Почему автор рассматривает прессу как важный канал мобильности? Предположите, почему автор называет прессу «одним из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции».

23. Назовите любые три канала социальной мобильности, не упомянутые в тексте, и проиллюстрируйте применительно к современному обществу возможность перемещения индивида посредством каждого из них (сначала укажите канал, затем приведите соответствующий пример).

24. Общества различаются по характеру и типам социальной мобильности. Используя обществоведческие знания, укажите два возможных общественных фактора и один личностный фактор, препятствующий росту социальной мобильности.

25. Используя обществоведческие знания,

1. раскройте смысл понятия «истина»;

2. Составьте два предложения:

- одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины;

- одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

26. Назовите три любые характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.

27. 17-летний Антон был принят на работу по трудовому договору после медицинского освидетельствования без испытательного срока на следующих условиях: рабочий день – с 16.00 до 23.00; продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 31 календарный день, отпуск можно использовать только по истечении шести месяцев непрерывной работы; выплата заработной платы пропорционально отработанному времени; в случае необходимости возможна служебная командировка.

Какие три нарушения были допущены работодателем при составлении трудового договора? Приведите свои объяснения по каждому из нарушений.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Конкуренция в рыночной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ 2020 Структура и анализ содержания КИМ ЕГЭ по обществознанию 2020 (ПО МАТЕРИАЛАМ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИПИ). Подготовил: Учитель обществознания ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» Калачев Роман Владимирович

Слайд 2

Содержание: Структура и анализ содержания КИМ ЕГЭ по обществознанию 2020; Требования к содержанию и оформлению ответов второй (письменной) части ЕГЭ по обществознанию .

Слайд 3

Анализ содержания КИМ ЕГЭ по обществознанию 2020. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий . Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. Задания 1-3, 10, 12, 16 оцениваются 1 баллом. Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-15, 17-20 оценивается 2 баллами. При выполнение заданий 4-9, 11, 13-15, 17-20 с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл . Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ записывается в соответствии с приведенными в КИМе образцами без пробелов, запятых, и других дополнительных символов. Задания части 2 (21-29) требуют полного ответа (привести цитату из текста; дать объяснение, описание или обоснование; подтвердить/опровергнуть теоретическое положение на абстрактном или конкретном примере; высказать и аргументировать собственное мнение ). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 64 .

Слайд 4

Часть 2. Задания 21-29. Задания 21-24 (мини - тест) Каждый вариант КИМ включает фрагмент источника (носителя социальной информации) общим объемом авторского текста порядка 250-230 слов. Первые два вопроса-задания (21, 22) оцениваются от 0 до 2 баллов, два последующих (23, 24) – от 0 до 3 баллов. Таким образом, за полное правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом экзаменуемый может получить 10 баллов.

Слайд 5

Задания 21-24 (мини-текст) 21. Как автор характеризует вертикальную социальную мобильность? Какой фактор является, по мнению автора, определяющим для продвижения по социальной лестнице посредством профессиональных организаций? 22. Почему автор рассматривает прессу как важный канал мобильности? Предположите, почему автор называет прессу «одним из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции ». 23. Назовите любые три канала социальной мобильности, не упомянутые в тексте, и проиллюстрируйте применительно к современному обществу возможность перемещения индивида посредством каждого из них (сначала укажите канал, затем приведите соответствующий пример). 24. Общества различаются по характеру и типам социальной мобильности. Используя обществоведческие знания, укажите два возможных общественных фактора и один личностный фактор, препятствующий росту социальной мобильности .

Слайд 6

Задание 21. Задание 21 – первое задание к тексту. Задание базового уровня проверяет умение осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.

Слайд 7

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В правильном ответе должны быть следующие элементы : 1) ответ на первый вопрос : возможность «перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой»; 2) ответ на второй вопрос : наличие / обнаружение соответствующих способностей вне зависимости от социального статуса. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста Правильно даны ответы на два вопроса 2 Правильно дан ответ на один любой вопрос 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2

Слайд 8

Правильно даны ответы на два вопроса. Присвоен максимальный балл (2 балла).

Слайд 9

Правильно дан ответ на второй вопрос . Ответ оценен в 1 балл.

Слайд 10

Задание 22. Задание 22 – второе задание к тексту. Задание базового уровня проверяет умения осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, а также объяснят ь внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Первая часть задания направлена преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Вторая часть задания требует применения имеющейся в тексте информации в заданном контексте (например, объяснить/раскрыть смысл какой-то фразы или понятия из текста, привести пример, не указанный в тексте признак и т.п.)

Слайд 11

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В правильном ответе должны быть следующие элементы : 1) ответ на вопрос : пресса может обеспечить, по крайней мере, на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности либо разрушить карьеру человеку незаурядных способностей; (Ответ на первый вопрос может быть представлен в виде цитаты или пересказа третьего предложения последнего абзаца.) 2) предположение , например: быстрое продвижение информации нередко сопровождается полемикой и скандалами. (Может быть высказано другое предположение.) Правильно дан ответ на вопрос, высказано предположение 2 Правильно дан только ответ на вопрос. ИЛИ Высказано только предположение 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2

Слайд 12

Правильно дан ответ на вопрос, высказано предположение . Ответ оценен в два балла.

Слайд 13

Правильно дан только ответ на вопрос . Выставленный балл – 1.

Слайд 14

Задание 23. Задание 23 – третье задание к тексту. Задание высокого уровня проверяет умения объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания.

Слайд 15

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие каналы социальной мобильности : 1) бизнес: начинающий дизайнер Н., открыв индивидуальное предприятие, занимающееся изготовлением печатной продукции, за несколько лет расширил производство, стал руководителем фирмы «Полиграф» и достиг более высокого экономического положения; 2) образование: сотрудница банка Л., успешно завершив обучение в магистратуре, была переведена на более высокую должность; 3) армия: гражданин В., начавший службу по контракту, был рекомендован командованием части к обучению в военном училище, после окончания которого В. получил офицерское звание и возможность дальнейшего продвижения по службе. Могут быть названы другие каналы, приведены другие примеры Правильно названы и проиллюстрированы любые три канала, не упомянутые в тексте 3 Правильно названы два-три канала, два из которых проиллюстрированы 2 Правильно названы один–три канала, один из которых проиллюстрирован 1 Правильно названы только один-три канала. ИЛИ Приведены только один-три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3

Слайд 16

Правильно названы и проиллюстрированы три канала, не упомянутые в тексте . За задание присвоен максимальный балл.

Слайд 17

Правильно названы и проиллюстрированы два канала, не упомянутые в тексте . 2 балла.

Слайд 18

Задание 24. Задание 24 – четвёртое задание к тексту. Задание высокого уровня проверяет умения объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

Слайд 19

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В правильном ответе должны быть следующие элементы : 1) два общественных фактора , допустим: – законодательное закрепление привилегий и повинностей; – отсутствие социальных лифтов; 2) один личностный фактор , допустим: боязнь перемен в жизни. Могут быть указаны другие факторы Правильно указаны три фактора 3 Правильно указаны два фактора 2 Правильно указан один фактор 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3

Слайд 20

Правильно указаны три фактора . 3 балла.

Слайд 21

Правильно указаны два фактора . 2 балла.

Слайд 22

Задание 25. Это задание высокого уровня , которое требует раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о различных аспектах общественного явления, обобщенного в данном понятии. Задание 25 проверяет умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы .

Слайд 23

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например: истина – это знание, соответствующее предмету познания (или адекватное отражение действительности в сознании человека) ; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о методах познания истины, опирающееся на знание курса, например: К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др. (Может быть составлено другое предложение о двух и более методах познания истины.) 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса сущность абсолютной истины, например: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте, явлении, процессе. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании 25.1 Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(- ые ) отличие(-я)) 2 Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу 1 В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0 1. Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия) выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов 25.2 Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия 2 Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания 1 Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0 При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; – словосочетания, нераспространённые предложения Максимальный балл 4

Слайд 24

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия . 4 балла.

Слайд 25

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено предложение, содержащее информацию об одном аспекте понятия . 3 балла.

Слайд 26

Смысл понятия раскрыт неверно . 0 баллов.

Слайд 27

Задание 26. Задание 26 – задание высокого уровня сложности. Оно проверяет умение раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах ). В ответе могут быть приведены примеры разной степени конкретизации. В качестве примеров могут быть приведены как реальные достоверные факты современной общественной жизни или истории, личного социального опыта выпускника, так и примеры из литературных произведений, модели социальных ситуаций. Все они оцениваются с точки зрения их соответствия требованию задания. Рассуждения общего характера , не конкретизированные с опорой на личный социальный опыт выпускника (житейский, читательский и т.п.) или факты общественной жизни, оцениваются 0 баллов .

Слайд 28

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе должны быть названы характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и приведены соответствующие примеры , допустим: 1) совместное проживание минимум трёх поколений, среди которых роль лидера отводится старшему мужчине (например, в семье А. взрослый сын, имеющий собственную семью, живёт вместе со своими родителями, за дедушкой признаётся роль старшего в семье); 2) экономическая зависимость женщины от супруга (например, жена гражданина А. не занята в общественном производстве и живёт исключительно на предоставляемые мужем средства); 3) чёткое функциональное разделение, закрепление мужских и женских обязанностей (например, муж – кормилец; жена – хозяйка); 4) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства (например, конечное решение любой семейной проблемы остаётся за гражданином А. и его отцом, женщины в этой семье не имеют права голоса). Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы иные характерные черты Правильно названы и проиллюстрированы три характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа 3 Правильно названы две-три характерные черты, и две из них проиллюстрированы примерами 2 Правильно названы одна–три характерные черты, и одна из них проиллюстрирована примером(- ами ) 1 Правильно названы только одна-три черты. ИЛИ Приведены только один-три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3

Слайд 29

Ответ оценен 3 баллами.

Слайд 30

За ответ выставлено 0 баллов.

Слайд 31

Задание 27. Задание-задача – задание высокого уровня сложности, проверяющее умение применять с оциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задание требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.

Слайд 32

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В правильном ответе должны быть названы три нарушения с соответствующими комментариями: 1) рабочее время с 16.00 до 23.00 (несовершеннолетние не могут привлекаться к работам в ночное время, которое начинается с 22.00); 2) ежегодный основной оплачиваемый отпуск можно использовать по истечении шести месяцев непрерывной работы (несовершеннолетние могут использовать отпуск до истечения шести месяцев, в любое удобное для них время); 3) в случае необходимости возможна служебная командировка (несовершеннолетние не могут быть направлены в командировку). Комментарии могут быть сформулированы иначе Правильно названы три нарушения с соответствующими комментариями 3 Правильно названы два-три нарушения, прокомментированы любые два из них 2 Правильно названы одно–три нарушения, прокомментировано любое одно из них. ИЛИ Правильно названы только три нарушения 1 Правильно названы только одно-два нарушения. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3

Слайд 33

Правильно названы три нарушения с соответствующими комментариями . Ответ оценен в 3 балла.

Слайд 34

Правильно названы два нарушения с соответствующими комментариями . 2 балла.

Слайд 35

Правильно названо одно нарушение с соответствующим комментарием . 1 балл.

Слайд 36

Задание 28. Задание высокого уровня проверяет умение подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу (задание на составление плана доклада по определенной теме). Выполнение этого задания требует следующих умений: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании .

Слайд 37

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При анализе ответа учитывается: соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Что такое конкуренция. 2. Кто и за что конкурирует в условиях рынка: а) конкуренция производителей за приобретение факторов производства; б) конкуренция владельцев факторов производства; в) конкуренция фирм в сфере технологий и сбыта продукции; г) конкуренция потребителей. 3. Функции конкуренции: а) регулирующая; б) инновационная; в) распределительная и др. 4. Виды рыночной конкуренции: а) совершенная конкуренция; б) несовершенная конкуренция: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, монопсония. 5. Положительные и отрицательные проявления конкуренции. 6. Причины антимонопольной политики государства в условиях рынка. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах Отсутствие любых двух из 2–4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Слайд 38

№ Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы 28.1 Раскрытие темы по существу 3 Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. 3 Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх , за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. 2 Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. 1 Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) 0 Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла 28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1 Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей 1 Все иные ситуации 0 Максимальный балл 4

Слайд 39

План состоит из пяти пунктов, три из которых детализированы в подпунктах. В плане два пункта, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу. Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу . 4 балла.

Слайд 40

План состоит из четырёх пунктов, два из которых детализированы в подпунктах. В плане один пункт, без которого данная тема не может быть раскрыта по существу. Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу . 1 балл.

Слайд 41

План состоит из пяти пунктов, два из которых детализированы в подпунктах. В плане нет пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу . 0 баллов.

Слайд 42

Задание 29. Альтернативное задание 29 нацеливает на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук .

Слайд 43

Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы, оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности и т.д.

Слайд 44

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий 29.1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию 29.1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (29.2, 29.3, 29.4) выставляется 0 баллов . Смысл высказывания может быть раскрыт по-разному : как постановка проблемы в начале ответа на задание, в тексте ответа, через общий контекст ответа. Приводимые примеры засчитываются только в том случае, если они иллюстрируют заявленные теоретические положения, оценки, выводы и т.п. Не относящиеся непосредственно к аргументам выпускника факты не засчитываются при оценивании.

Слайд 45

№ Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы 29.1 Раскрытие смысла высказывания 1 Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(- ые ) требует(-ют) обоснования 1 Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея / сформулированный тезис не отражает смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом 0 Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов 29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений 2 В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(- ий ) и теоретические положения 2 В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(- ий ), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(- ий ) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(- ий ) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений 1 Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей / основным тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания 0 Указание по оцениванию: Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов 29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов 1 В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(- ые ) объяснение(- ия ) ключевого(-ых) понятия(- ий ), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод 1 Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания 0 29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров 2 Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемые идею/тезис/ положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом 2 Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемые идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод . Имеется явная связь этого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемые идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод . Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом 1 Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0 Указания по оцениванию: 1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций. 2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т.п.) не требуется. 3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях /посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования. 4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала , не засчитываются при оценивании Максимальный балл 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура и содержание профильного обучения иностранным языкам

Углубленное изучение иностранного языка позволяет выпускнику приблизиться к достижению более высокого, а именно порогового продвинутого уровня обученности - уровня В2 (в терминах Совета Европы)...

Доклад на педсовете «Структура и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО"

План доклада: I. Структура и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО: / Комментарии выступающего к памяткам «Сравнительная таблица требований к традиционному уроку и уроку современно...

Структура и содержание отделов УОУ

Основными направлениями деятельности обучающихся на участке являются выращивание растений  наблюдение за их ростом и развитием, проведение опытов. Важное место при работе на УОУ отводится планиро...

Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)

В статье представлена структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине "Русский язык". Определена структура технологической карты, дан пример обратного листа....

Мастер-класс "Интеграция структуры и содержания уроков литературы на основе межпредметных связей"

Практическая часть представлена фрагментом урока по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...

Презентация к выступлению на тему «Изменение в содержании КИМов по обществознанию в 2019-2020 учебном году»

Презентация «Изменение в содержании КИМов по обществознанию в 2019-2020 учебном году»...