Быть личностью
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Новикова Валентина Сырендоржиевна

На этом уроке мы познакомимся с такими понятиями, как «индивидуальность» и «личность». Узнаем, что они обозначают. Попытаемся найти между ними разницу. Вспомним, что человек – биосоциальное существо. Попробуем поразмышлять о вопросах смысла жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_lichnostyu.docx453.86 КБ
Файл byt_lichnostyu.pptx546.89 КБ

Предварительный просмотр:

На этом уроке мы познакомимся с такими понятиями, как «индивидуальность» и «личность». Узнаем, что они обозначают. Попытаемся найти между ними разницу. Вспомним, что человек – биосоциальное существо. Попробуем поразмышлять о вопросах смысла жизни.

Тема: Личность и общество. 8 класс

Урок: Быть личностью

 

1. Отличия в значении терминов

 У всех людей есть общие черты, которые их объединяют. В первую очередь, это одинаковая физиология: голова, руки, ноги и др. – т. е. те признаки, которые зачастую одинаковы у всех людей. 

Общие физиологические признаки

Рис. 1. Общие физиологические признаки

2. Индивид Несмотря на это, одинаковых людей не бывает. Поэтому все те признаки, которые есть у всех представителей человеческого вида, являются индивидными. Каждый человек – индивид от рождения, поэтому понятие «индивид» – это физиологическое понятие.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/35379/6e2f361e8535e98035d35503b9faeaee.jpg 

Рис. 2. Индивид

Мы помним, что человек – это биосоциальное существо, биологическая основа человека – это именно его индивидные признаки. Но найти двух одинаковых людей невозможно, даже если люди участвуют в конкурсе двойников.

 http://www.master-obraza.ru/forum/MGalleryItem.php?id=10033 

Рис. 3. Работа с конкурса двойников

Есть действительно похожие люди, например, близнецы или двойняшки, которые очень похожи друг на друга.

http://zadira.info/gallery/photos/17744_m.jpg

Рис. 4. Близнецы

Однако все эти люди разные. У людей есть множество таких признаков, которые отличают нас друг от друга. Самый элементарный признак опознавания личности и выявления уникальных черт в человеке – это не так давно ставший известным человеку признак – дактилоскопия (изучение строения кожных линий на внутренней стороне пальцев рук, а также метод установления личности по отпечаткам пальцев).

http://nyzhnoznat.ru/wp-content/uploads/2012/10/12.gif

Рис. 5. Отпечатки пальцев

Но это не единственный отличительный признак человека, уникальными также являются роговица глаз, строение ушной раковины, родимые пятна, родинки и др. 

http://www.patee.ru/r/x4/53/80/520.jpg 

Рис. 6. Глаз

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/35384/749407d216db2e70f48f390a05a9d136.jpg 

Рис. 7. Ухо

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/35385/11ee413d298c0213bf0ec99b2b0c9e36.jpg

Рис. 8. Родимое пятно

http://womantalks.ru/uploads/post-122170-1270557348.jpg 

Рис. 9. Родинка.

3. Личность  Все признаки, являющиеся уникальными и отличающие нас от остальных, называются индивидуальными признаками. Однако физиологическая часть индивидуальности – это только внешнее проявление тех признаков, которых нет у других людей. Помимо всего прочего, человек выделяет себя от остальных еще и социально. Он может по-своему одеваться, выработав свой индивидуальный стиль;

Стиль одежды 

Рис. 10. Стиль одежды

может слушать какую-то музыку, неприемлемую для остальных;

Выбор музыки 

Рис. 11. Выбор музыки

может принадлежать какому-то течению культуры;

Представитель панк-культуры 

Рис. 12. Представитель панк-культуры

может что-то читать, чем-то увлекаться.

Увлечение: рисование 

Рис. 13. Увлечение: рисование

4. Индивидуальность

 Так в совокупности биологические и социальные признаки создают индивидуальность личности. Может показаться, что между понятиями «личность» и «индивидуальность» нет разницы: индивидуальность – это внешнее проявление своей особенности, своего отличия, своей уникальности, что, по сути, и есть личностные качества. Однако понятие личности часто воспринимается как исключительно общественное явление или как индивидуальность, вовлеченная в общественные процессы. Не стоит забывать, что личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

 

Личность 

Рис. 14. Личность

Именно вовлеченность человека в общественную жизнь и общественные процессы помогают ему сформироваться как личность. Это не всегда обязательное явление. Иногда люди бывают замкнутыми (интровертными – направленными на свой внутренний мир),

 Интроверт 

Рис. 15. Интроверт

или общительными и открытыми (экстравертными – направленными на окружающий мир),

Экстраверт 

Рис. 16. Экстраверт

тем не менее, понятие личности – это то уникальное, особенное, что отличает нас от остальных живых существ на Земле.

5. Поиск себя и смысла жизни

Человек сформировался как яркая индивидуальность, имеет определенные черты характера и знания о структуре и жизни общества (знания могут быть как научными, так и бытовыми), сформировал в себе какой-то набор знаний и пониманий, проявляет себя в общественной жизни, хочет это делать. И рано или поздно перед каждым человеком возникают вопросы: кто я и зачем я? Именно эти два вопроса являются основными для любого человека. Каждый хочет знать: правильно ли он поступает, хороший ли он человек, достаточно ли у него знаний, умений, навыков для того, чтобы воспринимать себя с положительной стороны, всего ли он добился из того, чего хотел, кто он?..

 Размышления 

Рис. 17. Размышления

Все эти вопросы отчасти связаны и с такими понятиями, как счастье и смысл жизни. Поиск смысла жизни, поиск счастья, удачи и вообще поиск понимания этих смыслов – это также часть человеческой сущности. Самое сложное – это осознать, когда и от чего мы счастливы. Может, мы счастливы, когда съели шоколадку?

 

Шоколад 

Рис. 18. Шоколад

Или, может, мы счастливы, когда удачно спаслись из какой-то экстремальной ситуации?

Спасение из экстремальной ситуации 

Рис. 19. Спасение из экстремальной ситуации

Может, мы видим смысл жизни в том, чтобы просидеть за компьютерной игрой

Увлечение компьютерной игрой 

Рис. 20. Увлечение компьютерной игрой

или в том, чтобы помочь другим людям?

Помощь другим людям 

Рис. 21. Помощь другим людям

На все эти вопросы каждый человек отвечает по-своему. У каждого есть свои возможности, свои желания, и поэтому каждый человек в состоянии реализовать эти возможности и добиться этих желаний. Нет таких людей, которые уже от рождения получают полный набор знаний. Вне зависимости от материального положения и социального статуса каждый человек находится в состоянии поиска.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/13956/cfc4c0ffce48c8befa8a588440b38f18.gif

Богатство не дает всего

Рис. 22. Богатство не дает всего

Это и есть особенность человеческой жизни. Вот так каждый день, отвечая на главные жизненные вопросы, каждый из нас своими поступками формирует себя. Став индивидами от рождения, в течение всей оставшейся жизни человек формирует себя как индивидуальность и как личность.

В этом и заключается главная работа человека – работа над собой!

На следующем уроке мы поговорим о факторах, определяющих выбор профессии, и влиянии социального окружения на формирование личности.

 

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 8 / под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.. – М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. А. Я. Психология (Источник).

2. Быть личностью, воспитывать личность (Источник).

 

Домашнее задание

1. Покажите на себе присущие вам признаки индивидуальности и личности.

2. Подготовьте доклад о жизни какой-нибудь известной личности.

3. *Напишите сочинение-размышление на тему: «Что делает меня личностью?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Личность и общество. 8 класс Урок: Быть личностью

Слайд 2

Рис. 2. Индивид

Слайд 3

Рис. 3. Работа с конкурса двойников Рис. 4. Близнецы

Слайд 4

Рис. 6. Глаз Рис. 5. Отпечатки пальцев Рис. 7. Ухо Рис. 8. Родимое пятно Рис. 9. Родинка

Слайд 5

Рис. 10. Стиль одежды Рис. 12. Представитель панк-культуры Рис. 11. Выбор музыки

Слайд 6

Рис. 13. Увлечение: рисование

Слайд 7

Рис. 14. Личность

Слайд 8

Рис. 16. Экстраверт Рис. 15. Интроверт

Слайд 9

Рис. 17. Размышления

Слайд 11

Богатство не даёт всего

Слайд 12

Тренажеры и тест

Слайд 13

На фото изображен астроном. Какие из цифр указывают на уникальность физиологии человека, а какие – на индивидуальность? Шаг 1. Какие из цифр указывают на уникальность физиологии человека? Шаг 2. Какие из цифр указывают на признаки выражения индивидуальности?

Слайд 14

Шаг 1. Какие из цифр указывают на уникальность физиологии человека? 2, 4 Цифрами 2 (глазница), 4 (ушная раковина) обозначены уникальные физиологические признаки. Шаг 2. Какие из цифр указывают на признаки выражения индивидуальности? 1, 3 Цифрами 1 (стиль одежды), 3 (увлечение) обозначены признаки индивидуальности.

Слайд 15

Стиль одежды, волонтерство , прическа, занятия живописью, донорство, занятия благотворительностью. Что из названного является выражением индивидуальности, а что – личности? Шаг 1. Что из названного является выражением индивидуальности ? Шаг 2. Что из названного является выражением личности? Стиль одежды, волонтерство , прическа Стиль одежды, прическа, занятия живописью Занятия живописью, донорство, занятия благотворительностью Занятия живописью, донорство, занятия благотворительностью Волонтерство , донорство, занятия благотворительностью Стиль одежды, волонтерство , прическа Чтобы перейти к следующему слайду, нажмите ПРОБЕЛ

Слайд 16

Личность, особь, человек, индивид, индивидуальность. Какие из этих понятий являются физиологическими, а какие – социальными ? Шаг 1. Какие из названных понятий являются физиологическими? Особь, индивид Индивид, индивидуальность Чтобы перейти к следующему слайду, нажмите ПРОБЕЛ Личность, особь Шаг 2. Какие из названных понятий являются социальными? Личность, индивидуальность Индивид, индивидуальность Личность, особь

Слайд 17

Шаг 3. Какое понятие является лишним? Человек Индивид Личность Шаг 4. Почему «человек» – лишнее понятие из ряда названных? Потому что «человек» – понятие устаревшее. Потому что под этим понятием подразумевают объединение биосоциальных характеристик. Потому что под этим понятием подразумевают физико-математические характеристики. Чтобы перейти к следующему слайду, нажмите ПРОБЕЛ

Слайд 18

1. Человек как один из людей – это: А) прохожий В) индивид С) россиянин D) гражданин 2 . Фаза становления личности, когда индивид становится частью группы, общности, носит название: A) интеграция B) индивидуализация C) адаптация D) реализация 3. Система взглядов на мир и места человека в нем – это: A) убеждение B) адаптация C) мировоззрение D) вера 4. Стать личностью – это: A) заниматься спортом B) проявлять в деятельности важные для общества качества C) иметь высокий материальный достаток D) демонстративно показывать взрослость 5. Агенты социализации: A) шпионы B) семья, школа, армия C) природа D) сотрудники страховой фирмы ТЕСТ

Слайд 19

Вопрос 1. Человек как один из людей – это: ответ: индивид Вопрос 2. Фаза становления личности, когда индивид становится частью группы, общности, носит название: ответ: интеграция Вопрос 3. Система взглядов на мир и места человека в нем – это: ответ: мировоззрение Вопрос 4. Стать личностью – это: ответ : проявлять в деятельности важные для общества качества Вопрос 5. Агенты социализации: ответ : семья , школа, армия Ответы

Слайд 20

Новикова Валентина Сырендоржиевна , учитель истории и обществознания МАОУ « Усть-Эгитуйская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию "Быть личностью" 8 класс

Урок составлен согласно требованиям ФГОС....

"Быть личностью" (обществознание 8 класс)

  Материал содержит конспект урока и презентацию к нему. Учебные пособия используемые на уроке: учебник Боголюбова Л.Н., рабочая тетрадь по обществознанию О.А. Котовой,Т.Е. Лесковой....

Урок по обществознанию в 8 классе "Быть личностью"

Урок направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся, велика доля самостоятельной работы. Урок имеет большую воспитательную ценность....

Быть личностью

Данная презентация и урок  отнесены к разделу "Личность и общество". Цель: познакомить учащихся  с научными представлениями об уникальности человеческой личности, доказать влияние природных ...

Презентация к уроку "Быть личностью" 8 класс обществознание

Презентация к уроку по обществознанию "Быть личностью" 8 класс к учебнику Л.Н. Боголюбова...

Конспект урока на тему "Быть личностью"

Конспект урока для 7 класса на тему "Быть личностью"...