Конспект урока: «Познание как деятельность».
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Михайлова Елизавета Игоревна

 

Тема: «Познание как деятельность».

Конспект урока по обществознанию

для учеников 10 класса (профильный уровень)

Цель урока:

Изучение проблемы познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, определить и изучить виды познания.

Задачи урока:

1. Обучающая: ознакомить обучающихся с понятиями и терминами: познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение; сформировать представления об особенностях познавательной деятельности, о соотношении мышления и чувства.

2Развивающая: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично.

3. Воспитательная: развитие коммуникативных умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, наглядный, исследовательский.

Средства обучения: учебник, презентация.

Основные понятия: «знание», «позна­вательная деятельность», «чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «мыслительные операции»;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1_-_poznanie_kak_deyatelnost.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2065 г. Москва

учитель истории и обществознания

Михайлова Елизавета Игоревна

Конспект урока по обществознанию

для учеников 10 класса (профильный уровень)

Тема: «Познание как деятельность».

  • учебно-методический комплект:

1.Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2013.

2.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2011;

3.Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2010;

4 Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2015;

5.Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2012;

6.Обществознание: 10 класс: профильный уровень. Практикум. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008;

7.Задания и тесты по обществознанию: 10 кл./ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая.

Цель урока:

Изучение проблемы познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, определить и изучить виды познания.

Задачи урока:

1. Обучающая: ознакомить обучающихся с понятиями и терминами: познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение; сформировать представления об особенностях познавательной деятельности, о соотношении мышления и чувства.

2Развивающая: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично.

3. Воспитательная: развитие коммуникативных умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, наглядный, исследовательский.

Средства обучения: учебник, презентация.

Основные понятия: «знание», «познавательная деятельность», «чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «мыслительные операции»;

План урока:

  1. Познавательная деятельность
  2. Уровни познавательной деятельности
  3. Чувственное познание: его возможности и границы.
  4. Сущность и формы рационального познания.
  5. Сенсуализм и рационализм

Ход урока:

  1. Организационный момент: напомнить правила поведения на уроке, отметить отсутствующих.
  2. Актуализация знаний :

Ребята, мы  вами уже в прошлый раз столкнулись  с темой познания. Вспомните определение понятия «познание». Что такое агностицизм, скептицизм, позитивный гносеологизм?

  1. Практическая деятельность по изучению нового материала:
  1. Познание как деятельность.

Знания не возникают сами по себе, а возникают в результате познавательной деятельности, т.е. сознательная деятельность человека, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Вопрос обучающимся: «Как человек познает мир?»

  1. Виды познавательной деятельности.

- Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление).

Чувственное познание - процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств.

В результате в сознании человека формируются образы отдельных, конкретных объектов. Чувственному познанию присущи следующие формы:

  • ощущение,
  • восприятие,
  • представление.

Ощущения это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов. Так, зрение дает человеку ощущения цвета и формы предмета, обоняние - ощущение того или иного запаха, осязание - ощущения твердости, холода и т. п.

Восприятие - это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений. При этом восприятие не является простой, «механической» суммой. Так, ни один человек не воспринимает, к примеру, стол только лишь как совокупность «плоскости», «твердости», «приподнятости над полом». На этапе восприятия человек не просто суммирует отдельные ощущения, но воспринимает предмет как некую целостность, выделяет данный предмет из окружающей действительности.

Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. На основании чувственного опыта человек может формировать представления не только о предметах, которые были даны ему в ощущениях и восприятиях, но и о предметах, с которыми он не имел непосредственного контакта.

Вопросы к обучающимся.

  • Что такое «чувственное познание»?
  • Опишите и объясните механизм протекания чувственного познания.
  • Какие особенности оно имеет?

Проанализируйте его сильные и слабые стороны. Работа с учебником стр. 222

Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.

Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Понятие – это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. Например, «конь», «трактор» или «работник научно-исследовательского института», «разрывная пуля» и др.

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Суждения бывают простыми и сложными. Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел». Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.

Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.

Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.

  1. Особенности чувственного познания

Чувственное познание, реализуемое в форме ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик.

  • Чувственное познание является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром. Именно чувственное познание способно дать нам информацию о том мире, в котором мы существуем и осуществляем свою деятельность.
  • Чувственное познание часто характеризуют как «пассивное». При этом пассивность следует понимать как неспособность человека изменить данные органов чувств на уровне ощущений. И хотя человеку удалось создать многочисленные приборы и устройства, способные изменить диапазон его восприятий (микроскоп и т. п.), но все же каждый из нас воспринимает горячее как горячее, а красное как красное. При этом человек осознает, что органы чувств могут его обманывать. Тем не менее он доверяет своим органам чувств. Это проявляется, например, в требовании экспериментального подтверждения теоретических выводов о том, что в рамках всех существующих правовых систем самым значимым доказательством считается свидетельство очевидца.
  • На уровне чувственного познания человек способен зафиксировать лишь данное в органах чувств, но не способен постичь сущность предметов и их свойств, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Вместе с тем задача познания состоит не только в чувственном отражении действительности, но и в осознании сущности происходящего, в прогнозировании. Поэтому одного чувственного познания недостаточно для формирования целостной картины мира.
  1. Особенности рационального познания

Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.

  • Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.
  • Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio - отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты.
  • Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.
  • Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.

Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.

Вопросы к обучающимся:

  • Что такое «рациональное познание»?
  • Опишите и объясните механизм рационального познания.
  • Какие особенности оно имеет?
  • Его сильные и слабые стороны?
  • Покажите взаимосвязь двух видов познания.
  1. Сенсуализм и рационализм:

Сенсуализм (от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

 Представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Ламетри, Кондильяк, Фейербах.

Джон Локк: источником знания является чувство. Внешние предметы вызывают в нас простые идеи (чувства)-> понятия (истинные, ложные, фантастические…). Чувства - единственный канал, посредством которого человек связан с материальной действительностью.

Рационализм - Философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум. Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель.

Разум - основа поведения и познания людей, тотальное недоверие к чувствам как к объективному источнику знания.

  1. Рефлексия и подведение итогов. :

что узнали…

на каком этапе урока, какие возникли сложности…

что необходимо для их устранения…

  1. Домашнее задание: 
  • § 21,
  • написание эссе «Жизнь – это бесконечная возможность познания»
  1. Завершение урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по изобразительной деятельности: Тема: Узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник- готовая форма). (по И.А. Грошенкову).

Данный урок составлен для учащихся 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учредений VIII вида под редакцией В. Воронко...

Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"

Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"...

Конспект урока "Высшая нервная деятельность"

Урок обобщения и систематизации знаний...

Конспект урока по внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность для урока в 35 и 45 минут....

План-конспект урока по внеурочной деятельности «Планета здоровья» для обучающихся с ЗПР 2 класс

Урок-путешествие по страницам журнала "Человек и здоровье" направлен на воспитание у детей с ЗПР потребности в здоровом образе жизни, в укреплении своего здоровья, которое зависит и от соблю...

Конспект урока " Свобода в деятельности человека" Обществознание 11 класс

Урок  обществознания 11" Свобода в деятельности человека" На уроке  работа с понятийным аппаратом ,работа в парах, обсуждение вопросов, сообщения.  Осуществляется работа с раз...