Подготовка к написанию эссе по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

В процессе урока обучающиеся разбирают написание эссе по обществознанию, закрепляют раннее полученные знания по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ege_esse_obshchestvo.docx53.63 КБ
Office presentation icon podgotovka_k_esse.ppt888 КБ
Файл esse.pptx61.51 КБ

Предварительный просмотр:

Класс_________

Дата__________

Открытый урок

Практическая работа "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/img/contest-medal-icon.png

  • Катаева Инга Владимировнаучитель истории и обществознания

Цель: разобрать критерии  выполнения учащимися письменной работы – эссе, в рамках целевой подготовки ребят к ЕГЭ.

Задачи:

  • Образовательные: выявить, что такое эссе, его особенности; охарактеризовать структуру эссе, сформировать представление о введении, основной части и заключении; выяснить, какие методы и приемы можно использовать при написании введения, основной части и заключения.
  • Развивающие: развивать и закреплять умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; производить поиск нужной информации в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и т.д.); отделять основную информацию от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации.
  • Воспитательные: воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности; сформировать потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.

Основные понятия: эссе, алгоритм написания эссе, структура эссе, критерии оценивания эссе, методы и приемы написания эссе.

Дидактическое оборудование: раздаточный материал по теме: алгоритм написания эссе, критерии оценивания эссе, темы эссе по экономике, примеры написания эссе; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала

План:

  1. Что такое эссе.
  2. Структура написания эссе.
  3. Методы и приемы написания эссе.
  4. Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе.

III. Закрепление нового материала.

Беседа по вопросам:

— Что такое эссе?
— Какова структура эссе, его особенности?

IV. Домашнее задание.

— Написать эссе по предложенным темам;
— Зафиксировать вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение для дальнейшего коллективного  их обсуждения в классе.

Вступительное слово учителя

В последние несколько лет наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества выпускников, выбирающих для сдачи в форме ЕГЭ экзамен по обществознанию. Это объясняется его ролью, как основного для поступления на гуманитарные специальности — юриспруденция, политология, журналистика, экономика, широким спектром специальностей в различных вузах и ссузах, принимающих результаты ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих направлений деятельности. Подготовка к ЕГЭ по предмету не дело нескольких месяцев, а систематическая целенаправленная учебная деятельность, организованная с момента изучения предмета.

1. Что такое эссе     (слайд 2)

Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

В эссе автор делает попытку осмысления какой - либо идеи или проблемы и в непринужденной форме излагает своё отношение к ней.

Выполнение задания 29 ЕГЭ по обществознанию начинается с выбора одного проблемного высказывания (иногда афоризма) из пяти.

(Слайд 3)

Какое высказывание выбрать? Контекст, предлагаемых выпускнику тем, берётся из различных базовых наук интегрированного курса обществознания. Раскрывая идею высказывания, вы должны применить обществоведческие знания, использовать понятия, теоретические положения. Конечно, сделать это хорошо невозможно в малознакомом контексте. Поэтому первый фактор, который вы должны учесть при выборе темы эссе - это научный контекст (философский, экономический, социологический, социально-психологический, политологический, правоведческий). Второй фактор - это понимание сущности высказывания. Внимательно проанализируйте каждое высказывание. Подумайте, о чем хочет сказать автор высказывания, какую основную мысль (идею) хочет донести до нас. Выражение идеи высказывания является отправной точкой в написании эссе, поэтому её непонимание или не адекватное понимание не позволит реализовать основные требования задания 29 ЕГЭ по обществознанию. Третий фактор - это возможность создать логически связанное рассуждение. Если сделать это кажется невозможным, то нужно поменять тему. Итак, при выборе темы нужно учесть три обстоятельства: научный контекст, понимание сущности высказывания и возможность создания логически стройного эссе.

Эссе по обществознанию с 2019 года оценивается в 6 первичных баллов, а это до 12 вторичных. Успех в решении задания 29 ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл заключается в соблюдении критериев, которые изменены с 2018 года. Их всего четыре

(Слайд 4)

Критерий 1. Раскрытие смысла высказывания. Своё мини-сочинения следует начать с формулирования основной идеи или тезиса высказывания.

Для наглядности разберем эссе Марии, оценённое экспертами в 6 баллов. Тема эссе «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики» (К.Макуильямз).

Вот пример того, как правильно раскрыть смысл высказывания. Мария выделила основную идею высказывания,

С идеей высказывания можно и не согласиться, главное привести убедительную аргументацию своего несогласия.

(Слайд 5)

Критерий 2. Теоретическое содержание мини-сочинения. На следующем этапе необходимо подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла. Посмотрим, как это сделала Мария…..

Раскрывая критерий второй, Мария вводит несколько терминов, имеющих отношение к теме эссе: плановая экономика, рыночная экономика, спрос, директивное ценообразование. Она приводит плюсы и минусы плановой экономики.

(Слайд 6)

Критерий 3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Нововведение в критериях эссе 2018 года. Теперь вы можете получить 1 балл за отсутствие ошибочных положений с точки зрения науки. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на теоретическое содержание мини-сочинения.

Критерии 4. Качество приводимых фактов и примеров. Вы должны проиллюстрировать свои теоретические рассуждения и выводы примерами и фактами из общественной жизни, других учебных предметов. Главное, чтобы ваши примеры были не абстрактными, а конкретными и обязательно развёрнутыми. Примеров должно быть два, используйте различные источники. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла.

(Слайд 7)

Завершить эссе следует логическим умозаключением.

И так, мы с Вами разобрали подробный пример эссе на 12 Баллов.

Давайте определим особенности эссе как литературного жанра

(Слайд 8 )

Особенности эссе как литературного жанра

Особенности объема (слайд 8)

Как правило, это небольшая работа

Индивидуальность работы (слайд 9)

Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

Особенности стиля (слайд 10)

Образность, афористичность (краткость), разговорные интонации и лексика

Особенности композиции (слайд 11)

Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис — множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации — многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

Давайте приведём конкретный ПОДРОБНЫЙ план как писать эссе на ЕГЭ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.

(Слайд 12 )

План эссе

Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ( СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация:
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

7) Заключение:
Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод.
Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме

А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе.

Обычно вопросы и задания, ставящиеся перед вами в процессе написания эссе, требуют аналитических ответов, т.е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими, а ваших собственных оценок и суждений.

При выборе вами вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план вашего ответа, убедитесь в том, что вы внимательно прочитали и правильно поняли его, поскольку он может быть интерпретирован по-разному, а чтобы его осветить существует несколько подходов.
Исходя из вашего решения о том, как вы будете отвечать на вопрос, вы должны составить план/структуру вашего ответа. Структура письменной работы, как правило, состоит из таких компонентов, как:

2. Структура написания эссе

(Раздать учащимся памятки)

Кратко о структуре эссе 2019

РЕКОМЕНДУЕМ:

1. Если есть определенный блок, то обращаемся сразу к нему. НО! Бывает в вашем любимом блоке крайне «узкая» «плохая» цитата, значит надо искать цитату из другого блока обществознания.

2. Выбираем цитату.

3. Соотносим цитату и блок из курса обществознания, он указан рядом с цитатой! Сразу начинаем мыслить категориями этого блока (социология, политология, экономика и т.д.)

4. Составляем на черновике список терминов, которые необходимо отразить в эссе. НО только те, что совпадают с темой эссе!

5. Если не можем составить список терминов (хотя бы 3 термина), значит, выбираем другую цитату, которую сможем раскрыть.

6. Выписываем цитату на черновик и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых выстраиваем КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, затронутые автором.

ЭТО ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ, если за него 0, то за все эссе 0!

7. Выводим из ключевых идей теоретические суждения (2 точно), сопровождая их терминами из списка.

ЭТО ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • Необходимо уточнить…
  • Исследователи понимают…
  • Выделяют следующие типы…
  • Классификация основана на….

8. К каждому теоретическому суждению подбираем иллюстрирующий пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.

Примеры не должны быть однотипными и абстрактными. Должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему именно этот факт вы используете как иллюстрирующий аргумент!

ЭТО ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ПРАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • В качестве примера…
  • Во-первых (если говорим, во-первых, значит должно быть, во-вторых; если говорим с одной стороны – то и с другой стороны!)
  • Опыт …иллюстрирует

9. В выводе необходимо сформулировать, показать, чем /почему важны идеи, затронутые автором в цитате (идем снизу вверх по эссе)

АБЗАЦ – КОНЦОВКА

  • Важность развития….
  • Таким образом,
  • Следовательно…

10. Фраза-лозунг, как логическое завершение творческой мысли.

Эссе это вариант творческой работы:

  • Я надеюсь,
  • Я считаю важным,
  • Я считаю необходимым…
  • Это позволит усовершенствовать…
  • Создаст предпосылки улучшения...

(слайд 13 )

Вступление: (суть и обоснование выбора данной темы); нелишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: «Под совершенной конкуренцией я подразумеваю следующее...»; однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);

Введение — суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;
На этом этапе очень важно правильно 
сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», « Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

(Слайд 14)

Основная часть:  (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала);

(Слайд 15)

Заключение: (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.).

3. Методы и приемы написания эссе

Работа в тетради:

Заполнить таблицу «Методы и приемы написания эссе»

Методы и приемы написания эссе (слайд 16, 17, 18, 19)

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию ...

Во-первых, ... Во-вторых,... В-третьих, ...

Таким образом, ...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями ...

Рассмотрим несколько подходов ... Например, ...

Подведем общий итог рассуждению ...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание ...

Проиллюстрируем это положение   следующим   примером...

Итак,...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны, ...

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания ...

 (слайд 20)

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПC формулой:

П — Положение  (утверждение) — Я считаю, что ...;

О — Объяснение — Потому что ...;

П — Пример, иллюстрация — Например,...;

С — Суждение  (итоговое) —Таким образом,...

 

(Слайд 21)

4. Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, доводов и т.д.

Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно-психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.

Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения»).
Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

(Слайд 22)

Мысль — это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

(Слайд 23)

Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

(Слайд 24)

Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.

Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать. 

Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

(Слайд 25)

Аргументы обычно делятся на следующие группы:

Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Раздать учащимся

Цитата

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г.Белинский)

Проблема, поднятая автором, её актуальность

Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.

Смысл высказывания

Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Человек — живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления. Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности.

Примеры

Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю. Факты существования детей-маугли.

Слово учителя

Сдать ЕГЭ по обществознанию не представляется возможным без хорошего владения понятийным аппаратом курса и его основных теоретических положений. Важнейший комплекс умений, приобретенный Вами в ходе изучения обществознания и подготовки к ЕГЭ по предмету, будет востребован для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Критерии оценивания эссе

Задание 29.1

  1. Нужно сформулировать тезис, который вы будете доказывать в эссе. Запомните это, от тезиса мы будем плясать на протяжении всего мини-сочинения.
  2. Пересказать, перефразировать или последовательно объяснить каждое слово переть НЕЛЬЗЯ!

Задание 29.2

  1. Дано ключевое понятие, но нет иных теоретических пояснений — теряем 1 балл.
  2. Есть неточности, ошибки в формулировке теоретических положений — теряем 1 балл.
  3. Не раскрыли ключевое понятие — теряем 2 балла.
  4. Написали бытовым языком — теряем 2 балла.
  5. Использовали лишнее, не относящиеся к теме термины и теоретические положения — теряем два балла.

Запоминаем! Даем определение ключевого понятия, раскрываем тезис, который вы сформулировали в самом начале на теоретических положениях. Никакие лишние понятия не вводим и не объясняем.

Задание 29.3

Важно, этот критерий проверяем структуру мини-сочинения. Запоминаем структуру:

  1. Раскрываем смысл цитаты, формулируем тезис, который будем доказывать.
  2. Даем корректное объяснение ключевого понятия, подтверждаем свой тезис теоретическими примерами.
  3. Приводим два фактических примера (о них сказано далее)
  4. Пишем вывод

Всё это должно быть написано НЕ бытовым языком, иначе теряем баллы!

Задание 29.4

Смотрим, что у нас происходит с фактическими аргументами.

  • Нельзя брать аргументы из однотипных источников (два примера из газеты, два примера их истории — нельзя; 1 пример из истории + 1 пример из литературы — можно).
  • Для каждого аргумента должен быть свой тезис → тезиса должно быть ДВА.

Что можно использовать как аргумент:

  • Сообщения СМИ.
  • Материалы учебных предметов.
  • Факты общественной жизни (история) и личного социального опыта.
  • Собственные наблюдения.

Важно, чтобы ваши наблюдения и личный социальный опыт были не на «бытовом» уровне, поэтому старайтесь избегать таким примеров. Лучше использовать факты из истории, литературу, данные статистики, статьи, фильмы.

Критерии оценивания от ФИПИ

Критерии оценивания ответа на задание 29

Баллы

29.1

Раскрытие смысла высказывания

1

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

1

Смысл выск



Источник: https://www.ctege.info/esse-po-obschestvoznaniyu/kriterii-otsenivaniya-esse-na-ege-po-obschestvoznaniyu.html

азывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

0

ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2

Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

1

ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

0

ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

 

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3

выставляется 0 баллов

29.3

Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов

1

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

1

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0

29.4

Качество приводимых социальных фактов и примеров

2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

2

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

1

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.

ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

 

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0

Указание по оцениванию:

В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).

 

1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников

 

2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании

Максимальный балл

6

 

На что стоит обратить внимание при написании эссе

1.  Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

3.  При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;

б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;

в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;

г) умение понимать аналитические подходы и модели;

д)  готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.

4.  Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.

Чего следует избегать при написании эссе:

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в изложении.

3.  Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4.  Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

5.  Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком  обширной  описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7.  Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.

Просмотр видео-урока

Итоги урока: В заключение обратимся к вопросу, озвученному нами в начале данной статьи: как научиться хорошо писать и представлять эссе? Ответ парадоксален - надо делать это! Тренироваться в написании и представлении эссе. И награда непременно найдет своего героя!

(Слайд 26)

Домашнее задание:

- Написать ЭССЕ по предложенным темам

- Зафиксировать вопросы, которые вызвали наибольшее  затруднение для дальнейшего коллективного их обсуждения в  классе.

ФИЛОСОФИЯ

  1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский)
  2. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)

СОЦИОЛОГИЯ 

  1. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война». (У. Гладстон)
  2.  «Семья - один из шедевров природы». (Дж.. Сантаяна)

ЭКОНОМИКА

  1.  «Деньги - это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк)
  2. «Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия». (Г. С. Беккер)

ПОЛИТОЛОГИЯ

  1.  «Партия есть организованное общественное мнение». (Б. Дизраэли)
  2. «Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика - это выбор между гибельным и неприятным». (Джон Гэлбрейт)

ПРАВОВЕДЕНИЕ 

  1.  «Пусть погибнет мир, но закон должен быть соблюден». (Изречение римского права)
  2. «Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует». (Сенека)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как писать эссе по обществознанию по новым критериям 2019

Слайд 2

Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

Слайд 3

Какое высказывание выбрать? Контекст, предлагаемых выпускнику тем, берётся из различных базовых наук интегрированного курса обществознания. Раскрывая идею высказывания, вы должны применить обществоведческие знания, использовать понятия, теоретические положения. Конечно, сделать это хорошо невозможно в малознакомом контексте. Поэтому первый фактор , который вы должны учесть при выборе темы эссе - это научный контекст (философский, экономический, социологический, социально-психологический, политологический, правоведческий). Второй фактор - это понимание сущности высказывания. Внимательно проанализируйте каждое высказывание. Подумайте, о чем хочет сказать автор высказывания, какую основную мысль (идею) хочет донести до нас. Выражение идеи высказывания является отправной точкой в написании эссе, поэтому её непонимание или не адекватное понимание не позволит реализовать основные требования задания 29 ЕГЭ по обществознанию. Третий фактор - это возможность создать логически связанное рассуждение. Если сделать это кажется невозможным, то нужно поменять тему. Итак, при выборе темы нужно учесть три обстоятельства: научный контекст, понимание сущности высказывания и возможность создания логически стройного эссе. Эссе по обществознанию с 2019 года оценивается в 6 первичных баллов, а это до 12 вторичных. Успех в решении задания 29 ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл заключается в соблюдении критериев, которые изменены с 2018 года. Их всего четыре

Слайд 4

Для наглядности разберем эссе Марии, оценённое экспертами в 6 баллов. Тема эссе «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики» (К.Макуильямз). Для написания мини - сочинения я выбрала изречение К. Макуильямса «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики». Основной идеей этого высказывания является способ организации плановой экономики как экономической системы. Автор считает, что плановая экономика не обеспечивает должного развития экономики страны, так как является далеко не самой эффективной экономической системой. Я полностью согласна с этим высказыванием. Действительно, при государственном регулировании практически невозможно обеспечить благоприятное развитие экономики. Вот пример того, как правильно раскрыть смысл высказывания. Мария выделила основную идею высказывания, конкретизировала её и выразила своё отношение к данной идее. Основных идей или тезисов в высказывании может быть несколько. Сформулируйте хотя бы одну, но сделайте это верно, ведь неправильная интерпретация смысла высказывания оценивает всё ваше эссе по нулям. Поэтому соблюдение данного критерия очень важно и при подготовке к экзамену необходимо уделить достаточно времени, чтобы научиться раскрывать смысл высказывания. Правильное выполнение данного критерия принесёт вам 1 балл, а неправильное 0 баллов за всё мини-сочинение.

Слайд 5

Критерий 2. Теоретическое содержание мини-сочинения. На следующем этапе необходимо подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла. Посмотрим как это сделала Мария. Автор выделяет понятие плановой экономики как ключевое. Плановая экономика - экономическая система, при которой государство осуществляет полный контроль за экономической деятельностью страны, осуществляет централизованное планирование. Другое название этой экономической системы - административно - командная. Безусловно, у неё есть несколько плюсов, например, она хорошо функционирует в военное время, производя необходимые средства в нужном количестве. Но в мирное время для благоприятного развития страны нужна рыночная экономическая система, при которой производитель, ориентируясь на спрос (желание покупателя купить определенный товар по определенной цене), сам решает, что производить. В командно - административной экономической системе этим вопросом занимается государство, не эффективно распределяя ресурсы. Директивное ценообразование - ещё один из минусов данной экономической системы. Устанавливая цены на все товары и услуги государство препятствует конкуренции и самостоятельности товаропроизводителей, что сказывается на качестве товаров и услуг, ведь производители не заинтересованы в улучшении своей работы. Раскрывая критерий второй, Мария вводит несколько терминов, имеющих отношение к теме эссе: плановая экономика, рыночная экономика, спрос, директивное ценообразование. Она приводит плюсы и минусы плановой экономики.

Слайд 6

Критерий 3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Нововведение в критериях эссе 2018 года. Теперь вы можете получить 1 балл за отсутствие ошибочных положений с точки зрения науки. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на теоретическое содержание мини-сочинения. Критерии 4. Качество приводимых фактов и примеров. Вы должны проиллюстрировать свои теоретические рассуждения и выводы примерами и фактами из общественной жизни, других учебных предметов. Главное, чтобы ваши примеры были не абстрактными, а конкретными и обязательно развёрнутыми. Примеров должно быть два, используйте различные источники. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла. Пожалуй, самым ярким примером командной экономики в истории являлся СССР. Государство самостоятельно устанавливало все цены на товары и услуги, что приводило к вечному дефициту на полках магазинов. Экономика СССР находилась в плачевном состоянии, что сказалось на менталитете её граждан, до сих пор боящихся дефицита продуктов и закупающих их впрок. В современном мире мы тоже можем наблюдать несколько государств, где осталась эта экономическая система. Например, Северная Корея. Уровень жизни населения там оставляет желать лучшего, технический прогресс движется низкими темпами. В стране также преобладает государственная собственность на средства производства - ещё один признак этой экономической системы. Из - за централизованного планирования там отсутствует предпринимательская деятельность. У граждан существенно ограничен выбор продуктов, ведь продавец не заинтересован в производстве качественных товаров.

Слайд 7

Завершить эссе следует логическим умозаключением. Таким образом, К.Макуильямз хочет донести до нас мысль о том, что плановая экономика не может принести желаемых темпов экономического роста государству. У неё много существенных недостатков, что препятствует её полноценному функционированию

Слайд 8

Как правило, это небольшая работа

Слайд 9

Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

Слайд 10

Образность, афористичность (краткость), разговорные интонации и лексика

Слайд 11

Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации – многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

Слайд 13

Вступление (суть и обоснование выбора данной темы); нелишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: «Под совершенной конкуренцией я подразумеваю следующее...»; однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения)

Слайд 14

Основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала)

Слайд 15

Заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.)

Слайд 16

Вступление Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Основная часть Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,... Заключение Таким образом,...

Слайд 17

Вступление Выбор данной темы продиктован следующими соображениями… Основная часть Рассмотрим несколько подходов… Например… Заключение Подведем общий итог рассуждению…

Слайд 18

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НАПИСАНИЯ ЭССЕ Вступление Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Основная часть Проиллюстрируем это положение следующим примером... Заключение Итак,...

Слайд 19

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НАПИСАНИЯ ЭССЕ Вступление Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Основная часть Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны, ... Заключение Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Слайд 20

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НАПИСАНИЯ ЭССЕ Основная часть Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПC формулой: П - Положение (утверждение) - Я считаю, что...; О - Объяснение — Потому что...; П - Пример, иллюстрация - Например,...; С - Суждение (итоговое) - Таким образом,...

Слайд 21

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НАПИСАНИЯ ЭССЕ Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений. Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию). Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами. Рассуждения — формулировка и доказательство мнений. Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно? Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения»).

Слайд 22

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НАПИСАНИЯ ЭССЕ Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих. Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему. Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится. Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Слайд 23

Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

Слайд 24

Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения. Тезис — это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Слайд 25

Аргументы обычно делятся на следующие группы: Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных. Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом. Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Слайд 26

Домашнее задание: - Написать ЭССЕ по предложенным темам - Зафиксировать вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение для дальнейшего коллективного их обсуждения в классе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как писать эссе по обществознанию по новым критериям 2019

Слайд 2

Что такое эссе? Это литературный жанр, краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу. В эссе автор делает попытку осмысления какой - либо идеи или проблемы и в непринужденной форме излагает своё отношение к ней. Неповторимый авторский взгляд на общественные процессы и явления, стиль мышления и культура речи делают эссе особенно ценным. Автор свободен в выборе логики изложения своих рассуждений, но хорошее эссе отличается многоаспектностью и парадоксальностью, внутренним единством и непротиворечивостью, в нем нет шаблонных формулировок и штампов. И, наконец, эссе - это одно из возможных мнений, поэтому оно не претендует на окончательное раскрытие проблемы. Выполнение задания 29 ЕГЭ по обществознанию начинается с выбора одного проблемного высказывания (иногда афоризма) из пяти.

Слайд 3

Какое высказывание выбрать? Контекст, предлагаемых выпускнику тем, берётся из различных базовых наук интегрированного курса обществознания. Раскрывая идею высказывания, вы должны применить обществоведческие знания, использовать понятия, теоретические положения. Конечно, сделать это хорошо невозможно в малознакомом контексте. Поэтому первый фактор, который вы должны учесть при выборе темы эссе - это научный контекст (философский, экономический, социологический, социально-психологический, политологический, правоведческий). Второй фактор - это понимание сущности высказывания. Внимательно проанализируйте каждое высказывание. Подумайте, о чем хочет сказать автор высказывания, какую основную мысль (идею) хочет донести до нас. Выражение идеи высказывания является отправной точкой в написании эссе, поэтому её непонимание или не адекватное понимание не позволит реализовать основные требования задания 29 ЕГЭ по обществознанию. Третий фактор - это возможность создать логически связанное рассуждение. Если сделать это кажется невозможным, то нужно поменять тему. Итак, при выборе темы нужно учесть три обстоятельства: научный контекст, понимание сущности высказывания и возможность создания логически стройного эссе. Эссе по обществознанию с 2019 года оценивается в 6 первичных баллов, а это до 12 вторичных. Успех в решении задания 29 ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл заключается в соблюдении критериев, которые изменены с 2018 года. Их всего четыре.

Слайд 4

Критерий 1. Раскрытие смысла высказывания. Своё мини-сочинения следует начать с формулирования основной идеи или тезиса высказывания. Для наглядности разберем эссе Марии, оценённое экспертами в 6 баллов. Тема эссе «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики» ( К.Макуильямз ). Для написания мини - сочинения я выбрала изречение К. Макуильямса «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики». Основной идеей этого высказывания является способ организации плановой экономики как экономической системы. Автор считает, что плановая экономика не обеспечивает должного развития экономики страны, так как является далеко не самой эффективной экономической системой. Я полностью согласна с этим высказыванием. Действительно, при государственном регулировании практически невозможно обеспечить благоприятное развитие экономики. Вот пример того, как правильно раскрыть смысл высказывания. Мария выделила основную идею высказывания, конкретизировала её и выразила своё отношение к данной идее. С идеей высказывания можно и не согласиться, главное привести убедительную аргументацию своего несогласия. Основных идей или тезисов в высказывании может быть несколько. Сформулируйте хотя бы одну, но сделайте это верно, ведь неправильная интерпретация смысла высказывания оценивает всё ваше эссе по нулям. Поэтому соблюдение данного критерия очень важно и при подготовке к экзамену необходимо уделить достаточно времени, чтобы научиться раскрывать смысл высказывания. Правильное выполнение данного критерия принесёт вам 1 балл, а неправильное 0 баллов за всё мини-сочинение.

Слайд 5

Критерий 2. Теоретическое содержание мини-сочинения. На следующем этапе необходимо подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла. Посмотрим как это сделала Мария. Автор выделяет понятие плановой экономики как ключевое. Плановая экономика - экономическая система, при которой государство осуществляет полный контроль за экономической деятельностью страны, осуществляет централизованное планирование. Другое название этой экономической системы - административно - командная. Безусловно, у неё есть несколько плюсов, например, она хорошо функционирует в военное время, производя необходимые средства в нужном количестве. Но в мирное время для благоприятного развития страны нужна рыночная экономическая система, при которой производитель, ориентируясь на спрос (желание покупателя купить определенный товар по определенной цене), сам решает, что производить. В командно - административной экономической системе этим вопросом занимается государство, не эффективно распределяя ресурсы. Директивное ценообразование - ещё один из минусов данной экономической системы. Устанавливая цены на все товары и услуги государство препятствует конкуренции и самостоятельности товаропроизводителей, что сказывается на качестве товаров и услуг, ведь производители не заинтересованы в улучшении своей работы. Раскрывая критерий второй, Мария вводит несколько терминов, имеющих отношение к теме эссе: плановая экономика, рыночная экономика, спрос, директивное ценообразование. Она приводит плюсы и минусы плановой экономики.

Слайд 6

Критерий 3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Нововведение в критериях эссе 2018 года. Теперь вы можете получить 1 балл за отсутствие ошибочных положений с точки зрения науки. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на теоретическое содержание мини-сочинения. Критерии 4. Качество приводимых фактов и примеров. Вы должны проиллюстрировать свои теоретические рассуждения и выводы примерами и фактами из общественной жизни, других учебных предметов.Главное , чтобы ваши примеры были не абстрактными, а конкретными и обязательно развёрнутыми. Примеров должно быть два, используйте различные источники. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла. Пожалуй, самым ярким примером командной экономики в истории являлся СССР. Государство самостоятельно устанавливало все цены на товары и услуги, что приводило к вечному дефициту на полках магазинов. Экономика СССР находилась в плачевном состоянии, что сказалось на менталитете её граждан, до сих пор боящихся дефицита продуктов и закупающих их впрок. В современном мире мы тоже можем наблюдать несколько государств, где осталась эта экономическая система. Например, Северная Корея. Уровень жизни населения там оставляет желать лучшего, технический прогресс движется низкими темпами. В стране также преобладает государственная собственность на средства производства - ещё один признак этой экономической системы. Из - за централизованного планирования там отсутствует предпринимательская деятельность. У граждан существенно ограничен выбор продуктов, ведь продавец не заинтересован в производстве качественных товаров.

Слайд 7

Завершить эссе следует логическим умозаключением. Таким образом, К.Макуильямз хочет донести до нас мысль о том, что плановая экономика не может принести желаемых темпов экономического роста государству. У неё много существенных недостатков, что препятствует её полноценному функционированию.

Слайд 8

Критерий 1. Раскрытие смысла высказывания. Своё мини-сочинения следует начать с формулирования основной идеи или тезиса высказывания. Критерий 2. Теоретическое содержание мини-сочинения. На следующем этапе необходимо подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их. Критерий 3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Критерии 4. Качество приводимых фактов и примеров. Вы должны проиллюстрировать свои теоретические рассуждения и выводы примерами и фактами из общественной жизни, других учебных предметов.Главное , чтобы ваши примеры были не абстрактными, а конкретными и обязательно развёрнутыми. Примеров должно быть два, используйте различные источники. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла. Алгоритм написания эссе: *В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

Рабочая программа "Теория и практика написания эссе по обществознанию"

Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена...

Клише для написания эссе по обществознанию

На  3 балла эссе по обществознанию написать можно используя клише ......

Подготовка к написанию эссе (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Материал содержит практические рекомендации по написанию эссе - выражение своего мнения и эссе "за" и "против", а также упражнения по закреплению навыков написания письменной части ЕГЭ....

Презентация "Подготовка к написанию эссе по обществознанию"

Презентация "Подготовка  к написанию эссе по обществознанию"...

Урок английского языка. Подготовка к ЕГЭ. Подготовка к написанию эссе на тему "Настоящий друг."

В рамках подготовки к ЕГЭ, нацелившись со своими учениками на хорошие и отличные результаты, необходимо систематически работать над написанием эссе. Такая работа включает в себя  регулярную прора...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию

Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию...