Методическая разработка урока Опасный путь преступной жизни
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Манукян Армине Гайковна

Методическая разработка урока Опасный путь преступной жизни в 7 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока  обществознания  в 7 классе  по теме  «Опасный путь преступной жизни»

Учитель- конкурсант – Манукян Армине    Гайковна

Учитель (возможные вопросы, действия)

 Ожидаемые    ответы обучающихся

Учебные действия обучающихся

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование  темы, противоречия,  проблемы, цели                                        

Вы начали изучать раздел «Подросток  в обществе риска». Сегодня мы с вами продолжим изучение данного раздела.

Ученики вспоминают  

Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

Формулирование проблемного вопроса.

Для того чтобы  определить  тему урока я предлагаю   обратиться      к следующему фрагменту.     Подумайте. Кто уже готов?

Вопросы:

  1. Сформулируйте тему урока.

 Тема: Опасный путь преступной жизни

  1. Какие противоречивые факты сюжета вы увидели?
  2.  Все ли дети счастливы?

Действительно,  детство – лучшая, счастливая пора жизни.  Крылатое, счастливое детство.  Детство – «опасный» период в жизни человека.

  1.  В чем заключается  противоречие?

Выслушиваются все варианты, затем выбирается один.

Противоречие в том, что для одних детей   детство – это счастье, для других – «опасный» период.

Какой вопрос может возникнуть на основе этого противоречия? Какую проблему нам предстоит решить?

Примерная формулировка проблемы урока.

Возникает  проблема: почему для некоторых детей детство  является «опасным» периодом жизни?

Итак, проблему мы обозначили. И сходя из данной проблемы, определите  главную  цель урока?

Определить причины преступлений и характер их   общественной  опасности

  1. Актуализация знаний, планирование деятельности

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Учитель с одобрением принимает любые версии. На какие вопросы нам нужно ответить, чтобы решить проблему? Каков будет план нашей работы?        

Выдвижение версий.

Составление плана действий.

Что ещё нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока? Выскажите свои предположения.

Для того чтобы ответить на вопросы плана, вам помогут  материалы  (рабочий лист, задания по вариантам для работы в паре,   извлечения из УК РФ, буклет «Уголовное право в вопросах и ответах»,   лист достижений ученика). По ходу выполнения заданий вам необходимо заполнять лист достижений ученика.

Вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме.  Прием  «Чистая доска». Перед вами понятия, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках.  Что такое  права ребёнка? Кого называют малолетними,  несовершеннолетними?  Дайте определение понятиям  «обязанности»,  «правонарушение».

  1. Преступление, причины преступлений.
  2. Виды преступлений и ответственность за их   совершение.  

Итак,  мы вместе с вами  логически подошли  к  поиску решения проблемы и  открытию  новых знаний. Что же такое преступление и каковы его причины? Это будет ваше 1 задание (индивидуально, самостоятельно). Возьмите рабочий лист, прочитайте 1 задание.   Есть ли у  вас  вопросы по выполнению задания?  По мере выполнения задания заполняйте лист достижений/

III. Поиск решения проблемы, открытие новых знаний

1.        Преступление, причины преступлений.        

I Задание.  Используя текст учебника, ответьте на вопросы и представьте в виде устного ответа.

Умение анализировать и обобщать имеющуюся информацию.

1.Что такое преступление?  

2.В чем разница между проступком и преступлением?

3.Причины преступлений вы определите, назвав  3 афоризма великих людей.

Задание. Используя текст учебника  1, 2   абзацы на с. 123 , найдите  причины преступлений и   по высказываниям (афоризмам) философов и писателей определите не менее 3-х причин преступлений.

1. «Нищета - мать преступлений..» ( Ж.-Ж.Руссо )

2. «Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости» ( Аристотель )

3. «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»   (Виктор Гюго)

4. Если бедность - мать преступлений, то недалекий ум - их отец. (Жан де Лабрюйер)

5. Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует. (Луций Анней Сенека (младший)

6. Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)

Кто отметил другие причины  преступлений? Каковы же причины совершения преступлений несовершеннолетними?  Почему  не все дети живут счастливой жизнью?    

Итак, сделайте вывод  по 1 вопросу плана.

Одна из причин совершения преступления –это незнание закона.  «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»   (Виктор Гюго). А в нашем государстве  законы существуют и  мы по ним живем.

В том числе и «Уголовный кодекс РФ» -  систематизированный законодательный акт; он определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания за них.

Сегодня вам представляется возможность поработать с отдельными статьями УК РФ и получить ответы на  очень важные вопросы, которые определены во 2 задании рабочего листа. Возьмите лист, а также извлечения из УК РФ. Просмотрите и найдите указанные статьи.

 

Формулирование суждений.

2.  Виды преступлений и ответственность за    преступление.

II  Задание.  Обратимся к документу,  к извлечениям  из "Уголовного кодекса  Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)  

  1. Кого закон относит к несовершеннолетним?   (УК РФ, Статья 87).

  2. С какого возраста наступает уголовная ответственность по общим основаниям?  (УК РФ, пункт 1  статьи 20).

  3. Назовите виды преступлений, за которые наступает ответственность  с 14 лет. Почему? (УК РФ, пункт 2 статьи  20).

  4. Какие виды наказаний назначаются   несовершеннолетним? ( УК РФ, Статья 88).

Уголовная ответственность  (  с 14 лет – за тяжкие преступления; с 16 лет –  ответственность  на общих основаниях).

 Виды наказаний несовершеннолетних: штраф, обязательные, исправительные работы, ограничение свободы,  направление в специальное учебно-воспитательное учреждение, лишение свободы.

Выделение главного и определение смысла текста.

К какому выводу вы пришли?  Дайте ответ на 2 вопрос.  

За совершение преступлений следует наказание. Закон суров, но это закон!!

Итак,  мы познакомились с вами с преступлениями и их причинами, видами наказаний.  

Сейчас вам предстоит, работая  в  парах, использовать приобретенные знания.  Вам предлагается задание по вариантам.

Каждая пара представляет результаты. Слушаем ответы ребят. Походу выступления  вы можете задавать вопросы или дополнять ответы одноклассников.  

Формулирование суждений.

IY. Применение новых знаний.                          

Работа в парах.  Критерии для оценивания работы пары.

 Всего 4 балла

1.        Правильность изложения материала         

2.        Логика изложения материала, чёткость         

3.        Культура изложения материала         

4.        Умение сотрудничать        

Взаимное оценивание.

Все оценили работу в парах?

Умение договариваться, выслушивать собеседника, преодолевать конфликты; интерпретировать текст; обобщать информацию и выделять главное; умение систематизировать обществоведческую информацию; устанавливать взаимосвязь; объяснять  и высказывать свою точку зрения; действовать в рамках закона и нравственных норм, оценивать работу в парах.

Учитель даёт индивидуальное  задание 2  обучающимся.

Компетентностно-ориентированное  задание

  1. Прочитайте текст.
  2. На основе прочитанного текста заполните схему «ПРАВОНАРУШЕНИЯ»

Умение доказывать суждение.   Индивидуальное исследование.

Итак, ответив на поставленные вопросы, следует отметить,  что характер общественной опасности  преступлений  несовершеннолетних определяется направленностью деяния,   размером ущерба, причиненного преступлением; формой вины.

Y Вывод по проблеме урока.

Почему для некоторых детей детство  является «опасным» периодом жизни? Почему некоторые дети не живут счастливой жизнью, что их толкает на преступления?

Обращение  к буклету «Уголовное право в вопросах и ответах»

Так какой вывод по проблеме урока мы можем сделать?

Достигли ли вы поставленной  цели?

Ученики предлагают разные выводы по проблеме урока.

Примерный вывод по проблеме:  

Несовершеннолетние имеют не только права, но и обязанности, а также несут ответственность за нарушение законов.

Следует отметить,  что характер общественной опасности  преступлений  несовершеннолетних определяется направленностью деяния,   размером ущерба, причиненного преступлением; формой вины.

Формулирование вывода.

Используя новые знания, выполните домашнее задание. Выполните  одно  задание, а по желанию можете выполнить оба.

Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности

YI Подведение итогов. Рефлексия.

Оцените работу на уроке.   Заполните лист     достижений ученика.

Какие вопросы  были для вас наиболее значимыми? Почему?

Продолжите фразы:

  1. Каждый человек имеет право выбора…
  2. На уроке мне больше всего понравилось…
  3. Я испытывал затруднения   при  …

Как и где вы можете применить знания, полученные на уроке? Спасибо за работу на уроке.

Сдайте рабочие листы. Я проверю и передам вашему учителю.

Урок  в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Класс, учитель:    7  класс,    Манукян Армине Гайковна

Тема урока:    Тема: «Опасный путь преступной жизни»

Тип урока: урок изучения нового материала

Данный урок является уроком изучения нового материала в разделе «Подросток в обществе  риска».  Тема  урока  является системообразующим и ведущим фактором всего урока, играет важную роль в формировании правового сознания 7 классников.    Создание проблемной ситуации в начале урока, актуализация знаний  раннее изученного материала позволяют  ученикам    самостоятельно сформулировать  тему, проблему, цель урока.  Цель, поставленная  на уроке интересна, способствует  развитию их мышления, активизации учебной деятельности.  

Цели по линиям развития личности.

1-я линия развития личности – понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём: понимать особенности прав и ответственности несовершеннолетних, знать правовые источники.

2-я линия развития личности – занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей: формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка в условиях существующей политической системы.

3-я линия развития личности – действовать в пределах норм нравственности и права: выстраивать свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нарушение прав.

На протяжении всего урока решается дидактическая  задача: развитие  учебно-познавательных компетенций  обучающихся в  процессе активной познавательной деятельности школьников   в условиях особой проблемной ситуации (учебно-познавательная деятельность, включающая элементы логической, общеучебной деятельности  и работа с  различными источниками информации, частично-поисковая и исследовательская  деятельность).

На уроке учитываются  возрастные и психологические особенности учащихся.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме формируются  следующие УУД  

  • личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • познавательные:
  • общеучебные  действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
  • логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения;
  • постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
  • коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его;
  • регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.

Отбор содержания, форм и  методов  обучения   соответствует  цели  урока.

Содержание материала соответствует  требованиям ФГОС. Материал урока представлен в научном виде на уровне, доступном для восприятия учениками данной возрастной категории.  В ходе урока реализуются  внутрипредметные связи, межпредметные связи (литература, история).  В ходе урока ученики в соответствии с целями отбирают, систематизируют и структурируют материал по теме. На следующем этапе происходит усвоение (осмысление) и контроль усвоения нового материала. Это происходит  в процессе  обсуждения, совместного изучения, самостоятельной работы, работы в парах.

Выбор методов, приёмов, средств обучения

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера
Этапы урока  тесно взаимосвязаны между собой, чередуются  различные виды деятельности. Умственные действия   подкрепляются  практическими.

На каждом этапе урока организована  обратная связь.  Использование  обучающимися рабочего  листа  позволяет    организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке,  активизировало  мыслительную деятельность учеников на  каждом этапе урока.

 Логично выглядит саморефлексия учащихся в конце урока, организованная в виде заполнения  ЛИСТА достижений, в ходе заполнения  которого   школьники   анализируют  свою работу.  На завершающем этапе урока деятельность учащихся оценивается   в  форме  самооценки и  взаимооценки.

         Все формы деятельности (фронтальная, парная, индивидуальная) соответствуют методам обучения. Парная работа  как  форма организации познавательной деятельности стимулирует работу школьников, способствует   формированию деловых межличностных отношений.

Критерии для оценивания работы пары          

Правильность изложения материала.         Логика изложения материала, чёткость         

Культура изложения материала.          Умение сотрудничать

Организационные формы обучения

Формы обучения

Приемы обучения

Содержание наблюдения

Фронтальная форма обучения

Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей

Парная форма обучения

Организация парной работы с помощью учебника,  источника, заданий  

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности)

Индивидуальная форма обучения

Работа с текстом  учебника, выполнение заданий, устный ответ,  индивидуальное  исследование

Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельной  работы, результативность индивидуальной помощи со стороны учителя,  учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации

Время, отведенное на все этапы урока,  распределено  рационально.

«Связки» между   этапами  были логичны.  

Фронтальная  форма работы на  этапе   не полностью решает задачи развития

На уроке реализовала цели.

Диагностические  цели   занятия

1.Развитие навыков анализа и критического мышления; 2.Практическое закрепление теоретических знаний; 3.Развитие готовности коллегиально определять и решать проблемы; 4.Развитие готовности решать сложные проблемы в условиях неопределенности.

Рабочий лист____________________________________________________        кл.

Фамилия,       имя            обучающегося  

Дата  Тема урока ____________________________________________________

I.  Создание проблемной ситуации, формулирование  темы, противоречия,  проблемы, цели.  

1.Просмотр видеоролика.

2. Выполнение  заданий,  ответы  на  предложенные  вопросы.

  • Сформулируйте тему урока.
  • В чем заключается  противоречие?
  • Какая  проблема возникает?
  • Определите цель урока.

II. Актуализация знаний,  планирование деятельности

  1.  Составление плана.

2. Выполнение  задания «Чистая доска».

III. Поиск решения проблемы, открытие новых знаний

Выполнение задания № 1 .  Используя текст учебника на с.123 (рубрика «Советуем запомнить»),  ответьте на вопросы и представьте в виде устного ответа.

  1. Что такое преступление?  
  2. В чем разница между проступком и преступлением?
  3. Используя текст учебника  (1, 2 абзацы)  на с. 123,  найдите  причины преступлений и   по высказываниям (афоризмам) философов и писателей определите не менее 3-х причин преступлений

1. «Нищета - мать преступлений..» ( Ж.-Ж.Руссо )

2. «Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости» (Аристотель)

3. «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»   (Виктор Гюго)

4. Если бедность - мать преступлений, то недалекий ум - их отец. (Жан де Лабрюйер)

5. Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует. (Луций Анней Сенека (младший)

6. Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)

  Выполнение задания № 2.  Обратимся к документу,  к извлечениям из "Уголовного кодекса  Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

  1. Кого закон относит к несовершеннолетним?   (УК РФ, Статья 87).
  2. С какого возраста наступает уголовная ответственность по общим основаниям?

 (УК РФ, пункт 1  статьи 20).

  1. Назовите виды преступлений, за которые наступает ответственность  с 14 лет и почему?

(УК РФ, пункт 2 статьи  20).

  1. Какие виды наказаний назначаются   несовершеннолетним? (УК РФ, Статья 88).

Лист     достижений ученика

______________________________________________________________________________        кл.

Фамилия,имя

Дата    Тема урока _________________________________________________________

Этапы урока

Вид деятельности

Всего

«+»

«±»

«-»

Участие в определении темы, противоречия,  проблем, цели                                        

Участие в устной работе

Выполнение индивидуального задания

Работа в паре.  

Критерии для оценивания работы пары          

  1. Правильность изложения материала.         
  2. Логика изложения материала, чёткость.         
  3. Культура изложения материала.

Поведение в паре,   умение сотрудничать.

Целеполагание

Актуализация знаний, планирование деятельности

Поиск решения проблемы, открытие новых знаний

Применение новых знаний.  Решите жизненной  задачи  по источнику информации.

Вывод по проблеме урока

Подведение итогов. Рефлексия.

«+» Выполнял задание самостоятельно, участвовал активно

«±» Прибегал к помощи товарища, учителя. Ответил на 1-2  вопроса при устной  работе.

«-»  Не смог самостоятельно выполнить задание,  не участвовал в работе пары

Оцените работу на уроке.   Заполните лист     достижений ученика.

Какие вопросы  были для вас наиболее значимыми? Почему?

Продолжите фразы:

1. Каждый человек имеет право выбора…

2. На уроке мне больше всего понравилось…

3.  Я испытывал затруднения  при …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Многообразие путей познания мира"

Методическая разработка конкурсного урока....

Опасный путь преступной жизни (презентация)

Презентация к уроку "Опастный путь преступной жизни"...

Опасный путь преступной жизни (конспект)

Конспект к уроку обществознания "Опасный путь преступной жизни"...

методические рекомендации для проведение проекта по обществознанию "Опасный путь преступной жизни"

Обеспокоенность ростом детской преступности существует во всём мире. Россия – не исключение. Если разложить детский криминал по возрастному цензу, то на группу «14-15 лет» приходится около 1\3 всех пр...

Методическая разработка урока "А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Лирика, отражение любви, душевных побед и крушений. Трагизм личности, семьи, народа (поэма «Реквием»)"

Методическая разработка посвящена жизни и творчеству А.А.Ахматовой. Ее цель: помочь преподавателям  литературы раскрыть для студентов личность великого русс­кого поэта, ознакомить с творчеством и...

открытый урок обществознание в 7 классе тема: "Опасный путь преступной жизни"

Урок обществознания в 7 классеТема: Опасный путь преступной жизни.Цель: Образовательная – дать представление об основных понятиях, способствовать формированию у учащихся навыка критического ...

Открытый урок : Опасный путь преступной жизни.

Тема урока: Опасный путь преступной жизни....