Рабочая программа по элективному учебному предмету «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию»
рабочая программа по обществознанию (10 класс)


Предварительный просмотр:

Приложение №15

к образовательной программе

среднего общего образования

Рабочая программа

по элективному учебному предмету

«Решение заданий

 повышенного уровня сложности

по обществознанию»

Класс: 10

Учитель: Колосова Наталья Валерьевна

МБОУ «СШ № 10»

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Программа элективного учебного предмета предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
  • Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11 класса разработана на основании авторских программ учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ авторов:       Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

             повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.

      Основными задачами элективного учебного предмета являются:

  • повышение предметной компетентности обучающихся;
  • закрепление навыков выполнения заданий разного типа;        

УМК.

      Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» включает обучение на основе учебников:

  • Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 10-11 класс, Москва,  Просвещение, 2016.
  • А.И. Кравченко. Обществознание.10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.
  1. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник.

      Москва, АСТ, 2017

  1. П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2018.
  2. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Политика, АСТ, 2016.
  3. П.А. Баранов. Обществознание. Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2016.
  4. П.А. Баранов. Обществознание. Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
  5. П.А. Баранов. Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
  6. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Человек. Познание. Москва, Астрель, 2015.
  7. П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва, Астрель, 2016.
  8. П.А. Баранов. Право. 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2015.
  9. Единый государственный экзамен 2018. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Москва, Интеллект-Центр, 2015.
  10. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен,  2020.
  11. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь. Москва, Экзамен, 2018.
  12. А.В. Махоткин. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов. Москва, Эксмо, 2016.
  13. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2020. Обществознание. Москва, Астрель, 2020.

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (чему обучающиеся научатся, чему могут научиться на конец реализации программы).

Личностные результаты.

  1. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  2. Совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  3. формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты

регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения.

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в  соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами

понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами окружающей социальной действительности; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);

формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;

умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;

социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни; мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;

умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

уважение ценностей иных культур, религий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.

СОДЕРЖАНИЕ  ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Основные формы организации занятий: лекция; практические занятия, дискуссии, экскурсии, викторины.

Формы контроля: тестирование, составление схем, таблиц, написание эссе, фронтальные беседы, моделирование жизненных ситуаций, дискуссии, анализ иллюстративного материала


Содержание программы

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1ч).

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

Тема № 1 «Человек и общество»: (10)

1 Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.

2Типология обществ. Понятие общественного прогресса.

3 Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества.

4  Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления.

5 Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.

6  Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

7 Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

8  Практическая часть выполнение заданий 21- 24 (1 час)

9 Практическая часть выполнения заданий 25-2 8 (1 час)

10 Практическая часть выполнения заданий 29 ( 1 час)

Тема № 2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» 10

1 Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека.

2 Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация.

3 Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности.

4  Познание мира. Формы познания.

5 Истина и ее критерии. Относительность истины.

6 Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

7 Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 части  по данным содержательным линиям.

8  Практическая часть выполнение заданий 21- 24 (1 час)

9 Практическая часть выполнения заданий 25-2 8 (1 час)

10 Практическая часть выполнения заданий 29 ( 1 час)

Итого : 10 часов

Тема № 3«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (13ч).

  1. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль.
  2.  Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.
  3. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль.
  4. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.
  5.  Этнические общности. Межнациональные отношения.
  6. Социальный конфликт и пути его разрешения.
  7. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

8 Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

8  Практическая часть выполнение заданий 21- 24 (1 час)

9 Практическая часть выполнения заданий 25-2 8 (2 час)

10 Практическая часть выполнения заданий 29 ( 2 час)

  Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4 (8 ч).

С1-С4 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

2  Специфика заданий С5-С8 (11ч).

С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.

С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.

3 Эссе как творческая работа выпускника

С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

Зачет Выполнение тестовых заданий (1ч.) Составление банка данных по подготовке к ЕГЭ

Учебно-тематический план

Темы раздела

Количество часов

теория

практика

1

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

1

0,5

0,5

2

«Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы).

7

2

5

3

«Человек. Познание»

14

5

9

4

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы»

5

2

6

5

Специфика заданий 21-24

2

2

6

Специфика заданий 25-28

2

2

7

Эссе как творческая работа выпускника

4

4

                                                                                                                     

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, количество часов

Планируемые предметные результаты к изучаемому разделу

№ занятия

Дата

Тема

Примечания

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы 1 час

1

Ведение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

«Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы).

7 часов

Знать:

- что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова;

- примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии  между природой и обществом;

- разработанные человеком способы защиты природы; организации, реализующие эти задачи, организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями.

Уметь:

- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий;

- объяснять взаимосвязь человека,  общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; обладать элементарными умениями защиты природы (поведение в лесу, на улице)

2

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека.

Знать:

- что такое  деятельность;

- что такое потребности;

- иерархическую теорию потребностей.

Уметь:

- характеризовать черты деятельности;

- определять мотивы деятельности;

- раскрывать на примерах многообразие видов деятельности;

- определять взаимосвязь деятельности и сознания.

3

Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация.

Знать понятия индивид индивидуальность социализация

Уметь:

- характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке;

-выделять основные признаки понятия «личность»

- объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается;

- определять связь между самоопределением и самореализацией

4

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности.

Знать, что представляют собой знание и процесс познания.

Уметь:

- объяснять сущность чувственного и рационального познания.

- анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;

- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения.

5

Познание мира. Формы познания.

 Знать Критерии истины.  Объяснять Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение.

6

5 Истина и ее критерии. Относительность истины.

«Человек. Познание» 14 часов

Знать и характеризовать сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы

7

Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

8

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

9

  Практическая часть выполнение заданий С1- С4

Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.

Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

10

Практическая часть выполнения заданий С5-С 8

11

Практическая часть выполнения заданий С9 ( 2 час)

Уметь:

- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий;

-давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки;

- различать такие понятия, , и давать им определения;

-объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни;

- объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий в политической жизни страны и зарубежных государств;

- объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;

- разъяснять особенности развития социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности;

- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах

12

Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.

Знать и характеризовать типологию обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологи-ческого и социально-конкретного уровней.

Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; участвовать в дискуссии; работать с документами

13

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса.

Знать понятия темы.

Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов: воздействие общества на природу; экологические проблемы и их гибельные последствия для человечества. Работа с материалами СМИ.

14

Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества.

Знать:

- понятия темы;

- знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.

Уметь:

- разъяснять сущность понимания культуры у различных народов;

- уметь анализировать особенности некоторых ценностей и объяснять сущность культурного наследия

15

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления.

Знать:

- что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки;

-знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь:

- осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения;

- знать, что представляет собой образование как институт общества;

-уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

- уметь разъяснять особенности правового статуса ученика

16

Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.

Знать:

- что такое религия;

- роль морали в жизни человека и общества;

- некоторые особенности мировых религии. Уметь определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человека.

17

Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

18

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

19

Практическая часть выполнение заданий С1- С4

20

Практическая часть выполнения заданий С5-С 8)

21

Практическая часть выполнения заданий С9

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы»

5 часов

Знать:

- что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения;

- что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе.

Уметь:

-анализировать социальный образ, имидж личности;

-объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью;

-разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;

-пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей;

- анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий

22

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль.

Знать:

- что такое социальная связь и социальное взаимодействие;

- какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей;

- причины социальных конфликтов;

- как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности, какими социальными характеристиками они обладают;

- что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи.

Уметь:

- определять последствия социальных конфликтов;

- объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда;

- анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни;

-анализировать различные позиции в отношении поляризация общества, а также причины, способствующие этому;

- анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности

23

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.

Знать:

- что такое социальные нормы и социальный контроль;

-в чем состоит значение самоконтроля.

Уметь:

- приводить примеры, характеризирующие виды социальных норм;

- определять причины отклоняющегося поведения;

- объяснять социальную опасность преступности

24

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль

Знать, что представляет собой межнациональные отношения.

Уметь:

-разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры;

-пояснять сущность этноцентризм и его влияние на взаимоотношение с разными народами;

- уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе;

- уважительно относится к национальной  инакости людей

Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи.

Уметь:

- описывать жизненный цикл семьи;

-анализировать мотивы и причины распада семей;

- анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций.

25

Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.

Знать сущность межнациональных отношений, их сложности

Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

26

Этнические общности. Межнациональные отношения.

Знать и характеризовать сущность и при-роду конфликта, рассмотреть проблемы межличностного конфликта, опре-делить пути конструктивного разрешения конфликта.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

27

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Знать:

- что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения;

- что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе.

Уметь:

-анализировать социальный образ, имидж личности;

-объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью;

-разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;

-пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей;

- анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий

Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

Специфика заданий 21-24

 2 часа

28

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

29

Практическая часть выполнение заданий С1- С4

Специфика заданий 25-28

2 часа

30-31

Практическая часть выполнения заданий С5-С 8)

Эссе как творческая работа выпускника

4 часа

32-33

Практическая часть выполнения заданий 29

34-35

Представление банка данных по практической части (банк эссе, задание 28, 29) Анализ проделанной работы (рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по элективному учебному предмету "Деловой английский"

рабочая программа по элективному учебному предмету Деловой английский для 10-11 классов школ с углубленным изучением английского языка...

Рабочая программа по элективному учебному предмету "Избранные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов

Программа элективного учебного предмета "Избранные вопросы математики"расчитана для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики. Элективный ...

Рабочая программа по элективному учебному предмету "Арифметические и логические основы построения компьютера", 11 класс

Данный курс является предметом по выбору для учащихся старшей ступени. Активизация познавательного процесса позволяет обучающимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собстве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ « ГЕОГРАФИЯ В ЕГЭ» ДЛЯ 10 КЛАССА

рабочая программа составлена для подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике (учебный предмет) Для базового уровня класс 7-9 (уровень: базовый, профильный) основное общее образование .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по физике(учебный предмет)Для базового уровня класс 7-9(уровень: базовый, профильный)основное общее образование (срок реализации)...