Рабочая программа по элективному учебному предмету «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию»
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение №15
к образовательной программе
среднего общего образования
Рабочая программа
по элективному учебному предмету
«Решение заданий
повышенного уровня сложности
по обществознанию»
Класс: 10
Учитель: Колосова Наталья Валерьевна
МБОУ «СШ № 10»
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного учебного предмета предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
- Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11 класса разработана на основании авторских программ учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ авторов: Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.
Основными задачами элективного учебного предмета являются:
- повышение предметной компетентности обучающихся;
- закрепление навыков выполнения заданий разного типа;
УМК.
Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» включает обучение на основе учебников:
- Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.
- А.И. Кравченко. Обществознание.10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.
- П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник.
Москва, АСТ, 2017
- П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2018.
- П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Политика, АСТ, 2016.
- П.А. Баранов. Обществознание. Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2016.
- П.А. Баранов. Обществознание. Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
- П.А. Баранов. Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
- П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Человек. Познание. Москва, Астрель, 2015.
- П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва, Астрель, 2016.
- П.А. Баранов. Право. 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2015.
- Единый государственный экзамен 2018. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Москва, Интеллект-Центр, 2015.
- А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен, 2020.
- А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь. Москва, Экзамен, 2018.
- А.В. Махоткин. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов. Москва, Эксмо, 2016.
- О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2020. Обществознание. Москва, Астрель, 2020.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (чему обучающиеся научатся, чему могут научиться на конец реализации программы).
Личностные результаты.
- Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- Совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения.
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами
понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами окружающей социальной действительности; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);
формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни; мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;
умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
уважение ценностей иных культур, религий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Основные формы организации занятий: лекция; практические занятия, дискуссии, экскурсии, викторины.
Формы контроля: тестирование, составление схем, таблиц, написание эссе, фронтальные беседы, моделирование жизненных ситуаций, дискуссии, анализ иллюстративного материала
Содержание программы
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
Тема № 1 «Человек и общество»: (10)
1 Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.
2Типология обществ. Понятие общественного прогресса.
3 Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества.
4 Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления.
5 Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.
6 Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
7 Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
8 Практическая часть выполнение заданий 21- 24 (1 час)
9 Практическая часть выполнения заданий 25-2 8 (1 час)
10 Практическая часть выполнения заданий 29 ( 1 час)
Тема № 2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» 10
1 Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека.
2 Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация.
3 Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности.
4 Познание мира. Формы познания.
5 Истина и ее критерии. Относительность истины.
6 Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
7 Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 части по данным содержательным линиям.
8 Практическая часть выполнение заданий 21- 24 (1 час)
9 Практическая часть выполнения заданий 25-2 8 (1 час)
10 Практическая часть выполнения заданий 29 ( 1 час)
Итого : 10 часов
Тема № 3«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (13ч).
- Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль.
- Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.
- Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль.
- Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.
- Этнические общности. Межнациональные отношения.
- Социальный конфликт и пути его разрешения.
- Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
8 Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
8 Практическая часть выполнение заданий 21- 24 (1 час)
9 Практическая часть выполнения заданий 25-2 8 (2 час)
10 Практическая часть выполнения заданий 29 ( 2 час)
Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4 (8 ч).
С1-С4 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
2 Специфика заданий С5-С8 (11ч).
С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.
С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества
С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
3 Эссе как творческая работа выпускника
С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
Зачет Выполнение тестовых заданий (1ч.) Составление банка данных по подготовке к ЕГЭ
Учебно-тематический план
№ | Темы раздела | Количество часов | теория | практика |
1 | Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы). | 7 | 2 | 5 |
3 | «Человек. Познание» | 14 | 5 | 9 |
4 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы» | 5 | 2 | 6 |
5 | Специфика заданий 21-24 | 2 | 2 | |
6 | Специфика заданий 25-28 | 2 | 2 | |
7 | Эссе как творческая работа выпускника | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы, количество часов | Планируемые предметные результаты к изучаемому разделу | № занятия | Дата | Тема | Примечания |
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы 1 час | 1 | Ведение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | |||
«Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы). 7 часов | Знать: - что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова; - примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; - разработанные человеком способы защиты природы; организации, реализующие эти задачи, организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями. Уметь: - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий; - объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; обладать элементарными умениями защиты природы (поведение в лесу, на улице) | 2 | Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. | ||
Знать: - что такое деятельность; - что такое потребности; - иерархическую теорию потребностей. Уметь: - характеризовать черты деятельности; - определять мотивы деятельности; - раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; - определять взаимосвязь деятельности и сознания. | 3 | Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. | |||
Знать понятия индивид индивидуальность социализация Уметь: - характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; -выделять основные признаки понятия «личность» - объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается; - определять связь между самоопределением и самореализацией | 4 | Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. | |||
Знать, что представляют собой знание и процесс познания. Уметь: - объяснять сущность чувственного и рационального познания. - анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения. | 5 | Познание мира. Формы познания. | |||
Знать Критерии истины. Объяснять Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. | 6 | 5 Истина и ее критерии. Относительность истины. | |||
«Человек. Познание» 14 часов | Знать и характеризовать сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | 7 | Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. | ||
8 | Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации). | ||||
Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию. | 9 | Практическая часть выполнение заданий С1- С4 | |||
Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. . Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества | 10 | Практическая часть выполнения заданий С5-С 8 | |||
11 | Практическая часть выполнения заданий С9 ( 2 час) | ||||
Уметь: - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; -давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки; - различать такие понятия, , и давать им определения; -объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; - объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий в политической жизни страны и зарубежных государств; - объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; - разъяснять особенности развития социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности; - объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах | 12 | Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. | |||
Знать и характеризовать типологию обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологи-ческого и социально-конкретного уровней. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; участвовать в дискуссии; работать с документами | 13 | Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. | |||
Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов: воздействие общества на природу; экологические проблемы и их гибельные последствия для человечества. Работа с материалами СМИ. | 14 | Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. | |||
Знать: - понятия темы; - знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться. Уметь: - разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; - уметь анализировать особенности некоторых ценностей и объяснять сущность культурного наследия | 15 | Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. | |||
Знать: - что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; -знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Уметь: - осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения; - знать, что представляет собой образование как институт общества; -уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; - уметь разъяснять особенности правового статуса ученика | 16 | Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. | |||
Знать: - что такое религия; - роль морали в жизни человека и общества; - некоторые особенности мировых религии. Уметь определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человека. | 17 | Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. | |||
18 | Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. | ||||
19 | Практическая часть выполнение заданий С1- С4 | ||||
20 | Практическая часть выполнения заданий С5-С 8) | ||||
21 | Практическая часть выполнения заданий С9 | ||||
«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы» 5 часов | Знать: - что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; - что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе. Уметь: -анализировать социальный образ, имидж личности; -объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; -разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; -пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей; - анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий | 22 | Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. | ||
Знать: - что такое социальная связь и социальное взаимодействие; - какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей; - причины социальных конфликтов; - как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности, какими социальными характеристиками они обладают; - что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи. Уметь: - определять последствия социальных конфликтов; - объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; - анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни; -анализировать различные позиции в отношении поляризация общества, а также причины, способствующие этому; - анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности | 23 | Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. | |||
Знать: - что такое социальные нормы и социальный контроль; -в чем состоит значение самоконтроля. Уметь: - приводить примеры, характеризирующие виды социальных норм; - определять причины отклоняющегося поведения; - объяснять социальную опасность преступности | 24 | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль | |||
Знать, что представляет собой межнациональные отношения. Уметь: -разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; -пояснять сущность этноцентризм и его влияние на взаимоотношение с разными народами; - уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; - уважительно относится к национальной инакости людей | |||||
Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь: - описывать жизненный цикл семьи; -анализировать мотивы и причины распада семей; - анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. | 25 | Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. | |||
Знать сущность межнациональных отношений, их сложности Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ | 26 | Этнические общности. Межнациональные отношения. | |||
Знать и характеризовать сущность и при-роду конфликта, рассмотреть проблемы межличностного конфликта, опре-делить пути конструктивного разрешения конфликта. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | 27 | Социальный конфликт и пути его разрешения. | |||
Знать: - что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; - что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе. Уметь: -анализировать социальный образ, имидж личности; -объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; -разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; -пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей; - анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий | Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. | ||||
Специфика заданий 21-24 2 часа | 28 | Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. | |||
29 | Практическая часть выполнение заданий С1- С4 | ||||
Специфика заданий 25-28 2 часа | 30-31 | Практическая часть выполнения заданий С5-С 8) | |||
Эссе как творческая работа выпускника 4 часа | 32-33 | Практическая часть выполнения заданий 29 | |||
34-35 | Представление банка данных по практической части (банк эссе, задание 28, 29) Анализ проделанной работы (рефлексия) | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-669390-1444040838.jpg)
рабочая программа по элективному учебному предмету "Деловой английский"
рабочая программа по элективному учебному предмету Деловой английский для 10-11 классов школ с углубленным изучением английского языка...
Рабочая программа по элективному учебному предмету "Избранные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов
Программа элективного учебного предмета "Избранные вопросы математики"расчитана для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики. Элективный ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-291349-1428407653.jpg)
Рабочая программа по элективному учебному предмету "Арифметические и логические основы построения компьютера", 11 класс
Данный курс является предметом по выбору для учащихся старшей ступени. Активизация познавательного процесса позволяет обучающимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собстве...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-850372-1479137474.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ « ГЕОГРАФИЯ В ЕГЭ» ДЛЯ 10 КЛАССА
рабочая программа составлена для подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/10/picture-740759-1505027018.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике (учебный предмет) Для базового уровня класс 7-9 (уровень: базовый, профильный) основное общее образование .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике(учебный предмет)Для базового уровня класс 7-9(уровень: базовый, профильный)основное общее образование (срок реализации)...