ПРОГРАММА краткосрочного курса «Подросток и закон. Мой безопасный город»
рабочая программа по обществознанию (8 класс)

Скорых Ирина Николаевна

Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание подростком отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; самоконтроль за поведением.

Именно на решение этих задач и направлена программа данного краткосрочного курса. 

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Обучающиеся коррекционной образовательной школы 14-15 лет

Срок реализации программы

Программа краткосрочная. Рассчитана на 2 месяца (1 занятие в неделю)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа краткосрочных курсов27.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 4 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» Г.ПЕРМИ

ПРОГРАММА

краткосрочного  курса

«Подросток и закон. Мой безопасный город»

Автор - составитель: Скорых И.Н.

Пермь, 2020 г.

Пояснительная записка

                 В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и как результат — к росту преступности и рецидивам
           При подготовке аналитической информации о  состоянии подростковой преступности, общественно-опасных деяниях и правонарушениях среди несовершеннолетних обучающихся нашего образовательного учреждения выявлен рост совершения правонарушений учениками нашей школы. Негативная динамика является особенностью обучающихся с ментальными нарушениями, которые изначально находятся в зоне риска и склонны к девиантному поведению. Они легко поддаются влиянию и могут стать как правонарушителями, так и потерпевшими в результате противоправных действий.

      Знание норм права, умение сделать верный выбор и не поддаться давлению, не пойти на поводу у группы будет  способствовать формированию положительного социального опыта, укреплению личностных ресурсов и подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях.

Необходимо накопление правовых знаний, благодаря которому будет вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к противоправным действиям.. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний.

     Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание подростком отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; самоконтроль за поведением.

Именно на решение этих задач и направлена программа данного краткосрочного курса.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ краткосрочного курса

ПОДРОСТОК И ЗАКОН.  Мой безопасный город”

Название программы

Программа деятельности КСК “ПОДРОСТОК И ЗАКОН.  Мой безопасный город”

Автор-составитель программы

Социальный педагог  Скорых И.Н.

Цель, основные задачи программы

Цель: Формирование правового сознания обучающихся, снижение уровня противоправных действий среди несовершеннолетних школы – интерната.

Задачи:

– информировать учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;

– содействовать в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся;

– воспитывать чувства ответственности за совершённые дела и поступки

- познакомить с алгоритмом принятия решений и отработать его

Направленность

Социально – педагогическая

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Обучающиеся коррекционной образовательной школы 14-15 лет

Срок реализации программы

Программа краткосрочная. Рассчитана на 2 месяца (1 занятие в неделю)

Место реализации программы

МБОУ «Школа – интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Перми

Основные формы работы

Беседа, диалог, дискуссия, игра – тренинг, медиа-занятия с использованием видео материала, правовая игра, тестирование, анкетирование, творческое занятие

Формы организации занятий

Занятия проводятся группой. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес обучающихся в целом.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся будут знать  общие правила применения права, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств; Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о видах юридической ответственности граждан и конкретно несовершеннолетних; Усвоят совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в общественных местах, основанных на уважении к правам и свободам других людей; Научатся различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; Знать алгоритм принятия решений, уметь его применять.
Итогом работы обучающихся могут быть социальные проекты, мультимедиа презентации, буклеты, сообщения. 

Материально – техническое обеспечение:

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Подросток и закон» необходимы следующие принадлежности:

компьютер, мультмедиапроектор; листы формата А4, фломастеры

Тематическое планирование

Тема занятия

Формы деятельности

Кол-во часов

Содержание занятия

Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы?

Ситуационная интерактивная беседа – диалог Анкетирование  

1 ч

Актуализация проблемы, вводное анкетирование об осведомленности обучающихся по вопросам правовой ответственности несовершеннолетних. «Могут ли быть права без обязанностей» Обсуждение ситуаций. Связанных с нарушением закона. Законы в разных странах.

Памятка подростку «Как не стать жертвой преступления?»

Тестирование, просмотр видео, обсуждение. Практическая часть

1 ч

Тестирование «Как легко я поддаюсь давлению» Выработка правил поведения в экстремальных ситуациях. Обсуждение ситуаций, как подростки оказываются втянуты в преступную группу.

Оформление памятки

Кибер-безопасность

Круглый стол, конкурс презентаций

1 ч

Просмотр презентации. Обсуждение. Внесение корректировок.

«Юридическая консультация. Ответственность несовершеннолетних»

Ролевая игра

1 ч

Ознакомление и закрепление видов правонарушений и ответственности за них несовершеннолетних в виде презентации. Основные понятия: административное правонарушение, общественно – опасное деяние, преступление. Виды или классификация преступлений. Отличие преступления от других видов правонарушения. Административный проступок как вид правонарушения. Ролевая игра для закрепления с обыгрыванием ситуаций

«Игры мотыльков»

Медиа-занятие

1 ч

Просмотр отрывка из фильма «Игры мотыльков», обсуждение с элементами тренинга. Закрепление видов ответственности, осознание последствий проступков.

«Возраст юридической ответственности»

Настольная игра

Игра, обсуждение вопросов, возникающих по ходу игры. Знакомство и закрепление информации об ответственности несовершеннолетних и их правах.

Я и полиция

Викторина

1 ч

Проведение викторины, обсуждение возникших вопросов

Итоговое занятие – практикум “Защити свои права”

Настольная игра

1 ч

Игра, обсуждение вопросов. Возникающих по ходу игры. Итоговое анкетирование

Основные понятия курса

«Подросток и закон»

Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.

Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.

Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).

Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.

Правонарушение – нарушение определенных норм права.

Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков.

Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.

Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.

Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.

Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.

Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

Возраст ребенка

Права, обязанности, ответственность

С рождения

·  Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ).

·  Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).

·  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка).

·  Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

·  Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав.

·  Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ).

·  Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54, 57, 60 СК РФ).

·  Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).

·  Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).

·  Право на отдых и досуг.

·  Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).

·  Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка).

·  Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).

·  Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).

·  Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка).

С 6 лет

·  Право на образование (обязанность получить основное общее образование – ст. 43 Конституции РФ).

·  Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).

С 8 лет

·  Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях).

Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

С 10 лет

·  Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

С 11 лет

·  Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»)

С 14 лет

·  Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).

·  Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).

·  Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).

·  Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами.

·  Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности.

·  Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ).

·  Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).

·  Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).

·  Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ).

·  Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

·  Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ).

·  Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ).

·  Право на объединение в профсоюзы.

·  Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).

·  Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ).

·  Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

·  Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).

·  Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ.

С 15 лет

·  Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

·  Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).

С 16 лет

·  Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).

·  Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).

·  Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

·  Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

·  Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)

С 17 лет

·  Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе).

С 18 лет

·  Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ).

·  Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

·  Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ).

·  Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

·  Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

·  Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

·  Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ)

Литература

  1. Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н. Н. – Волгоград, 2006
  2. Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 551-554.

3.  Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.

5.  Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.

6.  Ефремова Н. П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.

В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...

Программа деятельности кружка "Подросток и закон"

Данная программа предназначена для работы социального педагога с детьми группы и зоны риска...

Программа кружка "Подросток и закон"

Программа кружка разработана для учащихся 5-9 классов. Учтены возможности взаимодействия с социальными партнёрами: пограничной заставой. Характерной особенностью программы является её практически-дейс...

Программа клуба "Подросток и закон"

Программа клуба «Подросток и закон»  предназначена для учащихся 9-11 классов и включает материал по правовому воспитанию школьников. Программа рассчитана на 34 часа в год....

Программа кружка "Подросток и закон"

Цель программы: Формирование правового сознания школьников, составляющих «группу риска» Задачи: -информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующ...

Рабочая программа кружка"Подросток и закон"

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа «Подросток и закон»  рассчитана на возраст 14-16 лет.Срок реализации программы 1 год.            ...