Программа кружка "Подросток и закон"
рабочая программа на тему

Цель программы:

Формирование правового сознания школьников, составляющих «группу риска»

 

Задачи:

-информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;

 

– содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся;

 

– воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;

 

– воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podrostok_i_zakon.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка "Подросток и закон"

Цель:

Формирование правового сознания школьников, составляющих «группу риска»

Задачи:

-информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;

– содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся;

– воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;

– воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки

Направленность:        

Социально – педагогическая

Возраст детей, на которых рассчитана программа:

Учащиеся специальной коррекционной общеобразовательной школы 8 вида 11 –16 лет

Срок реализации программы:         

Программа краткосрочная. Рассчитана на 1 год

Цели, задачи, предполагаемый результат

Цель программы: Профилактика правонарушений и негативных явлений несовершеннолетних.

Задачи программы:

Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.

Воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.

Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.

Привитие навыков здорового образа жизни.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 16 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Учебный материал делится на две части: теоретический и практический

Режим занятий

Занятия ведутся группой, подгруппой или индивидуально.

Ожидаемые результаты:

За 1 год занятий  дети и подростки  должны:

  • Знать содержание наиболее значимых законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека;
  • Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
  • Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
  • Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п        

        

Тема        

Всего часов        

Теория

Практика

1.                

Какие мы? Знакомство с группой, тестирование.

2

1

1

        

2        

Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. Игра «Лабиринты права»

2

1

1

3

Конвенция ООН о правах ребенка

Знакомство с книгой

»Ваши права « Е. С.Шабальник

2

1

1

4.                

Круглый стол Я гражданин России

Викторина “Человек. Личность. Гражданин”

2

1

1

5.        

Игра «Крестики-нолики»  по профилактике алкоголизма

2

1

1

6.        

Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации)        

2

1

1

7.

Игра «Здоровье - это здорово» (профилактика негативных явлений)

1

-

1

8.        

Круглый стол “Сила привычки ”        

1

1

1

9.        

Преступления, совершаемые подростками.Почему это происходит(встреча с инспектором ПДН)        

2

1

-

10.                

Влияние молодежных групп. Неформалы - кто это? Я не такой как все.

2

1

1

11.                

 Механизмы воздействия наркотических веществ на организм человека.

1

1

-

12.        

Формирование зависимости от наркотиков. Как отказаться?        

1

1

-

14.        

 Создание  презентаций о вреде курения

2

-

2

15.

Анкетирование (отношение к курению, алкоголю, наркотическим веществам)

 Итоговое занятие

1

        -

1

16                

         

Просмотр видеороликов и презентаций о вреде наркотических веществ

«Мы против »

1

-

1

17        

Индивидуальные беседы по профилактике преступлений и правонарушений.

2

-

2

18                

Правовая игра “Подросток и закон”

1

-

-

19                

Игра – тренинг “Как не стать жертвой преступления?”

1

-

1

20                

Диагностика “Склонности к отклоняющемуся поведению(совместно с педагогом психологом)

1

-

        1

21        

Взыскания и наказания        

        2

1

1

22        

О правопорядке. Правонарушения и преступления.        

2

1

1

23                

Итоговое занятие – практикум “Защити свои права”

1

1

-

 

        

итого

34часа        

14

часов

20

часов

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Вводное

Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры групп для занятий. Знакомство, распределение обязанностей.

“Права и обязанности школьников”

Положение о педагогических требованиях к учащимся.

“Конвенция ООН о правах ребенка”

Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.

“Человек. Личность. Гражданин”

Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.

“Кто кого, или подросток в мире вредных привычек”

Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми – это необходимость.

“Диагностика”

Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.

“Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем, нет!”

Формирование понятия “здоровый образ жизни”. Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ  для личности и общества. Борьба против негативных явлений.

“Стоит ли идти за Клинским?”

Вредные привычки. Преступления, совершаемые подростками.

“Влияние молодежных групп”

Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели.

Неформалы – кто они?

“Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ”

Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра “Наркоманы – особые, особенные или…”. Игра-обсуждение “Эпидемия”. Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение отделения наркологической помощи.

Формы организации занятий

Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, индивидуально. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум,  круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина,  тестирование, анкетирование. Интерес к деятельности резко возрастает, если воспитанники включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

На занятиях  используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности)

Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.

Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)

Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).

Используемая литература

Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.

Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.

Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.

Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.

Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.

Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.

Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.

Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. – Москва, 1998.

Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.

Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.

Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.

Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.

Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.

Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.

Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.

Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.

Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. – Москва, 1994.

Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.

Яковлев Ю. Ваши права, дети. – Москва, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Подросток и закон"

Данная программа расчитана на воспитанниц специального профессионального училища закрытого типа, которые уже совершили противоправные действия....

Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»

Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....

Программа элективного курса Законы сохранения 9 класс

Данный курс «Законы сохранения» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы,...

Рабочая программа "Мы и закон"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету обществознание...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Законы права"

Курс «Законы права» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальной развитие личности. Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых...

Рабочая программа "Не знание закона, не освобождает от ответственности".

Данная программа обусловлена тем, что правовая культура имеет незаменимые возможности нравственного воздействия. У обучающихся развивается правовая культура, воспитывается цивилизованное правосознание...