Главные вкладки

    Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Степанова Людмила Владимировна

    Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей  Свердловского района города Иркутска»

    Утверждена

     На методическом обьединении

    От «____» ____________ 2015 г.

      Программа раскрывает  методы организации

     и содержание работы  по правовому воспитанию

     детей школьного возраста с 10 до 14 лет

    Составитель программы: воспитатель Областного

    государственного казенного учреждения социального обслуживания

    «Центра помощи детям, оставшимся без попечения

    родителей Свердловского района» города Иркутска

    Степановой Людмилы Владимировны.

    г. Иркутск

    2013-15гг.

    Паспорт программы

    Наименование   Программы          

     Программа по правовому воспитанию детей  школьного   возраста

     « Закон обо мне. Мне о Законе»

    Разработчик     Программы 

    Воспитатель Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Свердловского района» города Иркутска Степанова Людмила Владимировна.

    Юридический   адрес     

     Город Иркутск

    Ул.Аносова, 2А

     Цель программы:                                     

    • Воспитание гражданской ответственности.
    • Повышение уровня знаний социально-правовых норм.
    • Развитие умений применять полученные знания.

     Задачи:                     

    1.Формировать понимание взаимозависимости прав и обязанностей, способность строить дружеские отношения со сверстниками, не ущемляя права других.

    2.  Учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать   основы правового поведения в различных видах деятельности.

     3. Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

    4.  Формировать качества самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности. 
    5. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

    6.. Развивать морально – нравственную сферу детей и подготовить их к позитивному участию в жизни общества.

    7. Развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

    8. Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг другу.

    9. Воспитывать  у детей уважение и толерантное отношение к людям, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в

    том 4 числе внешнего облика и      физических недостатков.                    

    Ожидаемый   результат:

    • Повышение уровня правовой компетентности детей;
    • Развитие навыков самозащиты, коммуникабельности, толерантности;
    • Воспитание гражданской позиции;
    • Воспитание самоуважения, умения уважать права и свободы других;
    • Профилактика правонарушений.

    Актуальность

    Положение детей в России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих детские сады, школу в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство. Зачастую это происходит из-за не знания прав, самими детьми. 
              Для начала XXI века характерно усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Этот несомненный признак общественного прогресса отличает и чрезвычайно сложную социальную и экономическую обстановку России. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

             Концепция воспитания в новом веке будет строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Очень важным положением этой концепции станет представление о более совершенном человеке, человеке-созидателе новой жизни. Расширение сознания и кругозора — одна из главных задач воспитания в новом веке. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше знать и вмещать знания в своем сознании, тем менее разрушительной станет его деятельность. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период.

     Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Правовое воспитание школьников включает в себя выработку положительного отношения к правовым требованиям, формирование правовых убеждений и готовность действовать в направлении правовых требований.                                                                                                                                      
           Поэтому современная ситуация определяет необходимость            пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в школьном образовании.

        Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности.

    Цели и задачи

         Цель  

        Формирование у детей школьного возраста представлений о правах человека.

         Задачи:  

    Образовательные:   

    1. Дать детям элементарные знания и представления о правах.

    2. Научить ребенка позитивно относиться к себе и другим людям, видеть разнообразные качества, осознавать их на доступном для их возраста уровне, учить оценивать результаты деятельности, умения и свойства личности.

    Развивающие:

    1. Развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

    2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка.

    Воспитывающие:

    1.Воспитать уважение и толерантное отношение независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

    Основные направления деятельности по реализации программы:

    1. Содержательное направление.

    - Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор обучающего  материала, способствующего формированию законопослушного поведения детей;

    - Организация работы лектория правовых знаний

    2. Социально-педагогическое направление.

    -Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных детям;

                                                                                                                                                                                                         

    -Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;

    3. Управленческое направление.

    - Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

    -  Создание условий для реализации основных направлений программы;

    -  Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

    .Методы достижения поставленных целей и задач:

    1. Содержание курса реализуется на воспитательских  часах, которые планируются из расчета один час  в неделю.

    2. Основной формой является беседа, в процессе которой дети  приобретают теоретические знания.

    3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников.

    4. В 5-6 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.

    Критерии диагностики уровня ЗУН детей по правовому воспитанию.

    Фамилия, имя ребёнка

    Знания детей

    Право на жизнь и имя

    Право жить и воспитываться в семье

    Право на здоровье

    Право на образование и отдых

    Умение называть своё имя, фамилию, отчество.

    Умение называть членов своей семьи.

    Умение рассуждать на тему «Как сохранить здоровье».

    Умение рассказывать об отдыхе и игре.

    Методы  выявления знаний

    Игра «Назови себя»

    Игра «Собери семью»

    Беседа «Как заботится о своём здоровье»

    Рассказы детей о своих любимых играх.

    1. Календарно – тематическое планирование занятий.

    № п/п

    Тема занятия

    Цель занятия

    Содержание занятия, методическое обеспечение.

    Кол-во часов

    1.

    Круглый стол «Права подростков»

    Познакомить  воспитанников детского дома  с уголовным и административным правом РФ.

    Воспитывать  у них чувство ответственности за свои поступки,  осознание необходимости и обязательного соблюдения законов.

    1

    2.

    Диспут. Оформление стенда. «Правонарушения детей»

    Упорядочить знания детей  об уголовной ответственности несовершеннолетних, ознакомить с видами наказаний, применяемых к несовершеннолетним преступникам

    1

    3.

    Коммуникативная игра, беседа, практикум. «День здоровья»

    Сформировывать представление о здоровье, как одной из главных  ценностей человеческой жизни.

    1

    4.

    Выставка рисунков. «Мы за здоровый образ жизни- нет курению и наркотикам»

    Воспитывать у детей ответственность за своё здоровье, устойчивое негативное отношение к курению и наркотикам.

    1

    5.

    Круглый стол. Приглашение гостей с ОДН и КДН. «Ответственность подростков»

    Повышение уровня знаний социально-правовых норм.

    Закреплять полученные  знания и представления о правах и обязанностях детей.

    1

    6.

    Тестирование – диагностика. «Выявление склонности детей к вредным привычкам»

    Сформировывать представление о здоровье, как одной из главных  ценностей человеческой жизни.

    1

    7.

    Лекторий. «Алкоголизм –потребность или зависимость»

    Воспитывать у детей  полную ответственность за своё здоровье, устойчивое негативное отношение к алкоголю.

    1

    8.

    Конкурс рисунков – беседа. «Скажем «Нет» наркотикам»

    Воспитывать у детей правильное и устойчивое негативное отношение к наркотикам.

    1

    9.

    Просмотр видеофильма. Диспут. «Право на жизнь»

    Продолжать знакомить воспитанников детского дома  с уголовным и административным правом РФ.

    Воспитывать  у них чувство ответственности за свои поступки. Сформировывать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление.

    1

    10.

    Выпуск мини плакатов. Лекторий. «Курить не модно»

    Продолжать расширять кругозор детей о курении и его вреде.

    1

    11.

    Чтение художественной литературы. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

    Выработывать у детей устойчивую психологическую защиту от различных

    негативных явлений общества путём развития системы ценностей.

    1

    12

    Беседа. «Моя семья и Я»

    Пропаганда культурно-семейных ценностей, через правовое воспитание.

    1

    13.

    Литературно – правовой конкурс. «Всем ребятам без сомнения очень нужно изучать, этот кодекс поведения, чтоб его не нарушать»

    Продолжать знакомить воспитанников детского дома  с уголовным и административным правом РФ.

    Воспитывать  у них чувство ответственности за свои поступки. Сформировывать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление.

    1

    14

    Диспут. «Профилактика табакокурения»

    Продолжать расширять кругозор детей о курении и его вреде.

    1

    15.

    Конкурс правоведения. «Дорога полна приключений, опасностей, важных решений»

    Развивать представления учащихся о видах преступлений (особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести). Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

    1

    16.

    Диспут, беседа, рассказ. «Как бы поступил Ты?»

    Продолжать сформировывать у детей устойчивую психологическую защиту от различных негативных явлений общества путём развития системы ценностей.

    1

    17.

    Диспут-беседа. «Самовольные уходы. Преступления и правонарушения»

    Продолжать знакомить воспитанников детского дома  с уголовным и административным правом РФ.

    Воспитывать  у них чувство ответственности за свои поступки. Сформировывать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление.

    1

    18.

    Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»           

    Продолжать знакомить воспитанников детского дома  с уголовным и административным правом РФ.

    Воспитывать  у них чувство ответственности за свои поступки. Сформировывать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление.

    1

    19.

    Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»    

    Развивать представления учащихся о видах преступлений (особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести). Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

    1

    20.

    Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»

    Воспитывать  у них чувство ответственности за свои поступки,  осознание необходимости и обязательного соблюдения законов.

    1

    21

    Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»  

    Продолжать знакомить воспитанников детского дома  с уголовным и административным правом РФ.

    Воспитывать  у них чувство ответственности за свои поступки. Сформировывать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление.

    1

    Список литературы

    1.Антонов В.А. Изучаем права человека. – «Вита-пресс», 1997.

    2.Доронова Т.Н, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева, О. Л. Князева. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координацияусилий семьи и дет.сада: Пособие для работников дош. образоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2003.

    3.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, и имею право», - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

    4.Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

    5.Борисова О. «Правовое образование дошкольников». Ребенок в детском саду №4  2002г.

    6.Денисова Р. «Патриоты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие». Дошкольное воспитание №12  2004г.

    7.Доронова Т.Н. «Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье»Дошкольное воспитание №8  2001г.

    8.Доронова Т.Н. «Право на воспитание». Дошкольное воспитание №10  2001г.

    9.Доронова Т.Н. « Защита прав и достоинства ребёнка». Дошкольное воспитание №12  2001г.

    10.Егорова О.В. «Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания». Дошкольное воспитание №2  2007г.

    11.Пузырникова Г.В «Права ребёнка», Л.Г Пыжьянова «Как защитить детей» Ребенок в детском саду №3  2003г.

    12.Парамонова Л. «Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка». Дошкольное воспитание №6  1997г.

    13.Петрова О. «Практикум в детском саду». Ребенок в детском саду №1  2006г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по правовому воспитанию "Мы вместе"

    ЦЕЛЬ:  воспитание законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности....

    Презентация программы "Нравственно-правовое воспитание"

    данная программа создана по книгам Павла Астахова (серия книг "Детям о праве")...

    Программа по правовому воспитанию класса.

    Программа по правовому воспитанию составлена для 8 класса.Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в под...

    Программа по правовому воспитанию школьников "Подросток и Закон" 5-9 класс

    Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения шк...

    ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»

    Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры    школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...

    Программа по правовому воспитанию «Я и закон»

      Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользовать...

    Программа по правовому воспитанию "Школа-территория закона"

    Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Программа "Школа-территория закона"  может быть исп...