Рабочая программа "Не знание закона, не освобождает от ответственности".
учебно-методический материал по праву (7 класс)

Гончарова Галина Александровна

Данная программа обусловлена тем, что правовая культура имеет незаменимые возможности нравственного воздействия. У обучающихся развивается правовая культура, воспитывается цивилизованное правосознание, уважение к закону, а так же привычки правомерного поведения - один из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа50.57 КБ

Предварительный просмотр:

КО УВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Не знание закона, не освобождает от ответственности».

выполнила

Гончарова Г.А.

Специфика школы.

Подростки поступающие в КО УВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»  педагогически запущены, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения, требующие специального педагогического подхода. Поэтому формирование правовой грамотности у воспитанников становится одной из актуально-важных задач социальной защиты детей.

Пояснительная записка.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Основы правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация правового образования

 Подростковый период - период социального взросления, поэтому необходим курс, который бы дал детям необходимые знания об обществе, в котором они живут. Курс ориентирован на изучение школьниками базовых правовых понятий, формирование  общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с правовой информацией, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы. Важно, чтобы обучающиеся знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В программе уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения.

Актуальность  данной программы обусловлена тем, что правовая культура имеет незаменимые возможности нравственного воздействия. У обучающихся развивается правовая культура, воспитывается цивилизованное правосознание, уважение к закону, а также привычки правомерного поведения – одни из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования.

В программе применяются следующие понятия:

закон – не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, данность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром;

право - совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми;

 обязанность – круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения;

ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках;

правонарушение – деяние, противоречащее принятым в государстве правовым нормам, влекущее применение мер правового воздействия;

 свобода – отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно – политическую жизнь и деятельность какого –нибудь класса, всего общества или его членов;

 гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

 патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу;

толерантность – терпимость, переносимость чего –либо, устойчивость к воздействию.

Программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) № 120.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  5. Декларацией прав ребенка.
  6. Конституцией РФ. 

Цель: формирование правовой культуры обучающихся.

Задачи: 

1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

2. научить обучающихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;

5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений. 

 Виды и формы содержания деятельности.

 Основной формой является беседа, в процессе которой обучающиеся приобретают теоретические знания. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая, дидактическая,  ролевая игры, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, встречи с представителями социальных структур, проведение тестирования с целью выявления склонности подростков к правонарушениям, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников.  

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- искать и находить обобщенные способы решения задач;

- критически оценивать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относится к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, как внутри образовательной организации, так и за ее пределами;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях.

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто излагать  свою точку зрения с использованием устных и письменных языковых средств;

- распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию.

Исполнители программы: участники образовательного процесса.

Краткое содержание

Тема № 1 Введение «Наши правила просты!»

Положение о педагогических требованиях к учащимся.

 

Тема  № 2 «Ваши права и ваши обязанности» или «Основной закон государства».

Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.

Тема № 3 «Моя семья-мое богатство».

Право и бесправие. Наличие прав - признак свободы. Психологический климат в семье. Факторы, влияющие на семейные отношения. Социальные роли в семье. Родители дети. Проблемы «отцов и детей». Предупреждение конфликтов. Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей в отношении друг к другу.

Тема №4 «Город как источник опасности».

Правонарушения подростков на железной , автомобильной дорогах и их возможные последствия. Права и обязанности водителей веломототранспорта, основные правила езды и меры безопасности.

Тема №5 «Мои первые документы».

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае утери (утраты) документов.

Тема №6 «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»

Как попадают в преступную группу. Данные науки о групповых преступлениях. Стремление к общению и самоутверждению. Антисоциальная ориентация группы. Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Подросток в группе взрослых преступников. Причины преступного поведения подростка в группе: система групповых норм и ценностей; авторитет лидера. Ответственность за групповые преступления. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Степень ответственности за различные формы соучастия в преступлении. Отказ от совершения преступления. Укрывательство преступлений.

Тема № 7 «Права детей в истории России».

Представить информацию о том, как развивались права детей от Древней Руси до наших дней,  изложить собранный материал доступным языком, воспитывать уважение к правам и обязанностям человека.

Тема №8 Ответственность и ее виды. Уголовное законодательство.

Конкурс стенных газет  «Подросток и закон».

Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Правонарушение. Уголовный и административный поступок. 'Кодекс РФ об уголовных правонарушениях. Понятие преступления.

Тема №9 «Юридическая ответственность несовершеннолетних».

Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление - особо важное правонарушение. Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.

Тема № 10 Правовая оценка современных неформальных молодежных движений.

Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели. Неформалы – кто они?

Тема № 11 «Твоя воинская обязанность».

Для чего нужна армия? Назначение армии. Сущность службы в армии как исполнение гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. Альтернативная гражданская служба. Основные направления подготовки к армейской службе. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии.

Тема № 12  «Социальные сети- почему люди предпочитаю виртуальное общение живому» .

Выяснить, какое влияние социальные сети оказывают на человека - положительное или отрицательное.

Тема №13 «Что такое хулиганство» или «Правопорядок и полиция».

Понятие правопорядка. Факторы, влияющие на состояние правопорядка, Понятие общественного порядка. Участие граждан в укреплении правопорядка. Правоохранительные органы государства. Задачи милиции. Органы внутренних дел. Структура отдела (городского, районного) внутренних дел. Задачи милиции общественной безопасности. Патрульно-постовая служба. Административное задержание и порядок наложения взыскания за него. Отделение дознания и его функции. Изолятор временного содержания. Отделение организации работы участковых инспекторов. Задачи участкового инспектора. Добровольные дружины. Отделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Задачи криминальной милиции. Работа отделения уголовного розыска. Действия милиции в отношении подозреваемого в преступлении. Задачи следственного отделения ОВД. Проведение предварительного следствия. Обвинительное заключение.

Тема № 14 «Знатоки права»

Закрепление  знаний по праву.

Тема № 15 «Правовая Ассамблея сказочных героев».

Закрепить знание статей Всеобщей Декларации прав человека.

Тема № 16 «В гостях у Шерлока Холмса».

Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство. История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма.

Тема № 17 «Ответственность за нарушения ПДД».

Правовая ответственность - административное законодательство. Плата за совершение нарушений - здоровье и человеческая жизнь. Наказание за помехи движению.

 

Тема № 18 «Спрашивайте-отвечаем» .

Ответственность за правонарушения, понятия групповые правонарушения, за что ставят на учет в ПДН, как не стать жертвой преступления и т.д.

Разделы содержания.

№ п/п

Тема

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Форма

Цель.

Ответственные

 

1

Введение

«Наши правила просты!»

 

На уровне класса.

Беседа.

Дать обучающимся  первоначальные понятия о правилах поведения в обществе, об ответственности за их нарушение.

Воспитатели групп

2

«Ваши права и ваши обязанности»

или «Основной закон государства»

На уровне класса.

Беседа-викторина.

Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав  человека и Конвенции о правах ребёнка. Составление памяток «Имею право и могу им воспользоваться…», «Несу ответственность по закону…»

Воспитатели групп

Кл. руководители.

3

«Моя семья – моё богатство!»

На уровне класса.

Круглый стол.

 Формирование понятий семейных ценностей.

Рисунки семьи.

Воспитатели групп

Библиотекарь

4

«Город как источник опасности…»

На уровне класса.

Игра-викторина.

Правонарушения подростков на железной , автомобильной дорогах и их возможные последствия. Права и обязанности водителей веломототранспорта, основные правила езды и меры безопасности.

Воспитатели групп

Соц. педагог

Инструкторы ф-ры

5

«Мои первые документы».

Оформление правового уголка.

На уровне класса.

Беседа.

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае утери (утраты) документов

Соц. педагог

6

«Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»

На школьном уровне.

Круглый стол. Презентация.

Уличные компании, их законы. Как не попасть в «плохую» компанию. Алкоголь и правопорядок.

Воспитатели групп

Педагог организатор

7

«Права детей в истории России».

На школьном уровне.

Проект.

Формирование правовой культуры у несовершеннолетних детей; понимание важности соблюдения своих прав и прав других людей.

Гончарова Г.А.

8

Ответственность и ее виды. Уголовное законодательство.

Конкурс стенных газет  «Подросток и закон»

На уровне класса.

Беседа-викторина, изготовление стенгазеты.

Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Воспитатели групп

Соц. педагог.

Педагог-психолог.

Библиотекарь

9

Юридическая ответственность несовершеннолетних.

На уровне класса.

Деловая игра. Анкетирование.

Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков.

Воспитатели групп

Соц. педагог.

Педагог-психолог.

10

Правовая оценка современных неформальных молодежных движений.

На уровне класса.

Круглый стол, презентация.

Неформальные молодежные движения. Как в них попадают? Ответственность за участие в движениях

Воспитатели групп

11

Твоя воинская обязанность.

На уровне класса.

Беседа. Анкетирование.

Солдат – это звучит гордо? Воинская обязанность. Что может быть за уклонение от службы в армии.

Воспитатели групп

Инструктор

ф-ры

Соц. педагог

12

«Социальные сети- почему люди предпочитаю виртуальное общение живому».

На школьном уровне.

Проект

Выяснить, какое влияние социальные сети оказывают на человека - положительное или отрицательное.

Гончарова Г.А.

Черноухова О.Н.

13

«Что такое хулиганство».или

«Правопорядок и полиция».

На уровне класса.

Правовая игра.

Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать  решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями  через игровую ситуацию; ознакомить с одним из институтов общества; стимулировать творческую активность учащихся.

Соц. педагог

Педагог –психолог

Воспитатели групп

14

«Знатоки права».

На школьном уровне.

Игра – турнир.

Закрепление  знаний по праву, через решение практических задач.

Педагог организатор

Воспитатели групп

15

«Правовая Ассамблея сказочных героев».

На школьном уровне.

Деловая игра.

Закрепить знание статей Всеобщей Декларации прав человека, развивать умение работать в группах.

Педагог организатор

Воспитатели групп

16

«В гостях у Шерлока Холмса».

На уровне класса.

Игра-викторина. Презентация.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; формирование правовых знаний, законопослушного поведения   и  основ  толерантности; развитие правового самосознания; аптимизация познавательной деятельности подростков; воспитание чувства ответственности за свои  поступки, взаимовыручки  и  уважения  к  окружающим людям; развитие памяти, внимания, мышления.

 

Воспитатели групп

17

Ответственность за нарушения ПДД.

На уровне класса.

Презентация.

Беседа.

Правовая ответственность - административное законодательство. Плата за совершение нарушений - здоровье и человеческая жизнь. Наказание за помехи движению.

Инспектор ПДН

Администрация

Соц. педагог

18

«Спрашивайте-отвечаем»

На школьном уровне

Круглый стол

Дать разъяснения по интересующим вопросам.

Администрация

 Соц. педагог

Работа с родителями.

Задачи.

- формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

- выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

- знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

- обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

- приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в

устав школы и др.);

- умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их

разрешении;

- формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

Работа с родителями проводится в форме консультаций, бесед, анкетирования,  родительских собраний, оформления информационных стендов.

Литература.

Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.

Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.

Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.

Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.

Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.

Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.

Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.

Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. – Москва, 1998.

Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.

Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия.

Возраст ребенка

Права, обязанности, ответственность

С рождения

 

  • Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ).
  • Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
  • Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав.
  • Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ).
  • Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка,  ст. 54, 57, 60 СК РФ).
  • Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка).

С 6 лет

  • Право на образование (обязанность получить основное общее образование – ст. 43 Конституции РФ).
  • Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).

С 8 лет

  • Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях).

Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

С10 лет

Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

С 11 лет

  • Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»)

С 14 лет

  • Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).
  • Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).
  • Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).
  • Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами.
  • Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности.
  • Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ).
  • Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).
  • Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).
  • Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ).
  • Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
  • Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ).
  • Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ).
  • Право на объединение в профсоюзы.
  • Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).
  • Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ).
  • Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).
  • Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).
  • Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ.

С 15 лет

  • Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
  • Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).

С 16 лет

  • Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).
  • Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).
  • Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
  • Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
  • Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)

С 17 лет

Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе).

С 18 лет

  • Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ).
  • Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
  • Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ).
  • Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).
  • Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
  • Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).
  • Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час знание законов

Классный час знание законов...

ЗАКОН БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ПринятБелгородской областной Думой20 января 2005 года...

ЧАС ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ «Закон одинаков для всех!»

Цель:- упорядочить знания ребят о правонарушениях.Задачи:-познакомить с видами нарушений и наказаниями за них;-развивать представления о последствиях противоправных деяний;-воспитывать чувство ответст...

Урок систематизации и обобщения знаний « Законы постоянного тока». ( Отчёт в НИИ Электрического Тока) 8 класс.

Цели урока:формирование интереса учащихся к на­уке, их отношения к проблемам, связанным с научными исследованиями и их ролью в об­ществе.Задачи урока:в нетрадиционной форме повторить основные ...

Беседа: «Незнание закона не освобождает от ответственности»

  В современном мире  у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии,...

«Брейн- ринг для учащихся 7-х классов «Незнание не освобождает от ответственности…»»

laquo;Брейн- ринг для учащихся 7-х классов  «Незнание не освобождает от ответственности…»» может быть проведен и для учащихся 5-6 классов....

Занятие по правовому воспитанию: "Незнание законов не освобождает от ответственности"

Ознакомление учащихся с правами и обязанностями несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений....