ЧАС ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ «Закон одинаков для всех!»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Голубейко Людмила Владимировна
Цель:
- упорядочить знания ребят о правонарушениях.
Задачи:
-познакомить с видами нарушений и наказаниями за них;
-развивать представления о последствиях противоправных деяний;
-воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_pravovykh_znaniy_zakon_odinakov_dlya_vsekh.docx562.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа-интернат VIII-вида

пос. Паркового Краснодарского края.

ЧАС ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

«Закон одинаков для всех!»

                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                    Голубейко Л.В.

                                                                                                             2014год

Цель:

- упорядочить знания ребят о правонарушениях.

Задачи:

-познакомить с видами нарушений и наказаниями за них;

-развивать представления о последствиях противоправных деяний;

-воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование:

- книги;

- раздаточный материал;

- плакат о МРОТ;

- конституция;

-уголовный кодекс;

- административный кодекс;

-памятки;

-слайды.

I.Организационный момент:

Педагог:

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье?

 (ответы учащихся)

II. Основная часть:

  1. Объявление темы и постановка цели занятия:

Педагог:

- В руках у меня две нити -

(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити?

(ответы учащихся - с жизнью)

-  Сейчас мы  сможем найти конец   нити, что это может означать, как вы думаете?

(ответы учащихся - наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет означать если нить запутана?

(ответы учащихся - трудно найти концы)

-А если применить к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

- Мы продолжаем сегодня знакомиться с законами, определяющими нашу жизнь.  Давайте еще раз вспомним и повторим, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

2. История появления Закона:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились главные вопросы:

-Что люди могут делать и чего не могут?

-Что они обязаны делать и чего не обязаны?

-На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» - всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

-Как вы думаете, почему страна стала процветать, счастливы стали её жители, они почувствовали себя в безопасности?

(ответы учащихся - жители стали жить по законам)

Педагог:

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

 Людям удалось решить Главные Вопросы, появился Закон и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной Закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».

  1. Практическая часть:

Задание 1

Педагог:

- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права…

(ответы учащихся) Слайд

- Поговорим о наших обязанностях…

(ответы учащихся) слайд

-Выберите права и обязанности:

(ответы учащихся) слайд

Права:

-Жить и воспитываться в семье;

-Получить паспорт гражданина РФ;

-Работать в свободное от учебы время;

-Право на охрану здоровья.

Обязанности:

-Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

-Получить основное образование (9 классов);

-Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения;

-Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;

Ответственность:

-Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы;

-Возмещение причиненного вреда;

-Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

-За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Задание 2

Педагог:

-Давайте рассмотрим понятие «нарушение»:

- Вам дано три понятия: «Проступок», «Правонарушение», «Преступление»

-Необходимо к этим понятиям найти определения.

-Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

-Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

-Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

-Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1.

Пятиклассник Дима не приезжает  в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(ответы учащихся-проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(ответы учащихся - Устав школы в котором  прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

( ответы учащихся - проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(ответы учащихся - ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2.

 Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(ответы учащихся - это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Педагог:

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3.

Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима как проступок, правонарушение или преступление?

(ответы учащихся - эти ребята совершили преступление)

Педагог:

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

( «Уголовный Кодекс Российской Федерации») слайд

- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3.

Выберите из данных преступлений за что учащиеся 14 лет несут ответственность:

- убийство;

- умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью;

- кража;

- грабеж;

- вымогательство;

- уничтожение или повреждение имущества;

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

- вандализм.

(ответы учащихся)

Педагог:

-Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Задание 4.

Педагог:

-давайте рассмотрим какие наказания предусмотрены законом.

1.Ложный звонок:

 В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

(ответы учащихся)

Педагог:

-Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

-Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случиться так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

2.Нанесение побоев:

Педагог:

-К «сообщившему о терракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

(ответы учащихся)

Педагог:

-Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

-Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?  - может ответить ученик

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

3.Порча чужого имущества:

 На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

(ответы учащихся)

Педагог:

-Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров  Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу  поэтому будет и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты  Труда, либо лишение свободы до двух лет.

4.Угроза «болтовней»:

 В классе идет спор двух учащихся:

-Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

(ответы учащихся)

Педагог:

-Статья  119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

5.Оскорбление:

Две девочки  в классе   ссорятся:

– А ты дылда!!!

– А ты сама гадина!!!

(ответы учащихся)

Педагог:

-Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

6.Осквернение зданий и транспорта:

В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

(ответы учащихся)

Педагог:

-Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания  наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.  

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

 штраф;

 лишение права заниматься определенной деятельностью;

 обязательные работы;

 исправительные работы;

 арест;

 лишение свободы на определенный срок.

Педагог:

-Ребята, какой вывод мы с вами сейчас сделаем?

(ответы учащихся)

Педагог:

- Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к Закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей Земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

III. Рефлексия:

Педагог:

-Кого из вас, ребята, заставило задуматься сегодняшнее занятие?

(ответы учащихся)

Педагог:

-Я приготовила для вас памятки, давайте познакомимся о чем они

(учащиеся читают памятки)

 Памятка школьнику:

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают   одноклассники и  учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы:

-не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника;

- запомни все, что касается тебя и твоего обучения;

-ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их;

-школа - твой второй дом-береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность;

-веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права;

-аккуратно веди тетради, дневник - ведь это твоё лицо;

-если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе;

- помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки;

- как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители;

-если у тебя возникли проблемы, прежде всего расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

 Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры  Марка  Туллия Цицерона:    

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа-интернат VIII-вида

пос. Паркового Краснодарского края.

ЧАС ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

«Закон одинаков для всех!»

6 «Б» класс

                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                    Голубейко Л.В.

                                                                                                             2014год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...

Проект "От правового знания - к правовой компетентности"

Проект раскрывает систему создания правовой школьной службы....

Правовая игра "Закон для нас! Закон внутри нас!"

Внеклассное мероприятие по обшествознанию для 8-9 классов. Способствует формированию правовой культуры у учащихся....

Программа по гражданско-правовому воспитанию «Закон обо мне. Мне о законе» (Возраст: 14-16 лет)

Проблема воспитания правовой культуры и правосознания, формирование законопослушного поведения подростков в настоящее время в мире актуальна. Противоправные деяния в современном мире проявляются...

Конспект урока доброты "Этот мир одинаков для всех"

В Международный день инвалидов, в рамках Декады добра и милосердия, в 9 классе Новочеркасской школы-интерната прошёл Урок доброты «Этот мир одинаков для всех». Традиционно именно первая де...

Внеклассное мероприятие "Закон одинаков для всех"

Внеклассное мероприятие "Закон одинаков для всех"...