Главные вкладки

    Программа по гражданско-правовому воспитанию «Закон обо мне. Мне о законе» (Возраст: 14-16 лет)
    календарно-тематическое планирование по праву (8 класс)

    Беспалова Анна Михайловна

     

    Проблема воспитания правовой культуры и правосознания, формирование законопослушного поведения подростков в настоящее время в мире актуальна. Противоправные деяния в современном мире проявляются в детской и подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной темы и нахождение возможных правильных вариантов поведения с помощью данной программы, которая будет реализована в 8-9 классах 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_vospitaniya.docx43.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Проблема воспитания правовой культуры и правосознания, формирование законопослушного поведения подростков в настоящее время в мире актуальна. Противоправные деяния в современном мире проявляются в детской и подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной темы и нахождение возможных правильных вариантов поведения с помощью данной программы, которая будет реализована в 8-9 классах (на примере 8Б класса МОУ Каменской СОШ №2 в 2018-2019 и 2019-2020 учебных годах).

    Население Земли почти на одну треть составляют дети – «человеческие существа в возрасте до 18 лет» (ст.1 Конвенции ООН о правах ребенка). Государства, подписавшие Конвенцию ООН о правах ребенка, обязались наилучшим образом обеспечивать интересы детей. Но обеспечение этих интересов зависит от многих факторов: уровня развития общества, экономики, культуры, традиций, людей, находящихся у власти. Будущее закладывается в настоящем: дети должны быть здоровыми физически и нравственно, должны развиваться, познавать окружающий мир, готовиться к самостоятельной жизни.

    Россия провозглашена, согласно нашей Конституции, демократическим правовым государством. Но, к сожалению, в массовом сознании право не является безусловной ценностью и общественной нормой жизни. Кроме того, современная социально – экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «зону риска». С одной стороны, очень часто они подвергаются насилию, нервным стрессам, нарушаются их права. С другой стороны, они могут быть предоставлены сами себе. Результат – повальное употребление психотропных веществ, алкоголизм и табакокурение, нежелание учиться и работать, проявление жестокости, агрессивности. Одним из самых злободневных вопросов современного общества является криминализация молодежи и увеличение подростков с девиантным поведением.

    В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях.

    Проблема осознания своих прав подростками достаточна актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.

    Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Расширение сознания и кругозора одна из главных задач воспитания в новом веке. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше знать и вмещать знания в своем сознании, тем менее разрушительной станет его деятельность. Развитие правосознания личности процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся всю жизнь человека.

    Гражданско-правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его применения, в умении пользоваться своими правами, соблюдать существующие запреты, исполнять обязанности и нести ответственность.

    В этом и состоит практическая направленность правового воспитания. В процессе учёбы обучающиеся должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод. Ведь, как известно, гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

    Характеристика класса

    В 8Б классе обучается 25 человек: 11 мальчиков и 14 девочек 2003-2005 г.р.

    Уровень воспитанности обучающихся: высокий 40%, средний 45%, низкий 15% . Есть ребенок, состоящий на внутришкольном учете (поведение), а также дети, находящиеся в группе риска (поведение и успеваемость).

    Обучающиеся класса проживают как в полноценных, благополучных, социально-обеспеченных семьях, так и в неполных. Имеется большое количество многодетных семей.

    Учащиеся класса в основном интеллектуально развитые, работоспособные, но шумные. Мобилизуются и сплачиваются во время совместных мероприятий, праздников, спортивных соревнований, различных конкурсов, азартны. Всегда поддерживают друг друга. Принимают активное участие, как в школьных мероприятиях, так и мероприятиях района и области.

    В целом класс сложный, много детей с лидерскими качествами и своей позицией, периодически возникают проблемы с дисциплиной. В силу подросткового возраста готовы отстаивать свое мнение любым путем, что иногда может привести к конфликтной ситуации.

    Обучающиеся проявляют активное внимание и интерес к предмету «Обществознание», особенно к модулю «Право». По предварительным данным на сегодняшний день ОГЭ по обществознанию планируют сдавать 24 из 25 учащихся класса.

    Исходя из всего этого и проблем, с которыми я сталкиваюсь, как классный руководитель, появилась идея создания программы гражданско-правового воспитания «Закон оно мне. Мне о законе».


    Цель:


            Повышение уровня правовой культуры обучающихся, создание условий для формирования и развития у них уважения к правам и свободам человека и гражданина.

    Задачи, которые будут реализованы для достижения цели:

    1. Способствовать формированию  у подростков  правовой культуры, общечеловеческих ценностей;
    2. Ознакомить обучающихся с  правами  и обязанностями несовершеннолетних;
    3. Воспитание  уважения   к правам и свободам  личности, чувства собственного достоинства, справедливости;
    4. Профилактика  безнадзорности и  правонарушений   несовершеннолетних,

    формирование законопослушного поведения  и  основ толерантности;

    1. Воспитание здорового образа жизни среди обучающихся;
    2. Развитие правового самосознания;
    3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

    Принципы реализации программы:

    Реализация программы основывается на следующих принципах:

    Принцип сотрудничества – процесс воспитания не возможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

    Принцип занимательности – занятия проходят не только в виде лекции, но и в виде правовых и деловых игр, круглого стола, викторины, просмотров фрагментов фильмов и их обсуждения.

    Принцип систематичности и последовательности  – заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи программы.

    Принцип наглядности –  демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает обучающимся их правильно выполнять.

    Принцип доступности  – подача материала зависит от уровня психологических особенностей подростка.

    Принцип индивидуализации – предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния подростка.

    Принцип полезности  –  формирования знаний и умений, актуальных для практического понимания воспитанниками других людей, самого себя, для самовоспитания, самоуправления учебной деятельностью и самоопределения в целом.

    Принцип креативности – характеризуется созданием новых ценностей. Умение по-иному посмотреть на привычное, умение возразить самому себе.

    Принцип контекстности  – в контексте решения разнообразных проблемных ситуаций подросток «примеряет» по отношению к себе различные стили общения. В этом формате создаются основы для становления гибких форм в конфликтных ситуациях, лучшего понимания себя и собственных проблем.

    Основные формы и методы проведения занятий.

    Занятие проводится - 2 раза в месяц, по 45 минут.

    Основные формы: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов, фрагментов фильмов.

    На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени формирования гражданского сознания (гражданственности).

    Планируемые результаты.

    1 этап (2018-2019 учебный год)

    За первый год (8 класс) обучающиеся должны:

    1. знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств; современные правовые системы, понятие и принципы правосудия, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; основные юридические профессии; формы социальной защиты и социального обеспечения;

    2. иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;

    3. усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

    4. различать правомерное и неправомерное поведение, основание и   порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса

    5. объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений; значение юридических терминов и понятий;

    6. уметь приводить примеры различных видов правоотношений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты.

    2 этап (2019-2020 учебный год).

    В результате реализации программы (9 класс) обучающиеся должны:

    1. Знать основные законы нашего государства, структуру власти, основы гражданского, семейного, уголовного, административного права; основные юридические термины; основы государственного, конституционного, избирательного права РФ; права человека, права и обязанности гражданина России;

    2. Уметь вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других; применять правовые знания на практике в различных жизненных ситуациях; уметь осуществлять свои права на практике; руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни; правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл; правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текс трудового соглашения и т.д.)

    3. Объяснять факты окружающей действительности, имеющие юридическое значение;

    4.  Осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

    5.  Иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.); иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка;

    6. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом; определять способы реализации и защиты собственных прав; способы и порядок разрешения споров; формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

    Тематическое планирование

                    8 класс

     №

    Тема

    Дата проведения

    Введение. Диспут - От чего зависят наши поступки. Зачем нам законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности обучающихся)

    Игра «Я – Гражданин России»

    Государство и власть. (Просмотр фрагментов фильма) Круглый стол.

    Достоинство и честь. Нужны ли они современному человеку? Деловая и ролевая игра

    О правопорядке. Правонарушения и преступления. Беседа. Использование презентации. 

    Жизнь дается один раз. Групповая работа: создание плакатов о вреде курения, алкоголизма и наркомании.

    За что ставят на внутришкольный учет? Беседа (работа с Уставом школы)

    Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу. Беседа. Анкетирование

    Конституция РФ. Беседа, работа с документами. 

    Путешествие по страницам конституции. Деловая игра.

    Кто гарант наших прав? Права ребенка. Лекция. 

    Игра «Я имею право!» О самых важных правах с точки зрения подростка

    «Прокурор и адвокат» (Об уголовном праве). Решаем правовые задачи.

    «Мы узнали». Подготовка презентаций о профессиях - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др.

    Почему не бывает прав без обязанностей. Есть ли у прав границы. Круглый стол.

    Сохраним природу и окружающую среду. Историческая память народа. Экскурсия по п. Горки-25.

    Тестирование – диагностика. «Выявление склонности детей к вредным привычкам».

    Конференция: «Еще раз об обычаях, законах и морали»

    9 класс

    Тема

    Дата проведения

    С чего начинаются права человека. Каким должен быть современный человек.

    Ищи причину конфликтной ситуации. 

    Что можно и чего нельзя, о праве на ошибку. Диспут.

    Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»   

    «Уголовная ответственность несовершеннолетних» - беседа.+ практикум. 

    Права человека в Конституции РФ. Лекция + работа с документом. 

    «Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних.

    «От слов - к делу» (права человека).

    Судебная защита. (Правовые задачи).

    Деловая игра «Встать! Суд идет».

    Есть ли границы у прав. Что можно и чего нельзя.

    «Административная ответственность подростка перед законом».  

    Почему важно платить налоги. Государственный бюджет.

    Деловая игра «Мы - законодатели».

    Что зависит лично от меня. Мой след в истории поселка Горки-25.

    Брейн-ринг «Я – гражданин России».

    Разработка проектов «Я- Президент».

    Итоговое занятие: Проект «Если бы я стал президентом».

            
    Тематика лекций для родителей (родительские собрания):

    1. Детская агрессивность, ее причины и последствия.
    2. За что ставят на учет в полицию? 
    3. Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?
    4. Как уберечь подростка от насилия?
    5. Что делать, если ваш ребенок попал в полицию?          
    6. Закон и ответственность.    


    Список литературы

    Нормативно-правовые акты:

    1. Всеобщая декларация прав человека 
    2. Декларация прав ребенка 
    3. Конвенция о правах ребенка 
    4. Конституция Российской Федерации
    5. Федеральный закон РФ «Об образовании» 
    6. Федеральный закон «О начальном профессиональном образовании» 
    7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» 
    8. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 
    9. Семейный кодекс Российской Федерации 
    10. Гражданский кодекс РФ
    11. Уголовный кодекс РФ 
    12. Жилищный кодекс РФ 
    13. Земельный кодекс РФ
    14. Уголовно - процессуальный кодекс РФ
    15. Гражданско-процессуальный кодекс РФ
    16. Устав МОУ Каменской СОШ №2

    Справочная литература:

    1. «Правовое воспитание школьников  5 – 9 классы  конспекты занятий» составитель О.В. Летнёва
    2. Л.Г. Ивлиева  «Внеклассные мероприятия по гражданско – правовому воспитанию школьников» под редакцией Паршиной В.Г. – М: АРКТИ.
    3. Е.А. Гальцова  «Изучаем свои права 1 – 4  внеклассные мероприятия в  картинках, театрализациях, инсценировках» . – Волгоград 2007г.
    4. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая «Классные часы по гражданскому  и  правовому воспитанию  5 – 11 классы». – М., «Вако».
    5. «Правовое  образование  в  школе» - сборник   методических  материалов (Из опыта работы Московской городской экспериментальной  площадки «Научно  - методические  основы  преподавания   курса «Право»  в основной  школе»). – М.: Центр «Школьная  книга».
    6. Шишлова Т.А. «Диагностика психолого-социальной  дезадаптации  детей и подростков: Практическое  пособие. – М.: Айрис – пресс.
    7. В.В. Гордеева «Правовое  воспитание в школе 9 – 11 классы: разработки  организационно – деятельностных игр» - Волгоград: Учитель.
    8. Мавлютова Е.А. «Основы  правовых  знаний 8 – 11 классы. Интерактивные методы преподавания   права». – Волгоград: Учитель.
    9. «Методика и технологии работы социального педагога» под редакцией  М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, М, - «Академия».
    10. Р.В. Овчарова «Справочник социальго педагога»  М, - ТЦ «Сфера».
    11. Т.А. Шишковец «Справочник  социального педагога» М, - «Вако».
    12. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В. «Организационная и социально – педагогическая деятельность  социального педагога  в  образовательном учреждении».
    13. «Методика работы социального педагога», составитель Г.С. Семёнов, М., - «школьная пресса».
    14. С.В. Бусурин журнал «Право и ответственность».
    15. Е. Шабельник, Е. Каширцева «Права на всякий случай» М., - «Вита – пресс».
    16. А.С. Макаренко «Книга для родителей». М., «Педагогика».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гражданско- правовое воспитание младших школьников

    Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...

    Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

    Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

    Выступление «Роль педагога в гражданско-правовом воспитании учащихся»

    Выступление подготовлено на районную августовскую конференцию по теме "Среда ОУ как поле профессионального развития учителя" Изменение компетенций ведет и к изменению роли учителя. Он становится не п...

    Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»

    Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

    Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....

    Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

                  Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...