Правовая игра "Закон для нас! Закон внутри нас!"
классный час по праву (9 класс) на тему

Калиненко Юлия Александровна

Внеклассное мероприятие по обшествознанию для 8-9 классов. Способствует формированию правовой культуры у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon внеклассное мероприятие по праву92.5 КБ
Файл pravo.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект правовой игры «Закон для нас. Закон внутри нас!»

Цель: приобщение подростков к правовой культуре, повышение эффективности профилактики предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи игры:

формирование правовой культуры;

формирование навыков безопасного поведения в обществе;

закрепление правовых знаний у подростков.

Ход игры:

Сл. 1

Ведущий читает высказывание:

«Человек судит ближнего своего по делам и поступкам, но высшее существо судит по тому, от каких поступков человек отказался и как боролся самим собой».

К.Фридрих.

Сл.2

Учитель: Здравствуйте, дети и уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

Сл.3

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

Сл 4

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.              Она призвана создать благополучные условия для развития детей в местах лишения свободы и др.

Сл 5

Ведущий: Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и даже ответственность, о которых он не должен забывать и должен соблюдать, иначе это его может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.

   В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наш сегодняшний классный час.

Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобрести  знания о своих правах, и выясним, как вы разбираетесь в законах рядом, с которыми мы живем.

Фемис, или, как мы ее теперь называем, Фемида — одна из древнейших богинь, дочь Неба и Земли. До того как Зевс взял женой Геру, его женой была Фемида, и тогда она родила ему три красивые дочери: веселые, цветущие богини времен года—Горы, которые стерегли позолоченные врата Олимпа. Даже позже, когда они расстались, Фемида была самым доверенным советником Зевса, от которого у него не было никаких тайн.

      Это была мудрая и опытная богиня. Она видела много скрытого от глаз других богов, которых еще и на свете не было, когда она уже царила. Ее считали богиней правосудия, обычаев и порядка. Жертвенники Фемиды устанавливали в местах, где люди собирались для решения общих вопросов, дабы она одним своим присутствием несла в советы дух справедливости и добра. Некоторые считали ее спасительницей и покровителем угнетенных, из-за того, что она наравне с Зевсом следила, дабы людей нищих и тех кто нуждается в помощи не обижали. Она держала верх не только над порядком в мире, но и над человеческими судьбами.
Богиня Фемида имеет много разных имен, которые нередко встречаются в мифах. На картинах обычно она изображается с повязкой, которой завязаны ее глаза. Это символизирует поиск ответа на волнующий вопрос. Кроме этого, она изображается с рогом изобилия и весами в руках.
Получив Дельфийский оракул от своей матери, она вместе с ним получает дар предвидения, благодаря которому она становится прорицательницей. Впоследствии этот оракул передавался от одного поколения к другому.
По одной из версий ученых, изучающих древнегреческие легенды, считалось, что Фемида – это мать Прометея, которая предсказала ему рождение сына от богини Фетиды. Кроме этого, прорицательница Фемида раскрыла тайну о том, что именно этот сын свергнет его с царствования.
После того, как она не стала зваться женой Зевса, Фемида осталась с ним в качестве советника, который являлся посредником между богом Зевсом и простыми людьми.

Во многих греческих городах ей строили храмы, часто неподалеку от храмов Земли или Деметры. На памятниках ее изображали строгой девушкой с рогом изобилия в белоснежных руках, а традиционно ее и сейчас изображают с завязанными глазами; в одной руке она держит меч, а в другой — весы.

Ведущий: У нас сегодня тоже имеются богини правосудия (представление жюри).

Сл.6

Для начала давайте разберемся в следующих определениях:

 1.Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

2.Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

3.Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Учитель: Предлагаю вам описание различных правонарушений (зачитываются учителем). Необходимо определить, о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление). 

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал зуб. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11руппа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок). 

Учитель: Ребята, а можно ли за злонамеренный проступок привлечь человека к административной или уголовной ответственности?

Рассмотрим еще одну ситуацию. Ребята из десятого класса гуляли поздно вечером в парке. У одного из них с собой был баллончик с краской. Он предложил одноклассникам пойти в школу и украсить входные двери. Было уже темно. Ребята подошли к входной двери и стали на дверях и стенах школы писать нецензурные слова. Сторож школы, увидев это, позвонил в полицию. Приехал наряд полиции и забрал подростков в отделение.

- Как можно расценить действия подростков?

- Какие нарушения прослеживаются в описании приведенного случая?

Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции.

1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).

2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом должны присутствовать понятые и оформляться протокол.

3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних время ночное.

4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат).

Сл14

Учитель: С классификацией преступлений мы познакомились, теперь давайте познакомимся с правами.

Ваши права делятся на 6 групп.

I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;

II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);

III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);

V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);

VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения.

Сл 15

Но право это не только права. Даже сейчас будучи несовершеннолетними вы имеете ряд прав и обязанностей. Иногда трудно разобраться в том, что именно ты можешь делать, а что нет, и за какие проступки ждет наказание не только от рассерженных взрослых, но и от государства. Каждый     правонарушитель,  даже несовершеннолетний,  несет   юридическую ответственность: материальную, уголовную административную (до определенного возраста он может быть освобожден от нее, или она возлагается на его законных представителей).

А это означает, что и к вам могут применяться предусмотренные законом меры принуждения, но только при условии, что вы совершили правонарушение.
Предлагаю вам познакомиться с основами Гражданского, Семейного, Уголовного, Уголовно-процессуального и Административного права в части, касающейся ответственности несовершеннолетних.

Сл. 16

Правовой статус -это ваше положение в мире права. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а, значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность - меняется ваш статус.

Сл  14

Учитель: Задания  по 5 баллов

Нужно знать свои права не только в случае, когда совершается правонарушение. Необходимо хорошо знать права и ответственность, которые у вас есть, как у любого гражданина России. Сейчас мы посмотрим, насколько вы знаете свои права и ответственность. Предлагаю каждому заполнить таблицу. Справа в колонке перечислены права и ответственность ребенка. Слева вам нужно записать с какого возраста они вступают в силу.

Какие права и ответственность имеет ребенок по мере взросления?

14 лет

вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.

10 лет

дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии.

10 лет

выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих

брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

С рождения

на имя ребенка может быть открыт счет в банке.

16 лет

имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в

присутствии инструктора.

18 лет

гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

10 лет

может вступать в детские общественные объединения.

С рождения

ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

14 лет

допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов

в день) с согласия одного из родителей.

16 лет

имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

16 лет

несет уголовную ответственность за любые преступления.

14 лет

вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией,

иными доходами.

14 лет

несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства

в отношении своих детей в судебном порядке.

18 лет

избирать и голосовать.

14 лет

подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления

(убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

Задание № 1 максимально 5 баллов.

Представление команд.

 Слово жюри

Задание № 2 по 1 баллу за правильный ответ.

 давайте отправимся в страну сказок и вспомним героев нашего детства, какие права были у них нарушены.

Сл 17

Задание по 2 балла

«Расшифровщик» - Собрать разрезанные высказывания.

1.  «В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням»

А.А. Бестужев- Марлинский

2. «Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира»

 Г. Филдинг

3. «Жизнь даётся на короткий срок, и она сама по себе величайшее счастье».

С.Н. Сергеев-Ценский

4. «Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от несчастья, но всякое несчастье начинается от утраты воли к сопротивлению».

Л.М. Леонов

Задание по 3 балла

«Квалифицируйте преступление».

В первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором - юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл. Всего перечислено 8 преступлений.

Преступления

Юридическое название

Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»

Вандализм

Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

Кража

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

Слово жюри

Задание 7  по 2 балла.

Сейчас мы проверим насколько хорошо вы знаете свои профессиональные обязанности, Кто- то перепутал права и обязанности школьников. Ваша задача их правильно квалифицировать.

УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО:

выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;

открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;

отдых на перемене;

помощь учителя в овладении знаниями;

участие во внеклассных мероприятиях;

поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

                                            УЧЕНИК ОБЯЗАН:

уважать окружающих его людей;

достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;

всегда выполнять домашнее задание;

участвовать в полезном труде;

беречь имущество класса и школы;

заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни.

Задание

«Преступление против собственности»

Командам перечислены различные преступления. Необходимо отобрать преступления против собственности. Время на размышление – 1 минута. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 1 балл. Всего 12 «правильных» карточек.

  1. Мошенничество.
  2. Торговля несовершеннолетними.
  3. Торговля краденым.
  4. Незаконный арест.
  5. Вымогательство.
  6. Кража.
  7. Продажа нелицензионных аудиокассет.
  8. Подделка финансовых документов.
  9. Неправомерное завладение автомобилем
  10. Грабеж.
  11. Разбой.
  12. Присвоение или растрата.
  13. Уклонение от уплаты таможенных платежей.
  14. Повреждение имущества по неосторожности.
  15. Безбилетный проезд в городском транспорте.
  16. Установка подслушивающего устройства.

Ответ: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.

Учитель: В заключении нашего классного часа хочу прочитать вам следующий случай. предположим, что мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

 Слово жюри, подведение итогов

Стенгазета «Это надо знать»

Давайте, вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности, прилежности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

ПОРЯДОЧНОСТЬ

РАЗУМНОСТЬ

АККУРАТНОСТЬ

В ОСПИТАННОСТЬ

ОБЯЗАННОСТИ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закон для нас. Закон внутри нас! Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать. Екатерина Великая

Слайд 2

Что люди могут делать и чего не могут ? Что они обязаны делать и чего не обязаны ? На что они имеют право и на что не имеют?

Слайд 3

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

Слайд 4

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной. Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

Слайд 5

Богиня правосудия Фемида.

Слайд 6

« Проступок, шалость, преступление»

Слайд 7

ПРОСТУПОК Нет никакого извинения проступку, даже если сделаешь его ради друга. Марк Туллий Цицерон

Слайд 8

ШАЛОСТЬ

Слайд 9

ПРЕСТУПЛЕНИЕ За преступлением следует наказание. Гораций

Слайд 10

« Проступок, шалость, преступление»

Слайд 11

Ваши права: I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.; II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.); III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии); IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.); V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.); VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

Слайд 12

ПРАВО - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПРАВА…

Слайд 13

Твой правовой статус права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия

Слайд 14

Задание 4 «Расшифровщик»

Слайд 15

«В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням» А.А. Бестужев- Марлинский

Слайд 16

«Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира» Г. Филдинг

Слайд 17

«Жизнь даётся на короткий срок, и она сама по себе величайшее счастье». С.Н. Сергеев-Ценский

Слайд 18

«Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от несчастья, но всякое несчастье начинается от утраты воли к сопротивлению». Л.М. Леонов

Слайд 19

Задание 5 «Квалифицируйте преступление» КРАЖА ВАНДАЛИЗМ ВЫМОГАТЕЛЬСТВО ОСКОРБЛЕНИЕ ГРАБЕЖ УГОН ЗАВЕДОМО-ЛОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ ХУЛИГАНСТВО

Слайд 20

Задание «Что же должен ученик?»

Слайд 21

Ученик имеет право 1. выражать свое мнение, не обижая никого из 2. одноклассников и учителей; 3. открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету; 4. отдых на перемене; 5. помощь учителя в овладении знаниями; 6. участие во внеклассных мероприятиях; 7. поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

Слайд 22

Ученик обязан уважать окружающих его людей; достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами; всегда выполнять домашнее задание; участвовать в полезном труде; беречь имущество класса и школы; заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни.

Слайд 23

Задание «Преступление против собственности »

Слайд 24

Заключительный тур Составьте стихотворение по следующей схеме: ___________ права ___________слова ___________закон ___________угон ___________отстоять ___________защитить ___________помогать ___________и жить!

Слайд 25

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему. Вольтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

Правовая игра "Конституция — основной закон государства"

Классный час, посвящённый дню конституции...

Правовой диалог "Наш выбор - закон!"

Сценарий представляет собой разработку такого мероприятия, как правовой диалог, который реализуется с участием учащихся, педагогов, родителей и представителей правоохранительных и контрольно-надзорных...

Программа по воспитанию правовой культуры «Я и Закон»

    Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.  учащихся – это целенаправлен...

Презентация по правовому воспитанию "Я человек. Закон защищает меня".

Презентация знакомит учащихся с понятиями "право", "конституция", знакомит с символикой РФ, ребята получают представление о некоторых статьях "Конвенции о правах ребёнка.х...

Правовая игра «Конституция—основной закон»

Учащиеся делятся на 2 команды по 4-5 человек (из 8-9 классов). Зрители--учащиеся 5-7 классов. Задания для команд, задания для зрителей....

Деловая игра «Нравственные законы внутри каждого»

Игра направлена на актуализацию правовых знаний учащихся старших классов....