Урок "Политическое лидерство"( 11 класс)
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Разработка урока обществознания по теме "Политическое лидерство" ( 11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskoe_liderstvo_obshchestvoznanie_11_klass.docx718.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания

«ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО» 

11 КЛАСС

Учитель: Кот Ирина Леонидовна

(МБОУ «Лицей современных технологий управления №2» г. Пензы)

Место темы в системе учебных занятий. Урок по данной теме позволяет углубить полученные в 10 классе знания о власти. При ее изучении опорой являются знания о политической системе и политических режимах, а также о социальных качествах личности. Обобщается материал из курса истории о тех деятелях, которые осуществляют политическую власть, которых называют лидерами, властителями, вершителями судеб народов.

Цели урока:

1. Образовательная: создать условия для составления целостной характеристики института политического лидерства; раскрыть понятие политический лидер, показать воздействие на общество лидеров различных типов

2. Развивающая: продолжить формирование умений осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами, вырабатывать навыки исследовательской деятельности.

3. Воспитательная: формировать критическое отношение к политическим лидерам и их роли в жизни современного общества

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и формы обучении: проблемное изложение материала, эвристическая беседа; индивидуальная  и фронтальная работа, работа в парах.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (приложение 1), раздаточный материал (карточки с характеристиками исторических деятелей) (приложение 2), маркерная доска

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент,

 Сегодня на уроке мы продолжим изучать материал из раздела «Политологи» школьного курса обществознания. В начале урока мы проверим домашнее задание по теме «Политическая элита», а затем перейдем к изучению нового материала. (1-2 мин)

2.

Опрос учащихся (воспитанников) по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала),  

Фронтальный опрос (слайд 1) (5-6 мин):

1. Дайте определение понятию «политическая элита». Кого можно отнести к политической элите?

2. Сравните  взгляды Г. Моска и В. Парето на проблему политической элиты?

3. Какую роль играет политическая элита в жизни общества?

4. Как тип политического режима влияет на систему рекрутирования политической элиты?

Актуализация знаний (3-4 мин):

1. Назовите людей, чьи портреты помещены на слайде? Что объединяет этих людей? (слайд 2)

Возможные ответы учащихся: это главы государств в разные исторические эпохи, все они обладали большим объемом власти, имели или имеют большое влияние на события и процессы, происходившие в обществе, это лидеры государств

2. Подумайте, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Сформулируйте тему урока.

Возможные ответы учащихся: мы будем говорить о политическом лидерстве и лидерах.

(учащиеся записывают тему урока в тетрадь) (слайд 3)

3. Кого из современных политических лидеров вы знаете? Что дает   основание считать их политическими лидерами?

(ответы учащихся записываются на маркерной лоске)

4. Подумайте, какие вопросы мы должны рассмотреть при изучении темы «Политическое лидерство»

План изучения новой темы. (слайд 4)

I. Понятия «политический лидер» и «политическое лидерство»

II. Ролевые функции  и качества политического лидера

III. Классификации типов  политического лидерства

(учащиеся записывают план изучения темы в тетрадь)

3.

Изучение нового учебного материала. 

I. Понятие «Политического лидерства» (эвристичекая беседа) (5-6 мин)

Задание: Сравните ваши представления о лидере с приведёнными ниже определениями. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее универсальным? Объясните почему. (слайд 5)

"Лидер - главный оратор и вождь политической партии" (Энциклопедический словарь Ф.А Брокгауза и И.А. Эфрона).

"Лидер - глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе" (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

"Лидер - это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах" (Энциклопедический словарь).

"Лидер - личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию" (Мухаев Р.Т Основы политологии). 

Школьники анализируют определения. Высказывают свое мнение

Какие черты политического лидера отмечены во всех приведенных определениях?

Возможные ответы учащихся: обладают властью, авторитетом, постоянно влияют на процессы, происходящие в обществе

На основе данных определений попробуйте сформулировать понятие «политическое лидерство»

Учитель обобщает ответы учащихся. Определение учащиеся записывают в тетрадь

Политическое лидерство – это постоянное влияние определенного лица, наделенного властью (лидера) и обладающего авторитетом, на общество, политическую организацию или социальную группу. (слайд 6)

Можно ли считать синонимами понятия «политический лидер» и «политический руководитель»?

Возможные ответы учащихся: политический лидер и политический руководитель не синонимичные понятия, но, как правило, в современных условиях политические лидеры являются руководителями политических партий, государств. Политический лидер может и не быть политическим руководителем, т.е. может не занимать должность в государственном или партийном аппарате, но это снизит возможности распространения политического влияния.

II.  Ролевые функции  и качества политического лидера

(8-10 мин)

Работа с текстом параграфа 16:  Прочитайте п.3 параграфа 16 и назовите основные функции политического лидера. Проиллюстрируйте примером каждую из названных функций. (слайд 8 )

На основе ответов учащихся составляется и записывается тетрадь  схема (слайд 8 )

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать политический лидер?

Возможные ответы учащихся: умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;  политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих решений и действий;  политическая интуиция, острый ум; организаторский талант, ораторские способности;  умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения, адекватные этой ситуации;  наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп.

III. Классификации типов  политического лидерства (12 мин)

В политологии существуют различные подходы к классификации типов политического лидерства. Познакомимся с несколькими из них.

1. Классификация, основанная на масштабах влияния политического лидера

 Задание: Рассмотрите портреты политических лидеров на слайде и ответьте на вопрос: «По какому принципу образованы данные ряды изображений?» (слайд 9)

Возможные ответы учащихся: 1 ряд – лидеры государств, 2 ряд – лидеры политических партий, 3 ряд – губернаторы Пензенской области, главы регионов РФ)

Какой критерий лежит в основе первой классификации?

Возможные ответы учащихся: масштабы лидерства, масштабы политического влияния (слайд 10)

2. В зависимости от стиля руководства выделяют демократических и авторитарных лидеров.

Предположите, какие особенности характерны для деятельности демократического и авторитарного лидера

Возможные ответы учащихся: демократический лидер учитывает мнение подчиненных при выработке решения, открыт для критики, авторитарный лидер принимает решения единолично, не терпит критики и инакомысоия

3. Классификация М.Вебера, в основе которой лежит способ легитимации политической власти.

Вспомните, что означает термин «легитимность»?

Возможные ответы учащихся: законность власти, ее правомерность, признание власти законной, готовность ей повиноваться. (слайд 11)

В зависимости от  причин, по которым народ признает власть лидера и готов ей подчиняться, Вебер выделял 3 типа лидерства: традиционное, легально-рациональное и харизматичекое. Традиционное лидерство основано на вере в святость традиций. Власть в данном случае, а вместе с ней и «право на лидерство», как правило, передаются по наследству. рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. Этот тип лидерства устанавливается через свободные всеобщие выборы, где строго должны соблюдаться законные формальные правила избрания лидера и передачи ему управленческих функций. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные способности лидера, который обладает харизмой, дарованной ему Богом.

 Задание: рассмотрите портреты политических лидеров, представленные на слайде, и выделите типы в соответствии с классификацией, предложенной М.Вебером? Свой ответ аргументируйте. (слайд 12)

Подумайте, кого из известных вам исторических персонажей можно отнести к харизматическим лидерам. Свой ответ обоснуйте. Возможные ответы учащихся: Юлий Цезарь, В.И.Ленин, И.В. Сталин, Ф. Кастро,

Влияют ли по-вашему мнению исторические условия, тип общества на формирование того или иного типа политического лидерства?

Возможные ответы учащихся: да, влияют: до начала ХХ в. господствовал традиционный тип лидерства, который характерен для традиционных обществ с монархической формой правления. С началом процесса модернизации ему на смену приходит легально-рациональный тип, сегодня этот тип лидерства преобладает.   Харизматичекие  лидеры появляются на исторической сцене в периоды революций, войн, социальных кризисов,  когда происходит ломка существующих общественных порядков.

4. Еще одну классификацию типов  политического лидерства предложила Маргарет Дж. Херманн. С ней вы познакомитесь, прочитав документ на стр. 191-192. (слайд 13)

Работа с документом:

- Прочитайте документ стр. 191-192 и ответьте на вопросы:

Какой критерий лежит в основе классификации, предложенной М. Дж. Херманн?

Какие типы лидерства выделяет М.Дж. Херманн?

Возможные ответы учащихся: в основе данной классификации – образ лидера, т.е. имидж. Выделяют следующие типы «великий человек», «коммивояжер», «марионетка», «пожарный».

- Прочитайте краткую биографию известный политических деятелей прошлого и настоящего и определите, к какому типу лидера относится данный политический деятель. Свой ответ обоснуйте, используя документ в учебнике (работа в парах: учащимся предлагаются краткие сведения о политической деятельности М.Ганди, Л.Брежнева, К. Черненко, В.Ленина, М. Тетчер, М.Л. Кинга, Р. Рейгана, В. Жириновского) (приложение 1)

- Существуют ли, по вашему мнению,  в «чистом» виде типы политических лидеров, выделенные М.Дж. Херманн? Аргументируйте свой ответ.

Возможные ответы учащихся: да, сегодня  существуют лидеры коммивояжеры, лидеры-марионетки; нет, не существуют, поскольку современные политические лидеры выполняют множество функций, они должны уметь привлекать сторонников (лидер-торговец), адекватно отвечать на вызовы действительности, оперативно решать возникающие в обществе проблемы (лидер-пожарный), объединять людей для решения этих проблем (вождь, «великий человек»)

Учитель обобщает сказанное учащимися: Проявления лидерства достаточно разнообразны по форме, поэтому существует множество классификаций политического лидерства. При рассмотрении деятельности  конкретного политического деятели могут быть использованы и несколько классификаций.

4.

Закрепление учебного материала

Мы рассмотрели вопросы, заявленные в плане изучения темы. Давайте вернемся к записям, сделанным в начале урока.

Изменилось ли ваше мнение после изучения темы?

Как вы думаете, кто из класса мог бы стать политическим лидером и почему?

Составьте синквейн «Политический лидер» (Слайд 14)

(3-4мин)

5.

Задание на дом 

1. Выучить записи в тетради, материал 2-4 пунктов параграфа 16.

2. Альтернативное задание:

-  составить сложный план развернутого ответа по теме «Политическое лидерство» (на отметку «4»);

- написать эссе по следующим высказываниям (на отметку «5»):

«Люди спрашивают, какая разница между лидером и боссом. Лидер работает в открытую, босс — в закрытую. Лидер ведет, босс погоняет». — Теодор Рузвельт, 26-й президент США, 1901-1909 годы

«У лидера есть две важные черты; во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей». — Максимилиан Робеспьер, один из лидеров Великой Французской революции

«Существуют люди, способные вести за собой целые народы исключительно благодаря своему обаянию».  –    Ральф  Уолдо Эмерсон, американский общественный деятель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по лидерству. Формирование лидерского потенциала в группе.

Формирование лидерского потенциала в группе. Рекомендации, упражнения, приемы, методы....

Мастер-класс по лидерству «Развитие лидерских качеств»

Лидерство – сложное и неоднозначное по составу элементов явление социальной психологии, включающее совокупность трех основных составляющих его компонентов (факторов...

Политическая элита и политическое лидерство 11 класс

Презентация к уроку обществознания....

Урок "Политическое лидерство", 11 класс

Предмет:ОбществознаниеКласс: 11Тема урока: Политическое лидерствоТип урока:Урок комплексного применения знанийВид урока: Урок – презентация мини – проектов....

Презентация к уроку истории в 9 классе по теме: Германия на пути к европейскому лидерству.

В материале отражено внешнее устройство Германии. Имеется карта.Даны задания по тексту учебника. Сформулировано 2 учебные задачи. Рефлексия : правило "3 М". Домашнее задание....

Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме "Лидерство в 5 классе"

Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме "Лидерство в 5 классе"...