Адаптированная образовательная программа по предмету обществознание (6-9 класс) Уровень образования - основное общее
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс)

Преподавание обществоведческого курса для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний. Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа ОВЗ258.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

По  предмету «Обществознание»

(наименование учебного предмета, курса)

                                                              основное общее

(уровень образования)

Программа составлена   учителем

истории и обществознания

Смородининой Е.Э.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации  от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования»;
  • Приказом  Министерства  образования  Российской Федерации  от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы  общего образования»;
  • Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
  • Обществознание. 5-9 класс. Рабочие программы. Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2014 г.).Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2014;

Цели

Преподавание обществоведческого курса для детей, занимающихся по адаптированным  образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ.

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

Для достижения целей ставятся следующие задачи:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  • выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Отбор содержания курса обществознания производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным  образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.

 Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.

Таким образом,  курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности учащихся с ОВЗ. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников.  Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.  Адаптированная  образовательная  программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа;
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация;
  • Практические – упражнения;
  • Методы изложения новых знаний;  
  • Методы повторения, закрепления знаний;    
  • Методы применения знаний;
  • Методы контроля.

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
  • Комбинированный урок;
  • Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.
  • Для контроля ЗУНов учащихся применяются тестовые работы. аботано только их содержание.

Для реализации данной программы в 6, 7, 8, 9 классах в одном из разделов курса «Обществознание» предусмотрены уроки, направленные на правильную профессиональную ориентацию учащихся.

 Место учебного  предмета в  учебном плане школы

 В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования отводится 136 часа. В том числе:  в  6, 7, 8, 9 классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Классы

Объем часов

6

34 ч.

7

34 ч.

8

34 ч.

9

34 ч.

Всего

136 ч.

 

            При этом в программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является региональный (этнокультурный) компонент, который позволяет учащимся изучать процессы и явления, происходящие в регионе.

В рабочей программе предусмотрено выделение часов на изучение НРК  в каждом классе, основным методом изучения вопросов регионального (этнокультурного) компонента являются семинары и проблемные беседы, на которых учащиеся самостоятельно анализируют различные источники информации, готовят индивидуальные доклады и сообщения.

При этом нтегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой.

Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных связей с:

  • Историей – темы «Происхождение и развитие человека» 5 кл; «Первая ступень – охота и собирательство» 5 кл, «Вторая – огородничество, третья - земледелие» 5 кл; «Поколение вещей» 5 кл; «Возникновения ранних государств» 5 кл; «История школьного обучения» 5 кл; «Отношение взрослых к детям» 5 кл., «Трудовое воспитание детей в разные эпохи» 6 кл; «Роль книгопечатания в развитии образования» 6 кл; «Появление цивилизаций» 6 кл; «Эволюция города» 6 кл; «Выдающаяся личность» 7 кл; «Типология обществ» 8 кл; «Религия» 9 кл.;
  • Географией – темы «Что такое общество» 6 кл.; «Появление цивилизации» 6 кл.; «Государство» 9 кл.;
  • Природоведением – темы: «Происхождение и развитие человека» 5 кл., «Возрастные изменения человека» 5 кл., «Что такое детство» 5 кл., «Школьные проблемы» 5 кл.;
  • Технологией – темы: «Ускорение прогресса» 5 кл., «Первая ступень – охота и собирательство» 5 кл., «Экономическая деятельность подростков» 6 кл.;
  • Информатикой – темы: «Ускорение прогресса» 5 кл., «Современное общество» 5 кл.;
  • Музыкой – темы: «Человечество как сумма поколений» 5 кл.;
  • ИЗО – темы: «Человечество как сумма поколений» 5 кл., «Поколение вещей» 5 кл., «Трудовое воспитание детей в разные исторические эпохи» 6 кл., «Что такое идеал» 6 кл., «Эволюция города» 6 кл.;
  • Литературой –  темы: «Возникновение ранних государств» 5 кл., «Отношение взрослых к детям» 5 кл., «Воспитание детей» 5 кл.;
  • Биологией – темы: «Физические изменения у подростков» 7 кл., «Подросток в обществе риска» 7 кл.;
  • Физической культурой – темы: «Развитие спорта» 7 кл.;
  • Русским языком – темы: «Речевое поведение» 7 кл.;

      Учебно-методическое обеспечение

            Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплекс по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях.

            Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию, и представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Учебники:

Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012

Обществознание, 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012

Обществознание, 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой. М: Просвещение, 2012

Обществознание, 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2012

Отличительные особенности программы по сравнению с примерной программой

    Рабочая программа по предмету «Обществознание» не имеет отличительных особенностей по изменению количества часов, изменению последовательности изучения разделов по сравнению с Примерной программой.  Темы даны в соответствии с содержанием учебников.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обществознания.

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

•        относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

•        знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

•        знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

•        умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

•        понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

•        знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

•        приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

•        знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

•        понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

•        понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

•        знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

•        знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

•        понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

•        понимание значения коммуникации в межличностном общении;

•        умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

•        знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание курса

Социальная сущность личности

I.Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II. Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Современное общество

III. Общество большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

IV.Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государствен-ное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества.

Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.

Социальные нормы

V.Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и обязанность.

  VI.  Основы российского законодательства

       Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонаруше-ние.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолет-них.

Правоохранительные органы. Судебная система.

Экономика и социальные отношения

VII. Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

VIII. Человек в экономических отношениях

       Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

IX. Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постин-дустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.

Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональ-ных отношений в современной России. Понятие толерантности.

Политика. Культура

X. Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя поли-тика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

       Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические органи-зации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепара-тизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданс-кая активность. Патриотизм.

XI. Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

XII. Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Тематическое планирование

6 класс (34 часа)

 

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Дата

Урок 1. Вводный урок

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в но­вом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома

1

Уроки 2—3.   Человек  —   лич­ность

Личность.   Социальные  параме­тры   личности.Индивидуальность человека. Качества сильной личности

2

Уроки   4—5.   Человек   познаёт мир

Познание человеком мира и са­мого  себя.   Самосознание  и  само­оценка. Способности человека

2

Уроки 6—7. Человек и его де­ятельность

Деятельность человека, её ос­новные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Виды деятельности Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как ус­ловие успешной деятельности

2

Уроки 8—9. Потребности человека

Потребности человека — био­логические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потреб­ностей, Люди с ограниченными возможностями и особыми потреб­ностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства

2

Уроки 10—11. На пути к жиз­ненному успеху

Привычка к труду. Проблема вы­бора профессии. Важность взаимо­понимания и взаимопомощи

Труд и образ жизни лю­дей: как создаются матери­альные блага

2

Уроки 12—13. Человек в социальном из­мерении

Человек — личность, Учимся узнавать и оценивать себя.

Учимся правильно организовы­вать свою деятельность,

Учимся размышлять

2

Уроки 14—15. Межличностные отношения

Человек и ближайшее социаль­ное окружение. Межличностные отношения, Роль чувств в отношени­ях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Солидарность, лояльность, толе­рантность, взаимопонимание

 

2

Уроки 16—17.

Человек в группе

Социальные   группы   (большие и малые).  Человек  в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы

2

Уроки 18—19

Общение

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

2

Уроки 20—21

Межличностные отно­шения

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрес­сивное повеление. Конструктивное разрешение конфликта. Как побе­дить обиду и установить контакт

2

Уроки 22—23.

Человек среди людей

Я и мои знакомые, приятели, то­варищи, друзья.

Я и группы, в которые я вхожу.

Как получить удовольствие от общения.

Как победить обиду

2

Уроки 24—25.

Человек славен добрыми делами

Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро

2

Уроки 26—27.

Будь смелым

Смелость. Страх — защитная реакция человека, Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу

2

Уроки 28—29. Человек и чело­вечность

Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке 

2

Уроки 30—31. Практикум по теме «Нравственные основы жизни» 

Гуманизм и человечность вокруг нас.

Они победили страх. Спешите делать добро

2

Уроки 32—33. Заключительные уроки

2

Резерв 1 ч

1

 

7 класс (34 часа)

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Дата

Урок 1

Вводный урок

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в но­вом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома

1

Урок 2.

Что  значит жить  по правилам

Социальные  нормы   и   правила общественной  жизни.   Общественные  нравы,  традиции   и  обычаи. Правила этикета и хорошие манеры

1

Уроки 3—4

Права и обязанно­сти граждан

Права и свободы человека и гражданина в России, их гаран­тии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних

2

Уроки 5—6

Почему важно со­блюдать законы

Необходимость соблюдения за­конов.

Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость

2

Уроки. 7—8

Защита Отечества

Защита Отечества. Долг и обя­занность.

Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга

2

Урок 9. Для чего нужна дис­циплина

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и спе­циальная дисциплина.

Внешняя и внутренняя дисци­плина. Дисциплина, воля и само­воспитание

1

Урок 10. Виновен — отвечай

Ответственность за нарушение законов.

Знать закон смолоду. Законопос­лушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовер­шеннолетних

1

Урок 11. Кто стоит на страже закона

Правоохранительные органы Российской Федерации.

Судебные органы Российской Федерации.

Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государ­ственной власти и граждан

1

Урок 12. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

1

Уроки 13—14. Экономика и её основные участники

Экономика и ее основные участники. Натуральное и товарное хо­зяйство. Потребители, производители

2

Урок 15. Мастерство работника Мастерство работника. Высо­коквалифицированный и малоква­лифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработ­ная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда

1

Уроки 16—17. Производство, затраты, выручка, прибыль

Производство, производитель­ность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производ­ства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя

2

Уроки 18—19. Виды и формы бизнеса

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя

2

Урок 20. Обмен, торговля, ре­клама

Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгод­ного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике

1

Урок 21. Деньги, их функции

 Деньги.        Исторические   формы эквивалента   стоимости.   Основные виды денег 

1

Уроки 22—23. Экономика семьи

 Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам

2

Уроки 24—25. Практикум но теме «Человек в экономических отношениях»

2

Урок 26. Человек — часть при­роды

Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как ос­новы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды

1

Урок. 27. Охранять природу — значит охранять жизнь

Охрана природы. Цена безответственного отношения к приро­де. Главные правила экологической морали

1

Урок 28. Закон на страже при­роды

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружа­ющей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности

1

Уроки   29—30.   Практикум   по теме «Человек и природа»

2

Уроки 31—32.  Заключительные уроки

2

Резерв 2ч

2

 

8 класс (34 часа)

Основное содержание по темам

Урок 1, Вводный урок

 Что мы уже знаем и умеем, Чем мы 'будем заниматься в но­вом учебном гаду, Как добиваться успехов в работе в классе и дома

1

Урок 2. Что делает человека человеком?

Отличие человека от других жи­вых существ. Природное и обще­ственное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.

Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя

1

Урок 3. Человек, общество, природа

Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место чело­века в мире природы. Человек и Вселенная. Человек

1

Урок 4. Общество как форма жизнедеятельности людей

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сфе­ры общественной жизни, их взаи­мосвязь. Общественные отношения

1

Урок 5. Развитие общества

Социальные изменения и их формы. Развитие общества, Основ­ные средства связи и коммуника­ции, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угро­зы. Глобальные проблемы современности

1

Урок 6. Как стать личностью

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры

1

Урок  7.   Практикум   по   теме «Личность и общество»

1

Урок 8. Сфера духовной жизни

Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции раз­вития духовной культуры в современной России

1

Урок 9. Мораль

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патрио­тизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия. Критерии морального поведения

1

Урок 10. Долг и совесть

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответ­ственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека

1

Урок 11. Моральный выбор — это ответственность

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные зна­ния и практическое поведение. Нравственные чувства и самокон­троль

1

Урок 12. Образование

Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Само­образование

1

Урок 13, Наука в современном обществе

Наука, её значение в жизни современного общества. Нрав­ственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире

1

Урок 14. Религия

как одна из форм культуры

Религия как одна из форм куль­туры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

1

Урок  15.  Практикум  по  теме «Сфера духовной культуры»

1

Урок 16. Социальная структура общества

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество

1

Урок 17. Социальные статусы и роли

Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит, Ролевой репертуар личности. Тендерные различия: социальные роли мужнин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между по­колениями

1

Урок 18. Нации и межнацио­нальные отношения

Этнические группы. Межнацио­нальные отношения. Отношение к историческому прошлому, тради­циям, обычаям народа. Взаимодействие людей, в многонациональном и многоконфессиональном обществе

1

Урок 19. Отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся              поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Социальная значимость здорового образа жизни

1

Урок 20.  Практикум  по  теме «Социальная сфера»

1

Урок 21. Экономика и её роль в жизни общества

Потребности и ресурсы. Ограни­ченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)

1

Урок 22. Основные вопросы эко­номики

Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем

1

Урок 23. Собственность

Собственность. Право собствен­ности. Формы собственности. За­щита прав собственности

1

Урок 24. Рыночная экономика.

 Рынок.         Рыночный         механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие

1

Урок 25. Производство — основа экономики

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация

1

Урок 26. Предпринимательская деятельность

Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организацион­но-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

1

Урок 27. Роль государства в экономике

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции го­сударства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами

1

Урок 28. Распределение дохо­дов

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения

1

Урок 29. Потребление

Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя

1

Урок 30. Инфляция и семейная экономика

Реальные и номинальные доходы. Инфляция, Банковские услуги,

предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан, Потребительский кредит

1

Урок 31. Безработица, её при­чины и последствия

Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда

1

Урок 32. Мировое хозяйство и международная торговля

Мировое хозяйство. Междуна­родная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика

1

Урок 33. Практикум  по  теме «Экономика»

1

Урок 34. Заключительный урок

1

 

9 класс (34 часа)

 

Основное содержание по темам

Урок 1. Вводный урок

Что мы уже знаем и умеем, Чем мы будем заниматься в но­вом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома

1

Урок 2. Политика и власть

Политика и власть. Роль поли­тики в жизни общества. Основные направления политики

1

Урок 3. Государство

Государство,  его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства

1

Урок 4. Политические режимы

Политический режим. Демокра­тия и тоталитаризм. Демократические ценности.  Развитие демократии в современном мире

1

Урок 5. Правовое государство

Правовое  государство.  Разделение властей.  Условия  становления правового государства в РФ

1

Урок 6. Гражданское общество и государство

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирова­ния гражданского общества в РФ

1

Урок 7. Участие граждан в по­литической жизни

Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах, Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экс­тремизма

1

Урок 8. Политические партии и движения

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах

1

Уроки   9—10.   Практикум        по теме «Политика»

2

Урок 11, Роль права в жизни общества и государства

Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы, права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства

1

Урок 12. Правоотношения и субъекты права

Сущность и особенности правоотношений, различия и возмож­ности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юриди­ческие лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события

1

Урок 13. Правонарушения и юридическая ответственность

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности

1

Урок 14. Правоохранительные органы

Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат

1

Уроки 15—16. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя

Этапы   развития   Конституции. Закон высшей юридической  силы. Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя

2

Уроки 17—18. Права и свободы человека и гражданина

Понятие прав, свобод и обязан­ностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ

2

Урок 19. Гражданские правоот­ношения

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершенно­летних. Защита прав потребителя

1

Урок 20. Право на труд. Трудо­вые правоотношения

Трудовые правоотношения.

Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная от­ветственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

1

Урок 21. Семейные правоотно­шения

Семейные правоотношения. Се­мейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей

1

Урок 22. Административные правоотношения

Административные правоотно­шения, Кодекс РФ об администра­тивных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний

1

Урок 23. Уголовно-правовые отношения

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

Урок 24. Социальные права

 Социальная   политика   государства. Право на жилище. Право на социальное   обеспечение.   Здоровье под охраной закона

1

Урок 25. Международно-право­вая зашита жертв вооружённых конфликтов

1

Международное          гуманитарное право. Международно-правоваязащита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях воору­жённых конфликтов. Защита гражданского  населения  в  период  вооружённых конфликтов

1

Урок 26. Правовое регулирова­ние отношений в сфере образо­вания

Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность

1

Уроки 27—28. Практикум по теме «Право»

2

Урок 29. Заключительный урок

1

Резерв 5 ч

5

 

 

 Литература для учителя обществознания (основная школа):

Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.

Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.

Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.

Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2012.

Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.

Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2009.

Кравченко  А.   И.   Социология  в  вопросах  и  ответах /

A.   И. Кравченко. - М., 2011.

Латышева В.  В.  Основы социологии: учеб. для ссузов /

B.  В. Латышева. — М., 2010.

Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.

Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.

Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.

Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.

Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2012.

Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.

Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.

Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012

Учебно-методическое пособие. Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2014.

5 класс:

  • «Обществознание. 5 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2014.
  • Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014.
  • Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.

6 класс:

  • «Обществознание. 6 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.
  • Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
  • Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.

7 класс:

  • «Обществознание. 7 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.
  • О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
  • Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.

8 класс:

  • «Обществознание. 8 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.
  • О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
  • Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.

9 класс:

  • «Обществознание. 9 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.
  • О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
  • Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.                                                  http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                                                                     http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.                           http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).      http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.                                                                            http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».                                                                                                                  http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.  http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.                              http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.                         hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.                               http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.                                                               http://www.hpo.opg — Права человека в России.                                                                  http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.                        http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.                                                                                http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.     nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.                             http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».     http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.                                     http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.    http://www.russianculture.ru/ — Культура России.                                    http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.                                                                                                                       http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».                           http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».                                         http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).                                http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.                                                          http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных те...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для _6_ класса (уровень: общеобразовательный)

Рабочая программа учебного курса по математике для 6 класса составлена  на основе «Сборника рабочих программ по математике  5-6 классы», пособие для учителя общеобразовательных учрежд...

Рабочая программа по "Геометрии" 7-9 класс уровень образования основное общее количество часов 204

Программа разработана основе Примерной  программы, утвержденной федеральным  компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физическая культура» Уровень образования основное общее образование 5-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету  «Физическая культура» Уровень образования  основное общее образование  5-9 классы...