Влияние событий отечественной истории ХХ – начала XXI в. на отношения семьи и общества, и на межпоколенные связи
статья по обществознанию (11 класс)

Михайлова Лариса Валерьевна

Российское общество в XX в. переживало глобальные потрясения, благодаря которым некоторые социальные институты, например такие, как религия, мораль, нравственность ломались, а другие, как воспитание, образование и семья, претерпевали качественные изменения, подвергаясь трансформации, которая не закончилась и по сей день.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.В. Михайлова, учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 51», г. Ижевск

Влияние событий отечественной истории ХХ – начала XXI в.

на отношения семьи и общества, и на межпоколенные связи

Российское общество в XX в. переживало глобальные потрясения, благодаря которым некоторые социальные институты, например такие, как религия, мораль, нравственность ломались, а другие, как воспитание, образование и семья, претерпевали качественные изменения, подвергаясь трансформации, которая не закончилась и по сей день.

Пожалуй, одной из самых переломных страниц русской истории начала ХХ века является период Первой мировой войны, последовавшими  за ней революциями 1917 г., начавшаяся затем Гражданская война и становление советской власти на всей территории России. Социальные потрясения такого масштаба всегда несут с собой коренные изменения в жизни государства, общества и отдельно взятой семьи.

Раскол общества на враждующие силы, когда подчас представители одной семьи придерживались различных взглядов на дальнейшее развитие России; эмиграция населения, когда разрывались родственные связи, и терялась историческая связь с землей предков;  большие человеческие жертвы – всё это самым печальным образом отразилось на судьбе миллионов российских семей. Если в дореволюционной России связь между родственниками и между поколениями родственников была сильна, то в послереволюционной России эта связь у большинства семей была утеряна навсегда.

В период становления советской власти семья и брак претерпевают качественную трансформацию, связанную с установлением новой идеологии и пролетарской морали. Начало этому процессу положил, пожалуй, Декрет новой власти: «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданный 23 января 1918 г. [7, с.24]. Согласно этому документу, церковь лишалась права вести учет рождений, смертей, браков и разводов. «Русская Православная Церковь всегда была для русского народа духовным стержнем – учила добру, проповедовала любовь к ближним, призывала к милосердию, укрепляла семейные ценности и воспитывала патриотический дух…» [7, с.24]. Кроме того, именно религия регламентировала отношения между супругами, родителями и детьми, заботилась о нравственном воспитании подрастающего поколения. В 20-е гг. новая советская власть стала физически и морально уничтожать и церковные институты, и служителей Церкви [7, с.28].  С разрушением Церкви фактически начинается разрушение традиционного института семьи. Как далее отмечает Л.Б. Захарова, «высшее партийное руководство сформулировало совершенно новую концептуальную модель семейных отношений – как трудовую коммуну, основанную на товарищеских узах, как ячейку, создающую благоприятные условия для коммунистического строительства»  [7, с.30]. Семья теперь воспринималась как средство для построения коммунизма. В Советской России шла идейно-теоретическая работа по созданию новой модели семьи и брака, и «была предпринята попытка привить обществу совершенно новые… радикально этические идеи и нормы морали («обобществление женщин»,  «свободная любовь», «социализация детей»), приведшие, на фоне разрухи и голода, к беспрецедентному росту разводов, абортов, проституции и беспризорности» [7, с.18].

В 1926 г. наступил новый этап семейной политики в советском государстве: был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке», действовавший до 1969 г. [8]. В этом Кодексе фактический брак был приравнен к зарегистрированному. «Устанавливались следующие условия для признания фактического брака: совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и других документах» [Там же]. «Стараниями руководства молодого государства произошло выхолащивание этических норм и ценностей, составляющих главный стержень семейных устоев и традиций» [7, с.30-31].

Результатом войны и государственной политики в отношении семьи и брака стал рост внебрачных детей, появление огромного количества беспризорных детей, младенцев-подкидышей. Советское государство вынуждено было частично взять на себя функцию родителей: появляются отделы охраны материнства и младенчества, дома ребенка, приемники, ясли [7, с.31]. В последствии государство возьмет на себя функцию охраны материнства и детства, и даст женщине равные права с мужчинами, что найдет отражение в Конституции СССР 1936 г. В статье 122 говорится об обеспечении: «…государственной   охраной    интересов    матери    и    ребенка, государственной   помощью   многодетным   и   одиноким   матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков  с  сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов» [1]. Правда, по конституции 1936 г. получается, что государство охраняет только интересы матери и ответственность по воспитанию детей всецело ложится на плечи матери, ничего не сказано об отцовстве. Таким образом, отец как бы исключается из процесса воспитания подрастающего поколения.

Как мы видим, вследствие отношений общества и государства происходит не только упразднение патриархальной формы брака, которая существовала на протяжении целого тысячелетия, но и меняется функциональная основа семейных отношений, кроме того, практически безвозвратно теряется межпоколенная связь. Теряется «основа собственной истории человека, пункт привязки его идентичности» [6, с.290].

Л.Б. Захарова видит несколько причин в трансформации семьи в начале ХХ века: 1) «неблагополучное соотношение между полами в демографической структуре в связи с потерями мужского населения во время Первой мировой войны» 2) «отток крестьянского населения из сельской местности в города, миграция сельских жителей в поисках постоянных и стабильных заработков»; 3) «миграция из деревни в город молодежи и нарушение межпоколенных связей», которые «во многом лишало представителей старшего поколения (как хранителя сложившихся традиций) функции социального контроля…»; 4) «тяжелые жилищно-бытовые условия», которые «вызывали повышенную социальную мобильность населения, что также негативно сказывалось на поддержании и сохранении семейных отношений» [7, с.32].

Тем не менее, процесс трансформации, прежде всего, затронул городские семьи, в деревне продолжали существовать традиционные отношения между супругами, родителями и детьми, по крайней мере, до политики коллективизации, которая сопровождала процесс формирования тоталитарного режима в СССР.

В 1929-1933 гг. шло уничтожение части советского крестьянства в ходе раскулачивания. При этом как отмечает М.Г. Степанов, разрушались ментальные основы крестьянства [9, с.32]. «Насильственная коллективизация и репрессии носили… бесчеловечный характер и привели к гибели миллионов людей… к трудно восполнимым демографическим потерям [9, с.23]. Политика раскулачивания, а затем начавшаяся Великая Отечественная война, массовые репрессии 1937-1953 гг., депортация народов фактически уничтожили «цвет нации», в основном мужчин. «Нарушение… половой диспропорции в результате двух войн и уничтожения лучших представителей мужской части населения (мужского генофонда) в ходе репрессий деформировало отношения между полами, что впоследствии транслировалось от поколения к поколению» [5, с.20].

В послевоенный период пребывания у власти Н.С. Хрущева ознаменовался грандиозными стройками и поднятием целинных земель. Эти события, в свою очередь, углубили процесс разрыва связи между родственниками и между поколениями, так как миллионы советских юношей и девушек отрывались от своих родительских семей и ехали на совершенно необжитые земли. Там в последствие стала формироваться своя культура отношений между полами, основанная на переплетении коммунистической идеологии, бытовой неустроенности и историческим прошлым представителей разных национальностей.

В СССР формируется новый тип семьи, так называемая «советская» традиционная семья, которая, по мнению А.В. Верещагиной, «по своей сути была материнской, так как именно материнство поддерживалось государством морально и материально, воспринималось как основное предназначение женщины; …государство разделяло вместе с семьей в лице матери ответственность за воспитание молодого поколения» [4, с.28]. Подтверждение этому мы находим в статье 35 Конституции СССР 1977 г.: «Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается… созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством;  правовой защитой,  материальной и моральной поддержкой   материнства   и   детства,   включая  предоставление оплачиваемых  отпусков  и  других  льгот  беременным  женщинам  и матерям,  постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей» [2].

В «советской» семье, как отмечает  А.В. Верещагина, «существовало гендерное неравенство в семье, несмотря на провозглашение равенства полов… но гендерная ассиметрия в советской семье имела свою специфику: при доминирующей роли мужчины в семье, часто формальной, фактически главной фигурой в семье стала женщина-мать… и при этом она как мать была обеспечена определенной поддержкой со стороны государства, которое в символической форме заменило в советской семье отца, выполняя его функции по поддержке материнства, детства, разделяя с матерью воспитательные функции…» [4, с.28-29].

Таким образом, получается, что в советский период времени связь между поколениями в основном осуществлялась по материнской линии, тогда как роль отца и вообще отцовство «практически растворилось» в семейной практике советского времени. А в последующем, как далее отмечает А.В. Верещагина, «с отказом государства от своей роли «отца» в эпоху перестройки и последующего распада СССР российская семья осталась полной «сиротой» [4, с.29]. Правда, справедливости ради стоит добавить, что в Конституции Российской Федерации 1993 года в статье 7, п. 2 обозначено, что «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…» [3, с.6]. А в статье 38 указано, что «1. Материнство и детство находятся под защитой государства» [3, с.12]. А где же отцовство? Правда, в этой же статье в п.2, все же указано, что «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» [Там же].

В конце ХХ – начале ХХI вв. с переходом России к рыночным отношениям семья претерпевает еще одну глубинную трансформацию, связанную с тем, что в условиях экономического кризиса государство исключило институт семьи из сферы своих интересов. Традиционная «советская» семья стала рушиться и в начале ХХI века, по сведениям социологов, происходит становление новых типов семьи: сожительствующие семьи, гостевые, пробные, повторные, карьерные и двухкарьерные, однополые семьи и др. [4; 5]. Кроме того, не редкостью стали сознательно бездетные семьи, семьи с одним родителем (причем как с матерью, так и с отцом); с ростом индивидуализма происходит и отказ вступать в брачные отношения.

Причины таких изменений кроются, конечно, в быстро меняющемся обществе, в развитии рыночных механизмов экономики, в переходе общества в постиндустриальную эпоху. И в этих новых условиях дети оказываются более мобильными и «приспосабливаемыми» ко всем изменениям так, что ученые говорят об эмансипации детей, которые нередко выступают в качестве воспитателей своих родителей, которые родились и готовились к жизни в старом, еще советском обществе, с совершенно иной системой ценностей.

Таким образом, события истории России XX – начала XXI вв. коренным образом изменили облик не только государства, но и практически полностью трансформировали институт семьи. С потерей коммунистической идеологии и распадом СССР государство реанимировало институт Православной Церкви, которая вновь стала поднимать вопросы о нравственном облике подрастающего поколения и пытаться воссоздать облик традиционной русской семьи, с ее традициями и крепкими духовными основами.

Список источников и литературы

1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденная Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза СССР 5 декабря 1936 года // http://hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm#10 17.10.2013.

2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва  7 октября 1977 г. //  

http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm 20.10.2013.

3. Государственная символика РФ. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 64 с.

4. Верещагина А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в российском обществе: Автореф…дис… докт. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 47 с.

5. Гурко Т.А. Трансформация института родительства в постсоветской России: Автореф… дис… докт. соц. наук. Москва, 2008. 46 с.

6. Ерофеева Н.Ю. Основы гендерной педагогики: учебное пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 695 с.

7. Захарова Л.Б. Социальные преобразования в Российском обществе 1920-х годов: формирование новой морально-этической парадигмы (по материалам губерний Поволжья): Автореф… дис... докт. истор. наук. Казань, 2013. 46 с.

8. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР // http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1986_page_87.html 15.10.2013.

9. Степанов М.Г. Репрессивная политика советского государства в 1928-1953 гг.: проблемы российской историографии: Автореф… дис… докт. истор. наук. Улан-Удэ, 2009. 40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". "Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)"

Автор материала (ФИО)Сорокина Агнесса ИвановнаДолжностьУчитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черченияОбразовательное учреждение«Муниципальное бюджетное общеобразов...

Урок: беседа-проблема: «Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Алкоголизм. Проблемы в семье и обществе. Профилактика привыкания к алкоголю»

«Не погуби себя, когда сидишь в пивной, и не теряй разума своего!»Цитата из древнего свитка папируса,упрека отца своему сыну  Нет войны, не грохочут залпы и выстрелы, но мы теряем людей, теряем ...

ДОКЛАД "Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"

ДОКЛАД"Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"...

Мое выступление на Всероссийской НПКонференции в Уфе " Влияние событий 1917 года на судьбы людей"

Материал содержит краеведческий материал. Написано о первых учителях Туймазинского района....

Басня И.А. Крылова «Обоз» как отражение взглядов писателя на определенные события отечественной истории.

Басня И.А. Крылова «Обоз» как отражение взглядов писателя на определенные события отечественной истории....

Развитие отношений семьи и общества: от зарождения государственности на Руси до становления централизованного государства

В самый ранний период истории восточных славян семья и общество были нераздельны, поэтому связь между поколениями была очень сильна, человек не мог себя осознавать вне семейных, общественных отношений...