Басня И.А. Крылова «Обоз» как отражение взглядов писателя на определенные события отечественной истории.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Кувшинова Елена Николаевна

Басня И.А. Крылова «Обоз» как отражение взглядов писателя на определенные события отечественной истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatura_8_kl.docx32.02 КБ
Файл liter_11.pptx522.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Басня И.А. Крылова «Обоз» как отражение взглядов писателя на определенные события отечественной истории.

Цель: совершенствовать умения учащихся выразительно читать, понимать и интерпретировать содержание басен, выделять структурные их части, находить мораль, определять смысл иносказания; развивать умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы; воспитывать любовь к литературе и истории родного народа.

Оборудование: портрет Крылова, иллюстрации к басне «Обоз», текст басни «Обоз», мультимедийные средства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений с элементами практикума.

 

Учитель

Учащиеся

  1. Орг.этап

Уважаемые ученики, рада видеть вас на уроке. Здравствуйте, присаживайтесь

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности.

На прошлом уроке мы начали знакомство с баснями И.А. Крылова, которые ранее вам были не известны. Сегодня мы продолжим наш разговор о творчестве баснописца. Продуктивно работая на прошлом уроке, готовясь дома к сегодняшнему уроку, вы могли почувствовать, насколько интересно и познавательно, нравоучительно и увлекательно чтение басен Крылова. Сегодня вы покажете свое знание его басен и познакомитесь еще с одной, отражающей взгляды писателя на определенные события отечественной истории. Кроме того, закрепите знания о басне как о жанре и обобщите сведения о художественных особенностях басен И.А. Крылова.

  1. Актуализация опорных знаний.

Первым рабочим этапом урока предлагаю провести викторину «Узнай басню И.А. Крылова».

На ваших столах лежат листы-помощники, обратите внимание на первое задание. Вы видите таблицу, в которой расположены цитаты из басен и названия басен. Но они расположены в произвольном порядке. Ваша задача – найти соответствие цитаты и названия басни.

  1. .Проверка домашнего задания.

Последняя, названная вами басня, изучалась нами на прошлом уроке, и пришло время проверить ваше домашнее задание. Вашим домашним заданием было написание ответов на вопросы: «Кто произносит мораль басни «Лягушки, просящие царя»? В каких строках заключается мораль? В каких жизненных ситуациях можно ее использовать?

  1. Работа над темой урока

А) Итак, продолжаем изучать творчество Крылова, и сегодня мы анализируем басню «Обоз».

Тему урока мы определим чуть позже. Начало темы уже указано в ваших листах-помощниках «Басня И.А. Крылова «Обоз» как…» продолжение темы вы спишите в листы самостоятельно, когда она будет вам ясна.

Некоторым ученикам вашего класса было предложено индивидуальное домашнее задание – выучить басню наизусть.

Просим учащихся выйти к доске и выразительно прочитать басню.

Спасибо за прочтение. Обратимся к тексту басни в учебнике, вдумчиво прочитаем ее еще раз.

Представьте картину, нарисованную в басне, опишите ее, опираясь на иллюстрации А.М. Лаптева, Е.М. Рачева, Г.Е.  Никольского на экране или А.М. Лаптева в учебнике. Кто из художников наиболее ярко, на ваш взгляд, проиллюстрировал содержание басни?

Назовите всех героев басни.

Фиксация на доске, ученики – на листах.

Дайте характеристику каждому герою, подтверждая ее словами из текста басни.

Почему в первой строке басни слово Обоз написано с большой буквы? Если это персонаж, то что он олицетворяет?

Какой обобщающий смысл  заключен в морали басни? К каким жизненным ситуациям эти слова можно отнести? Смоделируйте одну из ситуаций.

Как вы думаете, может ли быть у этой басни какая-то историческая основа? Предположите, какая?

Б) Одному из вас я предложила самостоятельно узнать эту историческую основу, послушаем ответ.

После ответа заполняем таблицу на листах.

Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Используя характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание, Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз.

Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки (ищем доказательства из текста)

И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:

Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:

Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» – Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.

В конце басни звучит авторская мораль – нравоучение, выражающее основной смысл произведения:

В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).

Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:

Заполним третий столбик в нашей таблице.

Ответ.

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, –

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

И возик свой мы не свезем, а скатим!

Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;

«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;

«… и с возом – бух в канаву!»

В) проанализировав басню, мы забыли поговорить о самом жанре, об особенностях басни. Вновь обратимся к вашим листам-помощникам. Прочитаем высказывание литературоведа М.Л. Гаспарова:

Объясните смысл высказывания.

 «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. Это были два вопроса: как устроен мир? И как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй – басней».

Что же такое басня? Каковы ее отличительные признаки?

 Заглянем в виртуальное справочное бюро, прочитаем теоретические сведения и, опираясь на них,  приведем примеры из басен Крылова к каждому утверждению.

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери.

Аллегория – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ (н-р, сердце – аллегория люби). Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.

Структура басни. Басня состоит из двух частей: образного рассказа и морали.

Композиция может быть разной: 1. Мораль, рассказ. 2. Рассказ, мораль. 3. Мораль, рассказ, мораль.

Сформулируем особенности басен Крылова в целом. Для этого обратимся к плану:

  1. В чем вы видите особенности басен Крылова с точки зрения структуры и композиции? Какой вид имеет в них мораль?
  2. В чем заключается особенность изображения персонажей басен Крылова?
  3. Каким представляется образ автора?
  4. Что характерно для языка басен Крылова?

Мы многое узнали, проангализироали…. Но не сделали главного. А какова же была темы сегодняшнего урока? В качестве чего мы изучали басню «Обоз»? что она предполагает? Учитываем тот факт, что историческая основа басни нам уже известна.

Басня «Обоз» как отражение взглядов писателя на определенные события отечественной истории.

  1. Композиция соответствует структурным требованиям: басни содержат образный рассказ и дидактический вывод – мораль. Но нравоучение дается не прямолинейно, а через реалистические образы.
  2. Изображение героев-животных имеют аллегорический смысл. Образы не традиционны. Часто подразумеваются конкретные исторические лица.
  3. Мудрец, нравственный человек, вызывает доверие. Строгий судья человеческих пороков.
  4. Речь Естественна, богата оттенками разговорного народного языка, точна по смыслу и интонации, лаконична. Многие выражения стали афоризмами.

Тема: Басня И.А. Крылова «Обоз» как_________________________________________

 _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

  1. Викторина «Узнай басню И.А. Крылова»

  1. «А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь»

«Ворона и лисица»

  1. «ТЫ се пела? Это дело.

Так поди же попляши!»

«Слон и Моська»

  1. «И сердце льстец всегда отыщет уголок»

«Квартет»

  1. «А жаль, что не знаком ты с нашим петухом»

«Ларчик»

  1. «Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона»

«Стрекоза и муравей»

  1. К кому-то принесли от мастера Ларец.
    Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

«Лягушки, просящие царя»

  1. «Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»

«Осел и соловей»

1

2

3

4

5

6

7

  1. Герои басни «Обоз»

Герой басни

Характеристика

Подразумеваемый образ

.4.

  1. М.Л. Гаспаров: «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. Это были два вопроса: как устроен мир? И как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй – басней».

  1. Виртуальное справочное бюро

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери.

Аллегория – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ (н-р, сердце – аллегория люби). Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.

Структура басни. Басня состоит из двух частей: образного рассказа и морали.

Композиция может быть разной: 1. Мораль, рассказ. 2. Рассказ, мораль. 3. Мораль, рассказ, мораль.

Моя:

Герой басни

Характеристика

Подразумеваемый образ

Хозяин обоза

Опытный, осторожный, не хочет лишиться своего товара, сводит первый воз легонько

Добрый конь

Везет воз осторожно, потихоньку, крестцом его поддерживая, не дает возу разгоняться, не слушает замечаний молодой лошади. Он – хороший работник.

Кутузов

Молодая лошадь

Ругает доброго коня за каждый шаг, оскорбляет его, называет ослом. Сама же упала в ров и разбила хозяйские горшки. Неумелый работник, зазнайка.

Царь Александр 1

Автор-повествователь

Умудрен житейским опытом, ему принадлежат слова морали.

Презентация:

  1. И.А. Крылов (портрет)
  2. Басня «Обоз» (написана в …. году)
  3. Иллюстрации А.М. Лаптева, Е.М. Рачева, Г.Е.  Никольского к басне
  4. Прототипы
  5. М.Л. Гаспаров: «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. Это были два вопроса: как устроен мир? И как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй – басней».  (портрет)
  6. План анализа басен И.А.Крылова

 1.В чем вы видите особенности басен Крылова с точки зрения структуры и композиции? Какой вид имеет в них мораль?

2.В чем заключается особенность изображения персонажей басен Крылова?

3.Каким представляется образ автора?

4. Что характерно для языка басен Крылова?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.А. Крылов ( 1769-1844 )

Слайд 2

«Басня И.А. Крылова «Обоз»

Слайд 3

М.Л. Гаспаров : «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. Это были два вопроса: как устроен мир? И как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй – басней».

Слайд 4

План анализа басен И.А.Крылова 1.В чем вы видите особенности басен Крылова с точки зрения структуры и композиции? Какой вид имеет в них мораль? 2.В чем заключается особенность изображения персонажей басен Крылова? 3.Каким представляется образ автора? 4. Что характерно для языка басен Крылова?

Слайд 5

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

Отражение событий Отечественной войны 1812 года в баснях И.А. Крылова

Урок литературы. Тема "Отражение событий Отечественной войны 1812 года". Использована кейс - технология , проблемные вопросы. Литературный материал : басни "Волк на псарне", !Обоз", "Кот и повар". Лит...

ДОКЛАД "Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"

ДОКЛАД"Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"...

Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»

У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....

Влияние событий отечественной истории ХХ – начала XXI в. на отношения семьи и общества, и на межпоколенные связи

Российское общество в XX в. переживало глобальные потрясения, благодаря которым некоторые социальные институты, например такие, как религия, мораль, нравственность ломались, а другие, как воспитание, ...

Урок "Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок построен по  технологии критического мышления...