Материал по теме "Государство" (по технологии "Смешанное обучение"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Грауберг Олеся Владимировна

Комплекс методических разработок к модульному уроку по теме "Государство" (обществознание - 9 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкция по изучению модульного урока "Государство" (9 класс).

Базовый уровень

1 Шаг.  Посмотреть видеоурок  https://youtu.be/WhDAJIddIGo (базовый уровень).

Задание. Записать в тетрадь и запомнить:

1) признаки государства (перечислить);

2) формы правления государства , формы государственно –территориального устройства  (информацию представить в виде таблицы );

3) функции государства.

2 Шаг. Работа по учебнику: с. 11-19

Задание. Прочитать параграф 2 (с.11-19). Выполнить задание из учебника с. 18-19 задание 1-3. Выполненные задания отправить на проверку.

3 Шаг.  Выполнить практическое задание по теме «Государство»  (базовый уровень).

Задание. Выполнить письменно в тетради. Выполненные задания отправить на проверку.  

4 Шаг.  Итоговый тест (базовый уровень).

Задание. Выполнить задания и отправить на проверку.

Повышенный уровень

5 Шаг.  Изучить презентацию "Государство".

Задание. Составить кроссворд по теме «Государство». Выполненные задания отправить на проверку.

6 Шаг.  Посмотреть видеоурок https://youtu.be/CuHYy8uNuqs (повышенный  уровень).

Задание. Выполнить задание  по теме (повышенный уровень). Отправить на проверку.

7 Шаг.  Это интересно...

8  Шаг.  Итоговый тест (повышенный  уровень).

Задание. Выполнить задания и отправить на проверку.



Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Государство».

Задание. 1) Изучить информацию в листе №1.

2) Заполнить таблицу (лист №2), используя изученную информацию (лист №1).

Лист № 1.                                                  Справочная информация

Государство – это организация политической власти, осуществляющая управление обществом, обладающая признаками: единство территории, публичность власти,  суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы.

Текст №1

Вавилонское царство. 2000 лет до н.э.

В начале 2-го тысячелетия до н.э. в Междуречье было образовано государство со столицей в городе Вавилон. Название «Вавилон» означало «Врата бога». При царе Хаммурапи Вавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. Хаммурапи издал свод законов, чтобы приучить свой народ к дисциплине и хорошему поведению. Свод законов содержал 282 статьи, касающихся различных сторон жизни. Вавилонский правитель приказал запечатлеть свои законы на черной базальтовой стеле. Копии были сделаны на тысячах глиняных табличек и разосланы по всему царству.  Хаммурапи провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю было не выгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто уплачивал налоги. В законах содержались статьи, облегчавшие положение тех, кто не мог вовремя выплатить долг кредитору, и ограничивавшие пребывание должников в рабстве тремя годами.

Текст № 2

Древнерусское государство. 10 век.

Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась укреплением княжеской власти. Она оправилась в путешествие по землям, назначая «уставы» и «уроки» (повинности населения) и устанавливая погосты (опорные пункты управления), которые стали небольшими центрами ее власти. Не один год объезжала княгиня свои земли и, благодаря этой деятельности, традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских тиунов (управителей). Племенная власть слабела, княжеская власть укреплялась, что стало важным шагом на пути становления государства. Летописец писал: «И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви…».

Следующим шагом мудрой правительницы стал выход на международную арену. Годы ее правления не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было в это время военных побед, не присоединялись новые территории. Княгиня Ольга повышала престиж Руси умело дипломатией. Посетив Византию, она была принята императором с большими почестями, были подтверждены мирные договора между двумя державами. При Ольге Русь стала известна в самых отдаленных странах Европы. Ольга стала первой русской княгиней, принявшей христианство.

Текст № 3

Политическое развитие стран в начале XX века.

Англия.

Высшая власть принадлежала монарху (королю или королеве), парламенту и правительству. Монарх являлся главой государства, утверждал законы. Парламент принимал проекты законов (билли). Парламент состоял из двух палат: верхней — палаты лордов и нижней — палаты общин. Члены палаты лордов назначались монархом из представителей высшего дворянства. Члены палаты общин избирались населением. Правительство было ответственно перед парламентом, а не перед монархом. В Англии действовали две политические партии — тори и виги,— образовавшиеся в конце XVII в. Тори представляли интересы главным образом крупных землевладельцев, а виги — крупной буржуазии. Партия, победившая на выборах, формировала правительство, которое возглавлял ее лидер. Партия, потерпевшая поражение, находилась в оппозиции, критиковала политику правительства.

Франция

Революция 4 сентября 1870 г. и установила во Франции Третью республику.

Была провозглашена свобода профессиональных союзов, собраний и печати. Вводилось всеобщее и бесплатное начальное образование, улучшилось положение рабочих. На предприятиях был установлен 10-часовой рабочий день (1900), вводился один выходной день в неделю (1906), стали выплачиваться пенсии (с 1910 г.). Особенностью политической жизни Франции было наличие множества политических партий. Многопартийные республиканские министерства, разрываемые внутренней борьбой, были неустойчивы. С 1871 по 1914 г. сменилось свыше 50 правительств, и ни одно из них не продержалось более трех лет.

Германия

В состав Германской империи вошло 22 монархических государства и 3 «вольных» города. По конституции империя представляла союз князей под главенством прусской династии Гогенцоллернов. Только представитель этой династии мог стать германским императором. Предусматривались выборы парламента (рейхстага). Он обсуждал проекты законов и утверждал бюджет. Первым императором был прусский король Вильгельм I, но главную роль в государственных делах по-прежнему играл Бисмарк, ставший имперским канцлером. Бисмарк крайне нетерпимо относился к любой оппозиции. Он преследовал буржуазных лидеров и католическое духовенство, которые выражали недовольство господством прусского юнкерства в государственном аппарате.

Япония

11 февраля 1889 г. был опубликован текст конституции Японии. В Японии создавалась конституционная монархия. За императором закреплялась практически неограниченная власть. Его особа провозглашалась «священной и неприкосновенной». Правительство не было ответственно перед созданным парламентом. В любой момент и без объяснений император мог приостановить работу парламента, распустить его и созвать новый. Избирательным правом пользовалась незначительная часть населения — мужчины старше 25 лет, платившие высокий налог. Конституция формально провозглашала свободу слова, переписки, печати, собраний и союзов. Она значительно укрепляла монархический строй и просуществовала до 1946 г.

Из Конституции США

Все   законодательные   полномочия…  принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.

Палата   представителей   состоит   из   членов, избираемых раз в два года народом отдельных штатов... Исполнительная  власть предоставляется Президенту Соединенных  Штатов.   Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду и  такому  количеству  нижестоящих  судов, которое  Конгресс  может  по необходимости установить и учредить. Судьи как Верховного,  так  и  нижестоящих  судов  занимают  свои должности,  пока поведение их безупречно, и в установленное время получают за свою службу вознаграждение,  которое  не  может  быть уменьшено во время нахождения их в должности.

Право народа   на   гарантии   неприкосновенности  личности, жилища,  бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно  нарушаться..

Соединенные  Штаты  гарантируют  каждому  штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления и защищают каждый из   них   от   вторжения   и  –  по  обращению  легислатуры  или исполнительной власти (когда легислатура не может быть созвана) – от беспорядков, сопровождающихся насилием.

Лист № 2                                                  

Название таблицы:

страна

Форма правления

Форма территориального устройства

Форма режима

Междуречье 2 000 лет до н.э., Киевская Русь 10 в.

Англия

Франция

Германия

Япония

США

Вывод:



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Государство» (базовый уровень)

Задание 1. Что является признаком любого государства?

1) верховенство права

2) выборность высших органов власти

3) суверенитет

4) многопартийность

Задание 2. Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента

2) наличие правоохранительных органов

3) всенародное избрание главы государства

4) многопартийность

Задание 3. Что понимается под формой правления государства?

1) организация высших органов власти

2) политический режим

3) распределение власти по территории страны

4) политическая система

Задание 4. Отличительным признаком федеративного государства является

1) избрание высших органов государственной власти

2) верховенство исполнительной власти

3) наличие органов местного управления

4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

Задание 5.  Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях

1) подданство

2) повиновение

3) натурализация

4) гражданство

Задание 6. Один из признаков государства –

1) разделение и независимость властей

2) взимание налогов с граждан и предприятий

3) равенство всех граждан перед законом

4) республиканская форма правления

Задание 7. В государстве Z регулярно проводятся парламентские выборы. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства. Парламент избирает президента, который выполняет представительские функции. Какова форма правления данного государства?

1) республика

2) монархия

3) федерация

4) демократия

Задание 8. Верховная власть в государстве Z передаётся по наследству. Какая форма правления в этом государстве?

1) федерация

2) унитарное государство

3) монархия

4) республика

Задание 9.  Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».

Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы. 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 10. Чем отличается унитарное государство от федеративного?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государство

Слайд 2

Понятие «Государство» Государство - организация политической власти на определенной территории, которая осуществляет управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Понятие государство впервые было введено Никколой Маккиавели в XVI веке. Оно обозначало у него политическое состояние общества.

Слайд 3

Теории происхождения государства Теологическая теория: государство создано Богом, правитель подчинён божей воле. Основоположники: Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Слайд 4

Теории происхождения государства Договорная теория: продукт договора между людьми о защите их естественных прав и интересов. Основоположники: Жан Жак Руссо, Джон Локк.

Слайд 5

Теории происхождения государства Теория насилия: государства создаются в процессе завоевания для подчинения побежденных. Основоположники: Дэвид Юм и Карл Евгений Дюринг.

Слайд 6

Теории происхождения государства Патриархальная теория: государства выросло из семьи, подданные относятся к правителю, как дети к отцу. Основоположники: Роберт Филмер .

Слайд 7

Теории происхождения государства Классовая теория: государства продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующего класса. Основоположники: Карл Маркс и Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

Слайд 8

Признаки г осударства 1. Публичная власть (аппарат управления и принуждения) 2. Территория (государственные границы) 3. Право на законотворчество 4. Система налогов и сборов (наличие своего бюджета) 5. Государственные символы (герб, флаг, гимн)

Слайд 9

Признаки г осударства 6. Население страны (гражданское общество) 7. Единая денежная единица 8. Государственный язык 9. Суверенитет (внутренняя и внешняя независимость) 10. Наличие военной силы

Слайд 10

Функции г осударства

Слайд 11

Гражданство Гражданство — устойчивая правовая - политическая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Слайд 12

Форма г осударства

Слайд 13

Форма правления г осударства Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, определяет кому принадлежит государственную власть. (отвечает на вопрос: кто правит, кому принадлежит государственная власть?) Бывает: Монархия Республика Теократия Халифат

Слайд 14

Монархия Монархия – это государственная форма правления, при котором верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит одному лицу (королю, императору…) и передаётся по наследству.

Слайд 15

МОНАРХИЯ Абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия) Парламентская (Великобритания, Норвегия, Швеция) Дуалистическая (Иордания, Марокко, Непал) Монархия

Слайд 16

Абсолютная монархия В абсолютной монархии вся полнота власти – законодательной, исполнительной, судебной – сосредоточена в руках монарха, а ее происхождение признается божественным. Людовик XVI – король Франции Пётр I – император Российской империи

Слайд 17

Ограниченная ( конституционая ) монархия характеризуется тем, что власть наследственного монарха ограничена представительным органом, парламентом. Конституционная монархия Елизавета II – королева Великобритании

Слайд 18

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями. Дуалистическая монархия Встреча В.Путина с королем Иордании Абдаллой II.

Слайд 21

Сравните два высказывания. О каких различиях в понимании принципов монархического правления они свидетельствуют? «Государство – это я» (Людовик XIV ) «Странная моя судьба, мне говорят, что я – один из самых могущественных монархов в мире, что все должно быть для меня возможным. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: «Долг»! (Николай I)

Слайд 22

Республика Республика – это государственная форма правления, при котором верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) избирается всеобщим голосованием на определённый срок. Владимир Владимирович Путин – президент Российской Федерации

Слайд 23

РЕСПУБЛИКА Президентская (Аргентина, Бразилия, США) Парламентская (Германия, Индия, Италия, Швейцария) Смешанная (Австрия, Россия, Франция) Республика

Слайд 24

В президентской республике очень большой властью наделен президент. Он совмещает функции главы государства и правительства, формирует правительство, избирается прямым голосованием. Президентская республика Особенности: Президент (глава государства) избирается населением. Глава правительства президент. Правительство назначается президентом Правительство несет ответственность перед президентом. Дональд Джон Трамп – президент Соединенных Штатов Америки

Слайд 25

В парламентской республике правительство формируется парламентом из представителей тех партий, которые победили на выборах. Правительство отчитывается перед парламентом. Парламентская республика Особенности: Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом Глава правительства премьер-министр (ключевая роль в управлении) Правительство формируется парламентом Правительство несет ответственность перед парламентом Ангела Доротея Меркель – канцлер Германии Франк-Вальтер Штайнмайер – президент Германии

Слайд 26

В смешанной ( полупрезидентской ) республике присутствуют черты и президентской и парламентской республик. Здесь имеется глава правительства, правительство формируется парламентом. Смешанная республика Особенности: Президент (глава государства) избирается населением Глава правительства премьер-министр Правительство назначается президентом Правительство несет ответственность перед парламентом Владимир Владимирович Путин – президент Российской Федерации



Предварительный просмотр:

Практическое задание по теме «Государство (теории происхождения).  (повышенный уровень)

Задание 1. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства.

     а) теологическая (божественная);

     б) патриархальная;

     в) договорная (естественно-правовая);

     г) органическая;

     д) насилия;

     е) психологическая;

     ж) марксистская; 

     з) расовая.

1) Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.

2) Аврелий Августин, Фома Аквинский.

3) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов (Ленин).          

4) Л. Петражицкий.

5) Г. Спенсер.

6) Аристотель.

7) Ж. Гобино

8) Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.

Задание 2. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:

1)  Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира. _______________

2) Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство. __________________

3)  Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов. ________________

4)  Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными. ___________________

5)  Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи. _______________

6)  Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев._____________________


Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Жан Боден[1]

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву. <…> Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это – первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве.

Боден Ж. Шесть книг о государстве. – Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С.39

Вопросы:

1. Каковы способы образования государства по Ж. Бодену?

2. Какие признаки государства выделил Ж. Боден?


3. Разделяете ли вы точку зрения Ж. Бодена на признаки государства? Объясните свое суждение.

4. Как, по мнению Ж. Бодена, возникает государство?

5. В чем идеи Ж. Бодена о государстве созвучны современным представлениям?






Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Итоговый тест по теме «Государство»

 (повышенный уровень)

А1. Независимость государства во внешней политике и верховенство во внутренней политике называется

1) гражданственность
2) государство
3) суверенитет
4) разделение властей

А2. Верны ли следующие суждения о происхождении и роли государства?

А. Государство является основным институтом политической системы.
Б. Государство — продукт исторического развития человеческого общества.

1) верно только А
2) верно только 
Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А3. Характерным признаком государства является

1) единая территория
2) отсутствие аппарата принуждения
3) отсутствие налогов
4) наличие многопартийности

А4. Какой из примеров характеризует проявление внешних функций государства?

1) подписание Президентом указа о повышении пенсий
2) подписание соглашения о развитии торговых отношений с Великобританией
3) принятие всеобщим голосованием новой Конституции
4) проведение выборов в Государственную Думу

А5. К признакам государства не относится

1) наличие гражданства
2) единая система законов
3) налоговая система
4) индивидуальная свобода и самостоятельность личности

А6. Верны ли следующие суждения о причинах возникновения государства?

А. Причина появления государства заключается исключительно в страхе перед внешней агрессией.
Б. Государство возникло из-за постоянных раздоров между людьми.

1) верно только А
2) верно только 
Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Найдите черты сходства и отличия между характеристиками общества и государства.

1) является основным институтом политической системы
2) представляет собой форму организации жизни и деятельности людей
3) возникло с появлением имущественного и социального неравенства
4) является системой
5) включает в себя политическую, экономическую, социальную и духовную сферы

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

Черты сходства

Черты отличия

 

 

В2. Найдите в предложенном списке внутренние функции государства.

1) участие в решении глобальных проблем
2) управление экономикой
3) охрана общественного порядка
4) обеспечение обороны государства
5) регулирование социальных отношений

Номера, под которыми указаны внутренние функции государства, выпишите в порядке возрастания.

В3. Соотнесите признаки и функции государства с конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ

А) Признаки государства.
Б) Функции государства.

ПРИМЕРЫ

1) Обеспечение правопорядка и законности.
2) Отстаивание государственных интересов на международной арене.
3) Обязательность членства в государстве (гражданство).
4) Существование системы права.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «политическая система».

Государство, партия, предприятие, профсоюз.

Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда.

В5. В ходе социологических опросов россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Сможет или не сможет большинство людей в России прожить без постоянной заботы, опеки со стороны государства»?

Результаты опросов представлены в таблице.

Количество голосов опрошенных (в % )

1997

2013

Большинство сможет прожить без опеки государства

17

20

Большинство не сможет прожить без опеки государства

72

70

Затруднились ответить

11

10

Найдите в приведенном списке вывод(-ы), который(-е) можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа его номер(-а).

1) население нуждается в опеке государства — полагает большинство опрошенных
2) число опрошенных граждан, считающих опеку государства не нужной, увеличилось
3) больше половины опрошенных затруднилось ответить на вопрос
4) в два раза увеличилось число опрошенных, считающих опеку государства необходимой для населения
5) среди опрошенных в два раза больше россиян, считающих заботу государства обязательной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал по литературе для дифференцированного обучения учащихся 11-х классов

Данный раздаточный материал представляет собой набор карточек с вопросами по изучаемым темам. Вопросы сформулированы таким образом, что для ответа на них требуется детальное знание текстов, умение ана...

Материал по теме "Нетрадиционные формы обучения физике".

Доклад по теме "Нетрадиционные формы обучения физике". Урок - КВН в 7 классе....

АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку"

Развитие познавательного интереса  у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку...

Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении английскому языку

Материалы краеведческого характера являются важным источником стимулирования интереса к изучению английского языка. Изучение родной культуры есть ключ к пониманию культуры иностранной....

Раздаточный материал к серии уроков по обучению переводу пословиц с английского языка на русский

Материал предназначен для учащихся как сопроводительное пособие к серии уроков по переводу пословиц с английского языка на русский и представляет собой упражнения в переводе пословиц....