Зачем нужно знать науки об обществе и человеке?
план-конспект урока по обществознанию

Рунова Мария Александровна

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с общественными науками;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление об общественных науках.
  2. Определить содержание понятий «власть», «государство», «общественные науки», «общество», «коллектив».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhno_znat_nauki_ob_obshchestve_i_cheloveke.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Зачем нужно изучать науки об обществе и человеке?

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с общественными науками;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление об общественных науках.
  2. Определить содержание понятий «власть», «государство», «общественные науки», «общество», «коллектив».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: власть, государство, общественные науки, общество, коллектив.

Власть – общепризнанное влияние, сила, с которой нужно считаться.

Государство – это органы власти, которые управляют обществом, организуют его.

Коллектив – группа людей, которые объединены выполнением определенной задачи.

Общественные науки – науки, изучающие вопросы и проблемы, которые относятся к жизни человека, общества и государства.

Общество – это сложная система, совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами совместной жизни и работы, общими интересами и потребностями.

Политология – наука, изучающая вопросы внутренней и внешней политики.

Философия – наука о наиболее общих вопросах развития природы, общества, человека, о сущности мира.

Литература:

  1. Обществознание. 6 кл. : учебник для общеобразоват. / А. Ф. Никитин, Т. И, Никитина. – М. : Дрофа, 2013. – 156 с.
  2. Программа к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной "Обществознание. 5-9 классы".

Оборудование: мультимедиа проектор.

Ход урока:

  1. Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

  1. Сообщение новой темы, целей урока, мотивация учебной деятельности:

Тема урока «Зачем нужно изучать науки об обществе и человеке?». На уроке мы познакомимся с такими понятиями, как «власть», «государство», «общественные науки», «общество», «коллектив».

  1. Изучение нового материала

В своём первоначальном значении общество - это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей. Понятие "общество” многозначно:

- в широком смысле: общество - часть материального мира, обособившаяся от природы, но неразрывно связанная с ней, и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения (все человечество);

-  в узком смысле:

-  (с социологической точки зрения) – общество – это определённая группа людей, объединённая общими интересами (целью) для совместной деятельности (например, общество защиты животных или, наоборот, общество охотников и рыболовов);

-  (исторический подход к пониманию общества) – общество – это конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например: первобытное общество, средневековое общество и т.д.);

-  (этнографический смысл) – общество – совокупность людей, характеризующаяся общими этническими особенностями и культурными традициями (например: общество бушменов, общество американских индейцев и т.д.).

В социальной философии для того, чтобы избежать терминологической путаницы, предлагается использовать понятие социум для обозначения общества. Социум – понятие, обозначающее общество в широком смысле слова, характеризующем все аспекты социальности, противопоставленной природному началу.

Выделим общие характерные черты понятия общества:

  • общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;
  • людей объединяет в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;
  • связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия – общественные отношения.

Кроме того, каждое конкретное общество можно выделить по определенным внешним и внутренним признакам.

Внешние признаки общества – это территория, на которой формируется и образуется общество, и хронология - последовательность исторических событий развития общества во времени.

К внутренним признакам общества относят:

- способность к самоорганизации и развитию;

- наличие отдельных элементов (социальных групп и конкретных людей)

- связи, возникающие между людьми в процессе их взаимодействия.

Общество (как и человека) можно изучать с разных позиций, и поэтому в категорию «социальных наук», «наук об обществе» выделен целый ряд научных дисциплин. Общество является объектом исследования для философии, истории, антропологии, этнологии, социологии, политологии, культурологии, правоведения и экономики, которые с позиций характерных для них общенаучных и специальных методов занимаются изучением тех или иных его аспектов, образующих предмет исследования данных научных дисциплин.

Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности:  структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопределяющим ее строй.

Философский подход к обществу зависит от того, на каких позициях стоит тот или иной философ: в соответствии с этими позициями меняются и определение общества, и его типологизация, и методы его изучения.

Философия дает об обществе самые глубокие знания, связанные с постижением его природы, закономерностей, основ. Эти содержательные стороны общества как явления называются «философскими аспектами обществоведения».

История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.

Популярная в ХХ веке марксистская историческая школа, оказавшая влияние и на либеральную методологию исторического анализа, изу-чала общество в его соотношении с экономикой и циклами развития производительных сил и производственных отношений. В центре внимания при этом находилась структура хозяйства.

Социологическая школа (Р. Михельс (1876-1936), В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941)) ставит в центре внимания циклы смены властных элит различных обществ.

«Школа анналов» стремится к наиболее полной описательной реконструкции картины общественной жизни на основе тщательно собранных свидетельств и документов.

Историки-структуралисты предлагают исследовать общество как самостоятельную систему, создающую собственные критерии для расшифровки социальных явлений, знаков и отношений.

Представители «философии жизни» (В. Дильтей (1833-1911)) и экзистенциалисты предлагали постигать историю через эмоциональное вживание в общество рассматриваемого исторического периода.

Школа геополитики (Ф. Ратцель (1844-1904), Р. Челлен (1864-1922), Х. Макиндер (1861-1947)), привязывают изучение истории конкретного общества к географическому ландшафту.

Антропология. Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т.н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные общества», можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые», ступени.

Ряд ученых (традиционалисты, структуралисты и т.д.) оспаривают эволюционистскую предпосылку, полагая, что «примитивные общества» являяются не преддвериями современных обществ, а представляют собой либо продукт деградации некогда более развитых обществ, либо совершенно самостоятельные ответвления общественного процесса.

Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов.

В широком смысле, «антропологией» может быть названа любая область исследований, которая в качестве основного объекта исследования берет человека как такового. Так, можно говорить о «философской антропологии» (А.Гелен (1904-1976), М. Шелер (1874-1928)), а также о религиозной антропологии (о понимании человека в той или иной религии) и т.д.

Этнология. Вплотную к антропологии примыкает этнология, которая рассматривает структуру, историю и развитие этносов. Здесь главным объектом изучения являются не только «примитивные общества», но и другие общественные формы, создаваемые этносами на разных этапах развития.
Этнология описывает ценностные системы, происхождение, фазы исторического становления, языковое своеобразие,  хозяйственный уклад и системы религиозных и мифологических воззрений этносов.

Для исследования обществ, находящихся на этнической стадии, этнология является необходимым инструментом. Более того, этнологические данные много говорят об обществе, перешедшем и на иные истори-ческие стадии, так как этнические архетипы чрезвычайно устойчивы и способны влиять на психологию и социальное поведение на протяжении долгих веков существования людей во всех общественных системах.

Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.
Это научное направление появилось в середине XIX века (О.Конт (1798 - 1857), Ф.Теннис (1855-1936), Э.Дюркгейм (1858-1917)) и получило широкое признание, так как предлагало исследовать не общество с пози-ции рациональности, но саму рациональность с позиции общества. Об-щество в социологии считается той инстанцией, где формируется тип рациональности,  представление о человеке,  мировоззрение.

Один из основателей социологии немецкий ученый Ф.Теннис разграничивал понятия «общество» и «община», относя последний термин к системе «традиционного общества» (особенно на этническом и родоплеменном уровнях), а собственно «общество» предлагал рассматривать как явление «Нового времени», состоящее из совокупности отдельных атомарных личностей, искусственно и волевым образом формирующих коллектив. Это более узкое понимание «общества» (в отличие от «общины») имеет приверженцев в социологии, которые склонны ограничивать эту дисциплину только рамками Нового времени.

В последние десятилетия социология стала активно пользоваться статистическими методами исследования, задействовав  социальные оп-росы, анкетирование, анализ данных, собранных в фокус-группах, результаты голосования и другие формы изучения общественного мнения. И хотя в рамках социологии изучение общественного мнения является лишь подсобным и второстепенным элементом, есть тенденция подменять прикладными методиками саму дисциплину. В широком смысле социология стремится изучать общество как самостоятельный объект и смыкается во многом с философией.

Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.

Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культу-рологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.

Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и ин-ституты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества. Изучение правовых норм и законов, как правило, закрепленных в документальных постановлениях, помогает полнее понять структуры обществ. От древних обществ часто сохраняются именно правовые документы, что привело к созданию распространенной практики исторической реконструкции общественных систем и институтов на основании сохранившихся правовых и законодательных актов.

Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования  к выяснению их экономической подоплеки.

Столь же большое влияние экономическому фактору в истории придают и обществоведы либеральной школы  (Ф. фон Хайек (1899-1992), К.Поппер (1902-1994)), интерпретирующие историю общественного раз-вития как диалектический процесс освобождения автономного индивидуума как экономического субъекта от инстанций, ограничивающих экономические свободы (государство, религия, мораль и т.д.).

Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты. В «Обществоведении» как дисциплине соучаствуют и философия, и история, и политология, и культурология, и  правоведение, и экономика, и этнология. Все они рассматривают общество с разных точек зрения, а совокупность этих подходов позволяет понять, что такое общество, каково его основное содержание, как оно развивается в каждом конкретном случае.

  1. Подведение итога урока.

  Вопросы к классу:

  1. Какие проблемы и вопросы изучают общественные науки?
  2. Какие философские проблемы волновали Сократа и его учеников?
  3. Назовите причины, объясняющие, зачем людям нужны знания об обществе.
  4. 1. Какие науки изучают общество? Перечислите их.
    2. Равноценны ли науки об обществе между собой или между ними есть иерархия?
    3. Какую из наук, изучающих общество, вы предпочли бы для более углубленного изучения? Поясните свой выбор.
    4. Почему на Западе изучение общества тяготеет в первую очередь к экономическому анализу?
    5. Чем отличается обществоведение от остальных наук, изучающих общество?
  1. Домашнее задание:

§1, дать собственные определения словам «знание», «право», «политология»,

Итоги урока: в ходе проведенного мной урока были достигнуты все поставленные цели. Учащиеся проявили большой интерес к данной теме, были внимательны и максимально сконцентрированы. Проявляли активность в ходе всего урока. Материал учащимися усвоен хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

«Об этом с тревогой говорят родители …Наркомания. Что нужно о ней нужно знать?»

Почему. что заставляет наших детей пробовать наркотики. Почему все чаще мы слышим о суициде детей? Почему суицид за последние годы згначительно омолодился. Как помочь нашим детям и их родителям. Данно...

Внеурочная деятельность по английскому языку.Зачем нужно знать английский язык.

Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем с...

Зачем нужно знать науки об обществе и человеке?

Тема урока: Зачем нужно изучать науки об обществе и человеке?Цели: образовательная – знакомство учащихся с общественными науками;развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять ...

Конспект урока факультатива на тему: ,,Что за наука математика? Зачем ее нужно знать?\'\'

Конспект вводного урока факультатива ,, За страницами учебника математики'' .5 класс...

Урок общения "Зачем нужно знать себя"

Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, поним...