Конспект урока факультатива на тему: ,,Что за наука математика? Зачем ее нужно знать?''
план-конспект урока по математике (5 класс)

Антипова Зоя Викторовна

Конспект вводного урока факультатива ,, За страницами учебника математики'' .5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          МБОУ ,,Чистиковская школа''

                                                   Руднянского района

                                                   Смоленской области

                                                 

Конспект вводного урока факультативного курса

,,За страницами учебника математики''.

5 класс

                                                                 Тема урока: 

                            Что за наука ,,МАТЕМАТИКА’’ ? Зачем нужно ее знать ?

Разработала и провела учитель математики

Антипова З.В.

Сентябрь 2020г

Тема урока: Что за наука ,,МАТЕМАТИКА’’ ? Зачем нужно ее знать ?

Цели урока:

Образовательная: показать области применения математических знаний.                     Воспитательная: формирование устойчивого интереса к математике; стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для самореализации.                                                                                                    Развивающая: развитие умения целенаправленно воспринимать  информацию, делать из нее основные выводы; развивать логическое мышление.

                                                                 Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

 - Ребята, вы стали юными  представителями среднего звена школы, уже ,надеюсь, почувствовали разницу в преподавании предметов. Помимо уроков математики у вас   один раз в неделю будет  урок факультативного курса ,, За страницами учебника по математике’’, программа  которого направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Сегодня мы проводим с вами  вводное занятие,  тему которого сформулируем позже. Хочу  с вами глубже познакомиться с целью улучшения  вашей учебы по математике. Итак:

                                            II.    АНКЕТА ЗНАКОМСТВА                                                                                                  1. Оценка по математике за прошлый учебный год?                                                      2.Легко, трудно дается предмет?                                                                                               3. Нравится ли предмет, чем?                                                                                              4.Где вы выполняли домашнюю работу по математике (дома или в группе продленного дня)?                                                                                                                    5. Самостоятельно ли вы выполняли домашнюю работу по математике? Кто вам помогал, если вы сами не справлялись ?                                                                           6.Сколько, примерно,  времени занимала подготовка домашнего задания  по математике?                                                                                                                        7.Есть ли  у вас  желание и возможности улучшить успеваемость по математике, если да, то что собираетесь предпринять?                                                                                8.Кем вы хотите стать в будущем?                                                                                  9.Нужны ли будут знания по математике в вашей будущей профессии?                                  

III.Актуализация опорных знаний

1)Учитель:

- Девизом дальнейшего этапа  урока, раскрывающего его тему, будет часть высказывания К. Ф, Гаусса : ,,Математика - царица наук …''Чтобы вы поняли его и убедились в точности вашему вниманию учащиеся 8-го класса огласят высказывания великих людей прошлого о математике.

1),,На свете существует очень  много  наук, и все науки тесно связаны друг с другом. Нельзя заниматься химией, не зная физики, биологией, не зная химии, геологией, не зная биологии. Но есть одна  наука,   без которой невозможна никакая другая. Это- математика. Ее понятия, представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки’’….(С.Л. Соболев)

2),, Химия – правая  рука  физики, математика – ее глаз’’ (М. В. Ломоносов)

3) ,, Слеп физик без математики’’. (М.В. Ломоносов)

4),,Математика- это язык, на котором говорят все точные науки’’. (Н.И. Лобачевский ).

5) ,,Математика- царица наук, а арифметика – царица математики’’. ( К.Ф. Гаусс ) .                                                                                                            Учитель:

-Итак, вашему вниманию представлены вот такие высказывания. Какой вывод мы должны сделать? (Хорошо изучать математику нужно  не только как науку, но и другие науки невозможно будет знать без знаний математики).

2) Учитель:

 - Эпиграфом  новой  части нашего занятия будет высказывание А.Н. Крылова:  ,, Рано или поздно'' всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле''.

-Как вы понимаете эти слова? ( Математика необходима людям разных профессий).

1 чтец: Да, действительно. Об этом говорят следующие строки.

В наше время,  чтобы строить и машиной управлять,

Прежде нужно уже в школе математику узнать.

На войне ли современной, в годы ль мирного труда-

При расчетах непременно математика нужна.

Учитель: - Ребята, вы знаете такое число три десятых (3/10)?  Расскажите, что знаете? Большое ли это число? Я хочу, чтобы вы внимательно послушали стихотворение В. Лифшица  ,,Три десятых''.

(Демонстрируется презентация на тему:  ,,Три десятых’’).

 Учитель:

- Это кто из портфеля швыряет в досаде

Ненавистный задачник, пенал и тетради

И сует свой дневник, не краснея при этом,

Под  дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом? ...

Познакомьтесь, пожалуйста : Костя  Жигалин.

Жертва вечных придирок,- он снова провален

И шипит, на растрепанный глядя задачник:

-Просто мне не везет! Просто я  неудачник! ...

В чем причина обиды его и досады?

Что ответ не сошелся лишь на три десятых!

И к нему,  безусловно, придирается строгая  Марья Петровна.

Три десятых… скажи про такую ошибку

И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых…и все же об этой ошибке

Я прошу вас послушать меня без улыбки…

Если б, строя ваш дом, тот в котором живете,

Архитектор немножко ошибся в расчете,-

Что б случилось, ты  знаешь ли,  Костя  Жигалин?

Этот дом превратился бы в груду развалин!

Ты вступаешь на мост. Он надежен и прочен.

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы,  Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина. В ней вал токарями расточен.

Если б токарь в работе не очень был точен,

Совершилось бы, Костя, большое несчастье:

Разнесло бы турбину на мелкие части!

Три десятых - и стены возводятся косо.

Три десятых - и рухнут вагоны с откоса.

Ошибись только на три десятых аптека,-

Станет ядом лекарство, убьет человека.

Ты подумай об этом, мой друг хладнокровно…

И скажи – не права ль  была Марья Петровна?

Если честно подумаешь, Костя, об этом,

То недолго лежать дневнику под буфетом!                                                                                              Учитель:

-Какой вывод после прослушивания стихотворения?

(Математика  – точная наука и она нужна людям многих разных  профессий).
3)  Учитель:  

- Учащиеся 8-го класса приготовили для вас песенку про математику

Гимн  математике (исполняется)

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь,

И при этом,   и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма - те - ма - ти - ка!

 

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что,  потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Ма - те -  ма - ти - ка!

 

Чтоб врачом,  моряком

Или лётчиком стать.

Надо  прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессий

Вы заметьте - ка,

Где  бы вам

не пригодилась

Ма - те -  ма - ти - ка!  

 

4) Учитель:

- Следующая часть нашего занятия ,, Д У М А Й  И  С О О Б Р А Ж А Й '' пройдет под девизом: ,,Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит’’( М,В, Ломоносов )

 Думай,  соображай!  Математическая викторина (учащимся даются такие задания, которые соответствуют девизу)

1.Сумма двух натуральных чисел равна их произведению.  Что за числа? (2и2)

2.Сумма  каких двух чисел больше их произведения? (1и1)

3.Во сколько раз километр длиннее миллиметра? ( В 1000000 раз)

4.Горело 5 свечей.  Две из них потухли. Сколько свечей останется? (две).

5.Две колхозницы шли в город и встретили5 колхозниц. Сколько всего колхозниц шло в город?  (  Две)

6.Что тяжелее: тонна пуха или тонна железа? (Массы их равны)

7.Яблоко и груша вместе стоят 17 рублей. 5 яблок и 2 груши стоят 55 рублей. Сколько  стоят отдельно одно яблоко и одна груша?(7руб. и 10 руб.)

5) Учитель:

- Поучаствовав  в математической викторине,  вы,  надеюсь, поняли, что наш курс факультативных занятий ,, За страницами учебника математики'', будет интересным, полезным и  развивающим. Мы будем решать логические задачи, типа викторины, разгадывать кроссворды, ребусы, головоломки  и рассматривать  занимательные вопросы математики, выполнять творческие задания,  глубже познакомимся с геометрическими фигурами.

IV. Рефлексия урока:  Так как наше занятие подходит к  концу, подведем  итоги урока. О чем шла речь на протяжении урока? Попробуйте сформулировать тему урока. (Тема урока: ,,Что за наука ,,М А Т Е М А Т И К А ''? Зачем нужно ее знать?)

-Древняя, важная.

- Важная в каком смысле?

-Учит считать, думать, рассуждать, находить удачные решения задач, изучать многие другие предметы, хорошо сдать экзамены ЕГЭ и ОГЭ.                                                                                                                                                        Учитель:  А еще зачем?

-В наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без хорошего знания математики, то есть люди разных профессий должны хорошо знать математику.                                                                                                     Учитель:

- Что вы взяли  для себя нового с этого урока?.

 Я узнал…;  Я понял…;  Я сумел…; Я буду …; Мне было интересно…

Ответы детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе "Казнить нельзя, помиловать, или зачем нужны знаки препинания?"

Урок организуется в соответствии с системно-деятельностным подходом в  обучении и с использованием современных образовательных технологий....

Конспект урок литературы по теме: «Что такое милосердие? Нужно ли оно?» (по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 7 классе   «Что такое милосердие? Нужно ли оно?». Это урок  в форме ток-шоу по рассказу А. Платонова «Юшка». Данный материа...

Конспект урока в 7 классе по обществознанию по ФГОС "Для чего нужна дисциплина"

Урок в 7 классе по обществознанию в 7 классе с применением технологии работы в группах....

План-конспект внеклассного мероприятия на тему: «Страна светофорных наук»

Цель: закрепить представления учащихся о правилах поведения на улице, назначении и внешнем виде городского транспорта.Оборудование: шапочка для ведущего, исполняющего роль светофора, игрушки или карти...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...

Конспект урока: "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"

Представление об экономической и социальной географии мира, определение ее задачи на современном этапе. Знакомство с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии...