Конспект урока в 6 классе "Казнить нельзя, помиловать, или зачем нужны знаки препинания?"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок организуется в соответствии с системно-деятельностным подходом в  обучении и с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА    УРОКА

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Казнить нельзя, помиловать, или зачем нужны знаки препинания?»

Тип: урок открытия нового знания (урок – исследование)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых  способов действий (работа в команде, применение исследовательских методов, анализ, синтез, обобщение).

Образовательная цель: расширение понятийной базы  по теме «Знаки препинания и их роль в тексте».

Оборудование урока: мультимедийное  сопровождение, итоговые таблицы, листки учета.

Формируемые УУД:

Личностные - уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, русскому языку;  готовность и способность вести диалог со сверстниками и достигать в нем взаимопонимания; формирование коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные – умение  определять цели  и задачи своей познавательной деятельности; умение систематизировать, оценивать, аргументировать.

Познавательные – умение строить рассуждение, излагать информацию, ориентироваться в  содержании текста, понимать смысл текста, различать знаки препинания, соотносить знак препинания со смыслом.

Учитель: Шаронова Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №12 г. Арзамаса Нижегородской области.

Ход урока

1.Организационный момент, мотивация.

Ребята, сегодня у нас особенный  урок, урок – исследование, сегодня нам предстоит сделать открытие, которое обогатит нашу речь и нас самих. Сегодня вам предстоит выступить в роли лингвистов – ученых, которые изучают наш родной язык. Вы хотите узнать, насколько русский язык богат и выразителен? Тогда давайте приступим.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Вступительное слово учителя:

Для начала я хочу познакомить вас с одной волшебной фразой, звучит она так: «Казнить нельзя, помиловать». Как вы понимаете ее смысл? А теперь давайте переставим запятую и скажем так: «Казнить, нельзя помиловать». Как, по-вашему, изменился смысл?  Сделайте вывод, почему  же эта фраза волшебная? (Ее смыслом управляет  одна единственная запятая). Представьте, ребята, жизнь человека зависит от одной крошечной запятой, всего лишь ошибка в постановке запятой в этой фразе  может привести к несчастью, трагедии,  а может  - подарить жизнь. Какой же напрашивается вывод? (От запятой может зависеть смысл предложения).

3.Постановка учебной задачи, определение проблемы.

Итак, приступим к исследованию. Попробуйте сформулировать гипотезу нашего исследования. ( Знаки  препинания помогают передать смысл  высказывания, от знаков препинания зависит смысл текста).

4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Для  того чтобы доказать гипотезу, нам необходимо выяснить:

1.Для чего нужны знаки препинания?

2.Помогают ли они выразить наши мысли?

3.Можно ли обойтись без них?

Для этого мы разделимся на 4 группы: «Лингвисты», «Словесники», «Слововеды», «Филологи». Каждая группа получит тексты из художественных произведений. Свои наблюдения  необходимо  занести в таблицу:

Пунктуационный знак

Функция знака в тексте

Раздача заданий.

«Лингвисты». Задание  – проанализировать функцию восклицательного знака в конце предложения, высказывания.

Тексты:

№1 Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

(Фет А.)

№2  Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

(И.Крылов)

№3 Хорошо в лесу ранней весной! В полдень идешь по тропинке между зазеленевших  деревьев. Но что это? Лес оглашается птичьим гомоном. Это пернатые спешат устроить понадежнее свои жилища. Берегите птиц! Не разоряйте леса и гнезда!

«Словесники». Задание – проанализировать функцию вопросительного знака  в конце предложения, высказывания.

Тексты:

№1 - Почему ты поешь, когда идешь в гору и тебе тяжело?

- От радости. Поднимаясь в гору, я думаю о спуске, когда будет легко, и о зеленой долине.

- А почему поешь, когда идешь под гору?

- От радости, потому что идти легко и долина близка…

№2 Скажи, куда девались годы,

Дни упований и свободы.

Скажи, что наши? Что друзья?

Где ж эти липовые своды?

Где ж молодость? Где ты? Где я?  

 (А.Пушкин)

№3 Елка слышит, как ребята о чем-то тихонько шепчутся, но слов никак не может разобрать. Что они задумали? Почему у них весело заблестели глаза? Почему заулыбались лица? У Елки радостно замирает сердце. Неужели ребята задумали ей помочь? Решили отыскать новогодний Огонек и принести  сюда? Неужели это правда.

Конечно, это правда! Елка еще не жила среди людей и поэтому не знает, что такое крепкая человеческая дружба.                                                                                                                   

«Слововеды». Задание – проанализировать функцию многоточия в конце предложения, высказывания.

Тексты:

№1- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я … к ранам груди и … захлебнулся б моей он кровью! О, счастье битвы!..

(Горький М.)

№2 Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

(Н.Рубцов)

№3 Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

  (А.Майков)

«Филологи». Задание – проанализировать функцию  точки с  запятой в сложном предложении.

Тексты:

№1 Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал;

но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. <…>

У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою.

(А.Пушкин)

№2 Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. (А.Пушкин)

№3 Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов снега побежали длинные тени… Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката…

Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою.    (И.Тургенев)

5.Самостоятельная работа. Выполнение заданий.

6.Выступления учащихся.

«Лингвисты»

Пунктуационный знак

Функция знака в тексте

Восклицательный знак

Выражение восклицания, радости    (текст №1)

Обозначение восхищения и восторга      (текст №2)

Призыв, приглашение, побуждение  к действию    (текст №3)

«Словесники»

Пунктуационный знак

Функция знака в тексте

Вопросительный  знак

Оформление  прямого вопроса   (текст №1)

Привлечь внимание читателя, заинтересовать, сделать его собеседником   (текст №2)

 Выражение мыслей персонажа, косвенная речь (текст №3)

«Слововеды»

Пунктуационный знак

Функция знака в тексте

Многоточие

 Выражение эмоциональности речи, экспрессии, взволнованности  (текст №1)

Умолчание, приглашение к размышлению    (текст №2)

Смена событий   (текст №3)

«Филологи»

Пунктуационный знак

Функция знака в тексте

Точка с запятой

Передает впечатление от увиденного  (текст №1)

Придает частям большую смысловую самостоятельность    (текст №2)

Подчеркивает смысл, акцентирует внимание на смысле частей сложного предложения  (текст №3)

7.Рефлексия деятельности (подведение итога, вывод).

Итак, ребята, давайте вернемся к нашей гипотезе. Удалось ли нам ее доказать? Какое открытие мы с вами сегодня на уроке сделали? (Гипотеза верна: знаки препинания необходимы, пренебрегать ими нельзя, потому что  они помогают выразить мысль, донести смысл высказывания таким, каким хочет его видеть пишущий;  от знаков препинания  зависит смысл текста). Для того чтобы еще раз убедиться в правильности и важности нашего открытия, давайте сделаем еще одно контрольное задание. Перед вами текст: Кто знает речку Ипуть чудесная речка а что за берега плакучие ивы развесили над рекой свои ветви на крутом берегу Ипути стоит село в его окрестностях змейками вьются шесть речек хорошие речки но лучше всех Ипуть. Определите в нем границы предложений, учитывая смысловую законченность предложений, расставьте в тексте знаки препинания.

8.Саморефлексия.

Ребята, вам понравилось  быть  исследователями? Интересно выступать в роли лингвистов? Будьте внимательны к  тому, что и как вы говорите, берегите  русский язык!

А теперь, возьмите листок учета вашей работы в группе и на уроке, оцените себя и своих одноклассников.

Листок учета

Ф. И. Учащегося

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итого

9.Домашнее задание  на  выбор:

- презентация «Роль знаков препинания в тексте»

- буклет «Зачем нам нужны знаки препинания?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

Конспект урока "Услышь стук сердец тех, кому нужны забота, тепло, доброе слово..."

Конспект урока по литературе для обучающихся 6 класса....

Конспект урока по творчеству Ф.А. Абрамова "Нужна ли была поездка в прошлое?"

Урок-анализ повести Ф.А. Абрамова "Поездка в прошлое", посвященной тяжелым годам коллективизации на Севере (Архангельская область)...

Конспект урока изобразительного искусства на тему: «Красоту нужно уметь замечать. Цветы»

Тема: «Красоту нужно уметь замечать. Цветы»Цель: создание условий для развития художественно-образного мышления, эмоционально-чувственного восприятия через красоту природы (цветов)Тип урок...