Конспект урока по творчеству Ф.А. Абрамова "Нужна ли была поездка в прошлое?"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Корельская Вера Геннадьевна

Урок-анализ повести Ф.А. Абрамова "Поездка в прошлое", посвященной тяжелым годам коллективизации на Севере (Архангельская область)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по творчеству Ф.А. Абрамова86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Конспект урока по дисциплине  «Литература»

Преподаватель : Корельская В.Г.

Тема:  «Нужна ли была поездка в прошлое?»  (Анализ повести Ф.А.Абрамова «Поездка в прошлое»).

Тип урока : открытие  новых знаний;

Вид урока : комбинированный урок

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • формирование у обучающихся умений по анализу художественных текстов и литературных образов

2.Развивающие:

  • развитие умения анализировать прочитанный текст,  высказываться по предложенной теме, осознанно отвечать на заданные вопросы,  раскрыть                  значение новых слов применительно к прочитанному тексту
  • развитие умений слушать, наблюдать, анализировать и обобщать полученную информацию.

3. Воспитательные:

  • социализация личности обучающихся через совместную работу;
  • воспитание таких личностных качеств, как активная жизненная позиция,уважение к старшим, любовь к ближним.отвержение пагубных привычек.…..

           Результат: В ходе  проведения урока обучающиеся должны освоивают следующие общие компетенции:

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

           - Осуществлять        поиск        информации,        необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Междисциплинарные связи: русский язык, история.

Подготовка к уроку: предварительное прочтение повести Ф.Абрамова «Поездка в прошлое»; ответы на вопросы по повести, подготовка выразительного  чтение отрывков из прочитанного произведения и стихов о Ф.А.Абрамове.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук,  портрет  Ф.А.Абрамова,  книжная выставка его произведений, текст повести,  папки с раздаточным материалом (хронологическая таблица жизни и деятельности писателя, тестовые задания по повести «Поездка в прошлое», вопросы для обсуждения).

Технологии (элементы): педагогика сотрудничества, технология развития критической мысли,

проблемно-диалогического обучения; деятельностного обучения; ИКТ; дистанционного обучения.

                                                                                                Ход урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап

Приветствие обучающихся.

Проверка присутствия обучающихся на уроке.

Проверка готовности к уроку.

Слайды №1 (портрет Ф.А.Абрамова), №2 (слова писателя В.Распутина)

На прошлом уроке литературе мы вели речь о Ф.А.Абрамове, нашем земляке и замечательном писателе, которому  29 февраля 2020 года в нашей стране будет отмечаться 100-летний юбилей.

Мы познакомились с биографией и творчеством северного писателя, узнали его,  как неординарную личность. Прочитайте слова писателя В. Распутина.

 «Нашей литературе будет трагически не хватать Ф.Абрамова, писателя огромной убедительной силы и искренности. Не умевшего и не хотевшего говорить вполголоса и в полслова, открывшего перед читателем правду такой, какая  она есть».

О чём сегодня будем говорить на уроке?

Предполагаемый ответ

Это тема нашего урока. (слайд №3)

Ребята, перед вами на столах лежат рабочие листы, к концу урока вы должны их заполнить. Впишите Фамилию, имя,  группу, дату, тему.

Рапорт дежурного

Обучающиеся работают устно

Обучающиеся работают устно

2. Мотивационно- целеполагающий этап.

Всё творчество писателя посвящено русской деревне и труженикам села. Он не понаслышке знал проблемы деревни и с болью писал о них. Сегодня мы будем говорить о повести Ф.А.Абрамова «Поездка в прошлое», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку. Это небольшое по объему произведение повествует нам о жизни тружеников в далёкой северной деревне.

Исходя из этого,  как вы думаете, какова цель нашего урока? Или если обобщить все ваши ответы, то мы можем сформулировать цель.

Цель урока : (слайд №4).

Обучающиеся обозначают тему урока, формулируют цели урока , ( анализировать художественный текст и образы литературных героев, чтобы ответить на поставленный вопрос:»Нужна ли была поездка в прошлое?»)записывают в рабочие листы.

3. Беседа.

Предыдущий урок убедительно показал нам, как нелегко, порою драматично складывалась судьба писателя, который в годы застоя не кривил душой, не приспосабливался, не уступал общей атмосфере благодушия. Уже сама борьба за полную правду в таких условиях была писательским подвигом и требовала титанических усилий. Ведь хорошо известно, с каким трудом пробивались к читателям многие произведения Абрамова, как настойчиво ему приходилось бороться против сокращения и искажения его рукописей.

Но даже при всей настойчивости Ф. Абрамова не все написанное им в те годы могло пройти в печать. Вот таким «задержанным словом», по определению профессора Ш. Галимова, является повесть «Поездка в прошлое»

Вдова писателя Л.В. Крутикова-Абрамова свидетельствует, что первые наброски к повести сделаны в 1963г. Завершена она в 1974г., но появилась в печати лишь 15 лет спустя в журнале «новый мир» в 1989г. До этого были долгие скитания рукописи по редакциям журналов, все хватали повесть, высоко оценивали, но не печатали.

О своей повести Ф.Абрамов сказал так : « Я мечтаю поразмышлять  о судьбах страны, о сути глубинных исторических процессов, о том, откуда всё началось. Повесть  была написана в 1974году, но её долго не печатали, так как в ней открывается страшная, трагическая и жестокая правда о советской эпохе.

-Почему произведение не печаталось 15 лет?

-О чём нельзя было писать?

- Интересной  ли вам показалась повесть? О чём она?

-Какие проблемы поднимает Абрамов в произведении? (проблемы человеческой  бездуховности, роли прошлого в нашей жизни)

 

Обучающиеся  отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления о прочитанном.

4. Содержательный аспект.

Междисциплинарная  связь

Фронтальная беседа: обсуждение повести.

Итак, я предлагаю приступить к размышлениям над прочитанным.

-Когда и где происходят события?

Тяжёлые 30-е годы прошлого столетия. Период коллективизации. Идёт массовое раскулачивание.

«Кулак», «середняк», раскулаченный». Что означают эти слова? В какой исторический период они входили?

 - Кто главный герой? Расскажите о нем, используя цитаты. Мог ли 12-летний мальчишка разобраться в сложной ситуации?

- Кто повлиял на формирование личности Микши Кобылина? Почему? Расскажите о дядьях Александре и Мефодии?

- Что узнает Микша об отце спустя много лет после его смерти? (Образованный,  честнейший человек. Матерное слово - избави боже. Люди с уважением относились к Микшиному отцу. Правда, посмеивались немного: не пьёт, не курит. Но по-доброму.)

-Почему встреча с   Кудасовым  перевернула жизнь Микши? Что общего в их судьбах?

- Расскажите  о П.Ф.Усольцеве. Как вы оцениваете поступок Учителя? Почему он простил односельчан за предательство, а Микшу – нет?

- Почему не сложилась жизнь Микши, колхозного конюха, пьяницы?

- О ком и о чём последние мысли Микши?

-  В первоначальном варианте у Абрамова Микша остаётся жить. Почему в окончательном варианте Микша умирает?  Почему повесть заканчивается так трагически?

 

Обучающиеся записывают определение.

Отвечают на вопросы.

5. Работа с опорой.

Посмотрите внимательно на схему и попытайтесь её разъяснить.

- Что обозначено стрелками? Почему они разного цвета? Что обозначают  пунктирные и сплошные стрелки?

- Сделайте вывод о взаимодействии поколений.

Один из героев романа Оруэлла «1984» приходит к выводу, что прошлое в конечном итоге оказывается важнее будущего. Согласны ли вы с этим утверждением? Свяжите это с повестью.

                                           ПРОШЛОЕ

                                                              КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

        Дядя Александр                                                                                          ОТЕЦ

   

        Дядя Мефодий            учитель Усольцев

        МИКША

                                                                       БУДУЩЕЕ

Обучающиеся работают с опорой

6.Этап закрепления нового материала. Вывод

 Итак, подводим  итоги.

Тест по вариантам.(слайд  №5)  Взаимопроверка, выставление оценок.

Земляк. Фронтовик, писатель Федор Абрамов.

Мы с гордостью произносим его имя, так как живём на той же земле, что и он жил..Он сохранил в своих произведениях живую душу земляков, верность народным заветам и всегда чувствовал ответственность за то, что происходит на его родине. Своим творчеством будил спящую человеческую душу, звал нас творить добрые дела и надеялся на наши раздумья после прочтения его произведений.

Обучающиеся  проверяют тестовые задания по повести и биографии писателя, выставляют оценки.

7. Этап закрепления нового материала

 Урок заканчивается стихотворением А. Коршунова  «Прямота» (слайд № 6)

Читает заранее подготовленный обучающийся

8. Оценочно-рефлексивный этап

Ребята,  предлагаю вам выбрать изображение, которое соответствует  вашему настроению  в конце урока и отметить его галочкой.

Сегодня мы с вами неплохо поработали, комментирование оценок за тестовые задания.

Особенно активны были…….. и правильно отвечали…….

Отметки за урок.

Завершая нашу совместную работу, я искренне надеюсь, что вам понравилась встреча с писателем и его произведением , и вы не забудете его завет творить добро! Спасибо за работу!

                    Тестовые задания  по творчеству Ф.А.Абрамова

                                              1 вариант

1.В каком году родился Ф.А.Абрамов?

      А)  1920                  б) 1925                  в) 1928

2. Вычеркни лишнее ( не относящееся к тетралогии «Пряслины»:

      А) «Алька»           б) «Дом»               в) «Пути-перепутья»

3. «Мрачный, опухший, весь заросший дремучей щетиной, сидел за столом и пил чай». Кто это?

     А) Мишка Пряслин         б) Микша Кобылин      в) Власик

4. Какая настоящая фамилия Микши?

     А)  Кобылин                     б) Усольцев                     в) Варзумов

5. Кем был дядя Мефодий?

     А) комендантом              б) начальник милиции    в) пожарник

                                                   2 вариант

1. Где родился Ф.Абрамов?

     А)  Вологодская  область         б) Архангельская область             в) Москва

2. Вычеркни лишнее (произведение, не принадлежавшее перу Ф.Абрамова0

    А) «Пелагея                               б)  «Деревянные кони»             в) «Матрёнин двор»

3. « Не всё, что старое, забывается»….. Кому принадлежат эти слова?

      А) Усольцеву                          б)   Подрезову                             в) Милентьевне

4.  Почему Микша отрёкся от отца?

     А)   ему посоветовали дядья   б)   его выгнал отец из дома    в)   он ненавидел  отца

5.  Основная тема в творчестве Ф.Абрамова:

    А)  тема индустриализации        б)  северная деревня           в) проблема образования

Ответы к тестовым заданиям:

1 вариант: 1-а;   2-а;    3-б;    4-в;   5-а

2 вариант: 1-б;   2-в;   3- а;     4-а;  5-

                             Примечание. Слайд № 6

                    Стихотворение А.Коршунова  «Прямота»

Абрамов Фёдор, мне б твои заботы,

Твою неподражаемую стать,

Чтобы хмелеть от яростной работы

И даже близким в спорах не спускать.

Я помню ту злосчастную газету,

Где выстраданной болью горьких слов

Однажды ты поведал белу свету

О непутёвой жизни земляков.

Что началось тут!

Как тебя черни ли!

И как опровергали правду ту!

Но, к счастью, культ вождя уж был бессилен,

Иначе бы сидеть за прямоту.

Нет, нет, не сразу критики угасли,

Браня тебя в десятках лживых книг!

Но набирался силы Мишка Пряслин –

Помор двужильный, пинежский мужик,

Подростком в дни войны оставив парту,

Худой, костистый, впроголодь подчас,

Работал он отчаянно, с азартом,

И приближал победной славы час.

И вот теперь выискивают рьяно,

С кого писал ты Пряслина тогда?

Как избежал привычного обмана

В картинах непосильного труда?

Я знаю, ты не грезил о покое

И не умел вполсилы, Фёдор. Жить.

Ты и работал истово, запоем,

Чтоб людям души правдой бередить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского

Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...

Конспект урока по творчеству А.А. Фета

Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...

Урок по творчеству М.М.Пришвина. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Тема урока «Главные герои сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца. Митраша и Настя»....

Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Данный конспект содержит два урока по сказке-были  А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...

Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".

Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....