Разработка открытого урока по обществознанию для 6 класса по теме "Потребности человека"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Светличная Марина Анатольевна

Разработка открытого урока по обществознанию для 6 класса по теме "Потребности человека". Автор учебника Л.Н.Боголюбов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obshch_v_6_kl_21.10.docx113.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема открытого урока по обществознанию в 6 классе

«Потребности человека».

Цели и задачи урока: познакомить обучаемых с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека;

показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности;

обсудить проблему духовного мира человека;

выявить характерные черты мыслительного и чувственного процесса.

Планируемые результаты:

предметные: различают виды потребностей; классифицируют в соответствии с собственными оценками; применять полученные знания и умения.

метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;

личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.

Оборудование: проектор, презентация, рабочие листы

Тип урока: урок открытия новых  знаний.

Ход  урока:

  1. Организационный момент (приветствие гостей, проверка готовности класса к уроку) (1 минута)
  2. А теперь проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадки?

Учитель: На партах у вас лежат солнышки. Одно грустное, одно  веселое.  Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению.  Значит, домашнюю работу вы все поняли, и мы перейдем к повторению.

II.Преемственность  обществоведческого  учебного  материала:  взаимосвязь  пройденного  материала  с  новыми  знаниями. (4 минуты)

Учитель:

На прошлом уроке мы с вами говорили о деятельности:

1. Что же такое деятельность?

2.Назовите виды деятельности?

2. Составить синквейн со словами: «игра», «труд», «учение», «общение».

(Зачитывают синквейны. )

Учитель: Спасибо , ребята. Мы с вами сегодня и поиграем, и потрудимся, и поучимся, и ,конечно, пообщаемся. А теперь послушайте меня:

III. Мотивационно-целевой этап

Учитель читает: Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

  Ответ детей: так не бывает, человек всегда что-то делает и т.д

Обобщение ответов ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои какие – либо желания (потребности)

Давайте подумаем, каким  словом можно заменить слово »Желания»?

 (ответы детей предполагают « потребность») если сложно догадаться, то давайте попробуем отгадать тему урока.

Учитель: А теперь запишем на рабочих листах тему нашего урока.   Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано?

«ноститребпо кавелоче»        

«Потребности человека»

- Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? Чему будем учиться?

(ответы детей)

План урока:

1.  Что такое потребности?  

2.  Виды потребностей

Проблемный вопрос: «Как влияют потребности человека на развитие общества?»

(ответы детей)

( Если дети не отвечают, ничего страшного в этом нет. Этот вопрос можно сделать домашним заданием.)

IV.Работа по теме урока

Начинаем с вами знакомство с понятием «Потребность»

Давайте попробуем сейчас найти определения понятия в разных источниках :

- ___________будет корреспондентом  и проведет опрос среди наших гостей на тему «Что такое потребность?»
-
-____________найдет это понятие в Интернете.

- ____________поработает с толковым словарем и найдет это определение. (МОЖНО СДЕЛАТЬ РАБОТУ С РАЗНЫМИ ТОЛКОВЫМИ СЛОВАРЯМИ)

        Всем остальным ребятам я предлагаю выполнить задание на листочках. Используя разные источники информации, я выписала несколько определений понятия «потребность». Они перед вами на листе. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Объясните почему. + прочитать на стр.34 первые 2 абзаца.

Потребность –

 -  форма активности живых существ;

- это необходимые условия для существования;

- это возможность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место;

- это нужда в том, что необходимо для существования личности .

 (Поводим итоги)

Учитель: Человеку постоянно чего-то не хватает, т.е люди испытывают постоянно потребности в чем-то.

??? Как вы думаете, почему у человека появляются потребности?

( предполагаемые ответы: дискомфорт, психологическая неудовлетворенность, хотим кушать, спать и т.д).

Учитель: А теперь обратимся  к рабочему столу  : у вас лежат листочки (3-4). Напишите в каждом листочке ваши потребности за прошедший день.

Давайте их проговорим.

(Ответы учеников)

Учитель: Одинаковы ли ваши желания были????

(дети отвечают- нет)      

Учитель:  Этот небольшой опыт убедил нас всех в том, что потребностей у человека огромное количество. И обществоведы пришли к выводу, что их можно разделить по группам, т.е. классифицировать.

Работая с текстом на стр.34 познакомьтесь с видами потребностей.

    По мере прочтения заполняется таблица «Виды потребностей»:

Потребности

Характеристика

Биологические

Считаются базовыми, самыми обязательными из всех человеческих потребностей. Они связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, защите от неблагоприятных воздействий климата, отдыхе и сне, дыхании и т.д.

Материальные потребности

Человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах.

Социальные

Социальные потребности говорят нам о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет дружбы, привязанности и общения, любви и заботы, помощи близких, лечение, принадлежности к какой-либо группе,  участие в организациях и т.д.

Духовные

Потребности в познании мира, получение знаний и умений. Посещение театров, храма, мечети, чтение книг и т.д. Стремление выразить творческую активность, то есть самореализоваться. Духовные потребности многообразны и важны в жизни человека.

Учитель: Что же вы выписали. Давайте проверим. А теперь сравним

Если у вас чего-то не хватает допишите в свою табличку.

Учитель: А теперь давайте немного отдохнем (включаю музыку)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыка «Звуки природы» + слова)

Откиньтесь на спинку стула. Закройте глаза  и представьте, что вы – цветок, который ещё не распустился. Но вот лепестки начинают раскрываться, цветок медленно распускается… и совсем раскрылся. Лепестки тянутся к солнцу, потянулись,  потянулись.… Откройте глаза. Встряхните руками. Потянитесь ещё раз. Вы отлично отдохнули. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть. 

- Надеюсь, что так же приятно нам с вами будет работать на уроке и дальше.

Учитель:    Продолжим нашу работу дальше. Возвращаемся к списку ваших потребностей. Разделите ваши потребности по тем характеристикам, которые мы дали в таблице. А теперь  прикрепите свои листочки. но только те , которые требуется.

(Меняем листы на партах и затем мы их крепим на Дерево потребностей. ( выходит один из группы и клеит на доску)

 Проанализируйте результаты, которые у вас получились. Каких потребностей у вас больше? Какие потребности отсутствуют?  

Учитель: Что же у нас получилось? Каких потребностей больше? А как должно быть как вы думаете? –

Ответы детей

Учитель: Мы можем говорить о том, что биологические потребности присущи всем людям в равной степени, а вот духовные – в неодинаковой. Самыми неподатливыми являются духовные потребности. Удовлетворить их – значит обрести смысл жизни, предпочесть добро злу, относится к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.

Учитель: Предлагаю поиграть. Эта игра поможет нам понять, насколько вы усвоили виды потребностей. Я зачитываю вам строчки из разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.

 1) “ Я лежу, болею

 Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) - социальные

 2) “ В коридоре, в классе-ли

 Всюду стены красили,

 Терли краску, терли мел,

 Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные

 3) Вот уже стоит Егорка

 У доски с мелком в руке,

 Вот и первая пятерка

 У Егорки в дневнике…

 (С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) - духовные

 4) “ Муха, Муха- Цокотуха

 Позолоченное брюхо.

 Муха по полю пошла,

 Муха денежку нашла.

 Пошла Муха на базар

 И купила самовар” ( Потребность в покупке посуды) – материальные

 5) Ест на завтрак яйца всмятку,

 Пять картофельных котлет,

 Два стакана простокваши

 И тарелку манной каши –

 Каша тоже не во вред!

 (С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище) – биологические

 6) У далекой

 У заставы

 Часовой в лесу не спит.

 Он стоит –

 Над ним зарницы,

 Он глядит на облака:

 Над его ружьем границу

 Переходят облака.

 (С. Михалков. Светлана.) (потребность в безопасности) – социальные

 7.Сделать хотел грозу,

А получил козу,

 Розовую козу

 С желтою полосой (потребность в творчестве) – духовные.

Учитель: Как меняются человеческие потребности? С течением времени происходит смена потребностей. Телефон и телевизор, автомобиль, самолет.  Когда-то было в диковинку. Человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

 Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.

В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает? Потребности должны соответствовать возможностям.

Учитель: Мы с вами хорошо потрудились. Вы молодцы. А теперь ответьте на вопрос:

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?

Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.  Для человека важно понять, что недостаточно удовлетворение только биологических потребностей, нужны и духовные, и социальные!

Чтение и Обсуждение с обучающими притчи:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Что ты делаешь?

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

– Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

– Строю собор!»

Вопросы для беседы.

- Как вы понимаете притчу?

-  Что можно сказать об этих людях, об их духовном мире?

Учитель:  ( в разные исторические эпохи своим трудом человек  создает что-то новое, последний работал с душой, его творение будет служить людям долгие десятилетия, радость и  пользу людям) Благодаря чему вещь может служить долгие годы???

Ответы детей: благодаря усилиям и стараниям людей.

Учитель: У нас в школе проходит акция «Подари книге вторую жизнь». И мы реализуем нашу потребность в труде мы подлечим наши учебники:

(подклеить учебники из библиотеки  (потребность в полезном труде))

музыка

                     НОЖНИЦЫ, КЛЕЙ,БУМАГА. На стол 2 клея, 2 ножниц,листы бумаги.

МОЛОДЦЫ !!!

Подведение итогов: Ребята, вы сегодня все работали хорошо, все получают положительные оценки. Я попрошу всех сдать свои листы с ответами для оценки ваших работ.

Учитель:  А теперь возвращаемся к вопросу, который мы озвучили в начале урока. Попробуем на него ответить.

Проблемный вопрос: «Как влияют потребности человека на развитие общества?»

(ответы учащихся, если не отвечают ничего страшного, на дом)

VII Домашнее задание

§4, ответ на вопрос, письменно «Как влияют потребности человека на развитие общества?»

VII. Рефлексия

Учитель: А сейчас вспомним про наше солнышко. Если вам тема урока была понятна, вы все усвоили, вам понравилось работать на уроке, поднимите веселое солнышко. Если что-то не поняли, если вам было грустно, поднимите грустное солнышко.

Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.

Рабочий лист урока

Задание 1. Составить синквейн со словами «игра», «труд», «учение», «общение».

1.   ____________

2._____________,  _____________

3. _____________,  _____________,  _____________

4. ________________________________

5. ____________.

Задание 2. Тема урока:________________________

Задание 3. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Подчеркните определение, которое вы выбрали. Объясните почему.

Потребность –

 -  форма активности живых существ;

- это необходимые условия для существования;

- это возможность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место;

- это нужда в том, что необходимо для существования личности .

Задание 4.

Потребности

Характеристика

Биологические

Материальные потребности

Социальные

Духовные

Задание 5. Прочитать притчу:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Что ты делаешь?

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

– Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

– Строю собор!»

Вопросы для беседы.

Как вы понимаете притчу?

Задание 2

Представьте, что вы выступаете в роли строителей дома под названием «Потребности человека». Это здание состоит из трёх этажей.

Расположите на 1, 2, 3-м этажах изученные вами потребности в порядке,

который вы считаете самым правильным.

 Свой выбор объясните.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе по теме "Человек и экономика"

Это урок развивающего контроля по теме "Человек и экономика". Деятельностная цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Человек и экономика"На уроке используется систем...

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»....

Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".

Разработка урока по теме: "Человек,общество, природа" знакомит учащихся с различными подходами о месте и значении природы в жизни человека и о роли человека в природе и обществе. На уроке ис...

Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".

Урок по курсу обществознания "Человек,общество ,природа.8 класс...

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»

Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства....