Развернутые планы по обществознанию. Материалы для подготовки к ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Ледяйкина Василиса Георгиевна

Подготовка к ЕГЭ. Примеры развернутых планов по обществознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Развёрнутый ответ по теме «Политическая власть как социальный феномен»

1.Власть как ключевой момент политики.

2. Связь власти с влиянием, силой, богатством, полномочиями и др.

3.Характеристики политической власти:

а) легальность (законность);

б) легитимность.

4. Тины легитимности:

а) традиционная,

б) рациональная (легальная);

в) харизматическая.

5.        Ресурсы власти:

а) утилитарные;

б) принудительные;

в) нормативные;

г) информационные и др.

6.        Функции политической власти.

7.        Эффективность политической власти

2. Развёрнутый ответ по теме: «Избирательная система».

1.        Понятие избирательной системы.

2.        Структура избирательной системы:

а)        избирательное право;

б)        избирательный процесс.

3.        Избирательное право и его характеристики:

а)        принципы избирательного права (всеобщее прямое избирательное право при тайном голосовании);

б)        политическое право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;

в)        источники избирательного права.

4.        Избирательный процесс и его стадии:

а)        подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);

б)        выдвижение и регистрация кандидатов;

в)        предвыборная агитация и финансирование выборов;

г)        голосование и подведение итогов.

5.        Типы избирательных систем:

а)        мажоритарная;

б)        пропорциональная;

в)        смешанная.

3. Развернутый ответ по теме «Типы избирательных систем» .

1. Понятие избирательной системы.

2. Компоненты избирательной системы:

а) избирательное право

б) избирательный процесс

3. Особенности типологии избирательных систем:

а) избираемый орган власти;

б) принципы формирования представительного органа власти;

в) порядком распределения мандатов по итогам голосования;

3. Мажоритарная избирательная система и ее особенности:

а) выдвижение конкретного человека в качестве кандидата

б) установление прямой ответственности перед избирателями

в) получившие незначительное меньшинство голосов могут быть не представлены в парламенте

4. Пропорциональная система и ее особенности:

а) голосование за партийные списки кандидатов;

б) гарантия представительства в парламенте мелких и средних партий;

5. Мажоритарно-пропорциональная система (смешанная) и ее особенности.

а) формирование действительно представительного парламента

б) партии не отражают интересов избирателей в полном объеме.

4. Развёрнутый ответ по теме «Избирательное право в РФ: правовые основы».

1. Избирательное право граждан РФ:

а) право избирать (активное);

б) право быть избранным (пассивное).

2. Источники избирательного права в РФ:

а) Конституция РФ;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы;

г) нормативные правовые акты субъектов РФ о выборах.

3. Конституционные принципы избирательного права:

а) всеобщность избирательного права;

б) равное избирательное право;

в) прямое избирательное право;

г) тайное голосование;

д) добровольность участия в выборах.

4. Порядок выборов Президента РФ.

5. Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

6. Выборы в органы местного самоуправления.

5. Развёрнутый ответ по теме «Политические организации».

1.        Политические партии:

а) определение и признаки;                б) типология политических партий;

в) функции политических партий.

2.        Общественно-политические движения:

а) определение и признаки;

б) функции общественно-политических движений.

3.        Законодательство РФ о политических организациях.

4.        Тенденции развития политических организаций в современном обществе.

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Институт президентства в РФ».

1. Президент РФ как гарант Конституции.

2. Конституционно-правовой статус Президента РФ:

а) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

б) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

в) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ;

3. Основные функции Президента РФ:

а) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

б) принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности;

в) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

д) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и др.

4. Требования, предъявляемые законом к кандидатам на пост РФ:

а) гражданство РФ;

б) постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;

в) возрастной ценз — не менее 35 лет.

5. Порядок избрания и деятельности Президента РФ:

а) выдвижение и сбор подписей избирателей;

б) избранным признаётся кандидат, получивший более половицы голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

в) полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ;

г) одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд и пр.

6. Институт президентства и тенденции укрепления конституционного строя в РФ.

7. Развёрнутый ответ по теме «Правовое государство».

1.        Понятие правового государства.

2.        Права человека как основная ценность правового государства:

а)        право на жизнь;

б)        равенство перед законом и судом;

в)        право на достоинство;

г)        право на жилище;

д)        право на национальное самоопределение и т. д.

3.        Признаки правового государства:

а)        основополагающий признак — верховенство права в обществе;

б)        подчинение закону всех участников общественных отношений (в том числе государства);

в)        гуманность и справедливость законов, признание прав и свобод личности

т) обязательная реализация принципа разделения властей в государственной политике,  деление законодательной, исполнительной и судебной властей);

д) высокая правовая культура.

4.        Формирование правового государства в России

8. Развёрнутый ответ по теме «Конституция РФ о форме государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. РФ как демократическое государство,

а) народ - источник власти:

б) идеологическое и политическое многообразие в РФ;

в) гарантии прав и свобод граждан.

2. РФ как государство с республиканской формой правления.

3. РФ как федеративное государство. Принципы федерализма:

а) равноправие субъектов РФ;

б) самоопределение народов;

в) государственная целостность;

г) единство системы государственной власти;

д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов.

4. РФ - правовое государство. Разделение властей.

9. Развёрнутый ответ по теме «Роль политической элиты в жизни общества».

1) Кого называют политической элитой:

а) понятие политической элиты;

б) состав политической элиты.

2) Факторы формирования политической элиты.

3) Функции политической элиты:

а) определение стратегических целей развития общества;

б) выработка государственной политики;

в) поддержание политической стабильности общества;

г) анализ интересов различных социальных групп и др.

4) Типы политических элит:

а) общенациональная, региональная, местная;

б) правящая и неправящая (контрэлита).

5) Группы политического влияния.

10.  Развёрнутый ответ по теме «Как организована власть в демократическом государстве?»

1. Разделение властей как атрибут демократического общества:

а) законодательная власть;

б) исполнительная власть;

в) судебная власть.

2. Характеристика представительных органов государственной власти:

а) структура;

б) формирование парламента;

в) основные функции и др.

3. Исполнительные органы власти:

а) структура исполнительной власти;

б) основные функции органов исполнительной власти;

в) правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования.

4. Роль судебной власти в демократическом государстве.

5. Система правоохранительных органов государства.

11. Развёрнутый ответ по теме «Национальная политика»

1. Что такое «национальная политика» и какова её роль в жизни общества?

2. Цели и направленность антигуманной национальной политики в тоталитарных государствах:

а) отстаивание «этнической чистоты»;

б) разжигание расовой ненависти;

в) насилие в интересах господства своего государства.

3. Цели и содержание демократической национальной политики:

а) законодательное закрепление уважительного отношения к людям любой национальности;

б) создание наиболее благоприятных условий для свободного развития всех народов;

в) согласование национальных интересов;

г) предупреждение и гуманное разрешение межнациональных конфликтов.

4. Основные принципы государственной национальной политики современной России:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина;

б) запрещение любых форм дискриминации;

в) сохранение исторической целостности страны, равноправие всех субъектов РФ;

г) содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

д) своевременное и мирное разрешение национальных противоречий и конфликтов;

е) запрещение деятельности, направленной на возбуждение любой розни, ненависти или вражды;

ж) защита прав и интересов граждан России за её пределами (поддержка соотечественников, проживающих

в зарубежных странах).

5. Угроза национализма и пути его преодоления.

12. Развёрнутый ответ по теме: «Деятельность людей и её многообразие».

1. Понятие деятельности.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект

в) цель;

г) способы   достижения цели;

д) результаты.

3.Мотивация деятельности.

4. Виды деятельности:

а) практическая и духовная;                     б) труд, учение (познание), игра;

в) творческая и нетворческая деятельность;

г) созидательная и разрушительная деятельность.

13. Развёрнутый ответ по теме «Семейная экономика».

1.        Источники доходов семей:

а) заработная плата;

б) прибыль

в) рента;

г) банковский процент по вкладу;

д) дивиденды;

е) доход от продажи продукции, произведённой в подсобном хозяйстве и др.

2.        Типы семей в зависимости от дохода:

а) семьи с фиксированным доходом;    б) семьи с переменными доходами.

3.        Номинальный и реальный доход семьи.

4. Структура расходов семей:

а) квартплата и плата за коммунальные услуги;

б) питание;                                               в) транспортные расходы;

г) крупные покупки (приобретение бытовой техники, одежды и др.).

5.        Различия в богатстве семей и их сглаживание государством.

6.        Влияние инфляции на доходы семей.

14. Развёрнутый ответ по теме «Деятельность и мышление».

1.        Деятельность как способ жизни человека и общества.

2.        Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

в) цель;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3.        Виды деятельности

а) трудовая;        б) познавательная;                 в) эстетическая и др.

4.        Мышление как процесс познавательной деятельности.

5.        Мышление — основа рационального познания.

6.        Виды мышления:

а) словесно-логическое;     б) наглядно-образное;  в) наглядно-действенное.

15. Развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность».

1)        Понятие социальной мобильности.

2)        Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3)        Виды социальной мобильности:

а)        вертикальная, горизонтальная;

б)        групповая, индивидуальная.

4)        Социальные лифты:

а)        бизнес;

б)        армия;

в)        брак;

г)        церковь и др.

16. Развёрнутый ответ по теме «Общество»

1.        Понятие общества как совокупности исторических форм совместной деятельности людей.

2. Сферы общественной жизни как элементы структуры общества:

а)        экономическая сфера;

б)        политическая сфера;

в)        социальная сфера;

г)        духовная сфера.

3. Социальные (общественные) институты в структуре общества и его отдельных сфер:

а) семья;        б) школа;        в) государство и др.

17.  Развёрнутый ответ по теме «Безработица».

1. Сущность безработицы.

2. Структура безработицы:

а)        лица, уволенные по разным основаниям;'

б)        лица, добровольно оставившие работу;

в)        лица, впервые пришедшие на рынок труда;

г)        лица, после перерыва пришедшие на рынок труда.

3. Виды безработицы:

а)        фрикционная, циклическая, структурная;

б)        открытая, скрытая;

в)        полная, частичная.

4.Масштабы безработицы

5.Методы борьбы с безработицей

18.  Развёрнутый ответ по теме «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества»

1. Понятие духовной культуры общества.

2. Создание духовных ценностей:

а) научная деятельность;

б) литература и искусство;

в) религиозные учения;

г) народная мудрость в эпосе и фольклоре и др.

3. Сохранение и распространение духовных ценностей:

а) роль музеев в сохранении и распространении духовных

ценностей;

б) роль библиотек;

в) роль архивов;

г) роль школы;

д) роль средств массовой информации (СМИ).

4. Роль духовных ценностей в развитии общества.

19. Развернутый ответ по теме «Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира».

1) Понятие о познании. Познание – процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.

2) Цели познания:

а) постижение истины;

б) практическая польза.

3) Структура процесса познания:

а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);

б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение).

4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.

5) Знание как результат познания.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

20. Развёрнутый ответ на тему «Познаваем ли мир?». 

1. Исторический аспект потребности в познании мира:

а) мифологическое объяснение бытия;

б) религиозное объяснение бытия;

в) научное объяснение бытия.

2. Различные взгляды на познаваемость мира:

а) гносеологический оптимизм;

б) скептицизм;

в) агностицизм.

3. Уровни (ступени) познания:

а) чувственное;

б) рациональное.

4. Спор о критериях истины:

а) позиции эмпириков;

б) позиции рационалистов.

5. Особенности чувственного познания:

а) непосредственное взаимодействие с объектом познания;

б) наглядность и предметность;

в) воспроизведение отдельных сторон и свойств предметов.

6. Особенности рационального познания:

а) опора на результаты чувственного познания;

б) абстрактность и обобщённость;

в) отражение сущности предмета, его внутренних закономерных связей.

21. Развёрнутый ответ по теме «Семья как социальный институт»

1) Понятие семьи.

2) Функции семьи:

 а)репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др.

3) Права и обязанности членов семьи.

4) Виды семей:

а) патриархальная, демократическая; б) много по коленная, нуклеарная.

5) Ресурсы семьи: а) экономические; б) информационные и др.

22. Развёрнутый ответ по теме «Закон предложения и деятельность фирм».

1. Понятие закон предложения.

2. Факторы, влияющие на предложение:

а)цены на ресурсы

б)изменения в технологии производства

в)налоги и дотации

3.Кривая предложения

4.На эластичность предложения влияет:

а)коэфициент эластичности

б)процент изменения предлагаемого товара

в)процент изменения цены

5. Знание законов экономики - основа успешного ведения бизнеса

 23. развёрнутый ответ по теме «Валовой внутренний продукт».

1. Определение понятия ВВП — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг.

2. Методы расчёта ВВП.

а) Расчет по доходам.                                б) Расчёт по расходам.

3. Выражение ВВП.

а) Номинальный ВВП.                                б) Реальный ВВП.

в) Национальная валюта, соотношение валют, валютная биржа.

4. ВВП и ВНП.

а) ВНП как основной показатель состояния экономики (до 1991 г.).

б) Значение показателя ВВП для страны.

5. Расчёт ВВП на душу населения.

24.  Развёрнутый ответ по теме «Деньги и проблемы денежного обращения». 

1. Теория денег.

А) Возникновение формы стоимости и возникновение денег.

Б) Сущность денег .

В) Цена как денежное выражение стоимости .

2. Денежное обращение.

А) Понятие денежного обращения .                Б) Закон денежного обращения .

В) Денежная система и её элементы .                Г) Международная денежная система

Д) Денежное обращение РФ.

3. Проблемы денежного обращения В России .

4. Проблемы денежного обращения в мире

25. Развёрнутый ответ по теме «Потребности и интересы человека в структуре деятельности». 

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие потребностей человека.

2. Классификация потребностей человека:

A) биологические потребности человека; Б) социальные потребности;

B) идеальные потребности.

3. Структура деятельности человека:

A) потребности и мотивы;

Б) цель;

B) средства;

Г) результат.

4. Интересы человека как мотив его деятельности.

26.  Развёрнутый ответ по теме «Собственность как правовая и экономическая категория».

 1. Понятие права собственности:

а) право владения;

б) право пользования;

в) право распоряжения.

2. Собственность как экономическая категория — отношения между людьми по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения благами.

3. Типы отношений собственности:

а) частная;

б) общественная.

4. Виды собственности:

а) государственная;

б) муниципальная;

в) частная.

5. Основания приобретения собственности:

а) первоначальные;

б) производные.

6. Основания прекращения права собственности.

7. Собственность как критерий формирования типа экономической системы.

27.  Развёрнутый ответ по теме «Социально-демографические проблемы современности».

1. Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.

2. Сущность демографического взрыва и его связь с другими глобальными проблемами.

3. Причины демографического кризиса в экономически развитых странах:

а) старение населения в связи с высоким качеством жизни;

б) низкий уровень рождаемости в связи с занятостью женщин в экономике, политике, общественной жизни.

4. Проявления и последствия «демографического взрыва»:

а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;

б) безработица;

в) массовые миграции;

г) Проблемы ассимиляции приезжих.

5. Пути преодоления социально-демографических проблем:

а) решение проблемы регулирования численности народонаселения;

б) осуществление продуманной демографической политики;

в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.

28.  Развёрнутый план по теме «Человек как духовное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

1. Понятие духовного мира человека и его элементы:

1.1. знания,

а) вера;

б) чувства;

в) стремления.

2. Мораль, ценности, идеалы человека:

а) золотое правило нравственности;

б) категорический императив И. Канта;

в) совесть, патриотизм, гражданственность.

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека:

а) типы мировоззрения;

б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.

29.  Развёрнутый ответ по теме «Моральные нормы в системе социального контроля».

1. Социальные нормы и санкции как элементы социального контроля.

2. Виды социальных норм:

а) моральные;                        б) правовые;

в) религиозные;                        г) этикет и др.

3. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) проявляются в обычаях и традициях;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

4. Структура морали:

а) нравственные категории;

б) принципы;

в) нормы.

5. Мораль и нравственность.

6. Взаимосвязь морали и других социальных норм. 

30.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права».

1. Понятие системы права.

2. Основные элементы системы права:

а) норма права;

б) институт права;

в) отрасль права.

3. Основные отрасли российского права:

а) конституционное (государственное) право;

б) гражданское право;

в) трудовое право;

г) уголовное право;

д) уголовно-процессуальное право и др.

4. Материальное и процессуальное право (могут быть приведены подпункты).

5. Публичное право:

а) конституционное (государственное) право;

б) уголовное право;

в) административное право и др.

6. Частное право:

а) гражданское право;

б) предпринимательское право и др.

7. Конституция РФ в системе российского права.

8. Отражение особенностей общественного развития в системе права.

31. Развёрнутый ответ на тему «Религия в современном мире».

1. Религия как одна из форм культуры.

2. Функции религии:

а) регулятивная;

б) мировоззренческая;

в) компенсаторная;

г) воспитательная;

д) интеграционная;

е) культурная и др.

3. Многообразие религий в современном мире:

а) архаические религии;

б) национальные религии;

в) мировые религии.

4. Особенности мировых религий.

5. Принцип свободы совести.

6. Изменение отношения к религии в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый план-конспект урока по обществознанию На тему: Виновен - отвечай

Почему нужно регулировать поведение людей в обществе, как это делать? Важно ли для вас, чтобы окружающие люди не нарушали закон. В ходе урока мы должны вместе с вами составить портрет законопослушного...

Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом

Учебно-методические материалыдля подготовки экспертов предметных комиссийпо проверке выполнения заданийс развернутым ответом...

C8.  СОСТАВЛЕНИЕ  РАЗВЕРНУТОГО  ПЛАНА  ОТВЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме,  подобно тому, как школьник  составляет  план ...

Развернутый план-ответ по разделу ПОЗНАНИЕ. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Истина и ее критерии. 1) Понятие об истине./ Истина – идеальная цель познавательной деятельности. 2) Виды истины: а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире); б) непол...

Развернутый план-конспект по лыжной подготовки. Тема: "Имитация лыжных ходов".

План-конспект направлен на развитие лыжных ходов учащихся 8 классов.Применяется на первых уроках лыжной подготовки....

Развернутый план подготовки лыжников

Развернутый план подготовки лыжников-двоеборцев контрольная и экспериментальная группа...