Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс
рабочая программа по обществознанию

Жуковская Екатерина Сергеевна

Программа по обществознанию под ред. Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_obshchestvoznaniyu_6-9_klass_bogolyubov.docx71.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Гурского сельского поселения

«Рассмотрено»

на заседании МО    __________Е.С. Жуковская  « 26 »  августа 2020г.

«Согласовано»

зам. директора по УМР  _________ И.В. Шестакова        « 26»  августа 2020г.

«Утверждаю»

приказом директора школы

__________ И.И. Гыскэ

« 26 » августа  2020г.

Рабочая программа

по учебному курсу «Обществознание» для 6-9 класса

основного общего образования

Составитель:

Жуковская Екатерина Сергеевна

учитель истории и обществознания

Гурское с.п.

2020-2021 уч. год

Рабочая программа  составлена на основе  программы по курсу  «Обществознание» к линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова для основной школы, составленная на основе ФГОС. Издательство «Просвещение», 2014г.            

 Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:  

развитие   личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

освоения на уровне функциональной грамотности  системы  знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.    

Рабочая программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа (5-7кл.), посвящено  актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме.  Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.      

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.    

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).      

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.      

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.    

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.    Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного  образования, деятельностью детских общественных  организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы  выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.    Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.    

Основные технологии, формы, методы обучения: проблемный диалог, продуктивное чтение, проектная технология,  технология критического мышления, групповая форма работы,  метод « работы в парах», изложение материала самим учителем, практикумы.        

В качестве технологии  обучения по данной рабочей программе используется и традиционная технология. В рамках традиционной технологии применяются  методы следующих технологий:  

  • технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);  
  • технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
  • технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);  
  • метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностнозначимую информацию и дифференциацию домашних заданий);    

Основные формы деятельности учащихся: работа с текстом, проектная деятельность, решение жизненных задач. Работа с  документами, таблицами, схемами, творческие задания, исследовательская деятельность.

При работе с  учащимися по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:  

  • индивидуальная   (консультации);
  • групповая  (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).      

При реализации данной рабочей программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: беседа, домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач разной сложности; практикум, рассказ, подготовка проекта).

Место учебного предмета в учебном плане

«Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Из них на 5,6,7 классы отводится 34 часа (1 час в неделю при 34 учебных неделях, согласно годовому учебному графику МБОУ СОШ Гурского с.п.). При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, тема

Дата проведения

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

По плану

По факту

6

Потребности человека  

23.10

6.11

23.10

Изменение сроков осенних каникул

Дополнительное задание

7

Для чего нужна дисциплина

Виновен - отвечай

5.11

12.11

12.11

Изменение сроков осенних каникул

Дополнительное задание

8

Мораль

2.11

9.11

9.11

Праздничный день

Дополнительное задание

8

Рыночная экономика

1.03

8.03

1.03

Праздничный день

Дополнительное задание

8

Безработица и ее последствия

3.05

10.05

3.05

Праздничный день

Дополнительное задание

9

Гражданское общество и государство

20.10

3.11

10.11

20.10

10.11

Праздничный день

Дополнительное задание

9

Права и свободы человека и гражданина

16.02

23.02

16.02

Праздничный день

Дополнительное задание

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию

    Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:  

• мотивированность  и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;  

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;  

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.      

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:  

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);  

• умение  объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);  

• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)  и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;  

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:  

1) использование элементов причинно-следственного анализа;  

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;  

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;  

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;  

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;  

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;  

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;  

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.  

    Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной  

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;  

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;  

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

 • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностномотивационной; ценностно-мотивационной  

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;  

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;  

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой; трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;  

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;  

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;  

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;  

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;  

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;  

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;  

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Формирование универсальных учебных действий.  

Личностные универсальные учебные действия.  

  • знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;  
  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;  
  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;  
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;  
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;  
  • уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;  
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;  
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;  
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;  
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;  
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;  
  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;  

Регулятивные универсальные учебные действия.  

  • научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;  
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;  
  • планировать пути достижения целей;  уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;  
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;  
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия;
  • актуальный контроль на уровне произвольного внимания;  
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.  

 Коммуникативные универсальные учебные действия.  

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;  
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;  
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;  
  • владеть устной и письменной речью;
  • строить монологическое контекстное высказывание;  
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.  

 Познавательные универсальные учебные действия.  

  • научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;  
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;  
  • давать определения понятиям;  
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;  
  • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  
  • объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;  
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;  
  • структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Содержание курса

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)  

1. Человек в социальном измерении (18 ч)  Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.  Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.  Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.  Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».  Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.  Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.  Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.  Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.  Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.  

2. Ближайшее социальное окружение (9 ч)  Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.  Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.  Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.  Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)  

3. Общество — большой «дом» человечества (12 ч)  Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.  Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.  Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.  Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.  Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.  Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

4. Общество, в котором мы живём (15 ч)  Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.  Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.  Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.  Российское общество в начале XXI века.  Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.  

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)  

5. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)  Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.  Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.  Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.  Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.  Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.  Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.  Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.  Как защищаются права человека в России.  Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.  

6. Основы российского законодательства (9 ч)  Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.  Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.  Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.  Административные правоотношения. Административное правонарушение.  Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.  Правоохранительные органы. Судебная система.  

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)  

7. Мир экономики (12 ч)  Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.  Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.  Типы экономических систем. Собственность и её формы.  Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.  Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.  Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.  Занятость и безработица:  какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.  Особенности экономического развития России.  

8. Человек в экономических отношениях (6 ч)  Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.  Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.  Предприниматель. Этика предпринимательства.  Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.  Права потребителя.  

9. Мир социальных отношений (9 ч)  Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.  Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.  Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.  

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)  

10. Политическая жизнь общества (16 ч)  Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.  Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.  Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.  Политический режим. Демократия. Парламентаризм.  Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.  Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.  Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.  Межгосударственные отношения. Международные политические организации.  Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов.  Глобализация и её противоречия.  Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.  

11. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)  Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.  Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.  Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.  Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.  

12. Человек в меняющемся обществе (3 ч)  Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс

Раздел, тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Введение (1час)

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

4.09

4.09

2

Человек  в социальном измерении  (12 часов)

Человек – личность

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности

11.09

11.09

3

Человек – личность

18.09

18.09

4

Человек познает мир

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных способностей людей

25.09

25.09

5

Человек познает мир

2.10

2.10

6

Человек и его деятельность

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного

9.10

9.10

7-8

Потребности человека  

 Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер.

16.10

23.10

16.10

9-10

На пути к жизненному  успеху  

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа

6.11

13.11

13.11

11

На пути к жизненному  успеху  

20.11

20.11

12

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности

27.11

27.11

13

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

4.12

4.12

14

Человек среди людей  (10 часов) Межличностные отношения  

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание

11.12

11.12

15

Межличностные отношения  

18.12

18.12

16

Человек в группе  

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе

25.12

25.12

17

Человек в группе  

15.01

15.01

18

Общение

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться

22.01

22.01

19

Общение

29.01

29.01

20

Конфликты в межличностных отношениях  

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации

5.02

5.02

21

Конфликты в межличностных отношениях  

12.02

12.02

22

Практикум по теме «Человек среди людей»

Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения.

19.02

19.02

23

Практикум по теме «Человек среди людей»

26.02

26.02

24

Нравственные основы жизни (7 часов) Человек славен добрыми делами

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали

5.03

5.03

25

Человек славен добрыми делами

12.03

12.03

26

Будь смелым  

На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла

19.03

19.03

27

Будь смелым  

2.04

2.04

28

Человек и человечность

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём

9.04

9.04

29

Человек и человечность

16.04

16.04

30

Практикум по теме «Нравственны е основы жизни»  

Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям

23.04

23.04

31

Практик по теме «Нравственны е основы жизни»  

30.04

30.04

32

Итоговое повторение

Провести диагностику результатов обучения в 6 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе

7.05

7.05

33

Итоговое повторение

14.05

14.05

34

Итоговое повторение

21.05

21.05

35

Итоговое повторение

28.05

28.05

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 7 класс

Раздел, тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Введение (1час)

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

3.09

3.09

2

Регулирование поведения людей в обществе (12 часов) Что значит жить по правилам

Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни

10.09

10.09

3

Права и обязанности граждан

Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних

17.09

17.09

4

Права и обязанности граждан

24.09

24.09

5

Почему важно соблюдать законы

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости

1.10

1.10

6

Почему важно соблюдать законы

8.10

8.10

7-

8

Защита Отечества

Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга

15.10

22.10

15.10

9-10

Для чего нужна дисциплина Виновен - отвечай

Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних

5.11

12.11

12.11

11

Кто стоит на страже закона

Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов

19.11

19.11

12

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

26.11

26.11

13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

3.12

3.12

14

Человек в экономических отношениях (14 часов). Экономика и ее основные участники

Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя

10.12

10.12

15

Экономика и ее основные участники

17.12

17.12

16

Мастерство работника

Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда

24.12

24.12

17

Производство: затраты, выручка, прибыль

Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства

14.01

14.01

18

Производство: затраты, выручка, прибыль

21.01

21.01

19

Виды и формы бизнеса

Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций

28.01

28.01

20

Виды и формы бизнеса

4.02

4.02

21

Обмен, торговля, реклама

Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и её формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя

11.02

11.02

22

Деньги, их функции

Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег

18.02

18.02

23

Экономика семьи

Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов

25.02

25.02

24

Экономика семьи

4.03

4.03

25

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

11.03

11.03

26

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

18.03

18.03

27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях»

Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

1.04

1.04

28

Человек – часть природы (5 часов) Человек - часть природы

Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе

8.04

8.04

29

Охранять природу - значит охранять жизнь

Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали

15.04

15.04

30

Закон на страже природы

Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы

22.04

22.04

31

Практикум по теме «Человек и природа»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

29.04

29.04

32

Практикум по теме «Человек и природа»

6.05

6.05

33

Итоговое повторение

Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе

13.05

13.05

34

20.05

20.05

35

27.05

27.05

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс

Раздел, тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Личность и общество. (6 часов)  Введение

Что делает человека человеком

Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи. Характеризовать   учебник,   ориентироваться в нем. Работать в малых группах для решения учебных задач.

7.09

7.09

2

Человек, общество и природа.

Объяснить взаимосвязь природы, человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами.

14.09

14.09

3

Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества

Выявить типологию общества в зависимости от конкретных примеров. Охарактеризовать основные типы общества, дать им оценку, сравнить их.

21.09

21.09

4

Развитие  общества

Объяснять взаимосвязь человека, природы,  общества,  иллюстрировать  конкретными примерами

28.09

28.09

5

Как стать личностью

Давать определения понятиям личность. Характеризовать личность человека . Объяснять взаимосвязь человека, общества,  иллюстрировать  конкретными примерами

5.10

5.10

6

Практикум по теме «Человек и общество»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

12.10

12.10

7

Сфера духовной культуры (7 часов). Сфера духовной жизни

Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру личности и общества, их взаимосвязь.

19.10

19.10

8-9

Мораль

Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность,  этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность.

Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм.

2.11

9.11

9.11

10

Долг и совесть

Объяснять значение  долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального.

16.11

16.11

11

Образование

Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование.

23.11

23.11

12

Наука в современном обществе

Развитие эстетического сознания

через освоение художественного и научного наследия народов России и мира,

творческой деятельности.

30.11

30.11

13

Религия как одна из форм культуры

Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести. Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения. Называть основные функции религии; раскрывать основные идеи мировых религий.

7.12

7.12

14

Практикум по теме «Сфера духовной жизни»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или

иных вопросов для школьников

14.12

14.12

15

Социальная сфера (5 часа) Социальная структура общества

Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах   социальную   структуру   общества.

Классифицировать   конфликты.   Сравнивать пути решения социальных конфликтов

21.12

21.12

16

Социальные статусы и роли

Характеризовать  социальный  статус и  социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка.

11.01

11.01

17

Нации и межнациональные отношения

Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм,   расовая   и   национальная нетерпимость.

 Характеризовать межнациональное сотрудничество.

18.01

18.01

18

Отклоняющееся поведение

Характеризовать социальные нормы  и отклоняющееся поведение.

25.01

25.01

19

Практикум по теме  «Социальная сфера»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или

иных вопросов для школьников

1.02

1.02

20

Экономика (14 часов) Экономика и ее роль в жизни общества

Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать   сущность   информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства.

8.02

8.02

21

Главные вопросы экономики

Различать основные характеристики экономических систем, называть функции экономической системы

15.02

15.02

22

Собственность

Характеризовать понятия: имущественные отношения, собственность, право собственности. Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и  органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности.

22.02

22.02

23-24

Рыночная экономика

Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие.

1.03

8.03

1.03

25

Производство- основа экономики

Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества..

15.03

15.03

26

Предпринимательская деятельность

Приводить     примеры     предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность.

29.03

29.03

27

Роль государства в экономике

Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное    и    рыночное    регулирование экономики.

5.04

5.04

28

Распределение доходов

Объяснять   сущность   бюджета.   Уметь составлять личный или семейный бюджет.  

12.04

12.04

29

Потребление

Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов.

19.04

19.04

30

Инфляция и семейная экономика

Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции.

26.04

26.04

31-32

Безработица, ее причины и последствия

Называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения.

3.05

10.05

3.05

33

Мировое хозяйство и международная торговля

Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм.

17.05

17.05

34

Практикум по теме «Экономика»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или

иных вопросов для школьников

24.05

24.05

35

Итоговое повторение

Провести диагностику результатов обучения

в 8 классе.

Подвести итоги учебной работы за год.

Наметить перспективы обучения в 9 классе

31.05

31.05

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс

Раздел, тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Введение (1 час)

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

1.09

1.09

2

Политика (9 ч.) Политика и власть.

Характеризовать власть и политику как социальные явления

8.09

8.09

3-4

Государство.

Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства

15.09

22.09

15.09

22.09

5

Политические режимы.

Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства

29.09

29.09

6-7

Правовое государство

Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей

6.10

13.10

6.10

13.10

8-10

Гражданское общество и государство

Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление

20.10

3.11

10.11

20.10

10.11

11-12

Участие граждан в политической жизни

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

17.11

24.11

17.11

24.11

13

Политические партии и движения

Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности

1.12

1.12

14

Практикум по теме «Политика»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации.

8.12

8.12

15-16

Право (18 ч.) Роль права в жизни общества и государства

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства

15.12

22.12

15.12

22.12

17

Правоотношения и субъекты права

Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений

12.01

12.01

18

Правонарушения и юридическая ответственность

Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений.

19.01

19.01

19

Правоохранительные органы

Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

26.01

26.01

20-21

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

2.02

9.02

2.02

9.02

22

Права и свободы человека и гражданина

Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом.

16.02

23.02

16.02

23

Гражданские правоотношения

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

2.03

2.03

24

Право на труд. Трудовые правоотношения

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями

9.03

9.03

25

Семейные правоотношения

Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.

16.03

16.03

26

Административные правоотношения

Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний

30.03

30.03

27

Уголовно-правовые отношения

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда.

6.04

6.04

28

Социальные права

Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства

13.04

13.04

29

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

20.04

20.04

30

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование

27.04

27.04

31-32

Практикум по теме «Право»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества.

4.05

11.05

4.05

11.05

33

Итоговое повторение

Провести диагностику результатов обучения в 9 классе. Подвести итоги учебной работы за год

18.05

18.05

34

25.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...