Урок по обществознанию в 6 классе на тему: "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Оюн Надежда Владимировна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu_obshchenie.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Общение»

Тема урока

Общение

Дата проведения урока

28.02.2019г

ФИО учителя

Оюн Н.В.

Предмет

Обществознание

Класс

6

Базовый учебник

Учебник: Обществознание 6 класс Авторы: Л.Н.Боголюбов

Педагогическая цель

создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей

Задачи урока

        Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

•        Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

•        Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Тип урока

урок формирования новых знаний

Методы обучения

Наглядный, словесный, частично-поисковый.

Формы работы

фронтальная, парная, индивидуальная

Предметные результаты

– осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

Личностные результаты

-  получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности

Метапредметные результаты

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Основное содержание темы, понятия и термины

Средства общения, речевое и неречевое общение

Оборудование

Учебник

Мультимедийная презентация

Раздаточный материал к уроку

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент

Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте повернёмся к гостям, улыбнёмся им и этим добрым взглядом пожелаем всего хорошего. Улыбнитесь и друг другу, и тихонько садитесь.

Молодцы, все готовы к уроку (Да).

Отлично, я желаю вам плодотворной работы.

Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место

II.Актуализация знаний, проверка домашнего задания

Беседа по теме «Кто такой человек?»

Организует диалог с учащимися по вопросам:

– Из кого состоит общество?

-Чем отличается человек от животных?

-Докажите, что человек существо общественное.

Игра «Да-нет» Ответьте «да» или «нет» (карточки)
1. Межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения  (да)
2. Чувства не являются основой для межличностных отношений (нет)
3. Не обязательно в межличностных отношениях понимать другого (нет)
4. Толерантность – это признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей. (да)

5.Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия.(дА)

Поменяйтесь работа и проведем взаимопроверку. (Слайд1).

Учащиеся отвечают на вопросы

III.Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

Посмотрите на картинки и обсудите в парах вопросы:

1.     Кто изображен на иллюстрации? Чем они заняты? (люди разговаривают по телефону, обсуждают, говорят, общаются)

2.     Что общего между этими иллюстрациями? Что они иллюстрируют? (на них показано общение людей).

3.     Вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите ключевое слово к теме занятия. (слайд 2)

 

                                          7  1  4  5  2  3  6

                                          Е О Е Н Б Щ И (слайд 3)

 

Какое слово получилось? (Общение)

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (об общении людей). Правильно, запишите в тетрадь тему нашего урока – Общение. (слайд 4)

Как вы думаете, что мы должны будем сегодня узнать об общении?

План урока:

Что такое общение?

Как люди общаются друг с другом?

Зачем (для чего) люди общаются? 

Вот мы с вами и определили план нашего урока. Теперь давайте его запишем в тетради.

Значит какая цель нашего урока?

Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей. (Слайд 5)

Определяют тему урока. Составляют план урока.

Познавательные: самостоятельно определяют тему урока.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Устные ответы.

Ученики ставят цель

Мотивация

 

Ребята, подумайте. С кем мы общаемся? (с родителями, друзьями, одноклассниками, учителями)

Как сказал французский писатель  Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

— Как вы думаете, что хотел сказать этим французский писатель?

(Ответы учеников) Человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это радость, удовольствие, роскошь.

— А теперь давайте вспомним литературного героя, который жил на необитаемом острове. (Робинзон Крузо.)

Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться.

Учащиеся перечисляют  то,  что им уже известно о

IV.Усвоение новых знаний и способов действий

Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в группах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать.

Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.

Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом

Проведение физкультминутки  

Итак, что же такое общение? Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «общение»? Вы назвали много разных ассоциаций. Сколько мнений, столько ассоциаций. Но наши ассоциации = это же не точное определение.  А где мы можем узнать точное значение понятия «общение»?

Работа в парах с разными словарями. Ваше задание: найти это понятие в словаре и внимательно прочитать.

Понятия озвучиваются

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В словаре Ожегова слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Так и словари рассматривают понятия со своей направленности. Т.е. толковый словарь Ожегова дает лексическое толкование, философский – рассматривает определение с т.з. философии, а психологический словарь – с т.з. психологии.

Давайте, мы посмотрим, какое толкование предлагает нам учебник? Откройте учебники на стр. 66, найдите  определение общения. (читают вслух).

Общение –взаимные деловые и дружеские отношения (Слайд 6). Давайте запишем это определение в тетрадь.

Возвращаемся к плану. Итак, мы узнали, что такое общение, так что же такое общение? Какой пункт плана мы выполнили?

Ребята, а как мы с вами общаемся? С помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении? С помощью чего мы общаемся – это средства. А теперь посмотрите в учебнике какие есть способы общения. (стр.68–69.)

О каких способах общения вы узнали?

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация).

 Запишем это в тетрадь (Слайд)

Давайте  посмотрим как это работает на практике.

Задания группам:

Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы определяют способ передачи информации и содержание.

Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

1-я  и 2-я группа группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение

3-я и 4-я группа. Невербальное общение. Изобразить то, что написано у вас в карточке

1-я группа

Волк и лиса

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

-Лисавета, здравствуй!

- как дела зубастый?

- Ничего идут дела.

Голова еще цела.

-Где ты был?

- На рынке.

-Что купил?

- Свининки.

-Сколько взяли?

-Шерсти клок.

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке!

-Кто отгрыз?

-Собаки!

-Сыт ли милый куманек?

-Еле ноги уволок!

2 группа

Старуха, дверь закрой!

Под праздник, под воскресный день, Пред тем, как на ночь лечь,

Хозяйка жарить принялась,

Варить, тушить и печь.

Стояла осень на дворе,

И ветер дул сырой.

Старик старухе говорит:

  • Старуха, дверь закрой!
  • Мне только дверь и закрывать, Другого дела нет.

По мне — пускай она стоит Открытой сотню лет!

Так без конца между собой Вели супруги спор,

Пока старик не предложил Старухе уговор:

  • Давай, старуха, помолчим.

А кто откроет рот

И первый вымолвит словцо,

Тот двери и запрёт!

3-я группа

Изобразить певца

4-я группа

Изобразить человека, который одевается

Вы все поняли, что хотели сказать нам ребята? А с помощью чего это поняли? А к какому выводу можно прийти? В общении можно учитывать вербальную и невербальную информацию.

Какой способ вам больше нравится? Вы правы.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.

Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Два наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Продолжаем дальше изучать.

Как вы думаете, может мы можем вычеркнуть еще один пункт нашего плана? Какой?

Ребята, скажите, а всегда ли общение приносит людям удовольствие? А что нужно для того чтобы общение приносило удовольствие? (Выработать правила общения)

И мы сейчас с вами выработаем свои правила общения.

1ряд.с родителями, 2.с друзьями, 3 и 4 с одноклассниками.

Правила общения с родителями, правила общения с одноклассниками, правила общения с друзьями.

Итак, чтобы общения было полным, интересным, полезным важно при общении соблюдать все предложенные вами правила.

Но еще при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен как вы сами поэтому:

“Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить”.

Мы разобрались с правила общения? Вы поняли, для чего они нужны? Мы можем вычеркнуть еще один пункт плана. Что мы еще не узнали из нашего плана? А сами можете выполнить четвертый пункт. Скажите для чего мы общаемся? Какую роль играет общение в жизни людей.

Итак, какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей?

Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.

Не зря ученые считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру.

Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.

Отвечают на поставленные вопросы

Работа с текстом учебника

Ученики читают Документ №2 вслух.

Ученики выполняют физкультминутку

Ученики читают тексты и заполняют таблицу

Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем представитель от пары представляет свою работу.

V.Подведение итогов. Рефлексия

Включение нового знания в систему знаний;

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание

Создание ситуации успеха

Что нового вы узнали  сегодня на уроке ? ( общение, манера общения).

Все пункты плана рассмотрели? Скажите, мы достигли цели урока?

Тогда нам остается закрепить полученные знания  с помощью игры «Да-нет». На партах у вас лежат листочки. Возьмите их. Я буду читать утверждение, если вы считаете, что это утверждение верное – ставите Да, если не верное – Нет.

1. Общение – это взаимные деловые и дружеские отношения (да)

2. Мы можем общаться с помощью и речи и жестов (да)

3. Для того, чтобы общение приносило удовольствие надо придерживаться правил общения (да)

4. Неречевое общение существует только в форме жестов. (нет)

5. В ходе общения происходит обмен информацией.(да)

6. Общение происходит только в семье (нет)

7.Общение всегда приносит удовольствие( нет)

8.Результатом общения можно считать развитие самого человека (да)

9.Жесты и мимика относятся к речевому (вербальному) способу общения (нет)

Проверка  (подсчет общих баллов и выставление оценок)

5 «да» - 5, 4 «да»- 4 и т.д.

А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке. Выставление оценок.

Ребята, вам все было понятно на уроке?

Что вы узнали нового из нашего урока?

Какое настроение у вас было на уроке?

Я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку.

Целостное осмысление, обобщение полученной информации

Учащиеся отвечают на вопросы

VI.Информация о домашнем задании

Сообщение учащимся домашнего задания

Читать параграф 8.

Нарисовать рисунок, стенгазету на тему: «Общение» (Задание на выбор)

Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения.

Воспринимают задание, уточняют

Выбирают домашнее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по обществознанию для 8 класса на тему "Общение. Конфликт"

Использование репродукций картин из собрания Государственного Русского музея на уроке позволяет учителю уделить особое внимание развитию творческих возможностей учащихся, развивать эстетический вкус, ...

урок обществознания в 6 классе на тему "Общение"

Презентация и технологическая карта на тему "Общение"...

Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Общение»

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».  Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Общение»...

урок обществознания 6 класс по теме "Общение"

урок обществознания в 6 классе по теме "Общение" разработан по ФГОС...

Конспект интегрированного урока англ.языка и обществознания в 6 классе по теме "Общение"

Общение - главная задача при обучении иностранному языку. Общение это и  сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами ...

Сценарий урока-обобщения в 7 классе по теме "Общение и коммуникация".

Сценарий разработан по УМК "Enjoy English" (М. З. Биболетова и др.) для 7 класса....

Презентация к уроку обществознания 6 класс по теме: "Общение"

Электронная разработка к уроку. Возможно использование в дистанционном формате....