Контрольные работы по обществознанию 6 класс
методическая разработка по обществознанию (6 класс)


Предварительный просмотр:

Спецификация контрольной работы

Данная итоговая контрольная работа по обществознанию составлена в соответствии с Законом «Об образовании» и требованиями ФГОС ООО. За основу взяты задания из пособия для учителей «Обществознание. Планируемые результаты. Система заданий» 5-9 классы под редакцией А.Ю. Лазебниковой. М; «Просвещение», 2014.

Контрольная работа по обществознанию предназначена для проверки следующих умений учащихся 6 класса:

  • анализировать реальные социальные ситуации;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа;
  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; объяснение смысла отдельных научных понятий, отражающих наиболее важные социальные объекты;
  • раскрывать основные нравственные и правовые понятия, понимать их роль, как решающих регуляторов общественной жизни.

Данная итоговая контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть – задания базового уровня, которая включает в себя 10 заданий, за которые учащийся может набрать максимально 13 баллов.

Вторая часть работы состоит из заданий повышенного уровня и включает в себя 5 заданий, за которые учащийся может набрать максимально 8 баллов.

Все баллы, набранные учеником за две части работы суммируются

Характеристика заданий итоговой контрольной работы по обществознанию в 6 классе.

Дата проведения: 19.05.2015г.

Место проведения: ГБОУ СОШ №7 г. Похвистнево.

Количество учащихся, выполнявших работу: 20 человек.

Часть работы

№ задания

Проверяемые умения

Уровень сложности

УУД

Максимальный балл

Основная часть

А1

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта, выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов.

базовый

метапред-метные

1

А2

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

базовый

метапред-метные

1

А3

Исследовать несложные связи и зависимости

базовый

метапред-метные

2

А4

Использовать элементы причинно-следственного анализа

базовый

метапред-метные

1

А5

Подкреплять изученные положения конкретными примерами

базовый

метапред-метные

1

А6

Понимать основные нравственные нормы и правила, их роль как решающих регуляторов общественной жизни, применять их к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.

базовый

предмет-ные

1

А7

Излагать собственное мнение, аргументировать его примерами.

базовый

предмет-ные

2

А8

Сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи

базовый

метапред-метные

2

А9

Использовать элементы причинно-следственного анализа

базовый

предмет-ные

1

А10

Сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

базовый

метапред-метные

1

Итого, основная часть

Дополнительная часть

В1

Анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности.

повышен-ный

метапред-метные

1

В2

Анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности.

повышен-ный

метапред-метные

1

В3

Выполнять познавательные и практические задания

повышен-ный

метапред-метные

2

В4

Выполнять познавательные и практические задания

повышен-ный

метапред-метные

2

В5

Выполнять познавательные и практические задания

повышен-ный

метапред-метные

2

Итого, дополнительная часть

Вся работа в целом


Вариант 1.

Задания базового уровня

А1. Выберите верное утверждение об индивидуальности человека

а) индивидуальность и личность – это одно и то же;

б) черты внешности человека;

в) сочетание личностных качеств человека;

г) отношение человека к миру, понимание того, что он делает, о   чем мечтает.

За верный ответ выставляется 1 балл.

А2. Соотнесите понятия и их определения

1. Способность

А. Познание самого себя

2. Самооценка

Б. Склонность человека к определенному виду деятельности

3. Талант

В. Выдающиеся способности в какой-либо области

4. Самопознание

Г. Бывает заниженной и завышенной

За верный ответ выставляется 1 балл.

А3. Заполните пропуски в тексте.

Как бы ни была разнообразна __________ человека, она направлена на удовлетворение его ___________ потребностей. В процессе деятельности человек опирается на свои ___________. Трудно представить деятельность человека без ________ между людьми.

За верно указанные 4 элемента выставляется 2 балла, за верно указанные два элемента выставляется 1 балл.

А4. Напиши формулу жизненного успеха человека.

____________ + __________ + ___________= жизненный успех

За верный ответ выставляется 1 балл.

А5. Какие из этих профессий требуют умственного, какие физического труда?

а) учитель;

б) вахтёр;

в) врач;

г) грузчик.

За верный ответ выставляется 1 балл.

А6. Назовите основные правила морали.

За верный ответ выставляется 1 балл.

А7. Объясните, что такое гуманизм? Приведите примеры.

За верно указанные два элемента выставляется 2 балла. За один элемент- 1 балл.

А8. Определите, у какого ребёнка самооценка завышена, а у какого занижена. Объясните свой ответ.

а) Перед контрольной все ученики класса усиленно готовились и повторяли изученный материал, одна Марина ничего не делала. А когда одноклассники поинтересовались, почему она не беспокоится, девочка ответила: «У меня же всегда всё получается. Зачем мне готовиться, итак всё будет хорошо».

________________________________________________________

________________________________________________________

        б) Ребята пошли гулять и позвали с собой Диму. Но мальчик долго не мог понять, что его действительно пригласили, а когда понял, что это так, был очень рад. Ведь он считал, что у него нет друзей.

________________________________________________________

________________________________________________________

За верные 2 ответа выставляется2 балла, за верный 1 ответ -1балл.

А9. Найдите в приведенном списке качества, которые характеризуют лидера группы.

а) хорошая успеваемость;

б) физическое превосходство;

в) способность увлечь за собой;

г) готовность взять ответственность на себя

д) боязнь самостоятельно принять решение

За верный ответ выставляется 1 балл.

А10. Какие положения характеризуют понятия «гуманизм»?

а) человеколюбие;

б) индивидуализм;

в) отсутствие нравственных ценностей;

г) благо человека – критерий оценки справедливости

За верный ответ выставляется 1 балл.

Задания повышенного уровня

В1. Дайте оценку поступку человека с точки зрения группы. Как группа отреагирует на это?

Ребята баловались на перемене и разбили горшок. Вадик взял всю вину на себя.

За полностью выполненное задание выставляется 1 балл.

В2. Приведён пример конфликтной ситуации. Как бы вы посоветовали героям помириться?

Витя и Валера ходили на футбольную секцию, но тренер взял на соревнования только Витю. Валера обиделся, ведь он играет не хуже. Друзья перестали общаться

За полностью выполненное задание выставляется 1 балл.

В3. Что такое спор? Приведите два примера, когда спор может принести пользу.

За полностью правильно выполненное задание 2 балла, за половину правильно выполненного задания 1 балл.

В4. Приведите три причины конфликтов.

За верный ответ выставляется 2 балла.

В5. Ниже приведены ответы двух учеников, что такое страх.

Ответ Саши

Ответ Светы

Страх – это враг человека, его предатель, слабость человека, страх и зло часто идут рядом.

Страх – это возможность преодолеть себя, помогает держать себя в руках, от страха помогает улыбка

Проанализируйте ответ Саши и Светы. Содержат ли они ошибки?

А. Есть ли ошибки в ответе Саши? Отметь ответ знаком

Да

Нет

Б. Есть ли ошибки в ответе Светы? Отметь ответ знаком

Да

Нет

 Обоснуй своё мнение.

За  верно выполненное задание 2 балла, за половину правильно выполненного задания 1 балл.


Вариант 2.

Задания базового уровня

А1. Выберите верное утверждение о личности человека

а) индивидуальность и личность – это одно и то же;

б) человек рождается личностью;

в) совокупность качеств, которые человек приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми;

г) отношение человека к миру, понимание того, что он делает, о   чем мечтает.

За верный ответ выставляется 1 балл.

А2. Соотнесите понятия и их определения

1. Разум

А. Важен не столько результат, сколько сам процесс

2. Игра

Б. Изменение и преобразование окружающего мира в интересах человека

3. Труд

В. Создание предметов, необходимых для удовлетворения потребностей человека

За верный ответ выставляется 1 балл.

А3. Заполните пропуски в тексте.

Потребности бывают биологические, социальные и __________. Например, когда человек утоляет жажду или кушает, он удовлетворяет свою ________ потребность, а когда он разговаривает с друзьями или пытается самореализоваться, он думает о _______ потребности. Духовные потребности тоже очень важны для человека. Он реализует их, когда, например, _______ красивую музыку.

За верно указанные4 элемента выставляется 2 балла, за верно указанные два элемента выставляется 1 балл.

А4. Напиши формулу жизненного успеха человека.

____________ + __________ + ___________= жизненный успех

За верный ответ выставляется 1 балл.

А5. Какие из этих профессий требуют умственного, какие физического труда?

а) продавец-консультант в автосалоне;

б) дворник;

в) актёр;

г) фитнес-тренер.

За верный ответ выставляется 1 балл.

А6. Назовите основные правила морали.

За верный ответ выставляется 1 балл.

А7. Объясните, что такое добро? Приведите примеры.

За верно указанные 2 элемента выставляется 2 балла. За верно указанный 1 элемент выставляется- 1 балл.

А8. Определите, кто из детей совершил добрый поступок, а кто злой. Объясните свой ответ.

а) Дети играли на улице, увидели маленького котёнка, сидящего на дереве. Ваня, не раздумывая, залез на дерево и спас котёнка.

________________________________________________________

________________________________________________________

б)Ученик 6 класса участвовал в соревнованиях по бегу. Он подвернул ногу, никто не помог мальчику, он сошёл с дистанции.

За верные 2 ответа выставляется 2 балла, за верный один ответ- 1балл.

А9. Какие из приведённых суждений указывают человеку на гуманные нормы поведения?

а) необходимость трудиться, а не жить за чужой счёт;

б) стремление скрыться от проблем за спиной своих товарищей;

в) воспитывать в себе скромность, тактичность;

г) с уважением относиться ко всем людям;

д) забыть о нравственных нормах для достижения цели.

За верный ответ выставляется 1 балл.

А10. Какие советы помогут разрешить конфликтную ситуацию?

а) проявляйте упорство в разрешении конфликта;

б) уступка – признак слабости, избегайте уступок;

в) дайте волю своим эмоциям;

г) обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку.

За верный ответ выставляется 1 балл.

Задания повышенного уровня

В1. Дайте оценку поступку человека с точки зрения группы. Как группа отреагирует на это?

Маша на контрольной никому не стала помогать, для неё было важно хорошо написать контрольную работу самой.

За полностью выполненное задание 1 балл.

В2. Приведён пример конфликтной ситуации. Как бы вы посоветовали героям помириться?

Рите и Кате нравился один мальчик, поэтому Катя наговорила ему гадостей про подругу. Мальчик высмеял Катю и сказал, что она просто не умеет дружить. Подруги поссорились.

За полностью выполненное задание 1 балл.

В3. Что такое деятельность? Приведите два примера деятельности.

За все правильно выполненное задание 2 балла, за половину правильно выполненного задания 1 балл.

В4. Приведите три качества лидера.

За верный ответ выставляется 2 балла.

В5. Ниже приведены ответы двух учеников что такое страх.

Ответ Саши

Ответ Светы

Страх – это враг человека, его предатель, слабость человека, страх и зло часто идут рядом.

Страх – это возможность преодолеть себя, помогает держать себя в руках, от страха помогает улыбка

Проанализируйте ответ Саши и Светы. Содержат ли они ошибки?

А. Есть ли ошибки в ответе Саши? Отметь ответ знаком

Да

Нет

Б. Есть ли ошибки в ответе Светы? Отметь ответ знаком

Да

Нет

 Обоснуй своё мнение.

За  верно выполненное задание 2 балла, за половину правильно выполненного задания 1 балл.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по обществознанию  (6 класс)

Назначение контрольной работы – определить уровень усвоения основных понятий курса

Документы, определяющие нормативно-правовую базу контрольной работы.

   Содержание экзаменационной работы определяют основные нормативные документы:

1/ Обязательный минимум содержания основного общего образования по обществознанию

2/ Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию

Характеристика структуры и содержания контрольной работы.

Контрольная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

  •  часть 1(базовый уровень) содержит задания с выбором ответа
  •  часть 2 содержит задания с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.

К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа.

Задание считается невыполненным в следующих случаях:

а/ указан номер неправильного ответа

б/ указаны номера двух и более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа

в/ номер ответа не указан.

В заданиях с открытым ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 2213), записанных без пробелов.

Задание с открытым ответом считается правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

  1. Время выполнения работы.

На выполнение контрольной работы отводится (40 минут)

  1. Критерии  оценки.

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный бал

Тип заданий

1

часть 1

            12

1-За каждый правильный ответ всего  12 баллов

задания с выбором ответа

2

часть 2

             3

 2б за правильный ответ

1б при наличии одной ошибки

Всего 6 баллов          

задания с открытым ответом

итого:

            15

           18

«5» - 14 - 18б

«4» - 11- 13б

«3» - 7 – 10 б.

           «2»-  0 – 6  б

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60% - оценка «4»

40% - оценка «3»

0-40% - оценка «2»

Контрольная работа по обществознанию  (6 класс)

I вариант

Часть А

  1. Что отличает человека от животных?
  1. Воспитание потомства        3) объединение в группы
  2. способность к творчеству   4) использование природных материалов
  1. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:
  1. Эмоции       2) инстинкт       3)деятельность       4) сознание
  1. Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности:
  1. способности   2) самооценка   3) самосознание    4) творчество
  1. К социальным потребностям человека относится:

1) потребность в отдыхе   3) потребность в общении

2) стремление познать окружающий мир    4) необходимость в воде и пище

       5.   Что является главным предназначением семьи как части общества?

             1) физическое развитие человека        3) появление новых поколений

             2) организация совместного труда      4)  получение образования

       6.    Где отражены основные права несовершеннолетнего ребенка в нашей стране?

             1) в Конституции РФ                            3) в Трудовом Кодексе РФ

             2) в гражданском Кодексе РФ             4) в Семейном кодексе РФ

       7.    Время, которое остается после выполнения основных дел:

             1) свободное    2) каникулы     3) выходной     4) рабочее

       8.    Люди, близкие по возрасту:

             1) друзья    2) родственники      3) однофамильцы     4) сверстники

       9.    Что является источником всякого богатства?

             1) деньги    2) золото     3) труд     4) серебро

      10.  Верны ли суждения о понятии «патриот»: а) патриот – человек, который любит свою Родину;  б) уважение к другим народам – черта патриота?

              1) верно только а    2) верно только б   3) оба ответа верны  4) нет верного ответа

      11.   В каком символе России есть двуглавый орел?

              1) флаг     2) герб     3) гимн    4) знамя

      12.   Неповторимость и  своеобразие каждого человека  определяется  понятием:    

              1) талант      2) личность           3)  индивидуальность          4) нравственность

Часть В

 В1.  Найдите в приведенном списке обязанности гражданина

  1. Платить налоги
  2. Защищать Родину
  3. Посещать театры и музеи
  4. Участвовать в митингах и демонстрациях
  5. Беречь природу
  6. Заниматься благотворительностью

В2. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «Этапы жизни человека». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Детство                                           4. работоспособность
  2. Отрочество                                     5. старость
  3. зрелость

В3.   Соотнесите:

1) Игра

А).  Вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата

2)Общение

Б). Особый вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых

3)Учение

В). Вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиям

4)Труд

Г).Вид деятельности,  целью которого является приобретение человеком знаний и умений

Контрольная работа по обществознанию  (6 класс)

II вариант

Часть А

  1. Способность к интеллектуальной деятельности:
  1. Инстинкт        2) речь        3) разум         4) эмоция
  1. Оценка человеком своих качеств, способностей, возможностей:
  1. Деятельность         2) сознание      3) самооценка      4) потребность
  1. На чем основаны действия животных?
  1. На сознании    2) на инстинкте     3) на мышлении    4) на разуме
  1. Процесс, в результате которого человек начинает понимать собеседника, самого себя, учится беседовать, уважать чужое мнение:
  1. Труд               2) игра                      3) общение            4) работа
  1. Для государства и общества главной обязанностью семьи является:
  1. Совместный труд                                3) объединение доходов
  2. проживание в одном городе              4) воспитание детей
  1. В Семейном кодексе Российской Федерации закреплено право ребенка:
  1. На содержание семьи                           3) на труд вместе с членами семьи
  2. На общение с обоими родителями     4) на получение образования
  1. Примером использования свободного времени может быть:
  1. Выполнение домашнего задания        3) уборка комнаты
  2. Занятие спортом                                   4) школьный урок
  1. Люди, родившиеся в один год:
  1. Одноклассники          2) сверстники             3) друзья         4) ровесники
  1. Продукт труда, выставленный на продажу:
  1. Заработная плата       2) товар                       3) земля           4) премия
  1.  Верны ли суждения л понятии «патриот»:  а) черта патриота – уважение к другим народам;   б) настоящий патриот видит не только достоинства, но и недостатки своей страны?

       1)  Верно только а    2) верно только б   3) оба ответа верны   4) нет верного ответа

 11. Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации?

       1) белый, красный, синий                           3) белый,  синий, красный

       2) красный, белый, синий                           4) синий, красный, белый

      12. Сергей делится по телефону с Александром впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример:      

          1) игры            2) общения              3) учения             4) труда

Часть В

 В1.  Найдите в приведенном списке примеры проявления человеком смелости.

  1. Школьник отказался от сигареты, предложенной старшим
  2. Подросток грубо ответил на замечание мамы
  3. Ученик помог младшему пройти мимо большой собаки
  4. Солдат поднялся в атаку
  5. Ученик обманул родителей, чтобы избежать наказания

В2. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «образование». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Школа       2. Религия    3. Урок      4. Знания     5. Умения                            

В3.   Соотнесите:

1) Труд

А). деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей

2) творчество

Б). высокое природное дарование, выдающиеся способности  к деятельности в какой-либо области – научной, художественной, практической

3) мастер

В).деятельность человека,  в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей  

4) талант

Г).человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные

Ключ к контрольной работе по обществознанию для 6 класса

1-вариант

2-вариант

Часть А

1

2

3

2

4

3

3

1

2

4

3

3

5

3

4

6

4

2

7

1

2

8

4

4

9

3

2

10

3

3

11

2

3

12

3

2

Часть В

В1

125

134

В2

4

2

В3

БВГА

ВАГБ



Предварительный просмотр:

Приложение №4- 6 -3

Контрольная работа  «Нравственные основы жизни»  6 класс

А1. Правилами доброго поведения называют:

1) мораль

2) инстинкт

3) закон

4) этику

А2. Как называют постоянную боязнь чего-либо?

1) опасность

2) апатия

3) безразличие

4) фобия

А3. Кому принадлежит выражение «Смелость города берет»?

1) Ганнибалу

2) А.В. Суворову

3) А.И.Куприну

4) М.И.Кутузову

А4.  Что является наиболее высокой степенью страха?

1) тревога

2) ужас

3) опасение

4) настороженность

      А5. Сочувствие другим людям — это:

1) мораль

2) обман

3) сострадание

4) жалость

     А6. Золотое правило нравственности требует: а) хорошо относиться к другому человеку;  

        б) хорошо относиться ко всем людям.

1) верно только а

2) верно только б

3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

А7. Выберите верное утверждение: а) смелость- врожденное качество; б) смелость воспитывается.

1) верно только а

2) верно только б

3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

А8. Выберите верное утверждение: а) свои поступки человек должен сверять  с нравственными заповедями; б) не все поступки человека можно назвать человечными.

1) верно только а

2) верно только б

3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

А9. Чувство страха: а) знакомо как человеку, так и животным; б) незнакомо людям, совершающим героические поступки.

1) верно только а

2) верно только б

3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

А10. Что указывает на гуманные нормы поведения: а) желание жить за чужой счет; б) отсутствие потребности совершать хорошие поступки?

1) верно только а

2) верно только б

3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

В1. Все термины, за исключением одного, связаны с понятием «гуманизм». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1. Человечность

2. Великодушие

3. Человеколюбие

4. Черствость

5. Нравственность

__________________________________________________________________________

В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. Добро

2. Добродетель

3. Нравственность

4. Честь

А. Свойства характера или поступка, одобряемые с моральной точки зрения.

Б. Понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

В. Все хорошее,, полезное, что помогает жить.

Г. Совокупность правил поведения, добровольно соблюдаемых людьми.

 

1

2

3

4

 

 В3.  Найдите в приведенном списке нормы гуманного поведения.

1. Необходимость трудиться

2. Умение приспособиться

3. Стремление к славе

4. Уважение к старшим

5. Верность дружбе

__________________________________________________________________________

Приложение №4- 6 -3

 «Нравственные основы жизни» 6 класс

Ответы

А1  1

А2  4

А3  2

А4  2

А5  3

А6  3

А7  2

А8  3

А9  1

А10 4

В1 черствость

В2  1-В; 2- А;  3- Г;  4- Б

В3  1,4,5



Предварительный просмотр:

Приложение №4 -6 -1

Контрольная работа «Человек в социальном измерении»

I вариант

1. Что из перечисленного относится к биологическим признакам человека?

1.  общение                          3. стремление  самоутверждению

2. речь                                   4. способность к прямохождению

2.  На чем основаны действия животных?

1. на сознании      2. на инстинкте           3. на мышлении        4. на разуме

3. Совокупность качеств, приобретаемых человеком в процессе жизни в обществе:

1. характер            2. индивид                  3. личность                 4. инстинкт

4. Что из перечисленного относится к социальным признакам человека?

1. объем головного мозга                                       3. забота о потомстве

2. отсутствие волосяного покрова                          4. необходимость общения

5. Познание человеком своего внутреннего мира:

1. деятельность                                                         3. способности

2. самопознание                                                        4. потребности

6. Верны ли определения:

   А) суждение- высказывание, содержащее определенную мысль;

   Б) умозаключение- вывод из нескольких логически связанных суждений?

1. верно только А                                                       3. оба суждения верны

2. верно только Б                                                        4. оба суждения неверны

7. Социальными потребностями человека являются:

     А) потребность в общении

     Б) потребность в познании окружающего мира.

    1. верно только А                                                       3. оба суждения верны

    2. верно только Б                                                        4. оба суждения неверны

8. Древний обряд посвящения молодых людей во взрослых называется:

1. самопознание           2. аффект               3. самооценка                4. инициация

9. Общими чертами человека и животного являются:

    А) биологические потребности

    Б) использование природных предметов

    1. верно только А                                                       3. оба суждения верны

    2. верно только Б                                                        4. оба суждения неверны

В 1. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

  1. Потребность

  А. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей

  1. Талант

Б. Внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент

  1. Духовный мир

В. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма  и развития личности

  1. Самооценка

Г. Дарование, одаренность, выдающиеся   природные способности

  1. Эмоция

Д. Внутренний мир человека, мир его мыслей  и чувств                                                

В 2.Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

  1. Биологические потребности                     А. Просмотр кинофильма  
  2.  Социальные потребности                         Б. Экскурсия в музей
  3. Духовные потребности                              В. Обед в столовой

                                                                     Г. Совместный труд

                                                                     Д. Дневной сон

                                                                     Е. Разговор с друзьями

В 3.   Прочитайте приведенный ниже текст, в котором попущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

    Как бы ни была разнообразна (1)…..человека, она направлена на удовлетворение его (2)…    . В процессе деятельности человек опирается на свои (3)…..     .Трудно представить деятельность человека без (4)….. между людьми.

    А. Общение

    Б. Деятельность

    В. Способности

    Г. Потребности

Приложение №4 -6 -1

Контрольная работа «Человек в социальном измерении»

II вариант

1. Что из перечисленного не относится к биологическим потребностям?

1. питание             2. отдых                      3. общение                4. движение

2.  И человек, и животные:

1. обладают связной речью                     3. сознательно действуют

2. умеют мыслить                                     4. используют различные предметы

3. Что из перечисленного передается по наследству?

1. цвет глаз и волос                                  3. выбор профессии

2. занимаемая должность                        4. любовь к чтению книг    

4. Неповторимость, уникальность человека:

1. личность 3. эмоциональность

2. наследственность          4. индивидуальность

5. Верны ли суждения о деятельности:

    А) деятельность- активность, присущая как человеку, так и животным;

    Б) многие ученые считают важным видом деятельности общение?

1. верно только А                                                       3. оба суждения верны

2. верно только Б                                                        4. оба суждения неверны

6. Верны ли суждения о способностях человека:

   А) способности могут проявляться очень рано;

   Б) есть люди, у которых нет никаких способностей?

1. верно только А                                                       3. оба суждения верны

2. верно только Б                                                        4. оба суждения неверны

7. Верны ли суждения о потребностях:

     А) потребности человека делятся на биологические, социальные и духовные;

     Б) нельзя полостью удовлетворить все потребности.

    1. верно только А                                                       3. оба суждения верны

    2. верно только Б                                                        4. оба суждения неверны

8. Верно ли, что:

А) одни и те же события рождают у людей одинаковые чувства;

    Б) эмоциональность не передается по наследству.

1. верно только А                                                       3. оба суждения верны

    2. верно только Б                                                        4. оба суждения неверны

9. Верны ли суждения об эмоциях:

    А) эмоции определяют настроение человека;

    Б эмоции бывают положительные и отрицательные.

    1. верно только А                                                       3. оба суждения верны

    2. верно только Б                                                        4. оба суждения неверны

В 1. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

1. Труд  

А. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей

2. Учеба    

Б. Вид деятельности, мотив которой заключается не

столько в ее результате, сколько в самом процессе

3. Игра  

В  Взаимные деловые или дружеские отношения людей

4.Общение  

Г. Деятельность человека по овладению знаниями, умениями, навыками

                 

                                .

В 2.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «этапы жизни человека». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Детство                                4. Работоспособность
  2. Отрочество                          5. Старость
  3. Зрелость

В 3.   Прочитайте приведенный ниже текст, в котором попущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

(1)_____________вот  уже несколько столетий, как сошло с исторической арены. Но и сегодня о человеке благородном, щедром душой и верным(2) __________говорят- «он настоящий рыцарь». Ведь рыцарские заповеди охватывают все стороны жизни- это и (3)_____________слабых, и (4)_____________ к Родине, и (5)_______________в опасных ситуациях, и нерушимая крепость слова.

А. Совесть                                      Д. Бесстрашие

Б. Любовь                                       Е. Защита

В. Долг                                            Ж. Опасность

Г. Щедрость                                    З. Рыцарство

Приложение №4 -6 -1

Контрольная работа «Человек в социальном измерении»

КЛЮЧИ

1 вариант

2 вариант

№ вопроса

Ответы

№ вопроса

Ответы

1

4

1

3

2

2

2

4

3

3

3

1

4

4

4

4

5

2

5

4

6

3

6

3

7

1

7

3

8

4

8

4

9

1

9

3

В1

1В, 2Г, 3Д, 4А, 5 Б

В1

1А, 2Г, 3Б, 4В

В2

1-В,Д;  2- Г,Е;  3-А,Б.

В2

4

В3

1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А.

В3

1-З, 2-В, Е, 4-Б, 5-Д



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Человек среди людей».

 6 класс

1 - вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Общение – это:

1) исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми;

2) особая форма взаимодействия и межличностных отношений

3) общественные отношения, складывающиеся между людьми

4) обмен учащимися между странами

А2. Межличностные отношения строятся:

1) на чувстве личной симпатии

2) на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей

3) на определённой позиции общества

4) на только на взаимоуважении людей        

А3. Позитивные чувства в отношениях между людьми чаще всего вызывают:

1) отрицание                  2) антипатию                     3) негатив                            4) симпатию

А4. Правила, по которым живет группа:

1) законы                                                        2) моральные нормы                    

3) правовые нормы                                        4) групповые нормы

А5. Верны ли следующие суждения о целях общения?

 А. В  ходе общения люди  стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами.

 Б.  Целью общения часто является само общение.

1) верно только А                                         2) верно только Б

3) оба суждения верны                                4) оба суждения не верны

А6. Верны ли суждения о поведении участников конфликтной ситуации:

А. Избегание конфликта является одним из вариантов поведения в конфликтной ситуации.

     Б. В конфликтной ситуации  одна из сторон может идти на уступки, стремясь сгладить противоречия.                                        

1) верно только А                                         2) верно только Б

3) оба суждения верны                                4) оба суждения не верны

А7. К какой социальной группе человек принадлежит с момента рождения:

1) к семье              2) к классу                    3) к коллективу                        4) к группе детского сада

А8. Быть лидером – значит:

1)  быть членом группы                                2) брать на себя руководство группой

3) знать всех членов группы                         4) выполнять групповые нормы

А9. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её:

1) сотрудничество              2) избегание                3) приспособление                4) компромисс

А10. Деловое общение характеризуется:

1) соблюдением этикета                             2) выражение эмоций

3) дружеским тоном общения                    4) неформальным поведением    

Часть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Установите соответствие между видами отношений и их примерами к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

        ПРИМЕРЫ                                                                      ВИДЫ ОТНОШЕНИЙ

А) отношение директора школы  и учителя                       1) деловые (официальные)

Б) отношение между братьями                                            2) личные

В) обращение солдата к командиру

Г) обращение адвоката к семье

Д) разговор друзей на улице              

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

В2. Определите термин по определению и запишите его.

1) Немногочисленная по составу группа, члены которой объединены определённым видом деятельности и находятся в непосредственном личном общении.

2) Столкновение противоположных целей, позиции, взглядов субъектов взаимодействия.

3) Различные способы наказания и поощрения, способствующие соблюдению групповых норм.

 В3. Выберите верные утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) В ходе контактов с другими людьми складываются межличностные отношения.

2) Под общением понимают только обмен информацией.

3) Отличительная особенность межличностных отношений – их односторонний характер.

4) Общаясь человек стремиться к взаимопониманию, получает возможность проявить себя, обретает друзей, добивается признания окружающих.

5) Санкции охраняют групповые нормы.

В4. Заполните пропуски в схеме «Стадии конфликта».

возникновение конфликта

?

проявление конфликтного поведения

углубление конфликта

разрешение  конфликта

Объясните, что происходит на данном этапе конфликта, приведите пример.

Контрольная работа по теме: «Человек среди людей».

2 - вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Деловые отношения определяются:

1) требованиями начальника к подчинённому

2) взаимодействием и отношениями между людьми

3) официальными предписаниями, правилами или инструкциями

4) взаимным уважением

А2. Какой пример не характеризует общение:

1) обмен информацией                            2) обмен впечатлениями о спектакле

3) обмен книгами                                     4) обмен смс сообщениями

А3. Что из перечисленного является самым высоким уровнем межличностных отношений?

 1) знакомство                    2) приятельство                     3) дружба                     4) товарищество                

А4. Верно ли следующие суждения о поощрениях и наказаниях?

 А. Поощрения и наказания должны быть формально оформлены.

 Б. За нарушение правил человека могут исключить из группы.

1) верно только А                                         2) верно только Б

3) оба суждения верны                                4) оба суждения не верны

     

А5. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта:

А. Разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки.

Б. Лучшим способом разрешения конфликта является подчинение.

1) верно только А                                         2) верно только Б

3) оба суждения верны                                4) оба суждения не верны

А6. Соглашение между сторонами на основе взаимных уступок – это:

1) компромисс                   2) конфликт               3) инцидент                  4) избегание

А7. Негативные чувства в отношениях между людьми чаще всего вызывают:

1) отрицание                  2) антипатию                     3) негатив                            4) симпатию

А8. Примером неречевого общения может служить:

1) письмо другу                                    2) улыбка при встрече друзей

3) беседа с приятелем                          4) разговор пассажиров в автобусе

А9. Какое качество особенно ценится в общении:

1) умение интересно рассказывать                                  2) умение слушать

3) умение сопровождать рассказ мимикой                     4) умение рассмешить

А10. Что необходимо для перехода конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие?

1) инцидент                                         2) перерыв в общении

3) стереотип                                        4) план решения конфликта

Часть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Установите соответствие между вариантами исхода  конфликта и их примерами к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

        ПРИМЕРЫ                                                                                  ВАРИАНТЫ

А) брат с сестрой смогли договориться о взаимной                1) подчинение

помощи в выполнении домашнего задания                              2) компромисс

Б) ученик старшей школы отобрал мяч у младшего                3) прерывание конфликтных действий

школьника на прогулке                                                               4) интеграция

В) в ходе спора братья разделили между собой

выполнение домашних обязанностей

Г) столкнувшись с грубостью ученик перестал

 посещать спортивную секцию

Ответ:

А

Б

В

Г

В2. Определите термин по определению и запишите его.

1) Организованная устойчивая общность людей, объединённых общими интересами, значимыми целями совместной деятельностью и определённой внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение групповых целей.

2) Правила, по которым живёт группа.

3) Процесс взаимодействия между людьми.

В3. Выберите верные утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Конфликт – это осознанное столкновение двух и более людей.

2) Культура общения строится на уважении к человеку, признании за ним права на собственное мнение.

3) Общение и межличностные отношения проявляются только в малых группах.

4) Группы никогда не бывают стабильными.

5) Санкции включают как порицания, так и поощрения.

В4. Заполните пропуски в схеме «Стадии конфликта».

возникновение конфликта

осознание конфликта

?

углубление конфликта

разрешение  конфликта

Объясните, что происходит на данном этапе конфликта, приведите пример.

Контрольная работа по теме: «Человек среди людей».

 КЛЮЧ

1 - вариант.

2 - вариант

Часть I.

А1

2

3

А2

2

3

А3

4

3

А4

4

2

А5

3

1

А6

3

1

А7

1

2

А8

2

2

А9

2

2

А10

1

1

Часть II.

В1

12112

4123

В2

малая группа

конфликт

соц. санкции

социальная группа

соц. нормы

общение

В3

1,4,5

1,2,5

В4

осознание конфликта

проявление конфликтно поведения

Часть I.

10 баллов

Часть II.

В1

В2

В3

В4

2 балла

3 балла

2 балла

2 балла

ИТОГО

19 баллов

19 – 17 баллов – «5»

16 – 12 баллов -  «4»

11 – 7 баллов – «3»

менее 7 баллов – «2»