"Государство"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Ибрагимова Линда Керимовна

Поурочный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Государство"77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дата проведения урока:

Класс: 9

Тема урока: «Государство»

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока: создать условия для формирования представлений о правовом государстве и его признаках, продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами, вызвать интерес к предмету, коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

Оборудование: учебник, проектор, интерактивная доска, доска

Основные понятия: государство, монархия, ограниченная монархия, абсолютная монархия, республика, парламентская республика, президентская республика, унитарное государство, федерация, суверенитет, гражданин.

План урока:

  1. Теории происхождения государства.
  2. Понятие «государство».
  3. Признаки государства.
  4. Функции государства.
  5. Формы государства.

Ход урока

I. Актуализация предыдущих знаний:

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Политика, власть, политическая власть, санкция, средства массовой информации.

Задание 2. Определите понятие.

  1. ________________ – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.
  2. ________________________________ – это влияние на людей в рамках закона.
  3. ____________________ – это наказание.
  4. ___________________________________ - это организации, которые обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации.
  5. Газеты, журналы, интернет, радио, телевидение, интернет – это __________________________________

II.Мотивация к учебной деятельности:

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.

Н. Бердяев (Русский религиозный и политический философ)

III. Изучение нового материала:

1. Теории происхождения государства

На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения государства. (Слайд)

Теории происхождения государства:

  • патриархальная
  • договорная
  • теория завоевания
  • классовая
  • теологическая

2. Понятие «государство».

Называя ту или иную страну государством, мы используем понятие «государство» в широком смысле. Б современном мире существует множество государств, т. е. множество стран, каждая из которых имеет собственное правительство. Все они прошли свой путь исторического развития. Тысячелетнюю историю имеет и наше государство. Основные вехи этого пути вам известны из курса отечественной истории.

Часто понятие «государство» используется в более узком значении — как совокупность органов государственной власти и управления.

Государство – это страна.

Государство – это совокупность органов государственной власти и управления. 

3. Признаки государства

Задание. Определите признак государства. (Работа с Презентацией).

Признаки государства:

  1. Единство территории
  2. Публичная власть.
  3. Суверенитет.
  4.  Законодательная деятельность.
  5. Налоговые сборы.  

Суверенитет – самостоятельность и независимость. (Запись определения в тетрадь).

Задание «Подумай». Организация Z распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги.

Можно ли сказать, что Z это государство? Докажи.

4. Функции государства (Слайд)

Работа с учебником стр. 14-15.

Осуществляя свое социальное назначение, государство выполняет определенные внутренние и внешние функции.

К основным внутренним функциям современных государств относят: поддержание и охрану общественного порядка, а также выработку стратегических целей развития общества, учет и согласование интересов различных социальных групп, поддержку незащищенных слоев населения, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства включают развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

5.

Задание 2.Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Форма правления

Отображает порядок организации и деятельности высших органов государственной власти

...

Включает в себя средства и методы реализации государственной властью своих полномочий

Государственное устройство

Определяет характер и способы взаимодействия центральной власти и региональной

Задание 3.Определи понятие.

  1. _____________это государство во главе которого стоит монарх и его власть, как правило, передается по наследству.
  2. _____________это государство где власть первого лица ограничена чем-либо.
  3. _____________это государство, где власть первого лица ничем не ограничена.
  4. _____________это государство, где высшие органы власти избираются на строго установленный срок.  
  5. _____________это государство, где ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент.
  6. _____________государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом.
  7. _____________государство, где отдельные территории, обладают значительной самостоятельностью.

Работа по карточке.

Задание 3. Используя схему из задания 6 и текст учебника, определите форму государства в следующих примерах:

  1. Во главе государства А находится единоличный правитель, получивший власть по наследству.         
  2. На территории государства В действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автономией. _________________________        
  3. Государство Д состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает определенной степенью самостоятельности.______________________________________________________

4) В государстве Т власть принадлежит выборным органам. _________________________

Задание 4. В государстве К правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Президент выполняет представительские функции. Назовите форму правления государства К и ее конкретный тип.

________________________________________________________________________________

IV. Закрепление изученного:

Работа со словарём.

Государство, монархия, ограниченная монархия, абсолютная монархия, республика, парламентская республика, президентская республика, унитарное государство, федерация, суверенитет, гражданин.

Фронтальный опрос:

  • Каковы различные точки зрения на причины появления государства?
  • Что такое «государство»?
  • На основе каких признаков можно сделать вывод о наличии в обществе государственного устройства?
  • В чём выражается суверенитет государства?
  • Каковы внутренние и внешние функции государства?
  • Какое государство мы называем унитарным?
  • Что присуще федеративному государственному устройству?
  • Что такое «республика»?
  • Назови разновидности республиканской формы власти?
  • Что такое «монархия»?
  • Назови разновидности монархической формы власти?

V.Домашнее задание:

  • пересказать 2 параграф, стр.10-16
  • выучить определения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.

Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...

программа элективного курса «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»

    Элективный    курс «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА   И  ПРАВА.  ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»предназначен для...

ТЕСТ «ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА»

Тест "Государство и формы государства (2 варианта)" По программе : Певцова, Козленко "Право и основы правовой культуры 10-11 класс"...

Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы

Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк...

Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."

Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...