Рабочая программа по дополнительному образованию
рабочая программа по обществознанию (9, 11 класс)

Хавхунович Жанна Витальевна

Рабочая программа по дополнительному образованию для 9 и 11 классов по предмету "Обществознание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9 класс49.7 КБ
Файл 11 класс40.9 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Дно

Утверждено:

Директор школы:

______/Н.Н. Крехтунова/

Приказ № ___                                                              «___» _________2020 г.

Согласовано:

Заместитель директора:

_________/С.В.Степанчук

«___» _________2020 г.

Рекомендовано к утверждению  ШМО

Протокол №

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружка   внеурочной деятельности

Направление  Развитие общего образования  

«В стране основных сфер жизнедеятельности общества»

Количество часов 68,  в неделю 2 часа

 

 

Составитель:

Хавхунович Жанна Витальевна,

учитель истории и обществознания

                                                                                              (высшая квалификационная категория)

г. Дно

2020 г

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом «Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  •  Письма Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 1» г. Дно  на 2020 – 2021 учебный год.
  • Примерной    образовательной    программы основного общего образования по обществознанию,    рекомендованной    к использованию Министерством образования и науки РФ,  с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию  под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А. И. Матвеев,  кандидата педагогических наук,  помещенной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2016

Экзамен по обществознанию остается самым популярным у школьников.   Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по   обществознанию и подготовить выпускников к экзамену в новой форме.  

       Данная программа разработана  на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения  и  предназначена  для  реализации  внеурочной  деятельности   обучающихся   в  9 классах.    Данная программа составлена  на основе кодификатора и спецификатора  к экзамену по обществознанию.  

        Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильногообучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений  учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса  основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

         Программа имеет научно-познавательную  (общеинтеллектуальную)  направленность и представляет собой вариант   программы организации внеурочной деятельности средних школьников.  

       Актуальность  разработки и создания данной программы  обусловлена тем, что  в программах по обществознанию,  соответствующих   ФГОС  ООО  не предусмотрены  часы  на  конкретную подготовку к ОГЭ.   В этой  ситуации  внеурочная деятельность    позволит  обеспечить  реализацию  программы, подготовит детей к итоговой аттестации.   Педагогическая целесообразность  данной  программы  внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий  для повышения уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).  

 Связь с уже существующими программами.

    Программа  кружка   разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования     и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011., Программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014» Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Вид программы – авторская.

 

Цель:

 - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;

- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;

 - подготовка к итоговой аттестации;

- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

- формирование  региональной и гражданской идентичности.  

Задачи:

Познавательный аспект:  

  1. осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов; 
  2. выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов; 
  3. обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
  4. закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;
  5. формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования  результатов для различных вариативных ситуаций;
  6. развивать познавательный  интерес , интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
  7. формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего  профиля обучения  

Развивающий аспект:  

  1. способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  2. мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  3. заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  4. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

 Воспитательный аспект:   

  1. способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  2. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
  3. давать   оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  4. давать определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Срок реализации    программы –1 год   (68 часов, 2 часа в неделю).  

  - Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- Особенность набора детей  - свободная;  

- Занятия проводятся в группе  -15 человек;

 - Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса 68 часов в год, количество  часов  и занятий в неделю – 2. Продолжительность занятий по 40 мин.    

 Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности

       Знакомство  с теоретическим материалом,  анализ письменных источников по теме позволяют  формировать основы для научного исследования,  активизировать познавательную деятельность  обучающихся.

 Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по обществознанию  основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа.   Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  

    Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.  

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

- добровольность участия и желание проявить себя,

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;  

- наличие целевых установок и перспектив деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Личностные:

- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах  и индивидуально;

- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

 - толерантное отношение к истории других стран;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;  

- личная и взаимная ответственность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Метапредметные :

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

ученик научится:

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
    решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

ученик получит возможность научиться:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества).
  • Решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов.
  • Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место.
  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
  • Понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные виды общения; уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
  • Анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • Выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
  • Решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • Наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания.
  • Оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе.

Проверка результатов проходит в форме:

 

  • опросников 
  • тестирования

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            Изучение курса играет  важную роль  с точки зрения   личностного развития учащихся и получения ими дополнительного образования. Учащиеся смогут повторить  теоретические  вопросы основных тем  курса обществознания, прорешать  тренировочные задания по темам. Структура курса соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ОГЭ.
   Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право». . Реализация  основных содержательных линий будет осуществляться на теоретических и практических занятиях.  

Тема 1. Человек и общество.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).  Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Тема 2. Сфера духовной культуры.

Сфера духовной культуры и ее особенности.  Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.  Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Тема 3. Экономика.

Экономика, ее роль в жизни общества.  Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля.  Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.  Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.

Тема 4. Социальная сфера

      Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения.  Межнациональные отношения.

Тема 5. Сфера политики и социального управления

      Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни.  Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.

Тема 6. Право.

     Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.  Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

 

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Форма

организации

Форма контроля

Дата проведения

1.

Ознакомление учащихся с  , демоверсией, кодификатором, специализацией ОГЭ по обществознанию

2

Беседа. Обучение заполнению бланков.

Фронтальный опрос

04.09

2

Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни

2

Лекция с элементами беседы

Решение тематического теста.

11.09

3.

Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. Особенности подросткового возраста

2

Лекция с элементами практической работы.

Составление терминологического словаря по теме.

18.09

4.

Тестовый практикум по теме

2

Практическая работа

Тест и разбор заданий по теме

25.09

5.

Духовная культура. Наука. Образование

2

Лекция с элементами практической работы

Составление терминологического словаря по теме.

02.10

6.

Религия. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

2

Устный журнал.Составление презентаций по теме.

Групповая работа,составление презентаций,раскрывающие суть темы.

09.10

7.

Тестовый практикум по теме

2

Практическая работа

Тест и разбор заданий по теме

16.10

8.

Экономика. Экономические системы. Товар. Производство

2

Лекция с элементами практической работы

Составление таблицы по теме «Экономические системы» по теме.

23.10

9.

Рынок. Рыночные отношения.

2

Лекция с элементами практической работы

Составление терминологического словаря по теме.

30.10

10.

Экономическая политика государства

2

Семинар

Доклады детей по темам «Бюджетная политика государства», «Деньги и их функция» , «Правовые основы экономики»

13.11

11.

Тестовый практикум по теме

2

Практическая работа

Тест и разбор заданий по теме

20.11

12.

Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности  и конфликты.

2

Лекция с элементами практической работы

Составление терминологического словаря по теме.

27.11

13.

Нации и межнациональные отношения

2

Устный журнал. Составление презентаций по теме.

Групповая работа, составление презентаций,раскрывающие суть темы.

04.12

14.

Тестовый практикум по теме

2

Практическая работа

Тест и разбор заданий по теме

11.12

15.

   Власть. Государство

2

Лекция с элементами практической работы

Составление терминологического словаря по теме.

18.12

16.

Политические режимы

2

Практическая работа

Составление сравнительной таблицы

25.12

17.

Гражданское общество и правовое государство.

2

Пресс-конференция

Доклады учащихся,обзор прессы

15.01

18.

Тестовый практикум по теме

2

Практическая работа

Тест и разбор заданий по теме

22.01

19.

Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность.

2

Лекция с элементами практической работы

Составление терминологического словаря по теме.

29.01

20.

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

2

Лабораторное занятие

Составление схем по основам конституционного права

05.02

21.

Права, свободы и обязанности граждан

2

Составление презентации по группе прав

Защита презентаций

12.02

22.

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2

Семинарское занятие.

Доклады учащихся,обзор прессы

19.02

23.

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

2

Лекция с элементами практической работы

Фронтальный опрос

26.02

24.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

2

Семинарское занятие.

Доклады учащихся,обзор прессы

05.03

25.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

2

Лекция с элементами практической работы

Фронтальный опрос

12.03

26.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

2

Лекция с элементами практической работы

Фронтальный опрос

19.03

27

Практикум по решению заданий с диаграммами.

2

Обучающее решение задач.

Решение заданий

02.04

28

Практикум по решению заданий на анализ двух суждений

2

Обучающее решение задач.

Решение заданий

09.04

29

Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений

2

Обучающее решение задач.

Решение заданий

16.04

30

Общий практикум по выполнению заданий части 2

2

Обучающее решение задач.

Решение заданий

23.04

31

Обучающий практикум по выполнению заданий части 2

2

Обучающее решение задач.

Решение заданий

30.04

32

Обучающий практикум по выполнению заданий части 2

2

Обучающее решение задач.

Решение заданий

07.05

33

Итоговая предэкзаменационная работа

2

Контрольное решение тестов

Решение заданий

14.05

34

Анализ итогового зачёта. Разбор типичных ошибок

2

Контрольное решение тестов

Решение заданий

21.05

Итого: 68 часов

                           

 Программно-методическое обеспечение.  

Литература для учителя и учащихся.

  1. Учебник «Обществознание»  Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание.8- 9 класс. М. Просвещение,   2019
  2.  Конституция Российской Федерации.- М., 2019 г.

Интернет - ресурсы

1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Дно

Утверждено:

Директор школы:

______/Н.Н. Крехтунова/

Приказ № ___                                                              «___» _________2020 г.

Согласовано:

Заместитель директора:

_________/В.В.Волосевич

«___» _________2020 г.

Рекомендовано к утверждению  ШМО

Протокол №

 

                       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по обществознанию  

«Путешествие по основным сферам жизнедеятельности общества»

Возраст обучающихся – 16-17 лет

Срок реализации программы –

2020 – 2021 учебный год

Численность обучающихся в группе – 15 чел.

Возраст обучающихся, на которых

рассчитана программа – 16-17 лет

Количество часов в год – 34 часа

                                                                      Педагог, реализующий программу:                                                                                     

Хавхунович  Жанна Витальевна,

учитель истории и обществознания

г. Дно

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 11 класса составлена  на основе следующих документов:

  • Закона  Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.1012  
  • Приказа  Министерства образования  и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373, зарегистрированного Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Письма Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  • Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29.12.2010г. №189,(зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011г.№19993)-
  • Инструктивно- методического письма ГУО Псковской области от 29.04.2015г. № ОБ- 13-1439 «О реализации учебных планов в общеобразовательных учреждениях Псковской области в 2020-2021 учебном году»;
  • Основной образовательной программы НОО  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Дно на 2020-2021 учебный год; 
  • Программа  А.Ф. Никитина, Г.И. Грибановой, А.В. Скорогобатько, Д.С. Мартьянова «Обществознание» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2015).    
  • Учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 1» г. Дно  на 2020 – 2021 учебный год;
  • Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Дно 

Рабочая программа  по внеурочной деятельности по обществознанию «За страницами учебника» по обществознанию» на базовом уровне по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. Программа является репетиционной, призвана помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

   Задачи курса:

- повышение предметной компетентности учеников;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

- краткое изложение и повторение курса обществознания;

- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;

- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию

Содержание курса включает:

- Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию.

- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.

- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

Задачами  деятельности являются:

- ликвидация имеющихся пробелов в знаниях;

-подготовка к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Данный вид внеурочной деятельности включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.

Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

- Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;

- Ориентация учащегося   в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня части 1 и части 2; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;

- Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену. 

В результате изучения обществознания   ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

       Уметь

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).             

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч.)
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий.  

2. Блок "Человек и общество" (3 ч.)

Системное строение общества. Общество как динамическая система.  Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.  Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Мораль, ее основные категории. Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.

3. Блок "Человек. Познание" (3 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии.  Выполнению заданий  части 1 и 2 по данному блоку.
4. Блок "Социальная сфера" (3 ч).
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.  Выполнение заданий  части 1 и 2 по данному блоку.

 5.  Блок "Экономическая  сфера " (3 ч.)
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
6.  Блок "Политология" (4 ч.)
Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.  Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.

7. Блок "Право"  (4 ч.) 
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Выполнению заданий части 1 2 по данному блоку.
 
 10.  Эссе как творческая работа выпускника (4 ч).

 эссе - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

11. Итоговый контроль.  Пробный ЕГЭ (3ч.)

Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ  КАЖДОЙ ТЕМЫ

 

Тема

Кол-во часов

Тип занятия

Дата проведения

1

Введение. ЕГЭ по обществознанию

1

лекция

  08.09

2

Структура и содержание экзаменационной работы

1

практикум

  15.09

3

Блок «Человек и общество»

1

лекция

  22.09

4

Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

  29.09

5

Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

  06.10

6

Блок «Человек. Познание»

1

лекция

  13.10

7

Тренинг по выполнению заданий части 1  и 2  по данному блоку

1

практикум

  20.10

8

Выполнению заданий части 1 и 2  по данному блоку

1

тренинг

  27.10

9

Блок "Социальная сфера"

1

лекция

  10.11

10

Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

  17.11

11

 Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

  24.11

12

Блок "Экономическая  сфера "

1

лекция

  01.12

13

 Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

  08.12

14

Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

  15.12

15

Блок "Политология"

1

лекция

  22.12

16

 Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

1

семинар

  12.01

17

Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

  19.01

18

Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

  26.01

19

Блок "Право"  

1

лекция

  02.02

20

Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

1

семинар

  09.02

21

 Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

  16.02

22

 Выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

  02.03

23

 Особенности заданий части 2

1

семинар

  09.03

24

Структура и специфика заданий на анализ документа

1

практикум

  16.03

25-26

Специфика заданий  №29

2

семинар практикум

  06.04

  13.04

27

Составление сложного плана по темам раздела

1

практикум

20.04

28-30

Эссе (№29) как творческая работа выпускника

3

  27.04

  04.05

  11.05

 

31

Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию.

1

семинар

 18.05

32-34

Итоговый контроль.  Пробный ЕГЭ  

3

Тестирование в формате ЕГЭ

  25.05

Литература

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2017.
  2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2016.
  3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2017
  4.  ЕГЭ 2011. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е. Л. Рутковская, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2017.
  5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2017. (Федеральный институт педагогических измерений)
  6. Чернышева О. А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.ЕГЭ
  7. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию детей

В нашей школе всю кружковую работу ведет один педагог дополнительного образования, поэтому и программы для работы в  кружках я объединяю в одну рабочую программу. В этом учебном году работа ведет...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"

Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования  «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...