разработка урока обществознания "Правоотношения и субъекты права"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Кулакова Валентина Ивановна

Данную разработку моно использовать при изучении темы "Правоотношения и субекты права"  в 9 классе. Ориентирована разработка на учебник под ред.боголюбова Л.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_v_9_klasse.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по обществознанию на тему: «Правоотношения и субъекты права».

Класс: 9

Учебник: Обществознание. Боголюбов Л. Н.

Цели урока:

  1. Личностные:
  • Проявление интереса к новому учебному материалу;
  • Выражение положительного отношения к процессу познания;
  • Формирование правового сознания учащихся.
  1. Метапредметные:
  • Познавательные УУД:
  • Умение выделять информацию;
  • Умение характеризовать примерами правоотношения;
  • Умение выявлять признаки и элементы правоотношений.
  • Регулятивные УУД:
  • Целеполагание и планирование, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
  • Коммуникативные УУД:
  • Взаимодействие в ходе групповой работы, участие в диалоге, умение выражать свои мысли.
  1. Предметные: 
  • Знать значения понятий «правоотношения», «субъекты правоотношений», «объекты правоотношений» и «содержание правоотношений», «дееспособность» и «правоспособность»;
  • Знать классификацию субъектов правоотношений и их признаки.

Ход урока:

  1. Объявление темы урока.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы посредством вопросов:

  • Давайте вспомним, что такое социальные отношения? (ученики приводят примеры)
  • Какие виды социальных отношений вам известны?

Затем учитель приводит свои примеры социальных отношений (ситуаций):

  1. Ольга заключила договор аренды квартиры с Андреем Петровичем. По этому договору Ольга имеет право проживать в квартире до октября месяца и обязана платить Андрею Петровичу. Андрей Петрович обязан отремонтировать квартиру и имеет право требовать с Ольги выплаты денежных средств за пользование квартирой. 
  2. Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться своим мобильным телефоном.
  3. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из его почтового ящика корреспонденцию.
  4. Валентина Матвеевна, не согласившись с мнением экспертов магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Учитель задаёт вопросы:

  • Какова особенность данных ситуаций?
  • Что такое правоотношения? Назовите три элемента правоотношений.
  • По статье Гражданского кодекса РФ определите значения понятий «физическое лицо» и «юридическое лицо» и приведите примеры.
  • Что такое юридическая обязанность, и чем она отличается от моральной обязанности?
  • Предположите, что означают понятия «дееспособность» и «правоспособность». Приведите примеры.

Какова тема сегодняшнего урока?

Предполагаемая деятельность учащихся: познавательные общеучебные (учащиеся самостоятельно формулируют тему урока), коммуникативные (учащиеся внимательно слушают задаваемые вопросы учителя, обсуждают в парах и отвечают).

  1. Сообщение целей и задач 

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач посредством вопросов:

  • Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему?
  • Как эта тема поможет нам в жизни?
  • В чём мы должны с вами разобраться на уроке?

Предполагаемая деятельность учащихся: регулятивные планирования (составление плана и последовательности действий), коммуникативные (умение учащихся выражать свои мысли).

  1. Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует).

Предполагаемая деятельность учащихся: регулятивные планирования (планирование способов достижения цели).

  1. Практическая деятельность учащихся 

Учителем применяется индивидуальная, парная, групповая (составление таблиц: «Субъекты правоотношений», «Элементы правоотношений», «Правоспособность и дееспособность»; составление словаря по данной теме; работа с учебником) формы организации обучения, фронтальный письменный опрос (тестирование).

Предполагаемая деятельность учащихся: познавательные общеучебные (поиск и выделение информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в письменной форме), регулятивные (контроль, коррекция), коммуникативные (взаимодействие класса и учителя).

  1. Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль при помощи теста на 2 варианта по теме: «Правоотношения и субъекты права». Применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля, учитель консультирует.

Предполагаемая деятельность учащихся: регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные (взаимодействие групп, всего класса и учителя).

1 вариант

2 вариант

  1. К правовой обязанности граждан относится:
  1. оплата коммунальных услуг;
  2. выполнение контрольной работы;
  3. помощь в хозяйственных домашних делах;
  4. переезд в другой город.

  1. Полная дееспособность физических лиц наступает:
  1. с рождения;
  2. с 14 лет;
  3. с 16 лет;
  4. с 18 лет.

  1. Верно ли, что:
  • субъектами правоотношений могут быть физические и юридические лица; 
  • чтобы стать субъектом правоотношений, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью? 
    Выберите верный ответ:
  1. верно только а; 
  2. верно только б;
  3. верны оба суждения; 
  4. оба суждения неверны.

  1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «право». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
  1. закон;
  2. дееспособность;
  3. нормативно-правовой акт;
  4. кодекс;
  5. социальная норма;
  6. обычай.

  1. Что такое правоотношения? Назовите три элемента правоотношений.

Ответы: 1a; 2d; 3c; 4f.

  1. Субъектом правоотношения является: 
  1. гражданин, сдавший квартиру в аренду;
  2. арендная плата за квартиру;
  3. право гражданина сдать квартиру в аренду;
  4. сосед, живущий в квартире напротив.
  1. Под понятием «юридическое лицо» имеют в виду:
  1. директора фирмы;
  2. коллектив предприятия;
  3. коммерческий банк;
  4. владельца автомобиля.

  1. Верно ли, что: 
  • юридическая обязанность связана с должным поведением, предписанным нормами права участника правоотношения; 
  • юридическая обязанность предписывает действовать в интересах носителя права?

Выберите верный ответ:

  1. верно только а;
  2. верно только б;
  3. верны оба суждения;
  4. оба суждения неверны.

  1. Что является элементами правоотношения?
  1. субъект;
  2. объект; 
  3. мотив;
  4. цель;
  5. содержание;
  6. действие.

  1. Что такое дееспособность? Составьте два предложения, содержащие информацию о дееспособности.

Ответы: 1a; 2c; 3c; 4a, b, e.

  1. Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, при помощи одноклассников, учитель консультирует, советует, помогает.

Предполагаемая деятельность учащихся: коммуникативные (взаимодействие класса и учителя), регулятивные коррекции (внесение необходимых дополнений и корректив).

  1. Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей – выделение критериев оценки, оценка работ друг друга), учитель консультирует.

Предполагаемая деятельность учащихся: регулятивные оценивания (самооценивания и взаимооценивания – учащиеся меняются тетрадями, проверяют работу друг у друга), коммуникативные.

  1. Итог урока

Проведение рефлексии с помощью таблицы.

Плюс

Минус

Интересно

Что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 Что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Предполагаемая деятельность учащихся: регулятивные саморегуляции, коммуникативные.

  1. Домашнее задание

Учитель предлагает задания с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Задание для всего класса: прочитать §9 + записи в тетради, ответить на вопросы после параграфа; задание на выбор: написать эссе по римскому юридическому изречению «Чего нет в документах, того нет на свете».

Предполагаемая деятельность учащихся: познавательные, регулятивные, коммуникативные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 9класс на тему:Права человека и реалии ХХ века

Интегрированный урок (право и история) позволяет обобщить и конкретизировать полученные знания учащихся по истории России ХХ века. Расширить знания о правах и свободах   человека....

Разработка урока по обществознанию "Отрасли права"

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе(базовый уровень)....

Разработка урока по теме "Производная. Правила и формулы вычиления производных"

Урок обобщения и закрепления знаний по теме. 10 класс ...

Разработка урока - путешествия "По страницам права"

Внеклассное мероприятие в рамках правового месячника....

Разработка урока по теме "Избирательное право и избирательный процесс"

Разработка урока по теме "Избирательное право и избирательный процесс"...