Разработка урока - путешествия "По страницам права"
план-конспект урока по праву (6 класс) по теме

Окс Людмила Николаевна

Внеклассное мероприятие в рамках правового месячника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_po_stranitsam_prava._6kl.docx821.23 КБ
Office presentation icon po_stranitsam_prava.ppt2.57 МБ

Предварительный просмотр:

                     Урок – путешествие: « По страницам права»

     Урок разработан: учителем истории и обществознания  Окс Л.Н.

При проведении правового урока для  учащихся среднего школьного возраста, ставились следующие основные цели:

  • Систематизировать знания  документов, касающихся защиты прав человека,  формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; уделить внимание понятию обязанности и ответственности.
  • Воспитывать уважительное отношение к правам других.            

 Оборудование урока: Сокращенный вариант Конвенции ООН «О правах ребенка»,Конституция РФ, Всеобщая Декларация Прав человека, рисунки и другие иллюстрации по правам ребенка,  мультимедийная установка, словарь урока, календарь правовых дат.                                                                                                                                                                        

  Форма проведения: урок - путешествие.

                                                                  Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя.

     Путь человечества к сегодняшнему пониманию прав человека был очень трудным. Раньше, когда не было государства и законов, права человека существовали в виде нравственных установок, моральных норм. С возникновением государства появились законы, которые перевели права человека из нравственного понятия в юридическое. Появились нормы права, носящие разрешающий характер, а также запрещающие те или иные действия. С возникновением права начинается законодательное закрепление прав человека, защита которых становилась обязанностью государства. Государство заботится не только о взрослых, но и о детях. Правам детей уделяется большое внимание в законодательной базе, в том числе международной. Права детей закреплены в большом количестве международных актов. Самые известные из них – это “Декларация прав ребёнка” 1959 года, и “Конвенция о правах ребёнка” 1989 года принятая ООН (Организация Объединенных Наций). Названия этих международных актов учитель записывает на доске. А гражданами, какой страны вы являетесь? Наша страна Россия – правовое государство и оно о вас заботится. Информацию основополагающих  документов мы получаем из разных источников: книг, журналов, учителей, юристов,  компьютера и Интернет.

       Бурное развитие Всемирной сети привело к появлению на её просторах уникальных ресурсов. Одним из наиболее интересных  проектов является сайт  http://school-sector.relarn.ru/. Здесь вы найдете много полезной информации  от законов до новостей и консультаций специалистов.

        Путешествие «По страницам права». Отправляемся 3 командами по рядам 

                              Страница «Права и дети в Интернете»

Презентация - Знакомство со структурой сайта в интернете .

                                 Страница «Наша Родина»

 Официальное название.  Команды получают карточки: Россия,  Российская Республика, Республика Россия, Российская Федерация (РФ), Российская Советская Социалистическая Республика (РСФСР),  Содружество Независимых государств (СНГ).

Задание: команды должны выбрать карточку с правильным официальным названием нашей страны.  

Золотое правило права

Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:

Н. . спр. . ш. . в. . й, чт. . стр. . н. . м. . ж. . т сд. . л. . ть дл. . т. . б. . , спр. . с. . , что. . м. . ж. . шь т. . сд. . л. . ть дл. . св…. й ст. . н. . ?

(Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что сможешь ты сделать для своей страны?)

                 Страница «Разрешается – запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».

   

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

Разрешается.(рис.1)

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.(рис.7)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это разрешается. (рис.8)

 Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это запрещается. (рис.2)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это разрешается.(рис.4)

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается. (рис.5)

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить      

Это разрешается.(рис.3)

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.(рис.6)

                               Разминка. Игра "Краски»          

 Каждому из участников игры говорится на ухо, каким цветом он будет (например, белый, синий, красный). После этого все “краски” должны крепко взяться за руки, согнутые в локтях. Ведущий громко называет какую–то краску. Задача названной краски – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Игра начинается. Шутка в том, что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные цвета, а остальных называет одинаково (например, желтый). Сначала называются разные краски. Все играющие стремятся изо всех сил удержать названную “краску”. Затем ведущий называет желтый, все “желтые” резко приседают и…        

Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех, снимает напряжение. Такая ситуация позволяет преодолеть присущее детям нежелание изучать «скучные» документы, ученики обращают внимание на значимость каждого слова. В игре дети формируют багаж правовых знаний, определяют свои основные права, учатся логически мыслить, развивать наглядно-образное мышление и воображение.

                                Страница   «Мои права»

Викторина выводится на экран. Команды отвечают на вопросы по очереди.                                                                                                                            

Вопросы викторины:

1.  Общеобязательное, установленное, санкционированное и охраняемое государством правило поведения людей. (Норма права)

2. Нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства.(Закон)

3.Человек, не достигший 18-летнего возраста. (Несовершеннолетний)

4. Главные защитники прав ребенка. (Родители)

5. Основной закон государства. (Конституция)

6.И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются …… (Обязанности)

7.Выраженные в конституционных нормах требования государства к поведению любых лиц.(Права человека)

8.Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.(Порядочность)

9. Качество человека, который всегда поступает честно. (Справедливость)

10. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность)

11. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.(Воспитанность)

                Страница  « Права и свободы граждан»                                                            

Каждой команде  будет представлен отрывок из художественного произведения. Команда  должна   объяснить какие права и свободы  , согласно Российской Конституции ,  были  нарушены.

  • Задание  1-й команде

«Сказка  о царе  Салтане …» ( А.С. Пушкин )

…Допьяна гонца  поят

И в суму его  пустую

Суют грамоту  другую-

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

«Царь  велит своим боярам,

Времени не тратя  даром ,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну  вод.»

         ( Ответ: «Нарушение   права  на неприкосновенность частной жизни и права на  личную неприкосновенность.)

  • Задание 2-й команде

Поэма А.С. Пушкина  

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед  народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице  там царевна  тужит,

А серый волк ей верно  служит

( Нарушено   право  на свободу и личную неприкосновенность)

  • Задание 3-й команде

А.С.  Пушкин « Сказка о золотой  рыбке

Вот неделя,  другая проходит,

Еще   пуще старуха  вздурилась;

Опять к рыбке  старика  посылает:

Не хочу быть  столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что  ты  баба ,  белены  объелась?

Ни ступить,  ни молвить не умеешь!

Насмешишь  ты целое  царство».

Осердилась  пуще старуха,

По  щеке  ударила  мужа:

« Как  ты смеешь, мужик, спорить  со мною,

 Со мною,  дворянкой  столбовою?

( Нарушено право на  личную неприкосновенность  и оскорбление  действием.)

  • Дополнительное задание командам

Солнце по   небу  гуляло

И за тучу  забежало.

Глянул  заинька в окно,

Стало  заиньке темно

А сороки - белобоки

Поскакали  по полям ,

Закричали  журавлям:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:

Выйди солнышко скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зернышка не видно!»

( Нарушено право  на     благоприятную окружающую  среду )

4.Подведение итогов, оценивание.

Учитель. Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

– Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:

– умейте выслушивать собеседника, не перебивая;

– умейте признавать, что были не правы;

– помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;

– говорите всегда только правду;

– радуйтесь успеху товарища;

– дал слово – держи его, дал обещание – выполни!

Я хочу вам  напомнить о том, чтобы вы соблюдали права другого  человека – не  подвергали  никого  жестокому  обращению.

 Помните п р а в и л о:  Худо тому, кто добра не делает никому.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие «По страницам права»

Слайд 2

ЗНАКОМСТВО С САЙТОМ: «Школьный сектор. Права и дети в Интернете».

Слайд 3

Одним из средств получения правовой информации является ИНТЕРНЕТ. Наиболее интересным ресурсом Интернета является сайт www.school-sektor.relarn.ru Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Этот проект призван рассказать своим посетителям о правовом пространстве в котором они живут, знакомит с законами и нормами, новостями, конкурсами, дает ответы на интересующие вопросы

Слайд 4

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Главная страница позволяет выбрать проводника. ПЕТЯ борец за права всех детей, К этой борьбе подключайся скорее ! Сторож Ефимыч стоит у ворот, учителей он на «сектор» ведет! Таня – хозяйка страницы тинейджеров, тонких и толстых, крутых и без пейджеров.

Слайд 5

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. КАРТА НАВИГАЦИИ ПО САЙТУ

Слайд 6

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Например, выберем проводником Петю и познакомимся с новостями.

Слайд 7

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Познакомимся с новым разделом- «Школа правовое пространство»

Слайд 8

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Адвокат для ребят посоветует как разрешить возникшие вопросы.

Слайд 9

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Например, право ребенка на жилую площадь.

Слайд 10

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Познакомимся с Конвенцией

Слайд 11

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Рассмотрим подробнее статьи Конвенции

Слайд 12

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Страничка знакомит нас с текстами законов

Слайд 13

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Законы про тебя.

Слайд 14

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Специалисты отвечают…

Слайд 15

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Ситуация: "Здравствуйте, подскажите пожалуйста, что мне делать. У меня фамилия - Попугайчиков. Я заканчиваю школу и больше жить с этой фамилией не могу, т.к. меня всю жизнь дразнят ПОПУГАЕМ . Что я могу сделать, чтобы облегчить свою участь?" (М.П.)

Слайд 16

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Полезные ссылки на книги и Веб-сайты правозащитных организаций.

Слайд 17

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. А вы знаете страшные слова???

Слайд 18

Школьный сектор. Права и дети в Интернете. Хулиганство - юридический термин

Слайд 19

ЗНАКОМСТВО С САЙТОМ: «Школьный сектор. Права и дети в Интернете». HTTP:www. EDU . SEIN . RU HTTP:www. SARMOLOD . REGION6 4. RU HTTP:www. SCHOOL-SEKTOR . RELARN . RU HTTP:www. PRAVOREBENKA . NAROD . RU

Слайд 20

Страница «Наша родина»

Слайд 21

Официальное название . Россия, Российская Республика, Республика Россия, Российская Федерация (РФ), Российская Советская Социалистическая Республика (РСФСР), Содружество Независимых государств (СНГ). Задание: команды должны выбрать правильное официальное название нашей страны.

Слайд 22

Золотое правило права Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение: Н. . спр. . ш. . в. . й, чт. . стр. . н. . м. . ж. . т сд. . л. . ть дл. . т. . б. . , спр. . с. . , что. . м. . ж. . шь т. . сд. . л. . ть дл. . св…. й ст. . н. . ?

Слайд 23

Страницка «Разрешается – запрещается» .

Слайд 24

Знаки «Разрешается – запрещается» рис.1 рис.2 рис.3 рис.4 рис.5 рис.6 рис.7 рис.8

Слайд 25

Разминка Игра «Краски»

Слайд 26

Проверим дружок ?! Страница «Мои права» :

Слайд 27

Выбери правильный ответ. Проверь себя Прочитайте внимательно вопросы!

Слайд 28

Общеобязательное, установленное, санкционированное и охраняемое государством правило поведения людей документ; норма права; Декларация; Фамилия.

Слайд 29

Разве ты не помнишь ? норма права

Слайд 30

Нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства. УСТАВ; ПРОГРАММА; ЗАКОН; ПОЛОЖЕНИЕ.

Слайд 31

Разве ты не помнишь ? ЗАКОН;

Слайд 32

Человек, не достигший 18-летнего возраста МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК; ШКОЛЬНИК; ГРАЖДАНИН; НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ.

Слайд 33

Разве ты не помнишь ? НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ

Слайд 34

Главные защитники прав ребенка ОДНОКЛАССНИКИ; РОДИТЕЛИ; СОСЕДИ; УЧИТЕЛЯ.

Слайд 35

Разве ты не помнишь ? РОДИТЕЛИ

Слайд 36

Основной закон государства УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС; СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС; КОНСТИТУЦИЯ; КОНВЕНЦИЯ.

Слайд 37

Разве ты не помнишь ? КОНСТИТУЦИЯ

Слайд 38

И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются …… ОБЯЗАННОСТИ; ПРАВА; ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;

Слайд 39

Разве ты не помнишь ? ОБЯЗАННОСТИ

Слайд 40

Гарантированные государством возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах ПРАВА ЧЕЛОВЕКА; ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ОБЯЗАННОСТИ .

Слайд 41

Разве ты не помнишь ? ПРАВА ЧЕЛОВЕКА;

Слайд 42

Вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности: качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Порядочность; с п р а в е д л и в о с т ь; Р а з у м н о с т ь; В о с п и т а н н о с т ь.

Слайд 43

Разве ты не помнишь ? ПОРЯДОЧНОСТЬ;

Слайд 44

Вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности: качество человека, который всегда поступает честно. П о р я д о ч н о с т ь; с п р а в е д л и в о с т ь; Р а з у м н о с т ь; В о с п и т а н н о с т ь.

Слайд 45

Разве ты не помнишь ? СПРАВЕДЛИВОСТЬ;

Слайд 46

Вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности: качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. П о р я д о ч н о с т ь; с п р а в е д л и в о с т ь; Р а з у м н о с т ь; В о с п и т а н н о с т ь.

Слайд 47

Разве ты не помнишь ? Р АЗУМНОСТЬ;

Слайд 48

Вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности: качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. П о р я д о ч н о с т ь; с п р а в е д л и в о с т ь; Р а з у м н о с т ь ; В о с п и т а н н о с т ь.

Слайд 49

Разве ты не помнишь ? ВОСПИТАННОСТЬ;

Слайд 50

Страница «Права и свободы»

Слайд 51

Задание 1-й команде «Сказка о царе Салтане …» ( А.С. Пушкин ) … Допьяна гонца поят И в суму его пустую Суют грамоту другую- И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой: «Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром , И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод.»

Слайд 52

Задание 2-й команде Поэма А.С. Пушкина Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А серый волк ей верно служит

Слайд 53

Задание 3-й команде А.С. Пушкин « Сказка о золотой рыбке Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей». Испугался старик, взмолился: «Что ты баба , белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство». Осердилась пуще старуха, По щеке ударила мужа: « Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою?

Слайд 54

Дополнительное задание командам Солнце по небу гуляло И за тучу забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно А сороки - белобоки Поскакали по полям , Закричали журавлям: «Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!» Наступила темнота, Не ходи за ворота: Кто на улицу попал – Заблудился и пропал. Плачет серый воробей: Выйди солнышко скорей! Нам без солнышка обидно – В поле зернышка не видно!»

Слайд 55

Помните п р а в и л о: Худо тому, кто добра не делает никому. – умейте выслушивать собеседника, не перебивая; – умейте признавать, что были не правы; – помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним; – говорите всегда только правду; – радуйтесь успеху товарища; – дал слово – держи его, дал обещание – выполни!

Слайд 56

УСПЕХОВ ВАМ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ИЗУЧЕНИИ СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ! Используемая литература: Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека:Пособие для учителя.-М.:Вита-Пресс,2001 Конвенция ООН «О правах ребенка» Семейный Кодекс Российской Федерации М: ПРИОР,1997. Северина О.М., Савина Л.М. «Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе».-Волгоград,Панорама,2007. Фриш Т.Л. «Книжка для тех, кто хочет знать о правах и обязанностях учеников и родителей в школе».:М.УЦ «»Перспектива»,2005. Шепелева Т.В. И др. Классные часы. 5-6 классы.-Волгоград:Учитель,2007. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.-М:«Педагогика»,1986. http: www. www.school-sektor.relarn.ru http:www. festival@1september.ru http: www.ped-sovet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

методическая разработка урока по избирательному праву

Учебное занятие с элементами групповой работы...

Разработка урока по теме: "Правило умножения для комбинаторных задач"

Презентация урока, подготовка к контрольной работе....

Разработка урока "По страницам жизни и творчества Баки Урманче"

Урок-экскурсия в творчество известного татарского художника в русскоязычной группе 10 класса...

Методическая разработка урока по обществознанию "Права человека"

Урок-практикум  предназначен для 6-го класса и  посвящен правам человека. Данное занятие  может быть использовано как урок, так и внеклассное меропритие....

Методическая разработка урока «Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве»

Урок в рамках преподавания права в профильном классе.  Основной целью урока является  формирование у обучаемых  представления  о таких понятиях как «форма защиты граждан...

Методическая разработка урока " По страницам военной истории"

Урок-игра с элементами брейн-ринга по теме " По странице военной истории"...