Технологическая карта урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семейное хозяйство"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Технологическая карта урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семейное хозяйство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn._karta_semeynoe_hozyaystvo_katkova_e._s.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель : Каткова Елизавета Сергеевна (МОУ-ООШ с. Бородаевка)

Предмет

Обществознание

Класс

5

Тема урока

Семейное хозяйство

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о  значении труда в семье  и о важности

сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации

Задачи урока

1. Раскрыть особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности членов семьи.

2. Благоприятствовать воспитанию уважения к домашнему труду как необходимому элементу организации семейного быта, пониманию значению рационального ведения домашнего хозяйства, совместного труда членов семьи для укрепления семейных отношений.

3. Создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности.

4. Содействовать формированию следующих универсальных учебных действий познавательного характера: умение использовать такие логические операции, как анализ объектов с целью выделения их признаков и синтез, как составление целого из частей; умение определять критерии для сравнения, классификации объектов.

Технологии

  • ТДМ
  • Информационно-комуникационная
  • Групповая

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся  характеризовать семейно-правовые отношения, анализировать важные признаки семьи такие как

совместный труд и ведение

домашнего хозяйства; работать с текстом учебника;  решать логические

задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные.

Овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты, сравнивать, группировать, структурировать в схемы или  таблицы). Давать определение понятий.

Коммуникативные.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с учителем. Формулировать свою точку зрения.

Строить монологическое контекстное высказывание. Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач. Оценивать свою деятельность на всех ее этапах.

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношения к членам семьи. Принятие ценности семейной жизни.

Условия реализации урока

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

1. Обществознание: Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. Под. Ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой –М.: Просвещение, 2013

2. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию. — М.: Просвещение, 2015.

1.Л. Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Иванова. – 3-е изд.   — М.: Просвещение, 2017. – 112 с.  

Выставка проектов «Моё генеалогическое древо» и работ по предыдущим темам, толковый словарь, ноутбук, иллюстративные материалы.

Основные понятия

Семейное хозяйство, ресурсы семьи, бюджет, экономика, рачительный хозяин.

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности

3 мин.

Здравствуйте, ребята! Все подготовились к уроку? Замечательно, тогда приступим к уроку.

Давайте для начала прослушаем внимательно притчу и подумаем, какой смысл она в себе таит?

«Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: 

«ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» 

А в конце листа: 

« СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

- И все?

   - Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже"».

Проверяют наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Чтобы в семье царило счастье, нужно много трудиться всем её членам.

Актуализация знаний

6 мин.

А теперь давайте вспомним предыдущую тему урока и решим небольшой тест:

1. Дать определение понятию «семья».
2. Назвать виды семей по количеству поколений.

3. Где прописаны права ребёнка?

А) В семейном кодексе

Б) В детском кодексе

В) В уголовном кодексе

4. Перечислить функции семьи.

5. Члены семьи, в отличие от ученического коллектива:

А) Общаются друг с другом

Б) Связаны родственными узами

В) Заняты совместной деятельностью

Г) Имеют одинаковые интересы и потребности\

6. Как называется семья, в которой только один родитель?

А) Полная

Б) Неполная

В) Неполноценная

Учитель зачитывает правильные ответы.

Ответы:

1. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

2. Однопоколенные, Двухпоколенные, Многопоколенные.

3. А

4. Репродуктивная, воспитательная, хозяйсвтенно-экономическая, рекреационная (досуговая).

5. Б

6. Б

Ребята меняются тетрадями для взаимопроверки.

Выявление затруднения

2 мин.

Вопрос, который является самым спорным и дискуссионным, как всё-таки распределить обязанности в семье? Ребята, расскажите, а как этот вопрос разрешили в вашей семье? Можем ли мы назвать какой-либо из вариантов единственно правильным?

Почему?

Называют различные варианты.

Постановка темы и цели урока.

2 мин

Давайте теперь, исходя из вышеуказанных вопросов, попробуем определить тему нашего урока. Откройте учебник с. 33. Прочитайте тему.

Давайте запишем её в тетрадь.

Итак, мы определили тему урока, теперь нужно выяснить её цель.

Предлагают свои варианты.

«Семейное хозяйство».

Познакомиться с основами ведения семейного хозяйства.

Работа по теме урока.

20 мин.

Как вы думаете, для чего нужен совместный труд? Найдите ответ в учебнике на стр. 33.

На с. 34 поработаем с иллюстрациями. Рассмотрите их. Что вы видите? Видно ли на этих иллюстрациях четкое распределение семейных обязанностей между домочадцами?

Для того, чтобы попробовать определить обязанности членов семьи, разделитесь в группы, обсудите данный вопрос и заполните таблицу с названиями столбцов: «Мужские обязанности», «Женские обязанности».

Ребята, прошу вас обратить внимание, что в современном обществе заметно меняется отношение к выполнению домашних дел и делению их по половому признаку.

Теперь мы должны ответить на вопросы: «Каким должен быть хозяин дома?» и «Какого хозяина называют рачительным?».

На стр. 35 нужно прочитать определение слову «хозяин» и записать.

Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и найдем определение слову «рачительный».

А сейчас нам с вами нужно посмотреть фрагмент из мультфильма «Федорино горе» и определить является Федора рачительным хозяином.

 

Ребята, теперь вам нужно попробовать назвать качества, присущие именно рачительному хозяину. Каждый по очереди должен заполнить лепесток ромашки.

Совместный труд нужен для удовлетворения жизненных потребностей.

Семьи, где все заняты своими делами.

Нет не видно. С одной стороны папа занят чисто мужским делом – вешает картину, но в то же время пылесосит и стирает.

Выполнение задания и проверка.

рачительный, -ая, -ое; -лен, -льна. старательный, усердный в исполненииче-го-н., разумно бережливый. р. хозяин. ii сущ. рачительность, -и, ж. – Толковый словарь Ожегова.

Смотрят фрагмент мультфильма, делают выводы.

В центре доски нарисована ромашка, ребята, каждый по одному, выписывают на лепестке ромашки качества, присущие рачительному хозяину, на основе прочитанного материала на стр. 35.

Обобщение изученного материала

5 мин.

Работа в печатной тетради с. 20 № 5

Рефлексия

5 мин

Ребята, теперь нам нужно попробовать составить синквейн по теме нашего сегодняшнего урока «Семейное хозяйство». 

1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова

2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие

3-я строка — три глагола, отвечающих за действие

4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего

5-ая строка — синоним главного слова

Мы подходим к окончанию нашего урока

Сегодня у нас был первый урок по теме «Семейное хозяйство».

Что вы узнали и какие выводы сделали? Нашу цель мы оставим открытой и наследующий урок.

Пример:

1. Хозяин дома

2. Бережливый, трудолюбивый

3. Экономить, рассчитывать, трудиться

4. Рачительный хозяин всегда заботится о достатке своей семьи.

5. Глава семьи

Познакомиться с основами ведения семейного хозяйства.

Домашнее хозяйство основа семейного благополучия. Но как правильно распределить семейные обязанности точного ответа нет. Все зависит от конкретной семьи, ее способностей и возможностей.

Домашнее задание

На дом – изучить § 4, задания из рубрики «В классе и дома» 1 и 2.

Дополнительное задание: в рабочей тетради № 7.

Записывают домашнее задание в дневник, задают интересующие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение учиться (Технологическая карта урока по обществознанию 5 класса № 15)

Данная технологическая карта способствует "открытию" нового знания учащимися 5 класса по теме урока и по могает разрешить личностно значимую проблему: "Как стать успешным учеником?"....

Технологическая карта урока по обществознанию. 6 класс . Поведение и поступок.

Цель урока: способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения., свойственном только человеку и его отличительных особенностях....

Технологическая карта урока по обществознанию 7 класс по теме "Виновен-отвечай"

Технологическая карта урока по обществознанию 7 класс по теме "Виновен-отвечай"...