Технологическая карта урока . "Социальная мобильность". Обществознание, 7 класс
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Комбинированный урок обществознания в 7 классе. Проверка изученного материала  по теме"Социальные роли", изучение нового материала  на тему "Социальная мобильность". При изучении нового материала используются технология проблемно-диалогического обучения, технология критического мышления  и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya._7_klass_._sotsialnaya_mobilnost.docx449.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 
Жукова Елена Борисовна

учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 10 г. Ярцево Смоленской области  
Предмет: обществознание
Класс: 7
Тип урока: комбинированный урок

Тема

 Социальная мобильность

Цель

Закрепить  знания по теме «Социальные  роли». Сформировать у обучающихся представление  о социальной мобильности, ее видах и каналах.

Задачи

Образовательные: 

  • сформировать представление  о социальной мобильности;
  •  рассмотреть  виды социальной мобильности;
  • выявить каналы социальной мобильности.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать  полученную информацию;
  • развивать логическое мышление;
  • развить критическое мышление через осмысление новой информации.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные качества, умение сотрудничать  в процессе работы.

УУД

Личностные УУД: 

  • формировать понимание важности личностных особенностей для социальной мобильности.

Регулятивные УУД:

  • формировать у учащихся умение формулировать проблему,  планировать  учебные действия на уроке (совместно с учителем);
  • формировать умение осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала.

 Коммуникативные УУД:

  • развивать у учащихся умения ориентироваться в полученной информации;
  • формировать умение четко, аргументировано выражать свои мысли;
  • формировать  умения участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УУД:

  • осмысливать услышанную и прочитанную информацию;
  • выделять необходимую информацию.

Планируе-мые результаты

Предметные:

Знать:  сущность, виды и каналы социальной мобильности

Уметь: анализировать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: осознавать  значимость качеств личности для восходящей  социальной мобильности.

Метапредметные: применять полученные знания в организации учебной и трудовой деятельности.

Основные понятия

 Социальная мобильность; вертикальная, горизонтальная, восходящая, нисходящая  социальная мобильность; социальный лифт

Ресурсы:

 Учебник: Соболева О.Б., Корсун Р.П.: Обществознание. 7кл. -  М.: Вентана-Граф

Презентация «Социальная мобильность», мультимедийные средства.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная

Технологии

 Технология проблемно-диалогического обучения, технология критического мышления, ИКТ

Дидактическая
структура

урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Организацион-ный момент

Приветствие учащихся. Настрой на работу.

         Приветствие учителя.

Мотивация  учебной деятельности.

Актуализация пройденного материала.

С каким  социальным понятием мы познакомились  на предыдущем уроке?

На какие виды можно разделить социальные роли?

Называют понятие: социальная роль.

Называют виды: формальные  и неформальные.

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

Представляет  слайд   презентации. Предлагает выполнить  тестовое задание№1.

Отмечает правильные ответы  представляет возможность  обучающимся прокомментировать ошибки.

Распределите  социальные роли на: А – (формальные):

                                                              Б – (неформальные)

1.  лидер класса

2.  поклонник сериала

3.  житель города Ярцево

4.  коллекционер открыток

5.  староста класса

6.  пользователь сайта «Одноклассники»

7.  водитель автобуса

8.  подруга Татьяны

9.  тренер футбольного клуба

10.  врач  в детской поликлинике

11.  дворник

12.  брат

13.  зритель в театре

14. кандидат наук

Решения теста и представление  своих вариантов ответов.

Комментируют ошибки.

  Представляет  слайд презентации. Предлагает выполнить  тестовое задание №2.

Отмечает правильные ответы.

Установите соответствие между ситуациями и социальными ролями, которые они иллюстрируют:

СИТУАЦИЯ:

А) Ирина продает цветы у метро.

Б) Старшеклассники накануне Нового Года организовали праздник для  воспитанников детского дома.

В) Игорь купил сок в школьном буфете.

Г) Иван безвозмездно участвует в организации избирательной кампании политической партии.

Д) Марина заказала в ателье платье.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ:

1) гражданин

2) работник

3) потребитель

Вопрос  классу:

Какие социальные роли считаются основными?

Решения теста и представление  своих вариантов ответов.

Называют основные  социальные роли (член семьи, гражданин, потребитель, собственник, труженик)

Проверка домашнего задания. Описание одного статуса.

Комментирует ответы.

Описание статуса по схеме:

1) статус

2) вид социальной роли

3) ролевые ожидания

4) ролевые конфликты

Приводят свои описания любого выбранного статуса.

Мотивация к изучению нового материала.

 Формулировка темы урока.

Предлагает обучающимся  сравнить две ситуации и определить, что их объединяет; подводит  к формулировке темы урока.

Демонстрирует слайд с определением понятия «социальная мобильность».

Называет тему  урока: «Социальная  мобильность».

Ситуация №1. Виктор Н. ─ один из самых плохих учеников  в 7 классе. Он  почти никогда не делает  домашнее задание, часто  опаздывает на уроки, и старается прогулять  школу. Все свободное время Витя посвящает компьютерным играм.

А в начальной школе Витя учился на «отлично» и вел себя примерно. Мама с радостью ходила на родительские собрания, ведь учительница всегда хвалила Витю. Он был старостой класса и его всегда ставили в пример  другим ученикам.

Ситуация №2. После Октябрьской революции 1917 г.  детей  бывших дворян, которые были привилегированным сословием  в  царской России, не принимали в высшие учебные заведения

Социальная мобильность – изменение человеком (группой)  своего социального положения (статуса).

Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп в другие.

Называют сходство ситуаций: понижение статуса.

Записывают определения в тетрадь.

Постановка учебной задачи

Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и  для постановки проблемных задач, которые надо решить.

  Вопрос  классу:

Для того, чтобы лучше понять смысл понятия, что нужно  о нем знать?

 При помощи учителя  формулируют проблемные вопросы.

Какой бывает мобильность (виды)?

Почему  происходит мобильность (причины)?

Как происходит мобильность (каналы)?

Решение  учебной задачи.

Открытие нового знания .

Первичное закрепление  нового материала.

Направляет деятельность учащихся  на открытие нового знания.

Предлагает сравнивать  две ситуации и находить существенные отличия.

Демонстрация слайда.

Демонстрация слайда.

Демонстрация слайда.

Демонстрация слайда.

Демонстрация слайда.

Ситуация №1. Бывший мордовский крестьянин Никита Минин  в 1652 г. стал  Московским Патриархом .

Ситуация №2. После  принятия литовским князем Ягайло титула польского короля, католичество стало привилегированной религией в Литве, только католики могли занимать  высшие должности в государстве.

Вопрос  классу:

Какие виды мобильности представлены в этих ситуациях?

Ситуация №1. Молодая актриса М. вышла замуж за  своего партнера по сериалу.

Ситуация №2. В сказке Шарля Перо Золушка  вышла замуж за принца.

Вопрос  классу:

Какие виды мобильности представлены в этих ситуациях?

Горизонтальная мобильность - перемещение  из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Бывает территориальная, религиозная, семейная, профессиональная и т.п.

Вертикальная мобильность - продвижение человека по социальной лестнице вверх или вниз.

Ситуация №1. В 1793 году  капитан Наполеон Бонапарт  после  блестящей операции по взятию города Тулона получил  звание бригадного генерала.

Ситуация №2. 22 июля 1941 года решением военного трибунала «за развал управления войсками, бездействие власти» был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян генерал-полковник Д.Г. Павлов.

Вопрос  классу:

Какая разница в этих видах мобильности?

Восходящая вертикальная мобильность – подъем по социальной лестнице.

Нисходящая вертикальная мобильность – социальное падение.

С1.jpg

Вопрос классу: 

Что может помочь человеку подняться по социальной лестнице?

Социальные лифты – пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие.

с2.jpg

Вопрос классу: 

Что способствует социальной мобильности в современном обществе?

Слайд в Урок обществознания. Социальная мобильность. 7 класс 1.jpg

Вопрос классу: 

Что еще может повлиять на социальную мобильность  человека?

С4.jpg

с5.jpg

Чертят в тетради схему «Виды мобильности».

Ответ: индивидуальная и групповая.

Ответы заносятся в схему.

Ответ: горизонтальная и вертикальная.

Ответы заносятся в схему.

Определения записываются.

Ответ: восходящая и нисходящая.

Ответы заносятся в схему.

Определения записываются.

Ответ: Церковь, брак, армия.

Определение записывается в тетрадь.

Ответ: образование, бизнес, политика.

Ответ: На социальную мобильность оказывают влияние  стартовые возможности  человека (семья, в которой родился, социальное происхождение).

Ответ: Личные особенности  человека (способности, внешние данные, особенности характера)  так же могут повлиять на индивидуальную мобильность.

Ответ: Революции, войны, крупные реформы могут вызвать  групповую мобильность – изменение статуса целых социальных групп.

Рефлексия

(итог урока).

Вопросы классу:

Какое социальное явление мы изучили сегодня на уроке?

Что мы узнали о социальной мобильности?

Отвечают на вопросы.

Домашнее

задание.

Комментирует домашнее задание.

§ 9.

Вопрос о Патриархе Никоне

(в тексте параграфа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-тренинга по обществознанию в 11 классе (вводный урок к разделу "Культура и нравственность")

Тренинг должен стать своеобразным «мостом» к изучению блока «Культура», важнейшим понятием которого являются представления о морали, нравственном выборе, толерантности. Старшеклассники, в результ...

Технологическая карта урока "Социальная реклама" для 10 класса

Технологическая карта урока "Социальная реклама" для 10 класса....

технологическая карта урока-практикума в 7 классе, предмет Обществознание с элементами Основ финансовой грамотности учащихся. Тема "Предпринимательство: бизнес-планирование"

Технологическая карта урока - практикума по обществознанию 7 класс. Урок практического применения полученных знаний.  К программному материалу  добавлен тематический блок "Бизнес и пред...

Технологическая карта урока "Социальная структура общества"

Предмет: ОбществознаниеТема урока: Социальная структура обществаТип урока: Урок систематизация знанийПрогнозируемые результатыличностные:- мотивированность на посильное участие в жизни общес...

Технологическая карта урока социального проектирования в 6 классе

Урок проведен по материалам социальных проб учащихся к дню Матери. Форма социального проектирования в 6 классе очень востребована учащимися. Способствует развитию чувства эмпатии у младших подростков...

Технологическая карта урока "Социальные статусы и роли"

Представлена технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"...