Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Человек и общество»
элективный курс по обществознанию (9 класс)

Зуева Елена Николаевна
Программа может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания обучающихся, а также ликвидировать возможные пробелы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_9_klass.docx48.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Агибаловская  средняя школа» Холм – Жирковского района

Рассмотрено

Рабочая  группа

Протокол № ________

от « ____»__________2021г.

«Согласовано»

заместитель директора по ВР МБОУ «Агибаловская СШ»  ____________/Васильева Н.В./

« ____»___________  2021г.

«Утверждено»

И.о. директора МБОУ«Агибаловская СШ»_________ /Борунова М.М./

 Приказ №______

от «_____»_________2021 г.

Смоленской области

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической  направленности 

«Человек и общество»

Возраст обучающихся: 14-16 лет

                                                      Срок реализации 1 год

Автор – составитель:

Зуева Елена Николаевна,

учитель обществознания

д. Агибалово, 2021г

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек и общество» имеет социально-педагогическую направленность. По форме организации образовательного процесса является очной.

Разработана с учетом социального заказа и актуальна тем, что в программах по обществознанию, соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены часы на конкретную подготовку к         ОГЭ. В этой ситуации внеурочная деятельность позволит обеспечить реализацию программы, подготовит обучающихся к итоговой аттестации. Педагогическая

целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Экзамен по обществознанию остается самым популярным у школьников. Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по обществознанию и подготовить выпускников к экзамену в новой форме.

Программа может быть использована для расширения и углубления программ

предпрофильного обучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания обучающихся, а также ликвидировать возможные пробелы.

Программа «Человек и общество» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения, рассчитана на изучение в течение 1 года (34 часа), предназначена для обучения детей в возрасте 14 –16 лет. Количество занятий в каждой группе соответствует возрастным особенностям обучающихся, а также требованиям СанПиН: группа занимается 1 час в неделю.

Программа доступна для детей с ОВЗ, детей одаренных, находящихся в трудной жизненной ситуации, для детей из сельской местности.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Целью программы является формирование опыта практического применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ОГЭ.

Задачи:

развивающие

- овладеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

- научить раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса обществознания;

- научить характеризовать с научных позиций социальные объекты;

образовательные

- сформировать умение применять знания в процессе решения познавательных задач;

- отработать на практике требования к оформлению работы, времени выполнения работы;

- отработать умения получать социальную информацию из разнообразных

источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- научить формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

воспитательные

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях;

- создать комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- научить оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- научить анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и синтеза.

Сроки реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия - 34часа в год.

Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты.

Планируемые результаты

Личностные результаты

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;

• заинтересованность в личном успехе;

Метапредметные результаты

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• умении выполнять познавательные и практические задания;

Предметными результатами являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;

• адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

• преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами.

В результате изучения программы обучающийся научится:

  • уверенно работать с текстом различных стилей, понимать их специфики;
  • адекватно воспринимать язык средств массовой информации;
  • владеть навыками редактирования текста;
  • участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
  • формулировать полученные результаты;
  • пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • выполнять задания теста ОГЭ по обществознанию получит возможность научиться:
  • Определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • исследовать реальные связи и зависимости;
  • развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверности полученной информации;
  • передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Преобладающие виды работ:

  • с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе
  • собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для выполнения заданий ОГЭ;
  • решение реальных вариантов тестов ОГЭ в системе онлайн.

Формы и методы контроля образовательного результата.

В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (100-90% - «5», 89-70% - «4», 69-51% - «3»).

-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;

-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;

-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;

-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;

-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 6 - 9 классе по обществознанию;

-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ.

Учебный план

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Раздел 1. Современное общество

2

2

4

тестирование

3.

Раздел 2. Человек среди людей

3

6

9

тестирование

4.

Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества

3

6

9

тестирование

5.

Раздел 4. Политика и право

3

5

8

тестирование

6.

Раздел 5. Духовная жизнь общества

1

1

2

тестирование

7.

Итоговое занятие

1

1

тестирование

Итого

34

Содержание

Вводное занятие  (1час)

Значение обществознания для человека.

Тема 1. Современное общество (4 часов)

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.

На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.

Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.

Социальные конфликты, пути их решения.

Тема 2. Человек среди людей (9 часов)

Биологическое и социальное в человеке.        

Человек и его ближайшее окружение.

Личность и межличностные отношения.

Семья как малая группа.

Особенности подросткового возраста.

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Мышление и речь.

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества (9 часов)

Экономика и её роль в жизни общества.

Экономические системы.  

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Предпринимательство.

Рынок и рыночный механизм.

Экономические цели и функции государства.

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Налоги, уплачиваемые гражданами.

Тема 4. Политика и право (8часов)

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.

Политический режим. Демократия.

Правовое  государство и гражданское общество.

Власть. Роль политики в жизни общества.

Правоохранительные органы в Российской федерации.

Органы государственной власти Российской федерации.

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Тема 5. Духовная жизнь общества (2часа)

Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.

Наука в жизни современного общества.

            Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

Итоговое повторение  (1 час)

Учебно-методическое обеспечение программы

1. Печатные пособия

-словари;

- энциклопедии

- иллюстративный наглядный материал, фотографии.

2. Технические средства обучения

- компьютер, проектор,

- CD диски.

3. Интернет-источники

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной

власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства

Российской Федерации.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —

обществознание.

http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social —

Обществознание в школе (дистанционное обучение).

http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.

http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические

исследования).

http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к

«Учительской газете».

Список литературы.

1. Учебник. Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.П. Насонова; под общ. ред. Г.А.Бордовского. – 2-е изд. испр. и доп. М.: Вентана – Граф, 2019г.

2. Международное гуманитарное право. Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство ФНИИ МП ФЗ, 2015.

3. Обществознание. Диагностические тесты. 9 класс. О.А.Котова, Т.Е.Лискова – М.:

Национальное образование, 2020.

4. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. Под ред. Калачева Е.Н., — М.: «Экзамен», 2019.

5. Обществознание. Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. 9 класс. Под ред. Т.А. Альховой, С.С.Долевой, И.И.Сидоренковой – Ростов-на-Дону, «Легион», 2017.

Календарный учебный график

№ п/п

Названия тем

Кол-

во

часов

Примечание

Дата

план

факт

1

Введение.    Значение обществознания для человека

1

06.09

Раздел  1. Современное общество

4

2

Общество – динамичная саморазвивающаяся система

1

тестирование

13.09

3

На пути к современной цивилизации

1

тестирование

20.09

4

Глобальные проблемы современности

1

тестирование

27.09

5

Социальные конфликты и пути их решения.

1

тестирование

04.10

Раздел  2. Человек среди людей

9

6

Биологическое и социальное в человеке.

1

тестирование

11.10

7

Человек и его ближайшее окружение.

1

тестирование

18.10

8

Личность и межличностные отношения.

1

тестирование

25.10

9

Семья как малая группа

1

тестирование

08.11

10

Особенности подросткового возраста.

1

тестирование

15.11

11

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

1

тестирование

22.11

12

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

1

тестирование

29.11

13

Мышление и речь

1

тестирование

06.12

14

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

1

тестирование

13.12

Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества

9

15

Экономика и её роль в жизни общества

1

тестирование

20.12

16

Экономические системы.  Разбор ситуаций

1

тестирование

27.12

17

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

1

тестирование

10.01

18

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

1

тестирование

17.01

19

Предпринимательство.

1

тестирование

24.01

20

Рынок и рыночный механизм.

1

тестирование

31.01

21

Экономические цели и функции государства.

1

тестирование

07.02

22

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1

тестирование

14.02

23

Налоги, уплачиваемые гражданами.

1

тестирование

21.02

Раздел  4. Политика и право

8

24

  Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф.

1

тестирование

28.02

25

  Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан

1

тестирование

01.03

26

Политический режим. Демократия.

1

тестирование

14.03

27

Правовое  государство и гражданское общество

1

тестирование

21.03

28

Власть. Роль политики в жизни общества.

1

тестирование

04.04

29

Органы государственной власти Российской федерации.

1

тестирование

11.04

30

Правоохранительные органы в Российской федерации.

1

тестирование

18.04

31

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

1

тестирование

25.04

Раздел  5. Духовная  жизнь общества

2

32

Формы и разновидности культуры

1

тестирование

11.05

33

Образование и самообразование

1

тестирование

16.05

34

Итоговое повторение

1

23.05

Учебно-методическое обеспечение программы

1. Печатные пособия

-словари;

- энциклопедии

- иллюстративный наглядный материал, фотографии.

2. Технические средства обучения

- компьютер, проектор,

- CD диски.

3. Интернет-источники

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной

власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства

Российской Федерации.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —

обществознание.

http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social —

Обществознание в школе (дистанционное обучение).

http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.

http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические

исследования).

http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к

«Учительской газете».

Список литературы.

1. Учебник. Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.П. Насонова; под общ. ред. Г.А.Бордовского. – 2-е изд. испр. и доп. М.: Вентана – Граф, 2019г.

2. Международное гуманитарное право. Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство ФНИИ МП ФЗ, 2015.

3. Обществознание. Диагностические тесты. 9 класс. О.А.Котова, Т.Е.Лискова – М.:

Национальное образование, 2020.

4. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. Под ред. Калачева Е.Н., — М.: «Экзамен», 2019.

5. Обществознание. Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. 9 класс. Под ред. Т.А. Альховой, С.С.Долевой, И.И.Сидоренковой – Ростов-на-Дону, «Легион», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности "Научное общество учащихся"

Программа  Научного общества учащихся рассчитана на обучающихся 5-9  класса с нагрузкой 1 час в неделю.Общее количество часов:      5 классе – 35 часов6 классе – 35 часов...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я познаю мир» (школьное научное общество)

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, общекультурный уровень освоения.Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах совр...