Проектирование и экспертиза теста по разделу (теме) одного из школьных курсов обществознания
опыты и эксперименты (11 класс)

Зуева Елена Николаевна

Проектирование педагогического теста по любой дисциплине, в т.ч. обществознания имеет свой научно обоснованный алгоритм и предполагает создание комплекта методических материалов, в который входят: кодификатор; спецификация теста; тест; ключ для проверки теста. Процесс проектирования теста предполагает выполнение следующих шагов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_i_ekspertiza_testa.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗУЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МБОУ «АГИБЛОВСКАЯ  СШ» ХОЛМ-ЖИРКОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛСТИ»

ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НА КУРСАХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Проектирование и экспертиза теста по разделу (теме) одного из школьных курсов обществознания

Проектирование педагогического теста по любой дисциплине, в т.ч. обществознания имеет свой научно обоснованный алгоритм и предполагает создание комплекта методических материалов, в который входят: кодификатор; спецификация теста; тест; ключ для проверки теста. Процесс проектирования теста предполагает выполнение следующих шагов.

Для создания теста необходимо выбрать (по желанию слушателя) тему школьного курса обществознания (не менее 5-6 уроков). При выборе темы  следует ориентироваться на примерную программу по обществознанию (5-9 класс) и учебник.

1. Проектирование кодификатора теста.

Код элемента содержания

Требования примерной программы к содержанию и уровню подготовки

Распределение заданий по вариантам теста****

знания**

учебные действия***

I
вариант

II вариант

1.

Наименование раздела (объем содержания в часах)

1.1

Наименование темы

1.1.1

Дидактическая единица*

1.1.2

1.2

Наименование темы

1.2.1

Дидактическая единица

1.2.2

* Дидактическими единицами являются конкретные элементы содержания, описанные словами примерной программы (в части «знания, представления, умения»), например: общество и его структура.

** В этом столбце указываются знания, которые подлежат проверке в соответствии с разделом программы «основное содержание», например:  сферы жизни общества, мораль, функции науки и др.

*** В этом столбце указываются учебные действия, описанные словами примерной программы (в части «знания, представления, умения»), например: проводить поиск информации в …; излагать суждения о причинах и следствиях …; применять исторические знания для анализа ситуации и др.

**** В данном столбце после создания теста появятся номера заданий.  

2. Создание спецификации теста, включающей указание темы, ступени обучения, класса, вида контроля, цели тестирования, документов, определяющих содержание теста, времени тестирования (мин), количества тестовых заданий в тесте, структуры теста, стратегии расположения заданий в тесте, системы оценивания выполнения отдельных заданий и теста в целом, шкалы оценки.

3. Проектирование теста по вариантам. Тест содержит 2 варианта по 12 заданий. В тест должны быть включены все виды тестовых заданий закрытого и открытого типа (по 2 задания каждого вида), составленные в соответствии с требованиями к проектированию тестовых заданий.

4. Создание ключа к тесту. В заданиях закрытого типа приводится номер правильного ответа. В заданиях открытого типа – элементы правильного ответа, служащие критериями проверки выполненного задания.

Текст печатается TimesNewRoman, шрифт – 14 пт., интервал - 1,5.Поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см.

1. Проектирование кодификатора теста

Код элемента содержания

Требования примерной программы к содержанию и уровню подготовки

Распределение заданий по вариантам теста****

знания**

учебные действия***

I
вариант

II вариант

1.

Экономическая сфера

1.1

Что такое экономика?

понятие экономика; виды отраслей экономики

устанавливать межпредметные связи с историей, литературой и обществознанием, работать с различными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученную информацию с личным опытом, раскрывать роль экономики в жизни общества, использовать дополнительные источники информации

1,2

1,8

1.2

Блага. Свойства товара или услуги

понятие блага; экономические и неэкономические блага; понимание товара в обществе людей

называть и характеризовать основные виды стоимости, устанавливать внутрипредметные связи, соотносить теоретический материал с жизненным опытом, систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах, оценивать своё поведение с точки зрения потребителя товаров и услуг

5

4

1.3

Факторы производства

факторы производства: труд, капитал, природные ресурсы, предпринимательские способности. Разделение труда и специализация. Определение товара и услуги.

устанавливать межпредметные связи с историей, раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества, называть и характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства, объяснять ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора, анализировать различные точки зрения

6,7

3

1.4

Экономическая жизнь общества

принцип рациональности в экономике, рациональное поведение в экономике, альтернативная стоимость

Устанавливать внутрипредметные связи, определять мотивы собственного рационального поведения, соотносить теоретический материал с собственным жизненным опытом, приводить аргументы, подтверждающие собственную точку зрения, осуществлять умственные логические операции

3

2,5

1.5

Типы экономических систем

типы экономически систем, частная собственность, транснациональные корпорации, интеграция, глобализация

Различать и сопоставлять основные типы экономических систем; устанавливать внутрипредметные связи; приводить примеры различных видов экономической деятельности, характеризовать рыночные отношения; называть, приводить примеры, сопоставлять различные виды рынков; характеризовать процессы интеграции и глобализации, высказывать суждения и аргументировать свою позицию, собирать и анализировать социальную информацию

4,8

6,7

2. Создание спецификации теста

Задания по теме «Экономика вокруг нас»,   для итогового контроля в 9 классе с целью проверки усвоения учебного материала, проводится в течении 30 минут.

Характеристика структуры и содержание КИМ

Проверочная  работа состоит из двух частей, включающих в себя 12 заданий. Часть 1 содержит – 8 заданий с выбором  ответа, часть 2 содержит -3 задания, 2 из них с  соотнесением понятия и формулировки, 1 задание с вписыванием недостающих слов.  К каждому заданию  предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик  записал номер правильного ответа.

Задание считается невыполненным в следующих случаях:

а) записан номер неправильного ответа;

б)записаны номера одного или более ответов, даже если  среди них указан и номер правильного ответа;

 в)номер ответа не записан.

В заданиях -  I вариант часть 2 - 1, 3; II вариант часть 2 -1, 2 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 123), записанных без пробелов и разделительных символов. В заданиях-  I вариант  часть 2 - 1, II вариант часть 2 -1 соотносится  буква (понятие)  и цифра (формулировка понятия).

Ответы на задания части 2 - 4 самостоятельно формулируются и записываются учащимся в развернутой форме.

Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

В части 1 работы:

-задания 1 - 8 представляют раздел курса: экономическая сфера. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте проверочной  работы.

-задания 9-11 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений. На одной и той же позиции в двух вариантах находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.

-в число заданий с развёрнутым ответом (часть 2) входит 4 задание, связанное с анализом предложенного текстового фрагмента.

3. Проектирование теста по вариантам

Вариант I

Часть 1.

1.Выберите верное определение экономики-…

А) это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Б) это совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг

В) это отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме

2.Символом и главным двигателем экономики является:

А) земля

Б) ресурсы

В) деньги

Г) товар

3. Конкуренция производителей и продавцов на рынке приводит к:

А) повышению цен    

Б) росту затрат производителей на изготовление товаров

В) улучшению качества обслуживания  

Г) увеличению числа производителей на рынке

4. Верны ли следующие суждения о предпринимательстве?

 А. Основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли.

Б. Предпринимательство развивается в условиях рыночной экономики

 1) верно только А            2) верно только Б  

3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

5. В течение прошлого года подорожало молоко в городе М на 5%, а масло сливочное— на 30%. О какой функции денег идет речь:

А) средство накопления;                Б) мера стоимости;

В) средство обращения;                 Г) средство платежа.

6.О чем гласит закон спроса?

А) о том, что при прочих равных условиях по низким цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Б) о том, что при прочих не равных условиях по низким цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

В) о том, что при прочих равных условиях по высокой цене удастся продать больше товаров, чем по низкой.

7. Верны ли следующие суждения о потребителе?

А. Потребитель изготавливает и продаёт товары, предоставляет услуги.

Б. В роли потребителя благ может выступать человек, фирма и общество в целом.

1) верно только А  2) верно только Б  

3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

8 Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к предпринимательству. 

А)Профессиональный риск       Б) менеджер

В) Социализация         Г)товар

Часть 2.

1. Найдите соответствующую пару. 

Понятие

Определение

А) Монополия

Б) Доход

В) Конкуренция

Г) Прибыль

  1. положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.
  2. соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ.
  3. денежные средства или материальные ценности, полученные государствомфизическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени
  4. то крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. 

Ответ запишите в таблицу:

А

Б

В

Г

2. Вставьте недостающие слова.

А) Товар – это любой    …….  ,  который можно продавать  покупать

Б) Количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги называют…………

В) Формы предпринимательства: партнерское, индивидуальное и …….

3.  Найдите черты сходства и различия между предприятием и фирмой

1) Создают товары и услуги            2) удовлетворение потребностей

3) получение прибыли                     4) Производство, цеха, мастерские

Черты сходства

Черты отличия

4. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 

Исследование процесса зарождения малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.

С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели, малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень. Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х — начале 1990-х годов, пока полностью не оправдываются.

 Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся: быстрое реагирование на конъюнктуру; решение социальных вопросов, например возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.

 Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 

1. Как автор относится к развитию малого бизнеса

2. Приведите примеры из текста о возможностях малого бизнеса

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант II

1.Основной вопрос, который решает экономика:

А) для кого производить

Б) как производить

В) для кого производить

Г) все перечисленные

2. Рынок спортивного инвентаря в стране поделен между пятью крупнейшими фирмами-производителями, продукция других фирм не представлена. Какой тип рыночной конкуренции отразился в данном примере:

А) олигополия                                  Б) монополия                                                                                            

В) неполная конкуренция               Г) совершенная конкуренция                

3. В небольшом городе М. частные предприниматели построили несколько обувных фабрик. Продукция фабрик стала поступать на прилавки магазинов города. В результате в городе М.:

А)резко возросли цены на обувь;

Б)произошло насыщение рынка обувной продукцией;

В)увеличился спрос населения на обувь;

Г)закрылись все обувные фабрики.

4.Как называется процесс, когда цены растут, а покупательская способность денег падает?

А) покупательская способность               Б) средства платежа

В) инфляция                                               Г) все варианты верны

5. Выберите из предложенного списка необходимые условия существования рынка

А) общественное разделение труда,  наличие частной собственности, наличие спроса и предложения, экономическая свобода. 

Б) общественное разделение труда,  закон ускорения истории, наличие спроса и предложения, экономическая свобода. 

6. Формой предпринимательской деятельности является:

А)индивидуальное предпринимательство     Б) партнёрское предпринимательство

В) корпорация     Г) всё выше перечисленное

7.Верны ли следующие суждения о предпринимательстве? 

А. Основной мотив предпринимательской деятельности является получение прибыли.

Б. Предпринимательство в настоящее время является одним из главных факторов создания рыночной системы

1) верно только А;                        2) верно только Б;

3) верны оба обсуждения;            4) оба обсуждения неверны.

8. Какой признак характеризует рыночную экономику?

А) государственная собственность на средства производства

Б) уравнительное распределение производимых благ

В) свободная конкуренция товаропроизводителей

Г)  незаинтересованность производителя в результатах труда

Часть 2.

1. Установите соответствие между понятием и примером

Понятие

Примеры

А) средство обращения

Б) средство накопление

В) средство производства

1) Маша все чаще расплачивается за покупки в магазине кредитной картой.

2)  Бабушка каждый месяц в течение 8 лет откладывала деньги на покупку автомобиля для внука

3) Федя  на своем предприятии изготавливает деревянный столы, чтобы их продать. При этом используя современные машина для обработки дерева.

Ответ запишите в таблицу

А

Б

В

 2. Найдите черты сходства и отличия современных денег и денег, существовавших в Киевской Руси:

    1) узнаваемы по внешнему виду    2) могут быть в форме кредитной карточки

   3) являются средством обращения  4) могут существовать в форме чеков

    5) служат средством накопления    6) могут быть в форме монет

Черты сходства

Черты отличия

3. Вставьте пропущенное слово: 

  1. Предложение - это желание и ………. продавца реализовать товар по определённой цене.
  2. Любой продукт, который можно продавать и покупать называется ________
  3. Денежные средства, средства производства, труд людей, участвующих в создании товаров и услуг называются ________
    4. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Исследование процесса зарождения малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.

С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели, малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень. Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х — начале 1990-х годов, пока полностью не оправдываются.

 Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся: быстрое реагирование на конъюнктуру; решение социальных вопросов, например возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.

 Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

1.  Почему важно сохранить малый бизнес

2. Свой пример малого бизнеса

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Создание ключа к тесту

 Вариант 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

Часть 1.

б

в

в

3

б

а

3

в

Часть 2.

А-4

Б-3

В-2

Г-1

Продукт

Цена

корпорация

Сходство

1

Различия

234

 

4. 1) позицию автора: «Трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны» (автор видит большие возможности);

2) три  авторских положения, доказывающих широкие возможности малых предприятий в решении экономических проблем:

а) решить проблему занятости;

б) ускорить научно-технический прогресс;

в) составить альтернативу криминальному бизнесу;

Вариант 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

Часть 1.

г

а

б

в

а

г

4

в

Часть 2.

А-1

Б-2

В-3

Сходства

1,3,5,6

Различия

2,4

Способность

Товар

ресурсы

  1. 1) пример: малое предпринимательство способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья.
  1. Мини-пекарня
  2. Оранжерея
  3. Швейная мастерская
  4. Развлекательный детский центр

Критерии оценивания:

Часть 1 - оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Часть 2 - 1-3 задания оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Часть 2 - 4 задание оценивается по 2 балла, за достаточно полный, правильный ответ.

За всю работу можно набрать 24 балла.

24 - 19 баллов - «5»

18 - 23 балла - «4»

12 - 18 баллов - «3»

Менее  12 баллов «2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение темы "Проценты" в школьном курсе математики.

Обобщение личного опыта при  изучении  темы " Проценты"  в школьном курсе математике. Использование темы в жизненных ситуациях....

Методическая разработка по теме" Прикладная направленность школьного курса математики"

Методическая разработка по теме : Прикладная направленность школьного курса математики".Некоторые задачи прикладной направленности....

Проблемные вопросы школьного курса "Обществознание"

Как эффективней подготовиться к ЕГЭ...

Проектирование и экспертиза теста "Реформы Александра II"

Проектирование  и экспертиза теста "Реформы Александра II".Кодификатор, спецификация и 2 варианта теста из 12 вопросов (с ответами)....

Статья "Изучение проблем современной демографии в школьном курсе обществознания"

Статья "Изучение проблем современной демографии в школьном курсе обществознания" предлагает варианты изучения темы "Демография" в 10 - 11 классе , Интернет ресурсы по теме....

«Проектирование и экспертиза теста по истории для 6 класса»

laquo;Проектирование и экспертиза теста по истории для 6 класса»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

В настоящее время широкое распространение в сфере образования получили информационные технологии. С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются...