Программа курса по обществознанию для 11 класса «Трудные вопросы обществознания»
элективный курс по обществознанию (11 класс)

Зуева Елена Николаевна

Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2020. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курс по обществознанию54.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Агибаловская  средняя школа» Холм – Жирковского района

Рассмотрено

Рабочая  группа

Протокол № ________

от « ____»__________2020г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР МБОУ «Агибаловская СШ»  _______/Серегина О.Е./

« ____»___________  2020г.

«Утверждено»

И.о. директора МБОУ«Агибаловская СШ»_________ /Борунова М.М./

 Приказ №______

от «_____»_________2020 г.

Смоленской области

Программа курса по обществознанию для 11 класса

«Трудные вопросы обществознания»

на 2020-2021 учебный год

68 часов

Зуева Елена Николаевна,

учитель обществознания

высшей квалификационной категории

д. Агибалово, 2020г.

Программа курса  по обществознанию для 11 класса разработана на основе:

- Федерального закона  от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федераьного компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089;

- Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Основной общеобразовательной программы среднего общего образования МБОУ «Агибаловская СШ»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской федерации  от 5 июля 2017 № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253».

Данный курс ориентирован на работу по УМК:

Обществознание: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: / А.В. Воронцов, Г.Э. Королёва, С.А. Наумов и др.; под общ. ред.  Г.А. Бордовского. – 2-е изд., испр. и дораб. - М.: «Вентана – Граф», 2019г.

Цель курса: Углубление знаний обучающихся по обществознанию. Кроме того, он призван придать более глубокую научную направленность подготовке выпускников по курсу обществознания, отвечать наиболее сложным требованиям государственного стандарта к знаниям теоретического характера и уровню развития комплексных познавательных действий. Осуществление технологии выполнения тематических заданий по обществознанию при подготовке к ЕГЭ.

Задачи курса:

- расширить и углубить теоретические знания обучающихся при подготовке ЕГЭ по обществознанию;

- сформировать умения оперировать теоретическими понятиями курса (пояснять смысл терминов и понятий, применять их в заданном контексте и др.)

- познакомить обучающихся с разными типами заданий в зависимости от предполагаемого вида познавательной деятельности и особенностями их выполнения;

- обобщение и систематизация полученных знаний;

- научить работать с текстом документа, анализировать и интерпретировать его;

- выделение и проработка наиболее сложных вопросов.

- показать особенности эссе по обществознанию, научить правильно, выбирать тему эссе.

Курс  по обществознанию «Трудные вопросы обществознания» предназначен для 10-го класса общеобразовательных учреждений.

Согласно учебному плану на изучение обществознания в рамках курса в 10-м классе отводится 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Методические рекомендации:

- В первую очередь нужно уделить внимание объективно сложным теоретическим вопросам, их конкретизации на доступном для обучающихся вопросам. А особенно по вопросам курса, освоение которых традиционно взывает затруднение, это:

  • общество как динамичная система;
  • проблема общественного прогресса; целостность современного мира, его
  • противоречия;
  • культура и духовная жизнь; мораль, ее основные категории; деятельность человека, социализация
  • личности, научное познание, анализ и иллюстрирование примерами налоговой, бюджетной политики государства;
  • характеристика понятий: социальный конфликт, политический процесс, политический институт, парламентаризм,
  • функционирование гражданского общества и др.

- Важно организовывать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих научную информацию, где обращать внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста.

- На практических занятиях нужно обеспечить достаточную системность и глубину понимания вопросов обучающимся обществоведческого курса и овладение ими умениями объяснять смысл, распознавать и сравнивать признаки понятий, применять обществоведческие знания для анализа социальной информации, получаемой из различных источников и в различных формах.

- Наиболее актуальной задачей является обеспечение в процессе обучения более глубокого раскрытия ведущих понятий, их признаков и характерных черт. При их изучении рекомендуется активно привлекать хрестоматийные материалы, сборники задач и познавательные задачи.

- Так же важно освоение и понимания изучаемого материала не только на теоретическом уровне, но и через рассмотрение конкретных примеров, реальных ситуаций из социальной жизни (материалы СМИ, в частности, работа со статистическим материалом, с различными мнениями относительно одного и того же факта и т.д.).

- Следует акцентировать внимание на обучение мысленному моделированию типичных социальных ситуаций, установлению связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их конкретными примерами, опоре на внутрипредметные и межпредметные связи (например, интеграция курса обществознания с курсами истории, литературы, географии, биологии и др.).

- При обработке с экономическим содержанием следует обращаться к простейшим графикам, которые успешно используются в практике преподавания при изучении действия рыночных механизмов.

- Важно основательно прорабатывать и систематически контролировать развитие общеучебных и предметных умений обучающихся.

- Так же в поле постоянного внимания нужно включить личностно – ориентированную работу по овладению курсом, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика.

В результате изучения курса обществознания, обучающиеся должны знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать

и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Требования к результатам обучения

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании всей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

- необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

- стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

- убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;

- осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей свойственных подросткам;

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании эстетическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы является:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках;

- адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- понимание значения трудовой деятельности человека для личности и общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание курса

ТЕМА 1.  Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию - 7 часов 

Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2019. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль). 

ТЕМА 2.  Экономика  – 18 часов 

Экономика как хозяйство и  наука. Основные  вопросы экономики. Проблема  ограниченности ресурсов. Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Цена равновесия; монополистическая и олигополическая монополия. Виды  инфляции. Бюджет  семьи, доходы и расходы семьи. Виды  акций, облигация, доходность и надёжность. Естественный  уровень безработицы, полная занятость. Федеральные, региональные и местные налоги. Дефицит и профицит бюджета. Бартер, виды денег, ликвидность. Мировое хозяйство. центральный банк Российской Федерации.

ТЕМА 3.   Политика – 20 часов 

Политика  и мораль. Структура политической системы. Публичная власть. Форма правления: монархия, республика. Демократические и недемократические режимы. Современная демократия.

Структура гражданского общества. Информационный процесс. Кадровая партия, массовая партия, электорат. Принципы современных выборов.  Типы избирательных систем, мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы. Политический процесс, делегирование интересов и политическое решение.

Россия как социальное государство. Политическая культура. Политическая деятельность, толерантность. Мировая политика. Глобальная безопасность.

ТЕМА 4.    Право – 20 часов

Право и его роль в жизни общества. Нормативный правовой акт. Федеральный конституционный закон, подзаконный акт. Участники правоотношений. Виды правонарушений. Уголовная, гражданская, административная и дисциплинарная юридическая ответственность. Структура и виды правовой культуры. Принципы конституционного строя РФ. Президент РФ. Система сдержек и противовесов в современной России. Конституционные обязанности гражданина РФ. Государственная образовательная политика. Источники семейного права. Источники трудового права. Источники административного права. Сущность и источники уголовного права. Принципы международного права.

ТЕМА 5. Практические занятия -  10 часов

Практические занятия включают в себя следующие типы заданий:

–задания на установление соответствия между понятием и определением. В таких заданиях определения не совпадают с понятиями. Необходимо привести в соответствие понятие и определение;

–задания на заполнение таблиц. Таблицы заполняются полностью или только пропущенные графы;

–задания на составление схем. Схемы составляются на основе предложенных понятий, взаимосвязь между которыми необходимо проследить по тексту учебника;

–тестовые задания;

–задания по работе с высказываниями мыслителей. Прочитав приведенные цитаты, нужно ответь на вопросы, сформулированные в задании;

–задания на выбор терминов и понятий, необходимых для применения в предлагаемом контексте;

–задания на исправление ошибок в определениях. В заданиях даются неверные утверждения. Нужно найти в учебнике, в конспекте лекций подходящий материал и на его основе исправить ошибку.

–творческие задания, предполагающие написание эссе.

Тематическое планирование – 11 класс

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов, отводимых на изучение раздела

1.

ТЕМА 1.  Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию

7 часов

2.

ТЕМА 2. Экономика  

16 часов

3.

ТЕМА 3. Политика

18 часов

4.

ТЕМА 4. Право

18 часов

5.

ТЕМА 5. Практические занятия

9 часов

Календарно - тематическое планирование курса  по обществознанию «Трудные вопросы обществознания»

Класс 11

Учитель  Зуева Елена Николаевна

Количество часов по учебному плану

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Практических работ 14

№ урока

Название темы

Тип занятия

Дата

план

факт

ТЕМА 1.  Введение. Структура и содержание Единого государственного

экзамена по обществознанию - 7 часов

1

Введение. Специфика курса обществознание.

Лекция

05.09

2

Общая характеристика заданий ЕГЭ

Лекция

05.09

3

Бланки тестирования по обществознанию

Практикум

12.09

4

Анализ текста по обществознанию.

Лекция

12.09

5

Составление плана ответа.

Лекция

19.09

6

Эссе по обществознанию.

Лекция

19.09

7

Эссе по обществознанию.

Практикум

26.09

ТЕМА 2.  Экономика  – 16 часов

8

Экономика как хозяйство и  наука.

Лекция

26.09

9

Основные вопросы экономики.

Лекция

03.10

10

Проблема ограниченности ресурсов.

Лекция

03.10

11

Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство.

Лекция

10.10

12

Цена равновесия.

Лекция

10.10

13

Монополистическая и олигополическая монополия

Лекция

17.10

14

Бюджет семьи, доходы и расходы семьи.

Лекция

17.10

15

Виды акций. Облигация, доходность и надёжность.

Лекция

24.10

16

Естественный уровень безработицы; полная занятость.

Лекция

24.10

17

Федеральные, региональные и местные налоги.

Лекция

07.11

18

Дефицит и профицит бюджета.

Лекция

07.11

19

Бартер, виды денег, ликвидность

Лекция

14.11

20

Виды инфляции.

Лекция

14.11

21

Центральный банк Российской Федерации.

Лекция

21.11

22

Мировое хозяйство.

Лекция

21.11

23

Практическое занятие по теме: "Экономика".

Практикум

28.11

ТЕМА 3.    Политика – 18 часов

24

Политика и мораль.

Лекция

28.11

25

Структура политической системы.

Лекция

05.12

26

Публичная власть.

Лекция

05.12

27

Форма правления: монархия, республика.

Лекция

12.12

28

Демократические и недемократические режимы.

Лекция

12.12

29

Современная демократия.

Лекция

19.12

30

Структура гражданского общества.

Лекция

19.12

31

Информационный процесс.

Лекция

26.12

32

Кадровая партия, массовая партия, электорат.

Лекция

26.12

33

Принципы современных выборов.  

Лекция

16.01

34

Типы избирательных систем, мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Лекция

16.01

35

Политический процесс, делегирование интересов и политическое решение.

Лекция

23.01

36

Россия как социальное государство.

Лекция

23.01

37

Политическая культура.

Лекция

30.01

38

Политическая деятельность, толерантность.

Лекция

30.01

39

Мировая политика.

Лекция

06.02

40

Глобальная безопасность.

Лекция

06.02

41

Практическое занятие по теме: "Политика".

Практикум

13.02

ТЕМА 4. Право- 18 часов

42

Право и его роль в жизни общества.

Лекция

13.02

43

Нормативный правовой акт.

Лекция

20.02

44

Федеральный конституционный закон, подзаконный акт.

Лекция

20.02

45

Участники правоотношений.

Лекция

27.02

46

Виды правонарушений.

Лекция

27.02

47

Уголовная, гражданская, административная и дисциплинарная юридическая ответственность.

Лекция

05.03

48

Структура и виды правовой культуры.

Лекция

05.03

49

Принципы конституционного строя РФ.

Лекция

12.03

50

Президент РФ.

Лекция

12.03

51

Система сдержек и противовесов в современной России.

Лекция

19.03

52

Конституционные обязанности гражданина РФ.

Лекция

19.03

53

Государственная образовательная политика.

Лекция

02.04

54

Источники семейного права.

Лекция

02.04

55

Источники трудового права.

Лекция

09.04

56

Источники административного права.

Лекция

09.04

57

Сущность и источники уголовного права.

Лекция

16.04

58

Принципы международного права.

Лекция

16.04

59

Практическое занятие по теме: "Право".

Практикум

23.04

ТЕМА 5. Практические занятия -  9 часов

60

Практикум. Решение заданий 21-22.

Практикум

23.04

61

Решение заданий 23, 24, 25

Практикум

30.04

62

Решение заданий 26, 27

Практикум

30.04

63

Написание планов.

Практикум

07.05

64

Написание планов.

Практикум

07.05

65

Написание эссе.

Практикум

14.05

66

Написание эссе.

Практикум

14.05

67

Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ.

Практикум

21.05

68

Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ.

Практикум

21.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

   Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс...

Рабочая программа элективного курса: «Трудные вопросы обществознания»

Рабочая программа элективного курса: «Трудные вопросы обществознания»....

Программа курса по обществознанию для 10-11 классов «Трудные вопросы обществознания»

Планируемые результаты освоения предмета Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: - мотивированность на посильное и созидательное уч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Трудные вопросы обществознания"

Предлагаемая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания» рассчитана для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания» для 11 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания»  для 11 класса разработана на основе программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» социальной...

Рабочая программа курса по выбору "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию", 11 класс

Рабочая программа курса по выбору "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию", 11 класс. Пояснительная записка и поурочно-тематическое планирование....