Формирование исследовательских навыков на уроках истории и обществознания
материал по обществознанию

Калимова Гюзель Рашитовна

« ИССЛЕДОВАТЬ- ЗНАЧИТ ВИДЕТЬ ТО, ЧТО ВИДЕЛИ ВСЕ И ДУМАТЬ ТАК, КАК НЕ ДУМАЛ НИКТО»  А.- СЕНТ-ДЬЕРДЬИ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование исследовательских навыков на уроках истории и обществознании"

Калимова Г.Р. учитель истории и обществознания МБОУ «Каразерикская СОШ им.Г.Вильданова»

« ИССЛЕДОВАТЬ- ЗНАЧИТ ВИДЕТЬ ТО, ЧТО ВИДЕЛИ ВСЕ И ДУМАТЬ ТАК, КАК НЕ ДУМАЛ НИКТО»  А.- СЕНТ-ДЬЕРДЬИ ( американский биохимик венгерского происхождения, впервые сумел выделить 

витамин С)

В связи с поэтапным внедрением в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения основой общего образования является "формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач". Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который реализуется в урочной и внеурочной деятельности учащихся посредством применения новых образовательных технологий в деятельности учителя, среди которых особую роль играют проектно - исследовательская деятельность.

Исследовательские умения учащихся, которые формируются в результате данной технологии, имеют важное значение для формирования личности думающей, анализирующей, умеющей находить проблему и решать её.

К исследовательским умениям учащихся можно отнести:

  • Умение видеть противоречие
  • Умение формулировать проблему
  • Способность выбирать методы исследования проблемы
  • Способность находить пути решения проблемы
  • Умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
  • Умение представлять и аргументировать свою точку зрения

Исследовательская деятельность  форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.  В педагогике исследовательские или поисковые методы описываются как «получение определенной информации из различных источников, создание модели научного исследования».

 Они основаны на самостоятельной работе с различными видами источников информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и презентации результатов своей творческой поисковой деятельности, подразумевают критическое осмысление информации, выработку коммуникативных умений при работе в учебных группах и с респондентами.

Цели исследовательской деятельности на уроках обществознания:

1. Активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм.

2. Расширение кругозора учащихся.

3. Выявление наиболее одаренных учащихся в и развитие их творческих способностей.

4. Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.

5. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, повышение уровня знаний и эрудиции.

Способы исследований:

- Исследование своего «Я»

- Сбор эмпирического материала и его анализ

- Поиск, сбор, обработка информации по проблеме

 - Проектирование

- Анкетирование, анализ анкет

 -  Исследование текста как информационной системы

- Анализ инцидента

 - Анализ статистической информации

Результат-

Формирование таких качеств, как:

- критичность

 - креативность

 - независимость

 - оригинальность

 -инициатива

 - самооценка ( реалистичная, адекватная)

- самостоятельность.

С чего начинается учебно-исследовательская работа? Она состоит из нескольких этапов.

1. Выбор темы. Тема должна быть актуальна для самого ученика, иметь личную значимость, должна носить исследовательский, проблемный характер, иметь практическую значимость.

2. Определение цели исследовательской работы. Ребёнок задаёт себе вопрос «Какая проблема, вопрос меня волнует? Почему именно эта проблема?»

3. Определение задач исследования. Что нужно сделать для решения этой проблемы или ответа на вопрос?

4. Составление плана действий. Каждый учащийся определяет свою исследовательскую траекторию, например, можно начать с подбора источников по проблеме, а затем непосредственно перейти к социологическому исследованию, изучив общественное мнение, составить анкету (опросник) по интересующим ребёнка вопросам, составить список лиц или организаций, с которыми необходимо провести интервью, подобрать вопросы для интервью. Также можно проводить эксперимент, если это требуется для решения проблемы, например, при изучении проблем по психологии, дети используют методы наблюдения, метод ситуаций, психологические методики.

5. Сбор и анализ информации. Самый длительный этап, так как в ходе работы план может корректироваться, меняются задачи, а соответственно и методы исследования, если информации недостаточно, ребёнок вместе с учителем подбирает другие методы. В ходе работы ребёнок должен придти к собственным выводам, а для этого необходимо научиться обрабатывать данные анкет, вопросников, эксперимента, вести подсчёты, сравнивать собранный материал, его обобщать, анализировать.

6. Оформление результатов исследования. На этом этапе ребёнок учится писать исследовательскую работу, соблюдая общие требования к работе: оформление введения и заключения, основных глав, выводов по главам, сносок, приложений.

7. Оформление презентации. Ребёнок учится оформлять презентацию по всем правилам. Этот этап помогает ребёнку показать исследуемую проблему сжато, ярко и творчески.

8. Подготовка речи, Ответы на вопросы. На этом этапе идёт отработка навыков публичной речи. Вместе с ребёнком формулируем вопросы, которые могут появиться в ходе защиты, и даём ответы на них. Ещё приглашаем других детей и учителей на пробную защиту.

9. Публичная защита исследовательской работы. Учитель, учащиеся оценивают работу ребёнка по созданным критериям.

10. Рефлексия. На этом завершающем этапе ребёнок определяет сильные и слабые стороны своей работы и выступления, анализирует, что получилось, а что нет. Делает поправки в своей работе, презентации и публичной речи.

  Таким образом, внедряя метод проектно - исследовательской деятельности и проблемного обучения на уроках истории и обществознания, начиная с 5 класса и завершая в 11 классе удаётся сформировать исследовательские умения у учащихся, повысить их творческую активность, развивать их логическое и критическое мышление, повысить уровень их конкурентоспособности, расширить кругозор школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"

Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"...

формирование исследовательских навыков на уроках биологии

презентация и конспект выступления на конференции о использовании цифровой измерительной лаборатории "Архимед" на уроках биологии...

Доклад на тему "Формирование исследовательских навыков на уроках и во внеурочное время"

Исследовательский метод обучения позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся....

Сообщение: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»

laquo;Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...

«Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе», презентация

Презентация для сообщения по теме: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...