Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса
рабочая программа по обществознанию (5 класс)

Савенко Георгий Алексеевич

Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №472 имени дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Обществознание»

для 5 класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

на 2021 - 2022 учебный год

        

                           

                                                                                                     

                                                                                                                                         

г. Санкт-Петербург

2021 г.


Нормативно-правовая база

Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 5 класса составлена на основе:

  1. Образовательная программа ГБОУ школа №472 им. А.Т. Карпова Выборгского района г. Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  5. Распоряжение Комитета по образованию от 13.04.2021 № 997-р «О формировании учебных планов государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;
  6. Распоряжением Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»;
  7. Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
  8. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
  9. Учебный план ГБОУ школа №472 им. А.Т. Карпова Выборгского района г. Санкт-Петербурга;
  10. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 5 класса (2021-2022 гг.)

Пояснительная записка

Настоящий учебник «Обществознание» 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. является частью учебно-методического комплекса по истории, включен в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, предназначен для всех типов учебных заведений.

Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны место учебного предмета в учебном плане; планируемые результаты освоения программы; распределение часов по разделам программы; календарно-тематическое планирование.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение Обществознания в 5 классе 34 учебных часа – из расчета 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения программы по курсу «Обществознание» для 5 класса

Предметные результаты обучения:

  1. Научится давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
  2. Научится использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять обязанности гражданина РФ;
  3. Научится использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальной сущности человека; определять факторы социализации личности;
  4. Научится использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека;
  5. Научится используя диагностические материалы, оценивать собственный уровень компетенций по курсу 5 класса;
  6. Научится исследовать статистическую информацию о конфессиональном составе РФ и Челябинской области;
  7. Научится объяснять взаимосвязь религии и духовной культуры общества;
  8. Научится объяснять значение для общества благотворительности и меценатства;
  9. Научится объяснять смысл понятия «гражданин», характеризовать основные права и обязанности граждан РФ;
  10. Научится объяснять смысл понятия «патриотизм»; приводить примеры служения Отечеству в разных сферах жизни;
  11. Научится описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
  12. Научится описывать государственные символы РФ, историю их возникновения и развития, а также значение русского языка как государственного в РФ;
  13. Научится описывать историю возникновению христианства, ислама, иудаизма и буддизма;
  14. Научится определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде;
  15. Научится осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  16. Научится осознавать необходимость изучения общества и человека;
  17. Научится осознанно содействовать укреплению толерантного отношения к людям разных национальностей;
  18. Научится оценивать роль воспитания и социальной среды в социализации человека;
  19. Научится оценивать собственное творчество, презентовать результаты своего труда;
  20. Научится оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями; корректировать собственное поведение в соответствии с нормами дружеского общения;
  21. Научится оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний;
  22. Научится показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантности;
  23. Научится приводить примеры взаимного обогащения различных религий и культур;
  24. Научится приводить примеры исторических личностей, оказавших влияние на развитие духовной культуры в России;
  25. Научится применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях;
  26. Научится различать естественные и общественные науки;
  27. Научится различать материальную и моральную оценку труда;
  28. Научится различать творчество и ремесло, приводить примеры творчества;
  29. Научится раскрывать на конкретных примерах значение образования в жизни человека в прошлом и настоящем; описывать ступени школьного образования;
  30. Научится раскрывать роль христианства, ислама, иудаизма и буддизма в развитии мировой культуры на конкретных примерах (памятниках архитектуры, живописи, литературы и т.д.);
  31. Научится сравнивать и сопоставлять основные возрастные периоды жизни человека, выделять возможности и ограничения каждого возрастного периода;
  32. Научится характеризовать биосоциальную природу человека;
  33. Научится характеризовать государственное устройство Российской Федерации, статус Челябинской области как субъекта РФ;
  34. Научится характеризовать особенности подросткового возраста;
  35. Научится характеризовать особенности России как многонационального государства;
  36. Научится характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества;
  37. Научится характеризовать процесс появления общества как особой формы жизнедеятельности людей;
  38. Научится характеризовать учёбу как основной труд школьника; выявлять позитивные результаты учения;
  39. Научится характеризовать формы и значение самообразования.

Метапредметные результаты обучения:

  1. Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  2. Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  3. Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;
  4. Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция);
  6. Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  7. Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  8. Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  9. Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  10. Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  11. Выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
  12. Выделять общую точку зрения в дискуссии;
  13. Выделять явление из общего ряда других явлений;
  14. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  15. Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  16. Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  17. Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  18. Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
  19. Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;
  20. Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности);
  21. Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  22. Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;
  23. Играть определенную роль в совместной деятельности;
  24. Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  25. Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  26. Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  27. Использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  28. Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  29. Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  30. Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  31. Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  32. Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  33. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  34. Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  35. Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  36. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  37. Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  38. Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  39. Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  40. Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  41. Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  42. Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  43. Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  44. Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  45. Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  46. Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  47. Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  48. Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  49. Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  50. Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  51. Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  52. Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  53. Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  54. Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

Личностные результаты обучения:

  1. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  2. Готовность к соблюдению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  3. Осознает своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  4. Сформирует гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  5. Сформирует коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  6. Сформирует морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. Сформирует осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
  8. Сформирует ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  9. Сформирует российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
  10. Сформирует целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  11. Сформирует ценности здорового и безопасного образа жизни;
  12. Сформирует чувства ответственности и долга перед Родиной;
  13. Сформирует эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Распределение часов по разделам программы по курсу «Обществознание» для 5 класса

Раздел

Количество часов

1

Введение

1 час

2

Глава I. Человек

4 часа

3

Глава II. Семья

8 часов

4

Глава III. Школа

7 часов

5

Глава IV. Труд

5 часов

6

Глава V. Родина

8 часов

7

Итоговый урок

1 час

Календарно-тематическое планирование (КТП) по курсу «Обществознание» для 5 класса (34 часа)

Номер урока

Дата по КТП

Дата фактического проведения урока

Тема урока

Домашнее задание

Введение (1 час)

1

Введение. Предмет изучения исторической науки.

Глава I. Человек (4 часа)

2

Загадка человека

Читать §1. Загадка человека (с. 10-15). В тетради ответьте на вопрос: "Чем человек отличается от животного?"

3

Отрочество - особая пора жизни

Читать §2. Отрочество - особая пора жизни (с. 15-23). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 3, 6 (с. 22-23)

4

Учимся общаться

Устно ответить на вопросы рубрики "Практикум" (с. 24)

5

Обобщающий урок по теме: "Человек"

 

Глава II. Семья (8 часов)

6

Семья и семейные отношения

Читать §3. Семья и семейные отношения (с. 26-32). В тетради ответьте на вопрос рубрики "В классе и дома": 2 (с. 32)

7

Семья и семейные отношения

Читать §3. Семья и семейные отношения (с. 26-32). В тетради ответьте на вопрос рубрики "В классе и дома": 2 (с. 32)

8

Семейное хозяйство

Читать §4. Семейное хозяйство (с. 33-39). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1, 6-8 (с. 38-39)

9

Семейное хозяйство

Читать §4. Семейное хозяйство (с. 33-39). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1, 6-8 (с. 38-39)

10

Учимся помогать вести семейное хозяйство

 

11

Свободное время

Читать §5. Свободное время (с. 40-48). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 2 (с. 47)

12

Учимся распределять свое время

Устно ответить на вопросы рубрики "Практикум" (с. 48)

13

Обобщающий урок по теме: "Семья"

 

Глава III. Школа (7 часов)

14

Образование в жизни человека

Читать §6. Образование в жизни человека (с. 50-58). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1, 3 (с. 57-58)

15

Образование в жизни человека

Читать §6. Образование в жизни человека (с. 50-58). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1, 3 (с. 57-58)

16

Образование и самообразование

Читать §7. Образование и самообразование (с. 58-64). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-2, 5 (с. 64)

17

Образование и самообразование

Читать §7. Образование и самообразование (с. 58-64). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-2, 5 (с. 64)

18

Одноклассники, сверстники, друзья

Читать §8. Одноклассники, сверстники, друзья (с 64-71). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-2 (с. 70)

19

Учимся дружно жить в классе

Устно ответить на вопросы рубрики "Практикум" (с. 71-72)

20

Обобщающий урок по теме: "Школа"

 

Глава IV. Труд  (5 часов)

21

Труд - основа жизни

Читать §9. Труд - основа жизни (с. 74-81). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 2-3, 5 (с. 80)

22

Учимся трудиться и уважать труд

 

23

Труд и творчество

Читать §10. Труд и творчество (с. 81-89). Устно ответьте на вопросы рубрики "Проверь себя": 1-6 (с. 88)

24

Учимся творчеству

Устно ответить на вопросы рубрики "Практикум" (с. 90)

25

Обобщающий урок по теме: "Труд"

 

Глава V. Родина (8 часов)

26

Наша Родина - Россия

Читать §11. Наша Родина - Россия (с. 92-98). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-3 (с. 98)

27

Государственные символы России

Читать §12. Государственные символы России (с. 99-106). Устно ответьте на вопросы рубрики "Проверь себя": 1-3 (с. 106)

28

Гражданин России

Читать §13. Гражданин России (с. 107-112). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-3 (с. 111)

29

Гражданин России

Читать §13. Гражданин России (с. 107-112). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-3 (с. 111)

30

Учимся быть достойными гражданами

 

31

Мы - многонациональный народ

Читать §14. Мы - многонациональный народ (с. 112-118). Устно ответьте на вопросы рубрики "Проверь себя": 1-5 (с. 117)

32

Учимся уважать людей любой национальности

Устно ответить на вопросы рубрики "Практикум" (с. 118-119)

33

Обобщающий урок по теме: "Родина"

 

Итоговый урок (1 час)

34

Итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса

Настоящая программа по обществознанию для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса

Настоящая программа по обществознанию для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ

Данная рабочая программа по обществознанию разработана и используется для обучения учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) школ....

рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса...