Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)

Васильев Александр Григорьевич

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова), согласно ФЗ «Об образовании в РФ» и учебному плану МБОУ «Байкальская СОШ»

Рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 класса базового уровня, рассчитана по 34 учебных недели в 10 и в 11 классах, из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Цели и задачи курса обществознания:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Учебно-методический комплект включает следующие материалы:

Основная литература:

  1. Учебник «Обществознание 10 класс» /Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др./ - М.: Просвещение,  2016 г.;

  1. Учебник «Обществознание 11 класс» /Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др./ - М.: Просвещение, 2016 г..

Промежуточная и итоговая аттестация:

- проверочные работы терминологии и понятийного аппарата,

- тестирование по итогам изучения темы,

- обобщающие уроки,

- семинары.

Контрольно-измерительные материалы.

Требования к уровню усвоения курса:

  • результате изучения обществознания ученик должен:

знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества,

важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать        на        примерах        изученные        теоретические        положения        и        понятия        социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и  аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения

познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

-.ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными  ценностями, социальным положением.

Содержание тем учебного курса:

  1. класс

Глава 1. Человек в обществе. (19 ч.)

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества. Общество и природа. Общество и культура. Общество в узком и широком смысле. Признаки общества. Взаимосвязь сфер общества. Противоречивость воздействия людей на природу. Феномен «второй природы». Глобальные экологические проблемы. Материальная культура.

Социально- философские идеи нового времени. Теория общественного договора. Экономические воззрения А. Смита. Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Кантовский моральный императив. Зарождение социологии как отрасли научного знания.

Человек как продукт биологический, социальной, культурной эволюции. Науки о человеке. Влияние научно-технического прогресса на природу.

Антропогенные нагрузки.

Мировоззрение и его роль в жизни человека. Типы мировоззрения.

Деятельность как способ человеческого бытия. Структура деятельности. Потребности, интересы, мотивы. Виды деятельности: творческая, игровая, трудовая, учебная.

Знание в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Эмпирики, рационалисты, агностики. Истина, ее объективность и критерии.

Абсолютная и относительная истина. Научное мышление и ненаучное. Мифология, жизненный опыт, здравый смысл.

Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация.

Свобода и ответственность личности. Самопознание и самооценка.

Глобальная угроза терроризма. Международный терроризм.

Глава 2. Общество как мир культуры. (15 ч.)

Духовная культура. Понятие культура. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство. Народная, массовая и элитарная культуры. Искусство, его формы и направления. Многообразие и диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Этики науки. Образование.

Религия в современном мире. Понятие религии. Многообразие религий. Роль религии в России и современном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

Средства массовой информации и культура.

Духовный мир личности. Интеграция личности в систему национальной и мировой культур. Духовные ценности.

Путь к духовной личности. Российский менталитет. Социальное мышление.

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений. (29 ч.)

Социальные нормы. Функции и сущность права. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Отрасли права. Источники права. Виды нормативных документов. Система права Российской Федерации. Конституционное право РФ. Административное право. Понятие и нормы гражданского права. Трудовое право. Уголовное право. Правомерное поведение.

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность.

Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Процессуальные отрасли права. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности

административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Правовые основы антитеррористической политики РФ.

  1. Класс  

Глава 1. Экономическая жизнь общества. (26 ч.).

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные              монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Глава 2. Социальная сфера (15 ч.)

Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальная стратификация и неравенство. Социальный статус личности и группы. Оценка значимости социальных позиций: авторитет, престиж. Многообразие социальных ролей. Социальная мобильность.

Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Виды и типы семьи. Особенности современной семьи.

Тенденции развития семьи в современном обществе.

Социальные процессы в современной России. Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Появление новых социальных групп.

Проблема становления среднего класса. Политика государства в области социальных отношений.

Этнические общности. Этническое многообразие человечества. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения в современном мире. Национальная политика.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Возрастная стратификация. Особенности социализации молодых людей.

Специфические общественные функции молодежи.

Глава 3. Политическая жизнь общества. (19 ч.)

Роль политической системы в жизни общества. Структура и сущность политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Политический режим. Политическое управление. Деятельность государственного аппарата в управленческом процессе. Признаки правового государства. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Демократия,        ее        принципы        и        политические        механизмы.        Политический        плюрализм.        Многопартийность        и        партийные        системы.

Парламентаризм. Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности..

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность

Политический терроризм.

Современный этап мирового развития (2 ч.)

Целостность и противоречивость современного мира. Приоритеты внутреннего развития страны. Суверенная демократия. Своеобразие геоэкономического пространства. Скрытые ресурсы экономического роста. Необходимость постиндустриальной модернизации.

Взаимосвязь глобальных проблем. Угрозы и вызовы. Демографический вызов. Экологический вызов. Экономический вызов. Социальный вызов. Военный и террористический вызовы. Общенациональные приоритеты России. Бедность – это несправедливость. Ответственность национальной элиты. Эффективная государственность. Что мы можем сами?

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вид контроля

Примерное кол-во часов на самостоятельные работы уч-ся

Обобщающий

Тестирование

1.

Введение

1

2.

Глава 1. Человек и общество

19

1

6

3.

Глава 2. Общество как мир культуры

15

1

5

4.

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений

29

1

1

9

5.

Человек в 21 веке

1

1

6.

Работа с проектами

1

1

7.

Как успешно подготовиться к ЕГЭ

1

1

8.

Повторительно-обобщающий урок

1

Итого

68

11 класс

1.

Введение

1

2.

Глава 1. Экономическая жизнь общества

26

2

9

3.

Глава 2. Социальная сфера

15

1

6

4.

Глава 3. Политическая жизнь общества

19

1

8

5.

Современный этап мирового развития

2

5.

Взгляд в будущее

1

1

6.

Работа с проектами

1

1

7.

Как успешно подготовиться к ЕГЭ

2

1

2

8.

Повторительно-обобщающий урок

1

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса

Настоящая программа по обществознанию для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса

Настоящая программа по обществознанию для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ

Данная рабочая программа по обществознанию разработана и используется для обучения учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) школ....

рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса...

Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса

Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса....