Индивидуальный проект
проект по обществознанию (9 класс)

Винокурова  Валерия Владимировна
Рецензия на итоговый индивидуальный проект учащегося 9 «А» класса МБОУ «Средняя школа № 15» Задорожного Сергея по теме: «Роль средств массовой информации в жизни общества» Итоговый индивидуальный проект Сергея Задорожного представляет собой информационный исследовательский проект в виде реферативной работы по выбранной теме, в котором продемонстрировано умения работать с различными источниками информации, сформулирована собственная точка зрения по рассматриваемой проблеме и предложены методы исследования и рекомендации по решению проблемы. Целью данной работы является обсуждение широкого круга вопросов связанных с исследованием психологических воздействий электронных СМИ на человека. Данный проект является актуальным, так как уровень устойчивости различных возрастных групп к психологическому давлению СМИ и рекламы растет. В ходе выполнения итогового индивидуального проекта Сергей продемонстрировал способность и готовность самоорганизации и саморегуляции, способность самостоятельно приобретать новые знания, пополнять и переносить их в индивидуальный проект. Сергей показал средний уровень регулятивных умений планировать и осуществлять свою деятельность, отслеживать результаты ее выполнения. Проект был спланирован под руководством учителя и своевременно доведен обучающимся до конца. В целом работа свидетельствует о способности учащегося под руководством учителя ставить проблему и находить пути её решения, умение самостоятельно мыслить. Но в ходе выполнения проекта обучающийся не всегда своевременно выполнял задания, получаемые на консультациях и не всегда в срок исправлял недоработки. Не смотря на это проект получился. Работа включает в себя введение, основную часть из трех глав, заключение, список используемых источников и литературы, приложение. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, определяется проблема, предмет и методы исследования, а также продукт проекта. Практическая значимость. Продукт реализации проекта: опросник, диаграмма исследования и мультимедийная презентация. Рекомендации: итоговый индивидуальный проект Задорожного Сергея по теме: «Роль средств массовой информации в жизни общества» отвечает требованиям, предъявляемым к проекту, и рекомендуется к защите. Индивидуальный проект Задорожного Сергея по теме «Роль средств массовой информации в жизни общества»: зачет. Уровень работы: хорошо. Руководитель ________________ Винокурова В.В. «18» мая 2020г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 15»

Петропавловск-Камчатского городского округа

683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Атласова, 2а

т.+7(4152)422137, т.\факс +7(4152)422131, school15_pkgo_41@mail.ru

ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

на тему «Роль СМИ в жизни общества»

Задорожного Сергея Романовича,

Ученика 9 «А» класса

Руководитель проекта:

Винокурова Валерия Владимировна,

учитель истории и обществознания

г. Петропавловск-Камчатский

2020г

Работа допущена к защите:

«____» ____________ 202__ г.

Работа защищена:

«____» ____________ 202__ г.

С решением:

«____________________»

Председатель АК

______________________________

Члены АТ:

_____________________________

Содержание

Введение …………………………………………………………………………с. 3

Глава 1. Средства массовой информации как инструмент психологического воздействия на людей……………………………………………………………...с.5

  1. Основные функции СМИ……………………………………………………… .с. 5
  2. Психологическая эффективность воздействия на человека СМИ………с.9
  3. Психологические механизмы эффективного влияния средств массовой информации на человека…………………………………………………с.9

Глава 2. Реклама как способ психологического воздействия………………с.12

2.1. Цель рекламы……………………………………………………………..с.12

2.2. Психологический аспект рекламы………………………………………..с.12

2.3. Психологическое воздействие на потребителей…………………………с.13

2.4. Виды рекламного воздействия…………………………………………….с.14

Глава 3.Практическая часть. Методика и результаты исследования………..с.16                                                        

Заключение…………………………………………………………………….с. 19                                                                                  

Список источников и литературы……………………………………………с.  20                                                                

Приложения………………………………………………………………..с. 21-23


Ведение

     Создание информационного общества - это проблема, включающая как политико-экономические, социально-культурные, правовые так и технологические аспекты. В последнее время активно развиваются технологии, направленные на психологическое воздействие, психическую обработку, “промывку мозгов”. И в таких технологиях используют самые современные достижения науки и техники, в частности телекоммуникационные и компьютерные технологии. Данные технологии задействованы в таких общественно значимых феноменах и процессах как реклама товаров, политическая реклама, выборы, различные геополитические процессы, войны, прочие конфликты и т.д.

     Лидерами формирования информационного общества во многих странах выступают крупнейшие города, зачастую обладающие наиболее развитой информационной инфраструктурой и богатыми информационными ресурсами, владеющие самыми современными информационными и коммуникационными технологиями. И Россия, конечно, не исключение.

      Целью данной работы является обсуждение широкого круга вопросов связанных с исследованием психологических воздействий электронных СМИ на человека.

      Так же рассмотрим механизм такого воздействия, отметим некоторые психологические теории на эту тему, проанализируем проблему безопасности и защиты личности в условиях информационного общества, в котором все активнее эксплуатируются различные электронные СМИ (радио, телевидение, компьютеры, Интернет и т.п.).

     Цель исследования: исследовать уровень устойчивости различных возрастных групп к психологическому давлению СМИ и рекламы.

     Задачи исследования:

  1. Выявить наиболее часто используемые источники информации;
  2. Выявить наиболее популярные программы телевидения;
  3. Определить наиболее часто встречающиеся блоки рекламы на ТВ;
  4.  Определить уровень доверия респондентов к различным источникам информации.

     Гипотеза исследования:

Различные возрастные и социальные группы могут быть в разной степени подвержены психологическому воздействию СМИ и рекламы;

в свою очередь, СМИ и издатели рекламы учитывают возрастные и социальные группы респондентов для усиления психологического воздействия на каждую группу населения.

Продукт исследования : опросник, диаграмма исследования и мультимедийная презентация.

Глава 1. Средства массовой информации как инструмент психологического воздействия на людей

Газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет — все то, что принято называть средствами массовой информации, или сокращенно СМИ, — является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы так привыкли к их существованию, что совершенно не задумываемся о том, какое огромное влияние они оказывают на нас, на наше восприятие окружающей действительности и наше отношение к происходящему.Почему же столь высока значимость СМИ для современного общества?

  1. Основные функции СМИ.

СМИ — это огромная сила, воздействующая на людей всех категорий. Наибольшим эффектом воздействия на аудиторию обладает, конечно, ТВ. Его технические возможности позволяют нам почувствовать себя участниками самых разных событий, происходящих во всех уголках земного шара. Наиболее оперативным считается радио: его аудитория велика, потому что радиопередачи часто используют как своеобразный фон, не мешающий работе. Периодические издания — газеты, журналы — имеют наилучшие возможности для аргументированного разъяснения чего-либо, хотя их аудитория всегда меньше, чем аудитория ТВ или радио.

Многие считают, что основной задачей СМИ является объективное отражение и освещение происходящих событий, однако просто информированием и отражением их роль в жизни общества не ограничивается. СМИ выполняют целый ряд социально-психологических функций, таких как:

  • информационная;
  • формирование общественного мнения и общественного настроения;
  • воспитательная, влияющая на эталоны поведения и отношений;
  • утилитарная, т. е. оказание помощи в решении различных практических задач;
  • эмоциональная разрядка, развлечение. Рассмотрим эти функции более подробно.

Главной функцией СМИ является, конечно же, информационная. Именно из газет, радио и ТВ люди узнают о политических событиях в стране и мире, о новостях культуры и спорта, о чрезвычайных происшествиях и о погоде.

Можно ли сказать, что СМИ работают открыто и объективно, сообщая лишь о фактах и новостях? По-видимому, это не совсем так. На самом деле через прессу, радио и ТВ мы чаще всего получаем не объективную информацию о событиях, а интерпретацию этих событий. С чем это связано?

СМИ обеспечивают движение информационного потока преимущественно в одном направлении — от источника информации к ее потребителю — читателю, зрителю, слушателю. Корреспонденты, телеграфные агентства, эксперты, сведущие лица непрерывно обеспечивают газету или телеканал запасом более или менее объективных сведений, которые могут быть переданы широкой общественности.

Каждое СМИ имеет свои приоритеты, свое лицо, представляя интересы достаточно большой социальной группы — государства, партии, движения, общественной организации. Задача издания — отобрать из потока информации те сведения, которые, во-первых, имеют в данный момент наибольшее общественное звучание и, во-вторых, входят в круг интересов данной социальной группы. Такая пристрастность в отборе информации, по сути ее селекция, уже является интерпретацией исходного фактического материала. Дальнейшая подготовка к публикации делает его все более и более субъективным: теперь это уже не только сообщение о событии, но и личное отношение к произошедшему автора статьи или теле- (радио-) репортажа.

Например, сообщая о произошедшей катастрофе, одни СМИ всячески сглаживают остроту ситуации, избегают жестоких и пугающих подробностей, преуменьшают вину конкретных лиц и подчеркивают стихийность происшествия. Другие — наоборот, стараются обратить внимание общества на опасность случившегося, ищут доказательства вины ответственных лиц, показывают реальность и тяжесть последствий катастрофы. Одно и то же событие может быть представлено совершенно по-разному в зависимости от целей и задач того или иного издания. Примеров этого в нашей жизни, к сожалению, немало.

Следовательно, СМИ создают далеко не однородную, а чаще всего противоречивую информационную среду. По данным Независимого социологического агентства, в настоящее время примерно 84 % населения черпают информацию из ТВ-передач, при этом лишь около 20 % ей полностью доверяют, остальные же доверяют частично либо вообще не доверяют.

Еще одной функцией СМИ является формирование устойчивого общественного мнения, появляются и развенчиваются кумиры, меняются социальные установки людей.

Эта функция СМИ обеспечивается публичностью, быстротой передачи и преходящим характером информации.

Передаваемое сообщение многократно умножается за счет технических средств и становится доступным громадным аудиториям. Именно поэтому так важен содержательный отбор информации, которая не должна противоречить признаваемым обществом или социальной группой нормам, ценностям, целям.

Быстрота передачи информации оказывается важной потому, что сообщения должны достигнуть аудитории как можно быстрее — во всяком случае, раньше, чем свою версию того же события даст конкурирующее средство массовой информации. Тому, кто первым сообщил о событии, значительно легче сформировать отношение аудитории к этому событию, в то время как «опоздавшему» придется приложить значительные усилия для изменения уже созданного мнения.

Быстрая смена событий, о которых сообщают СМИ, обусловливает преходящий характер передаваемой ими информации. В памяти людей остается то отношение к факту, которое сложилось в первый момент.

СМИ выполняют также воспитательную и культурно-просветительскую функции, существенно влияя на эталоны поведения людей, стиль общественных отношений, стереотипы поведения. Художественные фильмы, публицистические программы и популярные ток-шоу, предоставляющие свою трибуну известным и авторитетным людям, оказывают заметное влияние на общественную жизнь. Возможность не спеша поучаствовать в обсуждении той или иной общественно значимой проблемы, узнать мнение других людей, получить определенное эмоциональное удовольствие от передачи, фильма, статьи — все это создает условия для эффективного и глубокого воздействия СМИ на психологические установки населения.

Утилитарная функция (от лат. utilitas — польза, выгода) СМИ состоит в том, что население имеет возможность получить информацию, которая помогает разрешать различные жизненные, социальные и бытовые проблемы. Потребность в соответствующей информации побуждает читателя, радиослушателя, телезрителя с интересом относиться к прогнозам погоды, рекламным сообщениям, рубрикам типа «Советы врача», «Сделай сам», «Кулинарные рецепты» и пр..

Важное значение в процессе массового информационного воздействия имеет функция развлечения, эмоциональной разрядки, эстетического обогащения. Культурно-развлекательные программы, спортивные репортажи, художественные фильмы успешно справляются с этой задачей. Каждый из нас может припомнить случаи, когда увлекательный футбольный матч, веселая юмористическая программа, интересный фильм снимали усталость и раздражение, уменьшали беспокойство и тревогу, отвлекали и успокаивали.

Таким образом, мы видим, что реализация СМИ своих функций непосредственно связана с их воздействием на различные стороны психической жизни людей, особенно в тех случаях, когда речь идет о формировании общественного мнения по важным политическим и экономическим вопросам.

1.2. Психологическая эффективность воздействия на человека средств

массовой информации

Эффективность влияния СМИ находится в прямой зависимости от того, в какой мере им удается убедить читателя, зрителя или слушателя в том, что они «с ним», а не «против него». Реализация этой задачи требует четкого понимания того, какие именно социальные группы составляют аудиторию данного издания или канала.

Любая аудитория очень чутко реагирует на то, в какой мере та или иная программа или газета учитывает ее социальные, политические, моральные, этические, эстетические и прочие ценности. Точность отражения интересов, вкусов, возраста, культурного уровня той аудитории, к которой обращено данное издание, прямо влияет на расширение или сужение ее численности. Сообщение, получаемое от «своего», привычного канала информации, оказывается более значимым, чем сообщение, исходящее от канала, который данная аудитория не считает «своим», привычным, заслуживающим доверия.

Например, молодежные журналы беседуют со своими читателями простым, разговорным языком, используя подростковый сленг и затрагивая по преимуществу темы эстрадной музыки, моды, любви, дружбы. «Женские» журналы более спокойные, неторопливые, содержат материалы по домоводству, уходу за детьми, поддержанию здоровья, «душещипательные» рассказы о трудностях семейной жизни, а представленные в них модели одежды и причесок не столь экстремальны, как в молодежных изданиях. Некоторые издания объединяют людей разных социальных групп, имеющих сходные интересы: любителей спорта, автомобилистов, дачников.

1.3. Психологические механизмы

эффективного влияния средств массовой информации на человека

Психологической основой эффективного воздействия СМИ на аудиторию является потребность людей в получении новой информации. 

Потребность в новых впечатлениях и знаниях имеет для нас огромное жизненное значение. Именно она заставляет нас узнавать об изменениях в окружающем мире, накапливать и анализировать получаемую информацию, «встраивая» ее в уже сложившееся представление об окружающей действительности. Без этих знаний человек не смог бы выжить в постоянно меняющейся среде, не сумел бы приспособиться к ней, выбрать адекватное обстоятельствам поведение.

Очень трудно при нехватке информации принять правильное решение. Человек чувствует себя напряженным, растерянным, неспособным к активным действиям; вся его психическая жизнь дезорганизуется. Такое состояние сохраняется до тех пор, пока он не освоится в новой среде, не накопит знаний и опыта жизни в ней и не убедится, что его поступки становятся все более правильными, а жизнь — более безопасной.

Очевидно, что информационная потребность тесно связана с жизнедеятельностью людей в постоянно изменяющемся мире. Новые ситуации предъявляют новые требования, ставят новые задачи, решать которые можно, только обладая необходимой информацией.

Информированность всегда повышает эффективность любой деятельности. На удовлетворение именно этой потребности и направлена деятельность СМИ. Эффективность СМИ определяется тем, в какой мере они отвечают потребности людей в получении новой информации.

     В СМИ используется целая система методов психологического воздействия: убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание. Все эти методы, за исключением убеждения, являются манипулятивными, т.е. подталкивающими людей к принятию «нужных» решений, совершению «правильного» выбора.

     Слово манипуляция (от лат. та-nus — рука) в буквальном смысле означает движение рук при управлении каким-либо устройством. Прежде этим словом называли действия артистов-фокусников, связанные с ловкостью рук, с умением отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто.

Для того чтобы убедить людей в чем-либо, автор статьи или ТВ-передачи должен найти такие слова и доводы, которым они поверили бы. Убеждение срабатывает лишь в том случае, если доводы логичны, непротиворечивы и отвечают представлениям и чувствам данной конкретной аудитории. Достаточно небольшой, но очевидной для людей неточности или ошибочности информации, чтобы доверие к сообщению резко снизилось. Попытки убедить население в правдоподобии намеренно искаженной информации приводят к обратному эффекту — люди перестают верить и тем сведениям, которые соответствуют действительности. Особенно доверчивыми оказываются люди, не имеющие представления о психологических способах воздействия на человека.

Разновидностью внушения является воздействие на людей силой примера. Беря пример с кого-то, они подражают мнению или поведению авторитетного для себя человека, причем подражают совершенно сознательно. Умелое внушение преимуществ и достоинств определенного образа жизни, стиля оформления своей внешности или квартиры (например, телепрограмма «Квартирный вопрос») способно подтолкнуть людей к поступкам, продиктованным подражанием. Не секрет, что реклама задает стандарты жизни, заметно превышающие реальные возможности большинства населения. Это делается для того, чтобы побудить граждан ко все новым и новым приобретениям. Однако для многих людей, особенно молодых, эти стандарты незаметно становятся эталоном жизни. Если же человек неосознанно подражает кому-то, сам того не замечая, то речь идет уже о психологическом заражении. Этот прием психологического воздействия СМИ на аудиторию эффективен при условии выраженной эмоциональной насыщенности передачи, поэтому чаще применяется телевидением и радио, располагающими большими возможностями для организации эмоционального воздействия на людей, нежели печать. Именно из таких программ в сознание людей входят лозунги, словосочетания, речевые обороты, штампы, вносящие существенный вклад не только в строй языка, но и в способы мышления, осмысления действительности.

Глава 2. Реклама как способ психологического воздействия

2.1. Цель рекламы

История рекламы уходит в далекое прошлое, к эпохе появления первых СМИ — газет. Именно в них впервые был опробован и получил дальнейшее распространение новый — заочный — способ привлечения клиента. Купец, расхваливающий свой товар, держит его в руках и предлагает покупателю самостоятельно убедиться в его замечательных свойствах, в то время как газетная реклама выступает в роли посредника между продавцом и покупателем. Ее задача — привлечь внимание покупателя одним лишь описанием достоинств товара, сформировать у него потребность в этом товаре с тем, чтобы к продавцу он отправился уже не за раздумьями, а за покупкой. Именно поэтому и отношение к рекламе сначала было чисто утилитарным — в ней видели только средство рассказать потребителю о новых услугах или товарах.

Однако к началу 50-х гг. XX в., когда начали зарождаться основы рекламного бизнеса, была сформулирована главная цель рекламы — эксплуатировать и контролировать общественное сознание, манипулировать им, создавая у людей состояние информационной зависимости.

2.2. Психологический аспект рекламы

Как правило, в рекламе кроме основного информационного сообщения имеется и психологический подтекст. Рекламное сообщение всегда шире простого описания товара или услуги. Покупателя привлекает не столько сама новинка, сколько эффект, который она приносит. Например, реклама косме-

тических средств обещает вечную молодость и красоту, а реклама пива или шоколадных батончиков сулит море удовольствия и счастья. Дорогой автомобиль не только удобен и надежен, но и престижен, а новое лекарство мгновенно возвращает здоровье и радость жизни.

Специалисты в области психологии рекламы подчеркивают, что современная реклама — это не столько информация, сколько психологическое программирование людей. Так и нужно относиться к рекламе, в противном случае всегда будет существовать опасность, что она станет управлять нами не только в экономической, но и в нравственной сфере. Многократное повторение этих лозунгов выполняет функцию психологического внушения, препятствуя критическому осмыслению самого рекламного текста. Опасность заключается еще и в том, что эти короткие призывы, на самом деле не имеющие никакого отношения к рекламируемому товару, фиксируются сознанием телезрителей легче, чем длинный и не всегда внятный текст самого рекламного сообщения. В результате у наиболее внушаемой части аудитории может сформироваться некритичное отношение к себе как к человеку, имеющему право на все самое лучшее просто потому, что «все в восторге от тебя ».

2.3. Психологическое воздействие на потребителей.     

     Журнал "Бизнес уик", комментируя кажущееся часто неразумным поведение покупателей, писал: "Люди действуют как будто неблагоразумно, в действительности же целесообразно. Их поведение приобретает смысл, если рассмотреть его именно с точки зрения их потребностей, целей и побуждений. В этом, кажется, и состоит секрет понимания людей и воздействия на них".

    На пути увеличения спроса на товары стояли два сильнейших препятствия: первое - как будто полная удовлетворенность населения прежними приобретениями и второе - все возраставшая стандартизация продуктов, лишавшая их индивидуальных признаков.

    Именно в то время появились две новые идеи, подсказанные психологами: пропагандировать среди населения чувство недовольства тем, что у него есть, и все мерно побуждать ко все новым и новым покупкам; обратиться к стимулам, хранящимся в подсознании потребителей и энергично их эксплуатировать.

2.4. Виды рекламного воздействия

Виды рекламного воздействия весьма разнообразны: мягкая реклама умело актуализирует у человека значимую для него потребность, создает вокруг своего товара благоприятную эмоциональную атмосферу, окружая его ореолом привлекательности. В качестве примера можно привести рекламу детских товаров, трогательно и забавно показывающую веселых малышей, с аппетитом поглощающих фруктовые пюре и йогурты, без всяких огорчительных неожиданностей играющих на полу и на диване и подолгу гуляющих на морозе.

Как жесткая, так и мягкая реклама могут оказаться недобросовестными, недостоверными или вовсе ложными.

Недобросовестная реклама, согласно Закону о рекламе, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других марок, вводит потребителя в заблуждение посредством имитации или прямого копирования идеи, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных и звуковых эффектов рекламы других товаров, злоупотребляет недостатком опыта и знаний у потребителей, скрывает часть существенной информации.

Если, например, в рекламе расхваливаются фильтры для воды и при этом ни слова не упоминается о необходимости ежемесячной замены дорогостоящих очистных кассет, то мы имеем дело с недобросовестной рекламой.

Сюда же относится реклама низкопробных подделок под изделия известных фирм, которая наносит миллиардный ущерб таким гигантам, как Sony, Panasonic, и другим лидерам в производстве высококачественных товаров. Изготовители фальшивок уходят от ответственности за счет изменения одной буквы в написании названия фирмы-изготовителя, справедливо полагая, что покупатели в большинстве своем ненаблюдательны, невнимательны, а то и вовсе не слишком грамотны. Нам всем доводилось видеть товары с чуть измененным логотипом известных марок: «Versani» вместо «Versaci», «Kenko» вместо «Kenzo» и пр.

Почему люди верят ложной рекламе? Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно, но можно предположить, что в основе такой доверчивости лежит все то же стремление к поиску легких решений жизненных проблем. Именно поэтому люди не дают себе труда внимательно вчитаться в текст объявления, заметить его нелепость или нелогичность. Хотя надо отдать должное мошенникам, иногда рекламный текст составлен очень умело, и даже искушенные люди порой попадают впросак.


Глава 3. Практическая часть. Методика и результаты исследования.

Мною были запланированы и проведены следующие мероприятия:

  1. Социологический опрос с целью выявления наиболее популярных источников информации;
  2. Опрос с целью выявления наиболее популярных каналов;
  3. Мониторинг телевизионных программ с целью выявления наиболее часто встречающихся блоков рекламы на наиболее популярных ТВ каналах.
  4. Анкетирование для определения уровня доверия респондентов СМИ и рекламе.[1] 

    Были получены следующие результаты.

    Опрос по оценке использования различных источников информации респондентами позволили выявить следующее:

  1. наиболее часто используемыми источниками информации у юношей являются: друзья и родственники (94.2%), учеба (59%), телевидение (47%)
  2. у девушек- телевидение -69%, друзья и родственники -68%, учеба-67%.
  3. у педагогов- книги-37%, газеты и журналы -37%, работа-26%, телевидение -21%.
  4. Интернет как источник информации используют 36,5 % девушек, 23,5% юношей, 15,8 % педагогов, в целом по региону этот процент составляет 7% для молодежи.
  5. Рекламу как источник информации рассматривают 5 % девушек, 12% юношей. Педагоги не используют рекламу как источник информации.

   Делаю вывод. В молодежной среде наибольшей популярностью пользуются  такие источники информации, как друзья и знакомые, учеба, телевидение, в меньшей степени - Интернет и книги. Показательно, что от 5 до 10 % молодых людей воспринимают рекламу как источник информации.

     Результаты опроса по выявлению оценки уровня достоверности различных источников информации  показали следующее:

  1.  наиболее достоверным источником молодежь считает  друзей и родственников (100% юношей и 79% девушек),
  2. второй по достоверности источник –учеба (87% юношей и 63% девушек),
  3. Книги – 52%
  4. телевидение – 47% девушек и 17 % юношей
  5. Интернет- 42% девушек и53% юношей
  6.  Педагоги наиболее достоверными источниками считают книги (47%) и работу (37%), Интернет-21%.
  7. Рекламную информацию как достоверную воспринимают 10% девушек и 5% педагогов, 0% юношей.

Вывод: Среди молодежи  считается наиболее достоверной информация, полученная от друзей и родственников (видимо – и более важной!),

На втором месте –информация полученная в ходе учебы, на третьем -из книг и телевидения.

Педагоги считают книги наиболее достоверным источником информации, а вот друзьям и родственникам доверяют только 10%!

 От 5 до 10 % респондентов воспринимают рекламную информацию как достоверную.

    Результаты опроса по выявлению наиболее популярных ТВ –каналов позволили выявить следующее:

  • Наиболее популярным  является 1 канал ( для всех респондентов);
  • Второй по популярности, девушек -ТНТ, у педагогов –Россия 24;
  •  у юношей первый по популярности –РенТВ, девушки поставили его на 5 место;
  • Большой популярностью у девушек пользуется  МузТВ, у юношей        - спортивный канал;
  • У педагогов вторым по популярности является канал Россия 24, молодежь его поставила на 6 место.

    Вывод: Большинство ТВ-каналов  рассчитаны на определенную аудиторию зрителей (молодежные каналы,  «мужские», «всенародные»).

     По результатам исследования структуры рекламы на различных ТВ –каналах можно сказать следующее:

  • Частота различных видов рекламы на разных каналах ТВ отличается довольно сильно:
  • Так, на 1 канале(«общенародный канал»)  чаще всего рекламируют продукты и косметику (47% от общего числа рекламных роликов),
  • На НТВ- продукты, технику, лекарства (причем, реклама  детских товаров отсутствует, т.к.канал считается «мужским»);
  • На ТНТ (молодежный канал) наиболее популярны реклама косметики и техники (преимущественно сотовых телефонов);
  • На ТВ3 (кино-канал) львиная доля (48%) принадлежит рекламе чистящих средств  -настоящий «мыльный» канал;

     Распределение рекламы на каналах происходит с учетом аудитории, на которую рассчитан данный канал ТВ.

    От 5 до 10 % респондентов воспринимают рекламную информацию как достоверную, в  то же время подавляющее большинство респондентов ( от 90 до 100%)  считают рекламную информацию недостоверной.

Заключение

      Появление информации в качестве потребительских благ ведет к качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель жизнедеятельности индивидов. В условиях информационного общества важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а организационно-информационные факторы - “порядки”. Уровень и образ жизни начинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса, одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования.

     Однако стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому, что значительное количество людей “потеряется” в этом море изобилия, включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет к деградации общества.

.

Список литературы

1. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.

2. Майерс Д. Социальная психология. С.-П., 1997.

3. Психология. Под ред.И.В.Дубровиной М,. «МОДЭК», 2005.с. 130-170.

4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.

5. Соколова И.В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины // Социальная информатика - 95, М., 1995, с.19-22.

6. Хромов Л.Н. “Рекламная деятельность: искусство, теория, практика”, Петрозаводск АО “Фолиум”, 1994.


Приложение 1.

Опросник

СМИ и молодежь

 

Здравствуйте, Вы являетесь участником исследования, касающегося отношения молодежи к средствам массовой информации.

Просим Вас ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Это займет не так много времени. Анкета полностью анонимна и будет использована только в научных целях.

Внимательно прочитайте каждый вопрос и отметьте кружком или другим понятным способом номер того ответа, который выражает вашу позицию, или впишите свой ответ в пустую строку.

Пожалуйста, оцените по пятибалльной шкале степень использования Вами различных источников информации (5 баллов – использую всегда в качестве источника информации; 1 балл – вообще не использую)

Друзья, родственники

1

2

3

4

5

Радио

1

2

3

4

5

Телевидение

1

2

3

4

5

Газеты и журналы

1

2

3

4

5

Реклама

1

2

3

4

5

Интернет

1

2

3

4

5

Книги

1

2

3

4

5

Кино

1

2

3

4

5

Получаю всю информацию на работе или учебе

1

2

3

4

5

4. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной системе достоверность следующих источников информации (5 баллов – полностью достоверный; 1 балл – недостоверный полностью)

Друзья, родственники

1

2

3

4

5

Радио

1

2

3

4

5

Телевидение

1

2

3

4

5

Газеты и журналы

1

2

3

4

5

Реклама

1

2

3

4

5

Интернет

1

2

3

4

5

Книги

1

2

3

4

5

Кино

1

2

3

4

5

Получаю всю информацию на работе или учебе

1

2

3

4

5

5. Как часто Вы смотрите телевидение?

1. Каждый день по несколько часов в день

2. Каждый день, но немного, только отдельные передачи, которые меня интересуют

3. Несколько раз в неделю

4. От случая к случаю

6. Какие каналы Вы смотрите наиболее часто?( отметить не более 5ти)

1. ОРТ

2.РТР

3.НТВ

4.РенТВ

5.ТНТ

6. СТС

7. Канал Вести

8. Музыкальные каналы (например, Муз ТВ, Ру ТВ, Шансон ТВ)

9. Местные региональные каналы

10. Киноканалы (например, ТВ 3, Кинопоказ, Дом Кино, ТВ 1000)

11. Спортивные каналы (например, Спорт, 7 ТВ)

12. Научно-популярные каналы (Animal planet, Discovery)

13. Детские каналы (Теленяня, Бибигон)

14. Другое___________________________________

7. Передачи какого жанра вы смотрите наиболее часто ( отметитьне более 3-х)?

1. Информационно-новостные передачи

2. Сериалы

3. Кино

4. Ток-шоу

5. Телепроекты (например, Дом – 2, За стеклом, Остаться в живых, Фабрика Звезд)

6. Музыкальные передачи

7. Передачи социально-политического характера

8. Передачи, посвященные историческим темам

9. Передачи о природе

10. Передачи об известных личностях

12. Спортивные передачи

13. Другое____________________________-

12. Являетесь ли Вы пользователем сети Internet?

1. Да, я постоянные пользователь этой сети

2. Пользуюсь им редко

3. Нет, не являюсь

13. В каких целях  Вы обычно пользуетесь сетью Internet

 (отметить не более 3-х)?

1. Для поиска информации, связанной с работой и обучением

2. Для просмотра новостей, экспертных оценок событий

3. Для общения с другими пользователями сети на различных сайтах

5. Для поиска научных и художественных новинок

6 Для заказа товаров в специальных интерактивных магазинах

7. Использую для всего вышеперечисленного одновременно

8. Другое_________________________________

ПАРУ СЛОВ О СЕБЕ

17. Ваш возраст:

Ваш пол: ( подчеркнуть)

Мужской

женский


Диаграмма 2.Изучение  использования респондентами различных источников информации.

Диаграмма3. Изучение уровня доверия респондентов к различным источникам информации

 


[1]  смотри приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный проект. Тема проекта: Легенды российского спорта.

Индивидуальный информационн-познавательный проект. По направлению: << Физическая культура >>. Тема проекта: << Легенды российского спорта >>....

Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.

Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование  по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни,  поговорки, стихотворения, афо...

Группа МЖКХ 3 Индивидуальные проекты 21 - 22.10. 20. Тема .1 Выбор темы проекта.

Тема 1 "Выбор темы проекта"Задание1. Выберите тему проекта. См. файл.2. Обьясните приоритет выбора данной темы.3. Найдите несколько источников по данной теме....

"ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И ПОЧЕМУ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА – ЭТО СЛОЖНО, НО ИНТЕРЕСНО". 10 класс. Индивидуальный проект.

Данная методическая разработка (технологическая карта урока) поможет учителю в проведении вводного занятия курса "Индивидуальный проект". Основная идея состоит в знакомстве обучающихся с про...