Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (профильный уровень)
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и составлена на основе:

- программы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю.: «Обществознание», 10-11 классы. Профильный уровень. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя  школа № 10

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО __________/______________

                                 ФИО

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ СШ № 10

__________/______________

                                 ФИО

от «____»_________20___г.

«Утверждено»

Приказом №_____

от «____»_________20___г.

                                                                                        

Рабочая программа

 по  обществознанию

для  10 класса

среднего (полного) общего образования

профильный уровень.

Учитель: Жукова Елена Борисовна

Квалификационная категория: высшая.

2017/2018  учебный год

Количество часов:   всего -  102 ч.,   в неделю -  3 ч.

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и составлена на основе:

- программы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю.: «Обществознание», 10-11 классы. Профильный уровень. - М.: Просвещение, 2011

Учебник: 

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М.: Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. - М.: Просвещение, 2012.


1. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса ученик должен

знать: 

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  • основные социальные институты и процессы;
  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
  • осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов;
  • анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
  • сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • объяснять: внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  • формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих  актуальные проблемы жизни человека и общества.


2. Содержание учебного курса

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

 Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.

 Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Общество и человек

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть общества.  

Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

  Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. 

Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. 
    Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Деятельность как способ существования людей      

Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.  Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. 

Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

Сознание и познание

 Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.

 Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

 Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

 Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Личность. Межличностные отношения

 Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.  Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

 Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах.

Интеграция в группах разного уровня развития.  Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.  Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

 Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.

 Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

3. Тематическое планирование

п/п

Тема

К-во часов

Дата

план

факт

1

Введение (1ч.)

1

Раздел 1.Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность  (16 ч.)

16

2

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

1

3

Социальные науки и их классификация

1

4

Место философии в системе обществознания. Философия и наука.

1

5

Социология, политология, социальная психология как общественные науки

1

6

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Мифологическое сознание  древнего человека

1

7

Древние мыслители о мире и человеке (Восток)

1

8

Древние мыслители о мире и человеке (Запад)

1

9

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху

1

10

Общественная мысль России. Философские искания XIX в.

1

11

Русская философская мысль начала XX в.

1

12

Выбор темы эссе по философской проблематике.

1

13

Разбор выполненных эссе

1

14

Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания

1

15

Основные профессии социально-гуманитарного профиля.

1

16

Профессиональные образовательные учреждения

1

17

Повторение по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»

1

Раздел 2. Общество и человек

26

18

Происхождение человека и становление общества

1

19

Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции

1

20

Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности

1

21

Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка

1

22

Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Общество и природа

1

23

Культура – «вторая природа»

1

24

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения

1

25

Системное строение общества

1

26

Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда

1

27

Типология обществ. Традиционное общество. Становление индустриального общества

1

28

Индустриальное общество как техногенная цивилизация

1

29

Современное общество

1

30

Восток и Запад в диалоге культур

1

31

Цивилизационное развитие общества. Теория локальных цивилизаций

1

32

Формационная теория развития общества. Теория постиндустриального общества

1

33

Сравнительный анализ различных подходов к общественно-историческому развитию

1

34

Типы социальной динамики. Факторы изменения социума

1

35

Исторический процесс и его участники

1

36

Прогресс и регресс. Проблема общественного развития

1

37

Многообразие и неравномерность процессов общественного развития

1

38

Свобода в деятельности человека

1

39

Свобода и ответственность. Свобода выбора

1

40

Что такое свободное общество

1

41

Выбор темы эссе по теме «Свобода и необходимость в человеческой деятельности».

1

42

Разбор выполненных эссе

1

43

Повторение по теме: «Общество и человек»

1

Раздел  3. Деятельность как способ существования людей

10

44

Многообразие деятельности.

1

45

Потребности и интересы.

1

46

Типология деятельности. Природа творческой деятельности.

1

47

Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.

1

48

Духовная жизнь общества. Духовный мир человека.

1

49

Трудовая деятельность. Социология труда.

1

50

Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

1

51

Политическая деятельность. Власть и политика.

1

52

Типология властных отношений. Легитимность власти.

1

53

Повторение по теме: «Деятельность как способ существования людей»

1

Раздел 4. Сознание и познание

17

54

Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме

1

55

Познавательная деятельность

1

56

Чувственное и рациональное познание

1

57

Истина и ее критерии

1

58

Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

1

59

Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание

1

60

Жизненный опыт и здравый смысл

1

61

Познание средствами искусства. Паранаука

1

62

Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления

1

63

Дифференциация и интеграция научного знания. Научные революции

1

64

Социальное познание, его особенности

1

65

Обыденное и научное социальное познание. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук

1

66

Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание

1

67

Теоретическое и обыденное сознание

1

68

Самопознание и самооценка

1

69

Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя

1

70

Повторение по теме: «Сознание и познание»

1

Раздел 5. Личность. Межличностные отношения

31

71

Индивид, индивидуальность, личность

1

72

Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности

1

73

Периодизация развития личности

1

74

Понятие возраста в психологии. Становление личности

1

75

Направленность личности. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение

1

76

Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения

1

77

Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение

1

78

Особенности общения в информационном обществе

1

79

Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция

1

80

Общение в юношеском возрасте

1

81

Общение как взаимопонимание.

1

82

Стереотипы и «эффекты восприятия»

1

83

Малые группы

1

84

Условные группы. Референтная группа

1

85

Межличностные отношения в группах

1

86

Интеграция в группах разного уровня развития

1

87

Межличностная совместимость. Групповая сплоченность

1

88

Конформность, нонконформность, самоопределение личности

1

89

Групповая дифференциация

1

90

Лидерство

1

91

Решение проблемной задачи: Определяющие черты лидера

1

92

Взаимоотношения в ученических группах

1

93

Семья как малая группа

1

94

Психология семейных взаимоотношений

1

95

Воспитание в семье

1

96

Неформальные молодежные группы

1

97

Антисоциальные группы.  Особая опасность криминальных групп

1

98

Структура и динамика межличностного конфликта

1

99

Поведение личности в конфликте

1

100

Пути конструктивного разрешения конфликта

1

101

Повторение по теме: «Личность. Межличностные отношения»

1

102

Итоговое повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 11 класс(профильный уровень)

Эта программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников.  Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможно...

Рабочая программа по обществознанию 10 кл (профильный уровень)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта  среднего (полного) общего образования и примерной программы по обществознанию с...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)

Данная рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование и проверочный материал к урокам обобщения....

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Боголюбова Л.Н. Данная программа используется при изучении курса обществознания 11 класс на профильном уровне....

Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова.

Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень.  Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова....

Рабочая программа по обществознанию 10-11 (профильный уровень). УМК Л.Н.Боголюбова

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на учебных 134 учебных час из расчета ...

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и др.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова,  Н.М. Смирнова и ...