Тема урока: «Человек и природа. Экология и нравственность. Пр.р.№2: «Работа с документами по теме «Экология». (повторительно-обобщающий урок).
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Рукавицына Ирина Геннадьевна

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о человеке и его взаимосвязи с природой;

2.Углубить представление учащихся о взаимосвязи человека, общества и природы, выявить их взаимозависимость и специфические особенности;

3.Продолжить формирование экологической культуры обучающихся, указав губительные последствия человека на природу, их необратимый характер;

4.Продолжить формирование активной экологической позиции учащихся по защите природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl_chelovek_i_priroda.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема  урока: «Человек и природа. Экология и нравственность. Пр.р.№2: «Работа с документами по теме «Экология».

                                          (повторительно-обобщающий урок).

Цель урока:

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о человеке и его взаимосвязи с природой;

2.Углубить представление учащихся о взаимосвязи человека, общества и природы, выявить их взаимозависимость и специфические особенности;

3.Продолжить формирование экологической культуры обучающихся, указав губительные последствия человека на природу, их необратимый характер;

4.Продолжить формирование активной экологической позиции учащихся по защите природы.

Оснащение урока: схема «Природа», Конституция РФ, карта мира,

1. Организационный момент.

Сегодня мы проведем  повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа: конфликт или гармония». На данном уроке мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

- Каковы последствия воздействия человека на природу?

- Что может сделать человек и мировое сообщество для защиты природы?

2. Обобщение  ранее изученного материала.

Вопросы:

- Что такое природа?

- Может ли человек существовать без природы?

- Может ли природа существовать без человека?

Слово природа употребляется в нашей речи в различных смыслах. В широком смысле слова природа означает весь мир, в многообразии его форм и проявлений. В узком смысле это слово означает биосферу, естественные условия жизни общества. Природа – огромная кладовая ресурсов, которые необходимы человеку.

- Назовите какие ресурсы использует человек?

   Вывод: т.о. человек использует реки и водопады, леса и полезные ископаемые, почву и воздух. Природа служит основой жизнедеятельности человеческого общества. Если первобытные люди поклонялись силам природы, обожествляли её, постепенно  человек становился хозяином природы и перешел к её хищническому истреблению. Человек  своей хозяйственной деятельностью оказывает отрицательное воздействие на многие природные процессы, необходимые для существования самой жизни. Вот печальная статистика: по данным Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, в настоящее время ежегодно выводится из строя и превращаются в бесплодную пустыню 6 млн.га леса. Стремительно увеличивается число растений и животных, заносимых в Красную книгу. Уже сами люди становятся жертвами своих необдуманных действий. В мире растет число детей, рожденных неполноценными в силу неблагоприятных природных условий, в первую очередь из-за использования в сельском хозяйстве ядовитых веществ. Если в 1936-1940г.г.в мире таких  было зарегистрировано  4%, то в 1980г.- 10,5%.Эта цифра постоянно возрастает. От отравления ежегодно погибает в мире около 14тыс.чел.Меняются природные ландшафты, истощается почва, мелеют озера и реки.

Анализ конкретных ситуаций.

Ситуация №1.

  21 августа 1986г. люди, жившие вокруг озера Ниос, на западе Камеруна, услышали громкий взрыв. Через несколько минут они почувствовали странный запах .Крестьяне стали выбегать из хижин, но бежать было некуда – площадь в 25 кв.км. оказалась покрыта облаком ядовитого газа. Озеро Ниос образовалось в кратера потухшего вулкана. К его дну приблизились  раскаленные массы магмы. От нагрева вода вскипела и прорвала дно озера. В озеро и в воздух  вырвались вулканические массы, состоящие из двуокиси углерода. Они залили котловину вокруг озера и продержались здесь около часа, пока их не рассеял слабый ветер .Этого было достаточно, чтобы убить людей. Погибшие стали жертвами рефлексов. От углекислого газа увеличивается частота дыхания. Выжили те, кто случайно попал в замкнутое пространство. Один житель спасся из-за того, что засунул голову в ведро с водой.

- Возможно  ли предусмотреть все неблагоприятные воздействия природных сил на человека?

- Можно ли констатировать, что человек бессилен перед природой?

Ситуация №2.

    В последние годы зарегистрировано огромное количество больных эндокринными заболеваниями. В результате этого рождаются психически нездоровые и карликовые дети. Основная причина – нарушение экологии, нехватка йодированных продуктов. Это приводит к замедлению роста, умственной отсталости. Врачи констатируют, что природные продукты прошлого, не подвергающиеся обработке, гораздо благоприятнее воздействовали на человека.

- Какой вывод о взаимодействии человека и природы можно сделать?

- Каким образом можно предотвратить экологические проблемы?

- Почему в этом должен быть заинтересован сам человек?

В ст.42 К РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью, имуществу экологическими правонарушениями. Так, государство  обязуется проводить мероприятия по предупреждению, ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, осуществлять контроль за окружающей средой. В соответствии с принципом «загрязнитель платит», в РФ установлена плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ. Действуют такие законы, как Земельный кодекс, Лесной кодекс РФ, закон «О животном мире», Водный кодекс и др. За нарушение экологии предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

- Почему право вмешивается во взаимоотношения человека и природы?

- Что означает право на благоприятную окружающую среду?

- Что вам известно о мероприятиях  по защите окружающей среды?

- Может ли воздействие человека на природу носить благоприятный характер для обеих сторон?

Решение практических задач.

В каких случаях человек нарушает экологическое  равновесие и к каким последствиям это может привести?

1.Человек разводит костры в лесу

2.Человек собирает в лесу ягоды и грибы

3.Оказавшись на природе, человек разбрасывает мусор

4.Человек косит траву на лугу

5.Человек разрабатывает новую технологию лекарственных препаратов и апробирует их на животных.

Блеф-конкурс.

Вам необходимо ответить «да» или «нет» и аргументировать свой ответ.

1) Верите ли вы в то, что бумагу можно бросать на землю, потому что она разлагается на почве быстро? (нет, т.к. бумага может лежать на почве более 2-х лет до полного разложения);

2) Верите ли вы, что когда строят дома или дороги, необходимо снять слой почвы? (да, её можно использовать в другом месте);

3) Верите ли вы в то, что нефть приносит большую пользу окружающей среде? (нет, нефть является основной опасностью для окружающей среды.  необходимо защищать поля и леса от загрязнения нефтью);

4) Верите ли вы в то, что муравьи самые трудолюбивые санитары леса? (да, они очень трудолюбивы, т.к.в среднем за минуту муравьи приносят в муравейник два десятка насекомых);

5) Верите ли вы в то, что стекло может лежать на почве 5оо лет до полного разложения? (нет, оно может лежать на почве более 1000 лет до полного разложения).

Работа   с   карточками.

В зависимости от выбранного вами ответа, вы поднимаете карточку с цифрами 1, 2, 3.

1.Как называется металл, использующийся в медицине, который попадает в окружающую среду при работе заводов цветной металлургии и вызывает тяжелые отравления у людей и животных?

         а) ртуть;                          б) медь;                               в)свинец;

2.Как называется наука о взаимодействии живых организмов и окружающей среды?

        а) ботаника;                      б) экология;                     в) зоология;

3.Как называется самая маленькая птица в России?

        а) воробей;                     б) королёк;                       в) жаворонок;

4.В каком году произошла авария на Чернобыльской АЭС, в результате которой произошел выброс радиации в воздух?

         а)1980г.;                            б)1986г.;                                в)1990г.;

5.Какое слово пропущено в стихотворении?

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь

Излечит, обогреет,

Накормит русский ….

         а)парк;                                б)сквер;                            в)лес;

6.Чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения пресной воды по инициативе ООН ежегодно с 1992г. отмечается Всемирный день воды. Когда отмечается этот день?

      а) 1 января;                 б) 22 марта;                 в) 30 декабря;

7.Как называется самый чистый водоём на территории России?

        а) озеро Байкал;                     б) о.Балхаш;                        в)о.Ладога;

8.Как называется участок территории суши или акватории с находящимися в его пределах объектами, полностью исключенными от всех видов хозяйственного использования?

а) национальный парк;            б)заказник;              в)заповедник;

9.Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям?

    а) огурец;                              б) репа;                                в) лук;

10.Что означает знак где изображен лес, костер и изображение зачеркнуто красной полосой?

а) можно осторожно разжигать костер; б)костры можно жечь лишь в специально отведенных местах в лесу;  в)не жечь костры.

        Обсуждение статьи Н.Н.Моисеева «Экология и нравственность».

Вопросы и задания:

1.Среди требований, выдвигаемых партиями «зеленых» во многих странах, есть такие, которые связаны с изменением мировоззренческих и нравственных установок людей. Например, отказ от сверхпотребления, приоритет духовных ценностей перед материальными, установка на плавный эволюционный процесс, в ходе которого люди почувствуют потребность взять на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за изменение общества в целом. Разделяете ли вы эти требования? Свою позицию обоснуйте.

2.Некоторые исследователи считают, что под экологическим развитием следует понимать процесс рационального преобразования окружающей среды в интересах человека. Критически проанализируйте эту позицию?

3.Как решались человечеством экологические проблемы в прошлом? Что изменилось в этой области в современную эпоху?

4.Если человечество не избавится от психологии «покорителя природы», какой, на ваш взгляд, вариант возможного развития ожидает людей в будущем?

Тестирование  по теме:

1.Определите причины и последствия экологического кризиса:

а) ухудшение среды обитания человека;  б)грубые механические приемы земледелия; в)нерациональное использование ресурсов; г)исчезновение многих видов животных и растений; д)потребительское отношение к природе; е)увеличение промышленных отходов; ж)рост наследственных заболеваний; з)жизненный принцип: «После нас – хоть потоп».

2.Перед обществом стоит проблема безопасного захоронения радиоактивных отходов. Выберите наиболее удачный с экологической точки зрения вариант:

а)замуровывание шлаков в глубины прочного бетона и сбрасывание их на дно океана; б)изолирование радиоактивных шлаков в специальных могильниках; в)заброска контейнеров с помощью ракет на невидимую сторону Луны.

3.Какое суждение правильно отражает связь общества и природы?

а) человек и общество в целом все больше зависит от природы;

б) зависимость людей от природы ослабевает;

в) в одних отношениях зависимость от природы возрастает, а в других – ослабевает.

4.Установите причинно-следственные связи указанных ниже процессов и явлений, постройте логическую цепочку:

а)массовая вырубка лесов; б)кислотные дожди; в)рост масштабов производства; г)уменьшение зеленого пояса Земли; д)угнетение и болезни зеленых насаждений; е)рост вредных промышленных выбросов; ж)ухудшение качества атмосферного воздуха; з)рост заболеваний людей.

5.Что из перечисленного можно отнести к экологическим правонарушениям?

а) расширение производства, имеющего токсичные отходы;

б) незаконная охота с применением взрывчатых веществ;

в)уничтожение одного из немногих оставшихся мест обитания для организмов, занесенных в Красную книгу;

г) транспортировка радиоактивных веществ на значительные расстояния;

д) внесение в почву ядохимикатов.

Пр.р.№2 «Работа с документами по теме «Экология».

 Обсуждение материалов районной и областной прессы по экологическим проблемам Тульской  области.

                3.        Подведение  итогов  урока.

Ответьте на вопросы:

- Какова роль человека в природе?

- Можно ли предотвратить экологические проблемы?

- Какими способами может защитить человек природу?

        Д/з: подготовить сообщения и презентации об экологических проблемах в нашей стране, используя материалы СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер по работе с документами по теме "Древняя Русь"

Тренажер предназначен для учащихся 10 класса. Включает 15 блоков, в каждом по 5 документов. К каждому документу предлагается 3 вопроса. Работа учащихся с тренажером может быть использована во время по...

Работа с текстом по теме "Экология"

Данный текст может быть использован для работы на уроке немецкого языка в 6-7 классах по теме "Экология"....

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  ост...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Человек и природа".Учитель истории и обществознания ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы - Шабуневич Н.А.

Урок построен в логике технологии развития критического мышления  учащися основной школы. Используется ,прежде всего, технология, названная условно "шесть шляп". Учащиеся с удовольствием работают...

Повторительно- обобщающий урок по теме «СССР в 1953 г.- середине 60-х гг. XX века». Работа с документом.

Повторительно- обобщающий урок по теме  «СССР в 1953 г.- середине 60-х гг. XX века». Работа с документом....

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА СВЕТА. ЗАКОНЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОПТИКИ». РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ .

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА СВЕТА. ЗАКОНЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОПТИКИ». РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ....