методическая разработка урока "Банковская система"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Третьякова Елена Владимировна

Данный урок рассказывает как устроена банковская система, полезен при подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_bank_-_konspekt.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

«Что такое банк и чем он может быть полезен».

Цели занятия: обобщить знания учащихся о банках и видах банковских услуг.

Задачи: понимание сущности банка как финансового учреждения, формирование интереса у учащихся к приобретению экономических знаний, отработка умений ориентироваться в использовании банковских услуг, повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы.

Достижение не менее 85 % учащимися следующих образовательных результатов

 1. Предметные образовательные результаты:

Усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: банк, виды банковских услуг, условия кредитования.

 2.Овладение предметными умениями:

   Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, рассчитывать собственную долговую нагрузку,  сравнивать  банковские вклады и кредиты, подбирать оптимальный вид кредитования.

3.Метапредметные образовательные результаты (при необходимости):

     формирование способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

  • Личностные: приобретение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • выработка умения делать осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов.
  • Регулятивные:
  • Умение выбирать действия в соответствие с поставленными задачей
  • Выдвигать версии, выбирать средства достижения целей в группе и индивидуально
  • Коммуникативные:
  • Слушать товарища и обосновывать свое мнение
  • Развитие коммуникативной культуры учащихся

Описание учебного процесса

Этап

Продолжи

тельность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

1этап (организацион

ный)

6 мин

Представление команд, консультанты

2 этап

 (основной)

8 мин

8 мин

8 мин

1 станция «Что такое банк»?

2станция «Банковские услуги»

3 станция «Банковские кредиты»

3 этап

(заключитель

ный)

10 мин

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

Добрый день, уважаемые гости  и ребята. Как вы думаете, какие важные открытия совершили люди с начала времен человечества?

(ответы учащихся).

Молодцы! А вот Уилл Роджерс  считал, что «С начала времен человечество сделала 3 великих открытия: огонь, колесо и банковская система».

Учитель:

О чем мы сегодня с вами поговорим? (ответы учащихся)

Актуальна ли эта тема для вас и почему?

Как часто вы бываете в банках или пользуетесь их услугами онлайн? Пожалуйста, поднимите руку, те, кто делает это хотя бы раз в месяц. (Если никто не поднял руку, ведущий может спросить, ходят ли в банки их родственники, друзья, знакомые.)

А что вы, или ваши знакомые, там делаете? Зачем вообще люди обращаются в банк? (Школьники перечисляют варианты, касающиеся вкладов, кредитов, пенсии, обмена валюты, денежных переводов, оплаты ЖКХ, штрафов и т.д. Ведущий дает обратную связь на каждый ответ и дополняет их.)

На многие вопросы вы сегодня получите ответы.

Прочитать ситуацию на стр. 228 (задача) – эта информация нам может понадобиться в задании № 6 из ОГЭ.

СИТУАЦИЯ

В конце нашего занятия мы должны дать советы Александру как максимально выгодно использовать полученные в наследство деньги.

История появления:

Вы знакомы с историей появления банков из курса «Истории средних веков». Давайте попробуем вспомнить. Само слово «банк» произошло от итальянского «banco» – скамья, на которой менялы раскладывали монеты. Постепенно скамьи разрослись, количество оказываемых услуг увеличилось,

– Какие, с вашей точки зрения, причины повлияли на возникновение банков в древности? (экономические, социальные, исторические).

- помогают управлять сбережениями,

- содействуют в организации продажи фирмами своих акций и облигаций,

- организуют рынок купли-продажи валюты.

Из ваших ответов можно сделать вывод, что - любой банк выступает в качестве посредника между лицом, имеющими свободные деньги, и теми лицами, которые в них нуждаются.  

В современном понимании «БАНК» это:

- Банк – посредник между лицом, имеющим свободные средства и тем, кому эти средства необходимы.  

Зачем же сегодня нужны банки?

Структура банковской системы РФ.

Вся банковская система в России и в других странах представлена 2 видами банков это Центральный банк и коммерческие банки. Таким образом, банковская система Российской Федерации является двухуровневой. На первом, верхнем, уровне находится Центральный банк, а на втором, нижнем, различные коммерческие банки.

         Какие услуги населению предоставляют банки?

Вся деятельность банков регулируется Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016).

Работа с раздаточным материалом 

стр. 229-230.

На ваших раздаточных листах отмечены банковские операции. Опираясь учебник отметьте услуги ЦБ и услуги КБ.

Работа с таблицей.

Проверка.

ИТОГ:

        Во-первых, банки принимают вклады, или берут на хранение чужие деньги. Можно сказать, что банки занимают деньги у всех желающих . За пользование вашими деньгами банки платят вам проценты.

        Во-вторых, банки сами могут одолжить кому-то денег, то есть выдать вам кредит. Тогда уже вы должны будете платить за пользование чужими деньгами и в определенный срок вернуть не только занимаемую сумму, но и проценты.

        В-третьих, банки помогают нам, когда мы хотим заплатить или передать деньги кому-то, кто находится далеко не может или не хочет напрямую брать монеты и бумажные купюры из наших кошельков. Естественно, банки делают все это не бесплатно – ведь они коммерческие предприятия. За свою услугу банк берет плату – комиссию и получают прибыль.

Но следует помнить:

  1. Ни один банк не может считаться абсолютно безопасным, предоставить стопроцентную гарантию на возвращения вклада.
  2. Государство не обязано заботиться о том, чтобы все деньги клиентов банков были им возвращены, но помогает защитить вклады.
  3. Реальная цель владельцев и сотрудников банка вовсе не заюота о счастье клиентов, а получение собственного дохода от оказания банковских услуг.

А теперь попробуем на практике как можно максимально выгодно  заключить с банком договор.

Ролевая игра «Банковские услуги».

  • Игра позволяет вам  представить себя на месте клиентов или сотрудников банка и связать информацию о банках, вкладах и кредитах с конкретными действиями, образами, эмоциями. Таким образом, усвоенные сведения будут лучше закреплены.
  • Весь класс разделится на клиентов и финансистов.
  • У каждого клиента в инструкции указана цель, которую ему надо достичь. Для этого необходимо выбрать одного финансиста, соответствующего вводным данным, и «заключить с ним договор». Аналогично, в инструкции каждого финансиста сказано, какую финансовую услугу он предлагает, и предписано найти для этой услуги одного клиента, «заключив с ним договор».
  • Если клиент и финансист решили заключить договор, они сообщают об этом ведущему.
  • Регистрируя сделку, ведущий выдает заключившим договор игрокам сообщения о призовых баллах, получаемых ими при разных вариантах развития событий.
  • Для игроков-финансистов оно совпадает с названием какого-либо географического объекта, для клиентов – с названием растения.
  • Игровые «имена» уникальны. Однако разные игроки могут получить одинаковые вводные. Например, игроки «Тюльпан» и «Береза».
  • 10 минут (для удобства – финансисты – зеленый цвет, клиенты – желтый цвет).

Подведение итогов игры:

Поднять руки, кто заработал 10 баллов, 5 баллов, 1 балл, 0 баллов.

 УЧИТЕЛЬ:

Кто-то взял кредит, ипотеку, положил деньги под проценты, сделал вклад.

Но увы случается так, что у банка могут кончиться деньги.

Однажды так произошло в 1875 году, когда многие сделки оказались рискованными и Московский банк потерпел крах.

Когда у банка кончаются деньги – стр. 232 – картинка.

В итоге каждому вкладчику выплатили 0,75 копеек за каждый вложенный рубль. А государство перестало выдавать лицензии банкам целых 35 лет. Поэтому в тот период в России новые банки не появлялись.

Что делать???

Согласно российским законам существует система страхования вкладов. Выполняет эту функцию Центральный банк.

Стр. 230 – когда у банка кончились деньги. 

Как вы думаете до какой суммы можно получить обратно деньги???

Ответы учащихся

1,4 млн.

  1. А если у меня вклад 2 млн , каким образом поступить?
  2. Ну и еще вывод, который мы можем сделать:
  3. Чем больше процент по доходу от вклада, тем тревожнее к этому надо относится. Почему.

А теперь вернемся к нашей задаче:

Какие 4 совета можно дать нашему богатому Аександру??

  1. Разбить сумму
  2. Тип вклада сберегательный
  3. Изучить рейтинг надежности банка
  4. Из всех банков выбрать самые выгодные предложения.
  5. Заключить договор – внимательно изучить его.

потренируемся стр. 237

Мы сегодня еще раз повторили, что такое банк, какие услуги населению предоставляют банки.

А теперь проверим как вы чувствовали себя на уроке.

Слайд со смайлами:

Дети поднимают смайлики.

(работа с памяткой) 

Стр. 238 – обсудим с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка темы "Системы уравнений второй степени"

данная разработка предназначена для изучения, закпеления знаний по теме, содержит задания для отработки навыков и задания зачетной работы по теме...

Методическая разработка урока "Система налогообложения"

тема налогообложения включены в задания ЕГЭ по обществознанию, в учебнике Кравченко на это отводится два обзаца, а в учебнике Боголюбова не рассматривается вовсе. Поэтому целесообразно данную тему пре...

Методическая разработка:Операционная система, ее состав и назначение

Операционная системаОС – организует выполнение программ и взаимодействие пользователя и компьютера.Операционная система выполняет  роль связующего звена между аппаратурой компьютера и...

Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов»

Методическая разработка  «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов» - это документ, раскрывающий опыт педаг...

Методическая разработка "Геоинформационные системы"

Методическая разработка может использоваться при проведении урока в 11 классе по теме "Геоинформационные системы (ГИС)"...

Отчет методической разработки в системе внеклассной работы для обучающихся с ОВЗ педагогического проекта «Сто друзей – сто затей»

Творчество – является одним из средств формирования положительных аспектов личности. Развитие творческих способностей обучающихся будет способствовать успешной адаптации в обществе.  В...