методическая разработка темы "Системы уравнений второй степени"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Константинова Елена Юрьевна

данная разработка предназначена для изучения, закпеления знаний по теме, содержит задания для отработки навыков и задания зачетной работы по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_lineynyh_uravneniy.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

В результате изучения этой теме вы должны

3.1.       Решение систем уравнений, содержащих одно уравнение первой, а другое  второй степени.

    Решить систему линейных уравнений

           Выразим из второго уравнения у через х:  3х-3=у. Подставим выражение у=3х-3 в первое уравнение вместо у. Получим новую систему уравнений, равносильную данной:

                                                                                        Решим первое уравнение:

 5х+2(3х-3)=17,

 5х+6х-6=17,

 11х=17-6,

 11х=11,

  х=1.

 При х=1  у=3

Ответ: (1;0).

Напомним, что данный метод решения систем уравнений называется методом подстановки. Этот метод применим и для решения систем уравнений второй степени.

Рассмотрим для начала пример решения системы уравнений, в которой одно уравнение первой, а другое – второй степени.

ПРИМЕР 1.

Решим систему уравнений

Выразим из первого уравнения переменную у через х:        у=х-5.

Подставим во второе уравнении вместо у выражение х-5, получим уравнение с одной переменной у  и решим его:  

х2-15(х-5)=109,

х2-15х+75-109=0,

х2-15х-34=0,      (

D=  .

х=,  х1=-2,

х2=,   х2==17.

Найдём соответствующие значения у, подставив в выражение у=х-5 значения х1 и х2:

у11-5=-2-5= -7,

у2=х2-5=17-5=12.

Ответом будет являться пара чисел (х11) и (х22).

         Ответ:  (-2;-7), (17;12).

ПРИМЕР 2.

Решить систему уравнений

   Выразим из первого уравнения х через у:    х=3+у.

Подставим выражение 3+у место х во второе уравнение:   (3+у)у=-2. Решим это уравнение:

(3+у)у=-2,

3у+у2+2=0,  (

,

у1==-2,     у2=-1.

х1=3+у1=3+(-2)=1,     х2=3+у2=3+(-1)=2.

Ответ: (1;-2), (2;-1).

ПРИМЕР 3.

Решить систему уравнений

  Выразим из первого уравнения х через у:   х=6-у. Подставим данное выражение вместо х во второе уравнение: (6-у)2-у2=12. По формуле сокращённого умножения преобразуем выражение (6-у)2: (6-у)2=62-2=36-12у+у2.

Решим уравнение (6-у)2-у2=12,

                        36-12у+у2-у2=12,

                        -12у=12-36,

                        -12у= -24,

                         у=2.

При у=2     х=6-у =6-2=4.

 Ответ:  (4;2).


  1. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.

Часто встречаются задачи, решение которых сводится к решению систем уравнений второй степени.

ПРИМЕР 4.

Решить задачу: Прямоугольный участок земли обнесён забором, длина которого 40м. Площадь участка 96м2. Найдите длины сторон участка.

                                                                                                          х см

   Пусть длина прямоугольника равна х см, а ширина – у см.         у см

Известно, что периметр этого прямоугольника равен 40 см.

Составим первое уравнение 2(х+у)=40 или х+у=20.

Так как площадь прямоугольника равна 96см2, имеем второе уравнение: ху=96.

Составим систему уравнений:                                                                                                                         

Справка!    Периметр прямоугольника равен сумме длин всех сторон.                    P=2(                                                 Площадь  прямоугольника равна произведению длины и ширины.        S=b

Выразив из первого уравнения х=20-у и подставив данное выражение вместо х во второе уравнение, получим: (20-у)у=96. Решив это квадратное уравнение найдём у1=8, у2=12.

Соответственно х1=20-8=12, х2=20-12=8.

Значит,  стороны прямоугольного участка равны 8см и 12 см.

Ответ: 8см и 12см.

ПРИМЕР 5.

Решить задачу: Один комбайнер может убрать урожай пшеницы с участка на 24 ч быстрее, чем другой. При совместной же работе они закончат уборку урожая за 35 ч. Сколько времени потребуется каждому комбайнеру, чтобы одному убрать урожай?

  Пусть первому комбайнеру потребуется для уборки урожая х ч, а другому – у ч. Первый комбайнер выполнит за час  часть всей работы, а второй . Работая вместе, они выполняют за час  всей работы, а за 35 часов они выполнят всю работу. Составим уравнение: . Кроме того, известно, что первый выполняет работу на 24 ч меньше времени, чем второй. Имеем уравнение у-24=х.

Составим систему уравнений:

Подставим вместо х во второе уравнение выражение у-24.

,

, (умножим левую и правую часть уравнения на общий знаменатель у(у-24))

, (сократим дроби)

35у+35(у-24)=у(у-24),

35у+35у-840=у2-24у,

у2-24у-70у+840=0,

у2-94у+840=0.

Решив это квадратное уравнение, найдём у1=10, у2=84.

При этих значениях у знаменатели уравнения у и у-24 не равны нулю, поэтому у1=10, у2=84 – корни уравнения. Найдём соответствующие значения х:

х1=10-24= -14, х2=84-24=60.

По смыслу задачи время, потраченное на работу, не может быть отрицательной величиной. Следовательно, первый комбайнер на уборку урожая потратит 60 ч. Работая один, а второй – 84ч.

Ответ: 60ч и 84ч.

                

 

I.  Решить систему уравнений.

1.                                  6.                               11.

2.                                   7.                          12.

3.                                      8.                          13.

4.                                      9.                              14.

            5.                                        10.                              15.

                        

II. Решить задачу с помощью системы уравнений.

1.      Из двух городов, расстояние между которыми 700 км, одновременно навстречу друг другу отправляются два поезда и встречаются через 5 ч. Если же второй поезд отправится на 7 ч. раньше первого, то они встретятся через 2 ч после отправления первого поезда. Найдите скорость каждого поезда.

2.       Расстояние между двумя пунктами по реке равно 14 км. Лодка проходит этот путь по течению за 2 ч, а против течения за 2ч 48 мин. Найдите скорость лодки в стоячей воде и скорость течения реки.

3.      Моторная лодка против течения реки проплыла 10 км, а по течению 9 км, при этом по течению она шла 45 мин, а против течения lч 15 мин. Найдите собственную скорость лодки и скорость течения реки.

4.      Сумма двух чисел равна 12, а их произведение равно 35. Найдите эти числа.

5.      Сумма двух чисел равна 46, а сумма их квадратов 1130. Найдите эти числа.

6.      Разность двух натуральных чисел равна 24, а их произведение. Найдите эти числа.

7.     Разность двух натуральных чисел равна 16, а их произведение на 553 меньше суммы квадратов этих чисел. Найдите эти числа.

8.    Сумма двух натуральных чисел равна 50, а произведение этих чисел на 11 меньше,   чем разность их квадратов. Найдите эти числа.

9.   Какое двузначное число в 4 раза больше суммы своих цифр и в 3 раза больше произведения цифр?

10.     Двузначное число в 6 раз больше суммы его цифр. Если из этого числа вычесть произведение его цифр, то получится 34. Найдите это число.

11.  Сумма цифр двузначного числа равна 12. Если к заданному числу прибавить 36, то получим число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите исходное число.

12.    Если  к числителю и знаменателю обыкновенной дроби прибавить по 1, то дробь станет   равна "2"  а если сложить квадраты числителя и знаменателя исходной дроби, то получится 136. Найдите эту дробь.

13.    Диагональ прямоyгoльника равна 10 см, а его периметр равен 28 см. Найдите стороны прямоугольника.

14.    Сумма катетов прямоугольного треугольника равна 49 м, а его гипотенуза 41 м. Найдите площадь треугольника.

15.   Разность катетов прямоугольного треугольника равна 23 дм, а его гипотенуза 37 дм.    Найдите периметр треугольника.

16.   Периметр прямоугольного треугольника равен 84 см, гипотенуза равна 37 см. Найдите  площадь этого треугольника.

17.  Турист проплыл на лодке по реке из города А в город В и обратно за 7 ч. Найдите скорость течения реки, если известно, что турист проплывал 2 км против течения за то же время, что и 5 км по течению, а расстояние между городами равно 20 км.

18.  Расстояние между двумя поселками, равное 24 км, первый пешеход преодолел на 2 ч быстрее второго. Если скорость движения первого увеличить на 2 км/ч, а второго на 1 км/ч, то и в этом случае весь путь первый преодолеет на 2 ч быстрее второго. Найдите первоначальные скорости пешеходов.

19.    В первом зрительном зале 350 мест, а во втором 480. Во втором зале на 5 рядов меньше, чем в первом, но в каждом ряду на 10 мест больше, чем в каждом ряду первого зала. Сколько мест в ряду в каждом зале?

20.    В красном зале кинотеатра 320 мест, а в синем 360. В красном зале на 2 ряда больше, чем в синем, но в каждом ряду на 4 места меньше, чем в каждом ряду синего зала. Сколько рядов в каждом зале кинотеатра?

21.   В колледже для проведения письменного экзамена по математике было заготовлено 400 листов бумаги. Но так как на экзаменах по предыдущим предметам отсеялось 20 человек, то каждому абитуриенту смогли дать на 1 лист бумаги больше, чем предполагалось. Сколько человек сдавало экзамены по математике?

22.  Два комбайна, работая совместно, могут выполнить задание за 6 ч. Первый комбайн, работая один, может выполнить это задание на 5 ч скорее, чем второй комбайн. За сколько времени может выполнить задание первый комбайн, работая один?

23.   Две бригады, работая вместе, могут выполнить работу за 8 ч. Первая бригада, работая одна, могла бы выполнить эту работу на 12 ч быстрее, чем вторая бригада. За сколько часов могла бы выполнить всю работу первая бригада, если бы она работала одна?

24.   Два экскаватора, работая одновременно, выполнят некоторый объем земляных работ за 3ч 45 мин. Один экскаватор, работая отдельно, может выполнить этот объем работ на 4 ч быстрее, чем другой. Сколько времени требуется каждому экскаватору в отдельности для выполнения того же объема земляных работ?

25.   Чан наполняется двумя кранами при совместной работе за 1 ч. Наполнение чана только через первый кран длится вдвое дольше, чем через второй кран. Если же открыть оба крана, то чан наполнится за 1 ч. За какой промежуток времени каждый кран отдельно может наполнить чан?

26.    На перепечатку рукописи первая машинистка, тратит на 3 ч меньше, чем вторая. Работая одновременно, они закончили перепечатку всей рукописи за 6 ч 40 мин. Сколько времени потребовалось бы  каждой из них на перепечатку рукописи?

27.  Два тракториста, работая совместно, вспахали поле за 48 ч. Если бы половину поля вспахал один из них, а затем оставшуюся половину другой, то работа была бы выполнена за 100 ч. За сколько часов мог бы вспахать поле каждый тракторист, работая отдельно?


              Зачётная работа №3

Уровень I                                                                    =

                                                                                

Уровень II                   +                                                     =

                                                                                             

Уровень III                           +                     +                             =

                                                                                                           

                                                                           

                                                                   

Вариант

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

Задание №1.      

Решить систему уравнений:

  1.                         1.2                     1.3         
  1.                         1.5                     1.6 

Задание №2.      

Решить систему уравнений:

  1.                                 2.2                       2.3         

2.4                                 2.5                     2.6 

Задание №3.      

Решить  задачу:

3.1 Периметр прямоугольника равен 28 м, а его площадь равна 40м2. Найдите стороны прямоугольника.

3.2 Прямоугольный газон обнесён изгородью, длина которой 30м. Площадь газона 56м2. Найти длины сторон газона.

3.3 Произведение  двух положительных чисел равно 72. Найти эти числа, если известно, что одно из них на 6 больше другого.

3.4 Диагональ прямоугольника равна 10 см, а его периметр равен 28см. Найти стороны прямоугольника.

3.5 Площадь прямоугольного треугольника равна 24см2, а его гипотенуза равна 10см. найти катеты треугольника.

3.6 Периметр прямоугольного треугольника равен 84см, а его гипотенуза равна 37см. Найти площадь этого треугольника.

Задание №4.      

Не выполняя построения, найти координаты точек пересечения параболы и прямой:

4.1 у=х2-10 и у=4х+11;                4.2 у=х2-8 и у=4-х;

4.3 у=-х2-4 и х=6-7х;                        4.4 у=х2-3 и у=8х+4;

4.5 у=х2-2 и у=4-х;                        4.6 у=-х2+2 и у=-2х-1.                                                                              

Задание №5.      

Решить систему уравнений:

  1.                         5.2                       5.3         

5.4                         5.5                     5.6 

Основная цель изучения темы:

Выработать умения решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени, и применять метод составления систем для решения  текстовых задач.

Планируемые достижения:

  1. Знать способы решения систем уравнений.

  1. Уметь решать системы уравнений, содержащих уравнение второй степени.

  1. Уметь решать задачи с помощью составления систем уравнений.

  1. Выполнить зачётную работу соответствующего уровня (по выбору):

1 уровень соответствует оценке «3»

2 уровень соответствует оценке «4»

3 уровень соответствует оценке «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Решение систем,содержащих уравнения второй степени

Аннотация урока      Урок закрепления  знаний. На уроке используется технология развития критического мышления.      Урок начинается актуализац...

Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде

Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...

методическая разработка урока "РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ" 9 класс

Методическая разработка урока "РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ" 9 класс...

Методическая разработка урока "Свойства степени с натуральным показателем"

Урок проводится после изучения темы «Свойства степени с натуральным показателем».Тип урока: урок применения знаний и умений.Формы работы: устная  и письменная форма работы, коллективная, группова...

Методическая разработка урока "Второй признак равенства треугольников"

В разработке рассматриваются задачи на повторение первого признака, доказательство, самостоятельная работа...

Методическая разработка по теме "Степенная функция 10 класс"

Подробная разработка раздела программы "Степенная функция" по учебнику Колягина Ю.М. 10 класс...

Методическая разработка урока "Вторая мировая война: союзники"

Методическая разработка фрагмента урока "Вторая мировая война: союзники" предназначена для изучения в 10 классе в рамках изучения всеобщей истории...