Личность и общество: принципы социального взаимодействия.
статья по обществознанию

Дулова Инна Валерьевна

Взаимодействие личности и общества неизбежно, т.к. человеку присущ коллективный образ жизни – только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества и получать эмоционально-психологическое удовлетворение в течение всей жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_i_obshchestvo.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Личность и общество: принципы социального взаимодействия.

Введение

В первобытном обществе из-за неделимости социальных функций отдельная личность не могла стать полноценной личностью. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что человек все больше выделялся из прямого слияния с семьей и природой, выполнял различные социальные функции и тем самым развивал личные гражданские качества. 

Социальная история предстает как фазовый переход с колебаниями различной амплитуды воздействия на локальные аспекты социальной жизни. При этом переходе процесс формирования личности: 

момент универсальности форм движения;

проявление развернутости феномена живого существа, способности рефлексии на уровне сознания;

выражение качества субъект-объекта социальной формы движения материи, в которую входит духовность.

Итак, личность рассматривается в системе взаимодействия природно-социальных форм движения материи, формируется под влиянием социальной среды, а также собственными усилиями личности.

Взаимодействие личности и общества является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Данная тема, которую отражали в своих произведениях А.С. Грибоедов (комедия «Горе от ума»), Ю.В. Трифонов (роман «Старик»), Е.И.Замятин (поэма «Мы») и многие другие таланты, актуальна во все времена.

Каждый философ, размышляя над проблемой общества и личности, хочет понять принцип их взаимосвязи и, тем самым, найти золотую середину, идеал их взаимодействия. Одни при этом пытаются улучшить общество, не затрагивая отдельного человека, другие ищут проблему в самом человеке.

Понятие «личность» относится к числу наиболее сложных. На данный момент выделяют 4 теории личности:

1. Биологизаторская - по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

2. Социологизаторская – личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта; биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

3. Психоаналитическая теория Фрейда - личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов. Фрейд очертил следующую структуру личности: а) «Ид» («оно») - бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются. б) «Эго» («Я») - это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей. в) «Суперэго» - осознание человеком норм и правил общества.

Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

4. Идоническая теория Г. Юнга - личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.

Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как «становление личности», из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности.

Личность и общество

В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле, общество – это совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями. Итак, Общество это:

1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).

2. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).

3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).

4. Человечество в целом.

Взаимодействие личности и общества напрямую связано с таким понятием как «социализация» - процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе.

Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;

2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми. Чтобы достигать взаимопонимания, выяснять причины собственного поведения и поступки собеседников, личность вступает в активное взаимодействие с обществом, другими людьми и с самой собой. Результатом активности является формирование самосознания личности, собственного рефлексивного «Я», новой установки, а также потребности в новых социальных и межличностных отношениях. Итак, в основе личности лежат ценности, принятые ею. Они регулируют индивидуальное поведение, обеспечивающие собственную социально-нравственную активность. Когда речь идет об активности личности в межличностном общении, то предполагается активность всех участников коммуникативного процесса. Происходит взаимовлияния, результатом которого является изменение в социальной поведении партнеров по общению. Здесь стоит отметить, что не в каждом случае влияние завершается принятием ценностей, а только при условии, когда:

внешние ценности не противоречат уже имеющимся в личностной структуре ценностям;

новая ориентация, возникшая в результате восприятия ценностей, позволяет личности удовлетворить определенные потребности и цели общения;

не возникает внутреннего дискомфорта у участников взаимодействия;

отсутствует негативное влияние прошлого социально-психологического опыта.

Многообразие людей не исключает возможности увидеть определенные типы их сходства в соответствии с социальными параметрами:

принадлежность индивидов к определенной сфере деятельности, т. е. К общественному типу разделения труда; 

разделение людей по отношению к средствам производства;

подчинение людей национально-культурным условиям.

У носителей общественных отношений формируются определенные классовые, национальные и другие черты личности.

Помимо обществознания, различают социальные и психологические типы личности. Еще Гиппократ делил людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. 

В философской и психологической литературе получило широкое распространение разделение людей на интровертов и экстравертов. Интроверт сосредоточен на своем внутреннем мире, у него часто бывает аналитическое восприятие мира. Экстраверт нацелен на внешний мир, его синтетическую природу. И. В. Киреевский различал внешние (совокупность социальных ролей с точки зрения социальной психологии) и внутренние (совокупность человеческих способностей: любовь к Богу, помощь ближнему, чувство вины, стыда, сострадания и т. д.) персона. Американский философ Д. Рисман выделял традиционно ориентированную, ориентированную изнутри, ориентированную извне и автономную личность.     

С 70-х гг. XX век Соционика развивается - наука о человеческих возможностях и человеческих взаимоотношениях. В зависимости от типов личности (Дюма, Гюго, Бальзак, Дон Кихот, Наполеон, Есенин, Жуков, Обломов, Манилов, Плюшкин и др. Отношения) Между людьми развиваются по-разному - от комфорта до конфликта.   

В соционике конкретные образы скрываются за условными символическими названиями. Например, тип Жукова обладает сильными управленческими и организаторскими способностями. Такие личности, как Обломов, пассивны, не склонны к действиям, поступкам, такие как Манилов - витают в облаках, например Плюшкин - излишне бережливые, скряги. Такие люди, как Наполеон, умеют манипулировать чувствами других людей, они энергичны, обладают развитой силой воли.   

Ранее отмечалось, что важнейшими формами человеческого существования являются труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметная практическая деятельность, практика социального созидания, политическая активность и самотворение. Один из способов человеческого существования - отчуждение. 

Некоторые фрагменты идеи отчуждения встречаются в античной философии (Платон), в философии Нового времени (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Сен-Симон). В немецкой классической философии отчуждение выделяется как самостоятельный объект исследования. Г. Гегель показал, что в акте отчуждения есть не только потеря, но и присвоение. Глубокую проработку проблемы отчуждения проводили классики марксизма, представители антропологических течений в философии.   

Социальное государство, в котором люди существуют как функции, а вещи доминируют над творцом, Карл Маркс подробно проанализировал в Капитале и подготовительных работах к нему. Также отмечены такие направления, как отчуждение общества и человека от природы, отчуждение человека от другого человека. М. Хайдеггер считал отчуждение формой человеческого существования в безличном мире повседневной жизни. Э. Фромм связывал отчуждение с превращением человека в вещь, с бегством от свободы.   

В целом феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, то, что создано человеком, как-то ему противостоит, т. е. Между Я и не-Я возникает противоречивое общение; во-вторых, когда какие-либо явления и отношения в искаженном сознании людей превращаются в нечто иное, чем они есть в себе.  

В современной философской мысли отчуждение в основном рассматривается через призму процессов дегуманизации общества, ведущих к дегуманизации личности, утрате чувства Я, результатом чего является появление бездушного и безличного. Мегамашина, то есть чрезвычайно рационализированная, технократическая социальная организация. М. Бубер назвал три сферы отчуждения: сферу технологий (человек стал придатком машин), сферу экономики (процесс производства и потребления товаров вне контроля человека) и сферу политики (человек есть во власти иррациональных сил) 130. Государственные и общественные учреждения изображаются как силы, враждебные человеку. Источник этой ситуации видится в засилье идеалов рационализма *, культа науки и техники. Увеличился разрыв между способностью людей производить с помощью научных технологий и способностью контролировать их.     

Отрыв от созданного им человека объективен. Это выражается, прежде всего, в характере деятельности, механизм которой включает целеполагание, объективацию и получение конечных результатов, что указывает на возможность изоляции в условиях общественного разделения труда. 

Опыт показал, что чем ниже уровень производительных сил, тем сильнее отчуждение. Плохое развитие орудий труда возлагает на человека в силу его физического и нервного перенапряжения всю производственную ношу, порождая технологическое отчуждение. При этом человек выступает как придаток любого средства труда или какой-либо производственной функции.  

При принудительной внеэкономической организации труда (в обществе барачного типа) производство и потребление разрываются, что ведет к экономическому отчуждению.

Политическая основа отчуждения связана с деятельностью государства, когда создаются возможности для формирования аппарата, интересы которого противоположны обществу и направлены на обеспечение их внутренних защитных механизмов, что снижает возможности самокоррекции социальной развитие.

Отчуждение сопровождается субъективным ощущением бессилия человека над результатами своей деятельности. В состояниях неопределенности, нестабильности (экономической, политической) человек психологически теряет ощущение своей значимости, возникает смысл жизни, растерянность и разочарование. При этом разрушаются межличностные связи, в поведении некоторых людей ослабляется рациональность и возрастает роль инстинктов.  

Отчуждение в технико-экономической и социально-политической сферах дополняется отчуждением в духовной жизни. Одна из форм духовного отчуждения - потеря исторической памяти. Отчуждение в духовной культуре, начиная с последней трети ХХ века, стало возможным потому, что знаки и системы символов, которые были созданы для объяснения и понимания человека окружающего мира, стали, как считают некоторые ученые, непроницаемой стеной, которая отделяет человека от реальности. Одни знаки интерпретируются с помощью других, поэтому человеческий разум обречен оставаться в порочном круге искусственных интерпретаций.   

Преодоление негативных форм отчуждения коренится в социальном прогрессе. Просветители XVIII в. И марксисты связывали прогресс с постепенным смягчением методов эксплуатации, с тенденцией к полному раскрепощению рабочего. Спасение и достойное будущее человечества - в обществе, в котором человек вырывается из отчужденного состояния стихийных процессов (но при этом сохраняя позитивную спонтанность как естественность) или тоталитарной системы, находит условия для реализации своей индивидуальности против общей фон коллективности. В современных условиях, когда доля информационного продукта значительно превышает долю материального продукта, нарастает тенденция использовать, прежде всего, возможности человека как разработчика новых систем, контроллера, оператора, наладчика.. Преодоление неприятия человека от его творений также связано с тем, что уровень согласованности в мировой экономике повышается; Наряду с наличием естественных саморегулирующихся, во многом хаотичных процессов восстанавливаются механизмы политического регулирования. Преодоление политического отчуждения осуществляется в различных формах: создание производственных комитетов, независимых общественных комиссий на предприятиях и в учреждениях, развитие различных форм взаимопомощи. Это приводит к формированию общества участия, осознанию гражданами своей роли в государстве и повышению личной ответственности за себя и дела в обществе.        

Отчуждение в полном объеме неизбежно, потому что оно, наряду с его отрицательными сторонами, является нормальной характеристикой человека, свидетельствует о его способности к самовыражению и самоотдаче. В целом отчуждение двоякое: оно способствует самовыражению человека и в то же время обезличивает его. В процессе обновления общества в любой социальной системе всегда будут возникать новые проблемы и трудности, новые варианты отчуждения.  

Один из параметров человека - страх. Он лежит в основе жизни: сама борьба за существование, выживание предполагает страх. Чувство страха в критических ситуациях мобилизует силы живого организма. М. Хайдеггер различает два типа страха: как реакция на конкретную угрозу и страх (ужас) жизни как таковой. На фоне постоянного напряжения в условиях ускорения социальных процессов у многих людей развивается неуверенность в себе, которая в некоторых случаях парализует способность анализировать происходящее. В современных условиях возник новый страх - перед виртуальной реальностью: страх человека раствориться в созданной им искусственной среде.     

В биологическом существовании человека страх является предупреждающим сигналом, а в социальной жизни страх может укреплять социальные связи. Он сделал возможным возникновение культуры - через запреты, установление властей, формирование культов. 

НА. Бердяев рассматривал существование человека через страдания. Он, как и страх, связан не только с животной стороной человеческого существования, но и с его духовностью (А. Шпенглер). В христианстве страдание действует как божественное наказание за грехи. Для А. Шопенгауэра основой морали является сострадание, в котором преодолеваются эгоистические порывы. Страдание - средство к величию души (Ф. Ницше).     

Есть два основных источника страданий: внешние социальные и материальные (страдания от социального угнетения, национального угнетения, эксплуатации, болезней, отсутствие безопасности для всех людей прав на работу, образование, жилище, в целом на достойное существование) и внутренние духовные, связанных с трагическими устоями жизни. В космосе, в людях, в природе Земли, верил М. Шелер в своей работе Положение человека в космосе, трагедия завершается как важнейший момент существования. Человек страдает от того, что он содержит стремление к бесконечности и вечности, но находится в ограниченных условиях существования в мире.  

Формы страдания разнообразны: от ожидания смерти, страдания от любви и ревности, конфликтов, от раненой гордости, неудач, разочарований, иногда от непонимания собственной цели, страдания от бессмысленной случайности, насилия, боли.

Без боли (не только физической, но и духовной, моральной) люди скатились бы до уровня самодовольных полуживотных. Люди прибегают к различным средствам преодоления страданий: некоторые готовы потерять индивидуальность, подавить сознание (с помощью наркотиков, алкоголя, бессмысленных увлечений и т. д.). В то же время страдания для человека становятся источником положительных эмоций, самовыражения и самосовершенствования.  

Универсальная сторона человеческой психики - фантазия, связанная с интуицией, присущая чувству и мысли. Фантазия наполняет человека страхом или надеждой, вдохновляет на деятельность, присутствует в проектах будущего, таится в каждом идеале и кумире, определяет наше отношение к жизни и смерти. Фантазия выступает одновременно и как опасное занятие (духовный наркотик, ведущий в мир грез, маниловских снов) и как благодатное свойство человека (поднимает человека над скучной, часто стандартной повседневностью, стимулирует творчество).  

С фэнтези тесно связана игра, соединяющая реальность и воображение. В игру входят корни культов, религий, мифов, различных видов художественного творчества. Игра стала формой свободного самовыражения человека, не связанной с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющей удовольствие. Согласно теории К. Гросса, игра - это непреднамеренное самообучение тела, особенно необходимое человеку в раннем возрасте. Дж. Хейзинга сравнивает игру с ритуалом, культом, карнавалом, праздником, спортом. Вслед за Дж. Маркузе Хейзинга противопоставляет принцип естественной игры авторитарному внешнему принуждению, в том числе связанными с технизацией и политизацией общества. В концепции играющего человека он увидел реализацию идеи свободы выбора, самовозможности. В игре есть выход из материального мира в мир знаков - символов, метафор, а через него - в мир культуры. Игра - это сокращенное и обобщенное выражение социальных отношений. Человек должен выбрать: быть ничем или играть (Ж.-П. Сартр).         

Игра - это случайная деятельность в реальной и воображаемой ситуации по определенным правилам. Субъективная цель игры, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющей удовольствие, а объективный смысл игры заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления различных видов деятельности и жизни человека.. Труд как сочетание физических и интеллектуальных сил, увлекающий рабочего своим содержанием и способом выполнения, становится игрой. В то же время труд как сильное напряжение - это не игра. Профессиональные соревнования в так называемом большом спорте - это игра, а тем более работа профессионального спортсмена.    

Одно из фундаментальных свойств человека - любовь. Древние индийские Веды и древнегреческая философия (Гесиод, Эмпедокл) рассматривали любовь как космический принцип, посредством которого Вселенная умиротворяется и объединяется. Формирование и существование общества, подчеркивал Ф. Вольтер, невозможно без любви человека к себе и любви к другим. На основе любви возникают страсти - пружины и шестеренки социальных механизмов, объединяющих людей и извлекающих тяжесть искусства и удовольствия из глубин земли. Для Н. Хартманна любовь придает смысл бытию человека.    

Любовь стоит у истоков существования человека, обеспечивает его душевную безопасность и равновесие. В межличностных отношениях любовь выражается через раскрытие индивидуальности другого человека, переживание его уникальности, неиссякаемой глубины. Любовь - это стремление к глубокому внутреннему союзу с любимым человеком, к взаимному слиянию, в котором, однако, каждая сторона сохраняет свою индивидуальность. В любовных отношениях развиваются такие качества личности, как забота, ответственность, уважение. Любовь, по мнению BC Соловьева, - явление, в котором наиболее адекватно проявляется божественно-человеческая сущность личности. Такая любовь выступает как синтез естественной (естественной) и интеллектуальной (духовной) любви; в нем достигается единство стихийной силы и чувства общечеловечности, универсальности.     

Вывод: взаимодействие личности и общества неизбежно, т.к. человеку присущ коллективный образ жизни – только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества и получать эмоционально-психологическое удовлетворение в течение всей жизнедеятельности.


Литература:

А.А.Реан «Психология личности. Социализация, поведение, общение».-М., Прайм-Еврознак2007.

Г.М.Андреева «Социальная психология».- М., Аспект Пресс, 2008.

Н. Элиас «Общество индивидов». - М., Праксис, 2001.

С. Галкин «Воспитание, личность, общество». – М., Феникс,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

1) познакомить с основными формами соци­альных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) раз­вивать умения осущ...

Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия

Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...

мастер-класс: метод активизации резервных возможностей личности и использованием принципов интенсивного обучения (Вячеслав Петрусинский)

объяснить  предназначение метода  активизации резервных возможностей личности с использованием принципов интенсивного обучения; назвать основные параметры модели реального  п...

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...

Принцип коммуникативного взаимодействия как одно из преимуществ групповой формы обучения

Принцип коммуникативного взаимодействия (наряду с личностным, поэтапным и другими) не просто соотносится с совокупностью приёмов обучения иностранному языку, называемой методом, но отражается в каждом...

Принципы педагогического взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ в условиях образовательного учреждения

Рассматриваются вопросы  успешности реализации инклюзивного и специального обучения, что  во многом определяется качеством адаптации стандартных учебных программ под нужды конкретного ребенк...