Принцип коммуникативного взаимодействия как одно из преимуществ групповой формы обучения
учебно-методический материал (английский язык) по теме

Мишинская Ирина Александровна

Принцип коммуникативного взаимодействия (наряду с личностным, поэтапным и другими) не просто соотносится с совокупностью приёмов обучения иностранному языку, называемой методом, но отражается в каждом компоненте методической системы преподавания языка. На современном этапе именно этот принцип связывает цели обучения и воспитания, обуславливает средства и процедуры единого учебно-воспитательного процесса при обучении иностранному языку в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsip_kommunikativnogo_vzaimodeystviya.doc20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип коммуникативного взаимодействия как одно из преимуществ групповой формы обучения

Принцип коммуникативного взаимодействия (наряду с личностным, поэтапным и другими) не просто соотносится с совокупностью приёмов обучения иностранному языку, называемой методом, но отражается в каждом компоненте методической системы преподавания языка. На современном этапе именно этот принцип связывает цели обучения и воспитания, обуславливает средства и процедуры единого учебно-воспитательного процесса при обучении иностранному языку в школе.

Принцип коммуникативного взаимодействия в учебном процессе можно было бы определить как такой способ его организации, при котором:

а) учащиеся активно общаются друг с другом, обмениваясь учебной информацией, и за счёт этого расширяют свои знания, совершенствуют умения и навыки;

б) между учащимися складываются отношения, способствующие повышению коммуникативной компетентности каждого из участников общения;

в) каждый из них заинтересован в повышении указанных умений и навыков у партнёров в процессе взаимодействия с ними в учебной, ролевой, игровой ситуации.

Основным социально-психологическим условием успешности процесса обучения является активное скоординированное общение преподавателя с учащимися. Оно формирует социальную мотивацию учебной деятельности, включает в неё элемент престижа и ощущения успешности, способствует усвоению учащимися познавательных действий и приёмов общения на иностранном языке. Возникающие на их основе совместные действия, в свою очередь, регулирующие межличностные отношения «учитель - ученик», «ученик - группа» и т.д., являются также средством повышения эффективности индивидуальной познавательной деятельности. В условиях активного учебного, но при этом межличностного, общения возникает особая ситуация познавательного развития, появляется возможность формировать необходимые коммуникативные навыки в контексте социальной функции осваиваемой деятельности.

Активно взаимодействуя друг с другом, учащиеся не только обмениваются знаниями о языке, но и учатся общаться. Процесс обучения иностранному языку в речевом общении – двусторонний процесс, в котором многое приобретает не только учащийся, но и учитель.

В контексте сказанного особую значимость приобретает вопрос о типах учебного взаимодействия. Типы и способы учебного взаимодействия должны быть такими, чтобы обеспечить постоянную вовлечённость учащихся в обмен информацией. В своей работе мы используем различные способы учебного взаимодействия; они дополняют друг друга и придают учебной деятельности характер партнёрства. Можно назвать следующие формы:

  1. одновременная работа в парах;
  2. одновременная работа в микрогруппах по 3-4 человека;
  3. работа в командах (вся учебная группа делится на 2 части);
  4. «учащийся – вся группа»;
  5. «преподаватель - группа»;
  6. «преподаватель - микрогруппа» и т.д.

Одной из плодотворной форм коммуникативного взаимодействия является работа в микрогруппах по трое, когда учащиеся вынуждены учитывать реакцию на свои высказывания не только непосредственного собеседника, но и «третьего лица». Это приводит к усилению «момента рефлексивности» - необходимого элемента при обучении общению. При этом положение третьего участника, не занятого непосредственно в диалоге, мобилизует его внимание на восприятие содержания речи и строения языка, что играет свою роль в выполнении конкретного задания учителя.

Организация работы в форме микрогрупп позволяет преподавателю оперативно управлять работой в классе, вовлекая в неё всех учащихся без исключения, обеспечивать их высокую познавательную активность, а также осуществлять контроль и коррекцию их действий. Организуя одновременную работу в микрогруппах с регулярной сменой их состава, учитель получает возможность гибко управлять их взаимодействием, учитывать их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Преподаватель, таким образом соблюдает принцип индивидуального подхода к учащемуся и при групповом обучении.

Взаимодействие и сотрудничество преподавателя и обучаемого, учителя и класса, а также учащихся между собой являются одним из важнейших условий успешного обучения английскому языку в школе.

Когда общение протекает в атмосфере открытости и взаимного доверия, у учеников вырабатывается навыки совместной согласованной коммуникативной деятельности; исключительно большое значение при этом приобретает организация межличностных отношений. Если ранее единственным структурным коммуникативным звеном в группе являлся преподаватель, то теперь на первый план выдвигается учащийся. Его собственными усилиями (под контролем преподавателя) конструируется такая система отношений, которая позволяет как можно скорее раскрыть и развить возможности каждого. Непосредственные наблюдения в группах, где активно внедрялся коммуникативный метод обучения английскому языку, выявляют положительные изменения личностных качеств учащихся. Создаются благоприятные условия для правильного восприятия и понимания партнёра, более точной самооценки, для развития позитивных человеческих качеств. Создание учителем атмосферы доброжелательности, благоприятного психологического микроклимата в группе настраивает на взаимное поощрение и поддержку участников коммуникативных систем «учитель - группа», «учитель - ученик», «ученик - группа», «ученик - ученик» и т.п.

Лишь в том случае, когда в группе установлены хорошие, устойчивые, доброжелательные взаимоотношения, согласованная деятельность, в том числе учебная, будет протекать успешно. Ценность таких отношений заключается в опосредованности их значимым для каждого участника содержанием учебно-познавательной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить возникновение соответствующей психологической установки, мотивируя учащихся на совместное преодоление трудностей овладения изучаемым предметом.

Групповое взаимодействие в условиях особого деятельностно-опосредованного психологического климата позволяет направить в нужное русло конкуренцию между учащимися и превратить её в сотрудничество, когда каждый стремится поступить таким образом, чтобы, выражая свою индивидуальность, стремиться к достижению общих целей совместной деятельности.

Оптимальная реализация возможностей каждого выступает здесь как подчинённая общей цели задача. В качестве стимулов к развитию творческой индивидуальности выступают: 1) доверительные отношения между преподавателем и учащимся, освобождающие детей от неуверенности в себе; 2) поощрения со стороны преподавателя и товарищей по группе; 3) идентификация обучаемого с группой; 4) организация учебной деятельности в совместных игровых формах; 5) организация учебной деятельности в форме серий заданий, интересных для обучаемых и предполагающих их активное взаимодействие.

Высокая роль организации и управления общением в условиях групповой познавательной деятельности в классе предъявляет особые требования к учителю. Необходим такой тип педагогической коммуникации, который близок к оптимальному взаимно развивающему человеческому общению. В связи с этим повышение профессиональных способностей учителя должно происходить в сторону формирования особых педагогических способностей, связанных с реализацией принципа коммуникативного взаимодействия учителя и каждого обучаемого, а также каждого обучаемого между собой.

Преимущества групповой познавательной деятельности в классе по сравнению с индивидуальными формами обучения проявляются во многих аспектах учебно-воспитательного процесса, в частности, предметном, педагогическом и психологическом. В предметном плане прослеживается чёткая зависимость повышения уровня познавательной активности учащихся от группового взаимодействия. В условиях совместной учебной деятельности в классе образуется общий фонд информации об изучаемом предмете, куда каждый из учащихся привносит свой вклад, который так или иначе может быть востребован и использован. Таким образом, общение с соучениками становится одним из способов овладения предметом.

Психолого-педагогический аспект совместной познавательной деятельности заключается в том, что активное взаимодействие учащихся стимулирует у них развитие самооценки и саморегуляции, более точное восприятие себя и одноклассников. «Существенными критериями воспитательной эффективности обучения следует считать те показатели личности, которые связаны с саморегуляцией человека в процессе общей деятельности, в общении. Особенно следует учитывать самооценку». (3, с. 19) Аппарат саморегуляции и самоконтроля поведения является важнейшим психологическим механизмом формирования компетентного, уверенного в своих силах, способностях и возможностях человека. Важнейшим компонентом этого механизма является самооценка, от адекватности которой зависит поведение людей по отношению друг к другу. В процессе самопознания человек неизбежно сравнивает себя с другими. Таким образом он познаёт свои достоинства, недостатки, возможности. Другой стороной является адекватная постановка целей и задач, которые он может достичь и решить, формирование соответствующего уровня притязаний в сфере определённой деятельности.

При индивидуально-фронтальных формах обучения учитель нередко оказывается единственным, кто воздействует на формирование самооценки учащегося в ходе учебного процесса. В замкнутой системе «учитель-ученик» не приходится рассчитывать на формирование адекватной самооценки учащегося.

Использование коммуникативного принципа в познавательной деятельности, а также демонстрируемая преподавателем норма поведения способствует созданию атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, создают оптимальные условия для реализации возможностей каждого ученика и развивают способность адекватно воспринимать других и оценивать себя, свои поступки, результаты своей деятельности. Постоянное учебное взаимодействие с меняющимися партнёрами даёт возможность каждому правильно увидеть себя со стороны и оценить.

Познавательная деятельность, организованная в процессе коммуникации, порождает взаимоотношение ответственной зависимости, когда успех одного выступает как условие успеха другого. Так формируется способность к совместной учебной деятельности – одна из составляющих социализации будущего гражданина. В поведении учащегося вырабатываются нормы и правила, необходимые для жизни в обществе.

Итак, принцип коммуникативного взаимодействия – это организация усвоения знаний и формирования необходимых навыков через комплекс организованных групповых учебно-познавательных действий, связанных с мобилизацией возможностей каждого участника и эффективным их использованием в учебном процессе.

Средством организации данного процесса по-прежнему остаётся сознательное и целенаправленное управление со стороны преподавателя. Залогом успеха при этом является повышение активности и творческих способностей учителя, максимальная мобилизация его личностных и профессиональных возможностей.

                                         Литература

  1. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам, Изд-во МГУ 1986
  2. Клюев Е.В. "Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия", М.: Рипол классик, 2002
  3. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке М.,1975
  4. Педагогика (учебник для вузов). Подласый И.П. М., «Владос» 1999.
  5. Федоровская Е. О., Ляшко Л.Ю.,  Детско-взрослые субъектные сообщества как культурные системы для раскрытия личностного потенциала интеллектуально одарённых детей / «Одаренный ребенок», 2010, №1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика

Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации    процесса физ...

Групповая форма обучения на уроках черчения

В методике преподавания черчения существует большое количество разнообразных графических задач. Но далеко не все из них могут быть использованы для решения группой учащихся.  Да...

Доклад "Индивидуально-групповая форма обучения с использованием ИКТ"

ппрьвлдапзыпоьзщыуопчальпызуворячмиывпдварлыекворьвплджорьыуегуерварвагроолвпрлвншлвеншг...

Организация урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика

Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации    процесса физического восп...

Групповая форма обучения

Материал "Групповая форма обучения" рассчитана на учеников 7-9 классов...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориента...

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...