Организация урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика
методическая разработка по физкультуре на тему

Гуляков Анатолий Елизарович
    Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации    процесса физического воспитания обеспечивает большие возможности для освоения каждым ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками, интересами       и потребностями, уровнем физического развития и двигательной подготовленности. Повышает активность учащихся  на  уроке  почти  на  100%. 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

   

ПРОЕКТ

ПЕРЕСМОТРА  ЦЕЛЕВЫХ  УСТАНОВОК  И  ЗАДАЧ

ФИЗИЧЕСКОГО    ВОСПИТАНИЯ    УЧАЩИХСЯ   В

МОУ «СОШ № 12» С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

АНГЛИЙСКОГО   ЯЗЫКА»   ГОРОДА   ЧИСТОПОЛЯ

 «Организации урока физической культуры

по групповой форме обучения с учетом

приоритетов личности ученика»

         Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации    процесса физического воспитания обеспечивает большие возможности для освоения каждым ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками, интересами       и потребностями, уровнем физического развития и двигательной подготовленности. Повышает активность учащихся  на  уроке  почти  на  100%.

Организации урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика

        Актуальность темы: Ученые и практики в последние годы отмечают тревожную тенденцию снижения активности школьников на уроках физической культуры, а так же значительное ухудшение здоровья населения, особенно подростков 14-17 лет. Этому «помогают» социально – экономическая ситуация, сложная экологическая обстановка и особенно – прогрессирующее распространение курения, наркомании, употребление алкоголя под влиянием мощного потока рекламы и растлевающей информации от печатной  и прочей продукции средств массовой информации. На заседании Госсовета  29 августа  2007 года президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев вынужден был констатировать, что, по официальным данным, «в 1-м классе нездоровыми считаются 19% детей, а  в  11-м  классе  здоровыми  считаются  20%».      

        Сегодня, в период школьной реформы, одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является поиск эффективных средств, методов и форм занятий, способствующих ускоренному развитию двигательных функций детей, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими  упражнениями.

        Учителю физической культуры, делающему все для активизации двигательной деятельности  учащихся, совершенно небезразлично, с удовольствием ли работает ученик, захвачен ли каждый школьник процессом  обучения,  или  учение  оставляет  его  равнодушным. 

Какое же состояние преподавания физической культуры в нашей школе?

        Нами проведены исследования и наблюдения за активностью учащихся на уроках физической культуры.

Результаты исследования показали:

  1. 16% учащихся проявляют активность на уроке и усваивают учебный материал;
  2. 58%  слабоактивные, не усваивают материал;
  3. 26% неактивные (освобожденные и протестующие, которым  не нравится  какой – то раздел учебной программы).

        В итоге 84% учащихся не проявляют интерес к урокам физической культуры,  так как учитель предлагает  упражнения  по разделу  учебной  программы, которые им не нравятся, и работают на уроке без желания, против своей воли, вследствие чего уроки неэффективны и мало результативны. Начиная с 5-ого класса, ежегодно растет процент слабоактивных  и  неактивных  детей  на  занятиях.

       Мы учителя физической культуры, задались вопросом: «Как улучшить состояние преподавания уроков физической культуры? Как поднять активность учащихся на уроке и качество усвоения учебного материала?» Для решения этих вопросов решили пересмотреть цели и задач физического воспитания в своей школе.

       Пересмотр целевых установок и задач физического воспитания учащихся в МОУ СОШ №12.  

       Развитие физической культуры видится на путях переосмысления ее                                                                                             сущности, цели, содержания и организации. Центральной идеей развития физической культуры в МОУ СОШ №12 является перевод ее от акцента на физическую подготовку, телесное развитие к формированию культуры здоровья, воспитанию здорового образа жизни средствами и методами физической культуры. Основное средство достижения этой цели – овладение учащимися основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умение осуществлять собственную двигательную, физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность. При этом наряду с решением традиционных задач по формированию знаний, двигательных умений и навыков, развитием кондиций        и координационных способностей, укреплением здоровья, несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций.   А также физического и духовного развития личности, здорового образа жизни, формированию потребностей и мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формированием гуманизма, радости и опыта общения, развитию волевых и нравственных качеств.

       Основные идеи и принципы развития физической культуры в МОУ    СОШ №12.

       Развитие системы физической культуры можно лишь на пути перехода ее к развивающей и развивающейся, открыто демократичной, многообразной, гуманистической физической культуре, в которой высшей ценностью является ученик с его индивидуальными особенностями. В основе принципов развития физической культуры лежат идеи развития, личностного и деятельностного подходов оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных психопедагогических и психофизиологических теорий обучения, воспитания и развития личности. Они снимают многие из наболевших проблем физического воспитания, в частности новаторства, создают динамизм и многовариативность педагогического процесса.

       Гарантией необратимости развития физического воспитания является ее демократизация, проявляющаяся в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, раскрытия их многообразия, вариативности. Это изменение сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству.         

       В педагогическом процессе демократизация выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей. Педагогический процесс строится на основе использования широких и гибких методов средств обучения, для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей.

                                      Вариативный компонент.

        В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели,  включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования:

       Сочетание базовой и вариативной частей содержания физического воспитания позволит снять существующее противоречие общества и индивида, повысить  значение  физической  культуры в  воспитании   привычек   здорового

образа жизни и более полно удовлетворит потребности в самопознании и самосовершенствовании.

        Одним из основных противоречий современной педагогики, в том  числе и методике физического воспитания школьников, является несоответствие классной формы организации обучения современным требованиям к его качеству и эффективности. Суть этого противоречия состоит не только в формальном объединении в один коллектив разных по уровню знаний, подготовленности, общим интеллектуальным и физическим способностям по уровню ментальной       и психологической зрелости детей, сколько в несоответствии такой формы декларируемым приоритетам личности ребенка, его мотиваций, интересов, индивидуальных особенностей самого разного порядка. Наконец, его права на самореализацию в том, к чему у него есть и задатки , и способности, и наибольшие шансы на успех.        

       В МОУ СОШ №12 нужно создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в школе. Очень многие знают о том, как это делать, но существующая классная форма занятий изначально «загоняет» детей в «прокрустово ложе» одной для всех программы, одних для всех нормативов и одного для многих результата – всех всему научили понемногу, все что – нибудь

и как – нибудь знают и умеют        .

        Сущность организации спортивно-ориентированной версии физического воспитания детей и подростков, прежде всего в том, чтобы создать условия для преодоления этого противоречия. Предложить такую новую форму организации физического воспитания учащихся СОШ №12, при которой  был бы, возможен недифференцированный подход к освоению учащимися физической культуры и вместе с тем открывалась бы, реальная перспектива их эффективного физического совершенствования в согласии с индивидуальными потребностями и уровнем притязаний каждого ученика. 

       В связи с этим можно сформулировать первый принцип организации работы по программе  «Концепция развития физического воспитания и спорта» -  форма организации процесса физического воспитания учащихся должна обеспечивать, как можно большие возможности для освоения каждым ценностей  физической  культуры  и  спорта  в  соответствии  с его задатками, способностями, личностными установками и потребностями, интересами, уровнем физического развития и подготовленности………………( код на полную работу, спросить у автора)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма обучения на уроках черчения

В методике преподавания черчения существует большое количество разнообразных графических задач. Но далеко не все из них могут быть использованы для решения группой учащихся.  Да...

Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования

-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства- Внедрение разных способов  деления учащихся на группы.- Формирование  опыта организации совмес...

Организация урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика

Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации    процесса физического восп...

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

В данной статье раскрывается суть применения коллективного способа обучения на уроках химии, как средство развития личностных качеств обучающихся....

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Цель работы - показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использованияна уроках истории на основе собственного опыта....

Интерактивность и групповые формы обучения на уроке английского языка в начальной школе

В статье рассматривается значимость интерактивных форм обучения иностранным языкам на начальном этапе. Групповые интерактивные методы и приемы обучения позволяют достигать не только предметного резуль...