Групповая форма обучения на уроках черчения
статья по технологии (8 класс) на тему

 

 

 

В методике преподавания черчения существует большое количество разнообразных графических задач. Но далеко не все из них могут быть использованы для решения группой учащихся.  Данная статья раскрывает применение групповой формы обучения на уроках черчения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 006_1.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая форма обучения

на уроках черчения

   Эффективность групповых форм работы во многом зависит от состава группы и содержания предлагаемых задач. На уроках черчения чаще применяется группа из двух сидящих за одной партой учащихся. Психологи иногда называют такие пары диадами. Работа в группе может влиять по-разному: при отрицательном отношении друг к другу общение влияет негативно. Учащиеся в таких парах не решают задачи, а выясняют межличностные отношения. Организация пар  с учетом желания школьников также не эффективна. Многие созданные пары не способны решить задачу, потому что оба  партнера находятся на низком уровне  знаний или пассивны по натуре.

   Определенных успехов достигают пары учащихся, объединенные по схеме «руководство – исполнение». Если пару составляют два сильных ученика или одинаковые по уровню знаний и умений, то реальным становится  индивидуальное решение задачи. Тогда каждый стремится к верному конечному результату и лишь в отдельных случаях появляется совместное решение.

   Специальные исследования, проведенные психологами, утверждают, что при решении графических задач преимущество по сравнению с диадами имеют группы с большим количеством учеников. На уроках черчения оптимальной является группа, объединяющая четырех учащихся с двух рядом расположенных карт. В классе может быть организовано 7-8 таких групп. При этом возникает повышенный шумовой фон – следствие начинающихся дискуссий. Этот фактор часто сдерживает учителя от применения подобной формы обучения. Однако совместная мыслительная деятельность более продуктивна, чем индивидуальная. И наш опыт работы показал, что при  проведении серии уроков с групповой формой обучения шумовой фон в классе становится минимальным.

   В методике преподавания черчения  существует большое количество разнообразных графических задач. Но далеко не все из них могут быть использованы для решения группой учащихся. По мнению Н.П. Щербо, совместное решение возможно только для задач, требующих выработки общего внимания, логического рассуждения, столкновения разных точек зрения и т.п.

   Как показали специальные исследования, наиболее оптимальными для группового  решения можно считать задачи на сложные пространственные преобразования положения  и формы предмета, задачи «с неполными данными», с элементами формообразования, моделирования и конструирования. Все они могут иметь несколько правильных решений требующие  развернутых логических рассуждений. Такие задачи активизируют знания школьников, предусматривают использование графических умений в новых условиях, способствуют нахождению неизвестной еще информации и способов решения. Часто учащемуся предлагается уже  знакомый предмет, но его следует рассмотреть с иной точки зрения, обратить внимание на ранее не подмеченные свойства и качества. Многовариантные задачи проблемного характера развивают у школьников творческие способности и активизируют их познавательную деятельность.

   Приведем примеры задач, которые можно решать с использованием групповой формы обучения. На рис. 1 дано графическое условие задачи с неполными данными. Два вида детали полного представления об ее форме. Без указания размеров, знаков диаметра и квадрата нельзя определить внешнюю и внутреннюю форму детали. В результате группового общения и совместного анализа заданной формы детали учащиеся самостоятельно определяют те геометрические тела, для представления которых обязательно нужен вид сверху, а третье изображение – вид сбоку – становиться лишним . Проверяя подобные работы, следует иметь в виду, что учащиеся преимущественно используют такие геометрические тела, учитываются и используются различные учебные программы для персональных ЭВМ, например по специальностям машиностроительного профиля, автоделу и др.  В учебные планы и программы введены разделы, связанные с изучением основ программирования для управления станками  с ЧПУ, автоматизированными линиями, использованием стандартных баз для данных ЭВМ, хранящих всю информацию об учащихся комбината.

   Все это дает возможность непосредственно на практике знакомить учащихся со спецификой современного производства, такими понятиями, как хозрасчет, бригадный подряд, самофинансирование формирует стойкие профессиональные интересы и навыки.

Средняя общеобразовательная школа №17

 с углубленным изучением отдельных предметов

Доклад на тему:

«Групповая форма обучения на уроках черчения»

                                                                          Подготовила

                                                                                  учитель черчения

                                                                              Сарайкина О.В.

г. Рузаевка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика

Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации    процесса физ...

Организация урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика

Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации    процесса физического восп...

Дифференцированное обучения при групповой форме работы на уроке географии.

В статье, автор рассказывает  об использовании им  дифференцированного подхода при групповой форме работы на уроке географии.  ...

Методические рекомендации. Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии

Методические рекомендации по применению групповой формы работы на уроках теоретического обучения как средство повывшения результативности обучения на уроках технологии...

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка...

Интерактивность и групповые формы обучения на уроке английского языка в начальной школе

В статье рассматривается значимость интерактивных форм обучения иностранным языкам на начальном этапе. Групповые интерактивные методы и приемы обучения позволяют достигать не только предметного резуль...