ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
опыты и эксперименты по истории (10 класс) на тему

Скорик Марина Ивановна

Цель работы - показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использованияна уроках истории на основе собственного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Из опыта работы

Опыт представлен Скорик М.И., учителем истории МАНОУ «Шуховский лицей» г. Белгорода.  Он апробирован на учащихся средних и старших классов в городских учебных заведениях.

         Современное общество требует от образования не только образованного и грамотного специалиста, но и специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде.

Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.

Такими формами взаимодействия являются и интерактивные методы обучения, и проектное обучение, и технология коллективного взаимодействия, и КТД, т.е. групповые формы работы. Эти формы работы подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся активно взаимодействуют.

Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории  на основе собственного опыта и  имеющихся методических материалов как способ познавательной активности учащихся на уроках истории.

Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности. А это же является одним из требований ФГОС и ИКТ.

Конечно, не мы являемся авторами данной формы работы. Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит  разработали программу технологии критического мышления. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского. В работах Л.С. Рубинштейна, Ш.А.Амоношвилли, Х.Лийметса, Я.Коменского лежит принцип  не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения, что и подразумевает групповая форма обучения.

Но новизна нашего опыта заключается в применении различных комбинаций в известном всем приеме, которые вы и увидите в практической части нашего опыта.

Особенно данный прием успешно показал себя на уроках обобщения и закрепления.

  Использование групповых форм обучения имеет  ряд преимуществ:

Прежде всего, такой прием  максимально развивает индивидуальные способности каждого и различные умения:

  • коммуникативные  навыки (вопрос, ответ, возражение, реплика, протест, выступление, диалог, умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать)
  • познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать).

Кроме этого, именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.

(Практическая часть)

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп.

В расчет нужно брать два признака:

  1. Уровень учебных успехов учащихся.
  2. Характер межличностных отношений.

             Исследования показали, что группа из 4-х человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из 8-ми человек и более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается смой оптимальной группа из 5-ти человек. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно —  и результативность.

 Перед формированием групп можно обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?» Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения воспитательных задач.       

Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия сводятся к следующему:

  • Объяснение цели предстоящей работы.
  • Разбивка учащихся на группы.
  • Раздача заданий для групп.
  • Контроль за ходом групповой работы.
  • Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
  • После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

     Групповые формы работы ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания:
  • постановка проблемной ситуации;
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача дидактического материала по группам.
  1. Групповая работа:
  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
  • подведение итогов группового задания.
  1. Заключительная часть:
  • сообщение о результатах работы в группах;
  • анализ проблемной ситуации, рефлексия;
  • общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

 Разновидности групповых технологий: 

  • Групповой опрос
  • Общественный смотр знаний
  • Учебная встреча
  • Диспут
  • Нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок). 

Оценка работы происходит следующим образом: В подготовленном заранее листе, где указаны фамилии участников групповой деятельности, выставляются баллы по каждому направлению. Затем они суммируются, выявляется команда- победитель. Учащиеся получают положительные оценки так же за правильные ответы независимо от занятого места команды.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.

СЛАЙДЫ

1 слайд – ФИО, школа, учащиеся,

2 слайд – название темы

3 слайд – цель:  развитие  познавательной и коммуникативной активности учащихся

4 слайд –актуальность: требования информационного общества,  ФГОС и ИКТ.  Новизна - применение различных комбинаций   приеме групповой деятельности

5 слайд –методология,  основа:   Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит – авторы программы технологии критического мышления.

 Л.С. Выготский - технологии формирования критического мышления через чтение и письмо.  Рубинштейн, Амоношвилли, Лийметс - принцип  конструирования своего собственного знания.

6 слайд –рефлексия:  : оценка – взаимооценка – самооценка.

                                          я-мы-дело –    0_________10  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная активность на уроках истории.

Данная тема опыта конечно не нова, но может быть кто-то возмёт что-нибудь на вооружение....

Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся

Статья содержит материал о видах и роли интерактивных форм обучения на уроках биологии....

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории...